Книга

2. Эпилог

Эпилог структурирует остаточность, но и сам является полноценной главой:

«Мне осталось сказать только несколько слов о себе самом — и о том, что случилось с нашим миром. Заодно объясню, почему в самом начале этих, как выражается креативный доводчик, безыскусных записок я назвал их историей мести. Но все по порядку». (В.Пелевин. S.N.U.F.F. ) И далее: «Все, времени больше нет. Я прощаюсь. Маниту, надеюсь, я сделал свою работу хорошо».

Два типа финалов- открытый и закрытый – подразумевают и два аналогичных типа эпилогов, что не всегда совпадает. «Ревизор» Гоголя имеет открытый финал – мы не знаем, кто вызвал Городничего – другой ревизор или Хлестаков, сядет он или не сядет за свои прегрешения. А далее немая сцена – это внесюжетный элемент, драматическое отступление. Это открытый финал. Как и в «Евгении Онегине» Пушкина.

Эпилоги «Преступления и наказания», «Войны и мира» - открытые, хотя мы понимаем, что дальше просто неинтересно: Пьер никогда не осуществит первоначальную задумку автора стать декабристом (он будет остановлен Ростовым, даже если авторитет Платона Каратаева померкнет перед идеалами), а Раскольников никогда не станет спасителем человечества, потому что человечество спасти невозможно. То есть завершение здесь менее интересно, чем в «Ревизоре».

Финальная строка М.Митчелл в «Унесенных ветром» стала одной из самых знаменитых открытых концовок романов: «Ведь завтра уже будет другой день». Ради этой строки и стоило писать роман. Поэтому она закрывает роман, финал закрытый.

Закрытым финалом могут быть любые философские рассуждения о жизни и смерти, особенно о смерти, как, например, у Андрея Платонова: «Как жалобно было сжато ее лицо в тоскливой усталости и глаза были закрыты как добрые, точно в ней, когда она лежала без сознания, покоился древний ангел. Если бы все человечество лежало спящим, то по лицу его нельзя было бы узнать его настоящего характера и можно было бы обмануться».

А вот Чехов не любил эпилогов, он отбрасывал их, как ящерица хвост.

Возможно, по этой же причине Шолохов и не поведал читателю, выживет ли Григорий Мелехов в годину сталинских репрессий. Впрочем, открытый финал – это всегда надежда. Мы надеемся, что он выживет, также мы надеемся, что Татьяна и Онегин будут вместе, и она перестанет, наконец, обманывать мужа. Мы верим, что у Пьера все будет хорошо, и никакая Сибирь ему не грози. И конечно же, верим, что Хлестаков это вызвал городничего, вернулся уже в своей роли сыщика и тайного агента в ту же самую гостиницу и поселился уже наверняка не под лестницей. Вот тут-то действительно чиновники попались с поличным. Мы верим, что Сонечка и Раскольников поженятся и Раскольников перестанет каяться в своей теории, которая вообще и не его, а Гегеля.

Задание1. Сделайте свои эпилоги: напишите, что будет дальше с Безуховым, Раскольниковым, Онегиным, Мелеховым.

Задание 2. В «Анне Карениной» нет слова «Эпилог», однако, эпилог там все же есть. Как вы думаете, где и чем заканчивается сюжет, и где уже начинается эпилог?

Задание 3. Объясните смысл концовки «Анны Карениной» Толстого. Как вы думаете, при чем тут умывальник?

« "Она понимает, -- думал он, -- она знает, о чем я думаю. Сказать ей или нет? Да, я скажу ей". Но в ту минуту, как он хотел начать говорить, она заговорила тоже.

-- Вот что, Костя! Сделай одолжение, -- сказала она, -- поди в угловую и посмотри, как Сергею Ивановичу все устроили. Мне неловко. Поставили ли новый умывальник?

-- Хорошо, я пойду непременно, -- сказал Левин, вставая и целуя ее.

"Нет, не надо говорить, -- подумал он, когда она прошла вперед его. -- Это тайна, для меня одного нужная, важная и невыразимая словами.

Это новое чувство не изменило меня, не осчастливило, не просветило вдруг, как я мечтал, -- так же как и чувство к сыну. Никакого сюрприза тоже не было. А вера -- не вера -- я не знаю, что это такое, -- но чувство это так же незаметно вошло страданиями и твердо засело в душе.

Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, -- но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее -- не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!» (Л.Н.Толстой)

Задание 4. Прокомментируйте эпилог романа «Дубровский» А.С.Пушкина. Как здесь соотносятся главный и второстепенные персонажи? Как вы думаете, это открытый финал или закрытый? Что будет с Дубровским дальше? Он закончит свое образование за границей?

«Последние происшедствия обратили уже не на шутку внимание правительства

на дерзновенные разбои Дубровского. Собраны были сведения о его

местопребывании. Отправлена была рота солдат дабы взять его мертвого или

живого. Поймали несколько человек из его шайки и узнали от них, что уж

Дубровского между ими не было. Несколько дней после ..... он собрал всех

своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и

им переменить образ жизни. - Вы разбогатели под моим начальством, каждый из

вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь

отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в

изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше

ремесло. - После сей речи он оставил их, взяв с собою одного **. Никто не

знал, куда он девался. Сначала сумневались в истине сих показаний -

приверженность разбойников к атаману была известна. Полагали, что они

старались о его спасении. Но последствия их оправдали - грозные посещения,

пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям

узнали, что Дубровский скрылся за границу».

Задание 5. Почему в эпилоге «Недоросля» все персонажи возмущены поведением Митрофанушки, а читатели рады, что он, наконец, понял натуру своей матушки? Охарактеризуйте его поступок с двух сторон. Почему этот эпилог, несмотря на всю непривлекательность действа, внушает нам надежду на возрождение души?

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы

едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой

сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в

обморок.)
Эпиграф к "Смерти поэта" авторства Ротру появился уже после появления первых списков - с подачи Святослава Раевского. Для него оно связалось со стихотворением Лермонтова, и последующие списки были снабжены этим эпиграфом без указания авторства - ведь это всего лишь парафраза. В нем видна перекличка с "Гамлетом" Шекспира, что тем более знаково - Пушкин для Лермонтова - отец в поэзии.

Тень отца Гамлета взывала об отмщении, тень Пушкина - аналогично. В эпиграфе читатели узнают скорее Шекспира, нежели "Венцеслава" Ротру.

В каких произведениях вы еще видели эпиграф без кавычек и указания автора? С чем это было связано?

..Так кто ж ты, наконец? -- Я -- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. "Фауст"

Эпиграф к "Мастеру и Маргарите" Булгакова
В эпиграфе указание на Воланда - мифологическое имя Мефистофеля. Роман так же, как поэма Гете построена, чтобы убедить читателя - люди хуже черта. Маргарита в этом контексте - блудница, а Фауст - мастер.
Расскажите, в чем именно проявляется совершение блага Воландом в романе? К какому произведению отечественной литературы подошел бы еще этот эпиграф?
Юристы, наверно, тоже когда-то были детьми. Чарлз Лэм

Эпиграф к роману Х.Ли "Убить пересмешника".

Эпиграф указывает на то, что будет явлен детский взгляд на правосудие. Вспомните произведения зарубежной литературы, где дается именно детский взгляд на суть вещей.
Подошел бы к ним этот эпиграф?

Тень-тень-потетень

Выше города плетень

С густо-ржавыми крестами,

С густо-ржавыми крестами,

С густо-ржавыми крестами

И поникшими перстами

Куполами набекрень.

Тень!

Тень!

Потетень!

Не ходи-ка ты туда,

Не случилась бы беда -

Ветер встряхивает чудо,

Ветер встряхивает чудо,

Ветер встряхивает чудо,

Это чудо станет грудой

Без особого труда.

Да!

Да!

Без труда!

Чудо морщит ветхий лоб,

Черепицей мажет столб,

И от этих злых лобзаний,

И от этих злых лобзаний,

И от этих злых лобзаний

Столб визжит, и я не знаю

Визга злей чтоб, горше чтоб.

Столб!

Злей!

Чтоб!

С паутиной интерьер

На барокковский манер.

Там, где выкраны иконы,

Там, где выкраны иконы,

Там, где выкраны иконы,

В пазухах, сидят вороны

Черт хозяин там теперь.

Черт!

Хозяин!

Теперь!

А старушки на коленях

Совершают свой обряд.

В день святого воскресенья,

В день святого воскресенья,

В день святого воскресенья

Для духовного спасенья

Хоть снаружи постоят.

Ад!

Ад!

Ад!

Тень-тень-потетень,

Сто тропинок на плетень.

В километре ни избушки,

В километре ни избушки,

В километре ни избушки,

Все с котомками старушки,

Все из разных деревень.

Тень!

Тень!

Потетень!

(Ольга Чернорицкая)
Эпиграф органически включен в стихотворение - собственно, идет рассуждение по его поводу. Он перестает быть "чужим голосом", хотя автор может быть и не согласен с собственным ходом мысли.Эпиграф-загадка стал органической частью стихотворения и рефреном. Отгадка- церковь - подразумевается, не называется. Сам сюжет приобретает форму загадки. Эпиграф определил тему и жанр
Made on
Tilda