Автометафора. Автопсихологизм

Образ автора. Чувства автора.
Автопсихологизм
Опыт авторской саморефлексии, отраженный в образах, сюжете, речи персонажей, комментариях. Основная форма выражения автопсихологизма - внутренний монолог. Автопсихологизм выражается в том, что автор в процессе создания произведения описывает свои собственные чувства, мысли и переживания.
Термин «автопсихологизм» был введён в употребление уже в XX веке исследователем Л. Я. Гинзбург, разбирался автобиографизм в «Детстве, отрочестве, юности» Толстого. И, поскольку сам Лев Николаевич категорически отказывался видеть в Николеньке Иртемьеве самого себя, хотя внутренние диалоги доказывали обратное, то автобиографизм уместнее заменить на автопсихологизм. Но и сам метод Толстого автопсихологичен. Действительно, детали дня детства или юности вспоминались через ощущения и рефлексию. Внутренний монолог по поводу милого Карла Ивановича позволил вспомнить его противную кисточку, шапочку, другие детали, день юности вспоминался через ощущение юности.
Автопсихологизм в каждом произведении нужно найти, вычленить из психологических портретов героев.
Автометафоры - "я- занавес", "я-червь", "я-тигр", "я-облачко" - присутствуют в литературе во все времена с того самого времени, как дикий человек нарисовал на своем лице раскрас тигра. Он - тигр, он видит в себе тигра, его смелость, его отвагу.
Автометафора в широком смысле - это метафора, в которой объект метафорического выражения является самим этим выражением.


Основные черты автопсихологизма

– Субъективность и внутренний монолог
– Протагонист как главный герой и рассказчик истории
– Изображение внутренних переживаний и эмоций
– Использование потока сознания
– Слияние личности автора и персонажа

Рефлексия как основа автопсихологизма
Достоевский представил нам в своем "Дневнике писателя" Герцена как великолепного рефлексера: "Рефлексия, способность сделать сделать из самого глубокого своего чувства объект, поставить его перед собою, поклониться ему и сейчас же, пожалуй, и насмеяться над ним, была в нем развита в высшей степени. Без сомнения, это был человек необыкновенный; но чем бы он ни был — писал ли свои записки, издавал ли журнал с Прудоном, выходил ли в Париже на баррикады (что так комически описал в своих записках); страдал ли, радовался ли, сомневался ли; посылал ли в Россию в шестьдесят третьем году, в угоду полякам, свое воззвание к русским революционерам, а то же время не веря полякам и зная, что они его обманули, зная, что своим воззванием он губит сотни этих несчастных молодых людей; с наивностью ли неслыханною признавался в этом сам в одной из позднейших статей своих, даже и не подозревая, в каком свете сам себя выставляет таким признанием, — всегда, везде и во всю свою жизнь он прежде всего был gentilhomme russe et citoyen du monde, попросту продукт прежнего крепостничества, которое он ненавидел и из которого произошел, не по отцу только, а именно чрез разрыв с родной землей и с ее идеалами".
То есть Герцен автопсихологичен, он Гамлет, которого можно противопоставить Дон Кихоту. И да, Достоевский противопоставляет Герцена восторженному Белинскому.
Задание 1. Докажите автопсихологизм автора - через встречу со своими тремя сущностями - зверями. Сумрачный лес- безвременье в жизни, и средние века как сумрак, предшествующий Возрождению. Где в литературе вы еще встречали подобные аллегории? Можно ли говорить в этих произведениях об автопсихологизме?


22 И словно тот, кто, тяжело дыша,
На берег выйдя из пучины пенной,
Глядит назад, где волны бьют, страша,

25 Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.

28 Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.

31 И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

34 Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.

37 Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

40 Божественная двинула Любовь.
Доверясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь

43 При виде зверя с шерстью прихотливой;
Но, ужасом опять его стесня,
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

46 Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.

49 И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.

52 Меня сковал такой тяжелый гнет,
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.

55 И как скупец, копивший клад за кладом,
Когда приблизится пора утрат,
Скорбит и плачет по былым отрадам,

58 Так был и я смятением объят,
За шагом шаг волчицей неуемной
Туда теснимый, где лучи молчат.

61 Пока к долине я свергался темной,
Какой-то муж явился предо мной,
От долгого безмолвья словно томный.

64 Его узрев среди пустыни той:
"Спаси, - воззвал я голосом унылым, -
Будь призрак ты, будь человек живой!"

67 Он отвечал: "Не человек; я был им;
Я от ломбардцев низвожу мой род,
И Мантуя была их краем милым.

70 Рожден sub Julio, хоть в поздний год,
Я в Риме жил под Августовой сенью,
Когда еще кумиры чтил народ.

73 Я был поэт и вверил песнопенью,
Как сын Анхиза отплыл на закат
От гордой Трои, преданной сожженью.

76 Но что же к муке ты спешишь назад?
Что не восходишь к выси озаренной,
Началу и причине всех отрад?"

79 "Так ты Вергилий, ты родник бездонный,
Откуда песни миру потекли? -
Ответил я, склоняя лик смущенный. -

82 О честь и светоч всех певцов земли,
Уважь любовь и труд неутомимый,
Что в свиток твой мне вникнуть помогли!

85 Ты мой учитель, мой пример любимый;
Лишь ты один в наследье мне вручил
Прекрасный слог, везде превозносимый.

88 Смотри, как этот зверь меня стеснил!
О вещий муж, приди мне на подмогу,
Я трепещу до сокровенных жил!"

91 "Ты должен выбрать новую дорогу, -
Он отвечал мне, увидав мой страх, -
И к дикому не возвращаться логу;

94 Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях;

97 Она такая лютая и злая,
Что ненасытно будет голодна,
Вслед за едой еще сильней алкая.

100 Со всяческою тварью случена,
Она премногих соблазнит, но славный
Нагрянет Пес, и кончится она.

103 Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и мудрость он вкусит,
Меж войлоком и войлоком державный.

106 Италии он будет верный щит,
Той, для которой умерла Камилла,
И Эвриал, и Турн, и Нис убит.

109 Свой бег волчица где бы ни стремила,
Ее, нагнав, он заточит в Аду,
Откуда зависть хищницу взманила.

112 И я тебе скажу в свою чреду:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,

(Данте. Божественная комедия)
Я — композитор: под шум колес
Железнодорожных
То Григ, то Верди, то Берлиоз...
(И.Северянин)

Задание 2. Найдите в отечественной и зарубежной литературе аналог данной автометафоры. Кто из поэтов переносит старые формы искусства в новую, прогрессивную реальность?
Томас Венцлова в книге "Собеседники на пиру" дает анализ стихотворения Некрасова "Утренняя прогулка" - дотошно и последовательно. История и теория. Но где там Некрасов, то, что он назвал бы адекватным себе? Старуха? Ее спутник? бедный Макар? А ведь это стихия воды - Некрасов. Наводнение - его автометафора, огонь - автометафора. Из огня прямо в воду - за что? за что бьет бедного Макара "рука-то господня"? За бездарные стишки, в которых он "начальство свое поздравлял". Рука Некрасова бьет этого бедного чиновника. Уже хотя бы потому, что его-то хоронит старушонка, а "великие силы" - Белинский, лежит там, где "ни плиты, ни креста".
Найти автометафору- значит разгадать авторскую позицию. В этом плане исторический подход недостаточен.

Перенос свойств предмета на лирического героя с целью самоидентификации называется автометафорой. Она возникает на перекрестке метафоры и метаморфозы. Автометафора- материализация возможности встречи автора с самим собой. Предельные результаты саморефлексии, складывающиеся в отдельный образ. Автометафора сродни таким понятиям как автобиографичность и автопсихологизм. Автобиографизм – внешнее, автопсихологизм- внутреннее. Страдания, огорчения, чувство противоречия и смирение у Мцыри – автопсихологизм, то же самое было и в душе Лермонтова. Автобиографизм – путешествие Лермонтова по военно-грузинской дороге, природа, упущен, но подразумевается разговор со старцем.
Один из способов выражения автометафоры - почтовый адрес, некая Почтамтская улица, где жил Гоголь. Указание на адресата письма Хлестакова.

Задание 1. Разделите в «Герое нашего времени» автопсихологизм и автобиографизм? Не напрямую ли связано чувство противоречия героя и автора?
Однако есть существенное отличие в степени применения. Автопсихологизм – явление универсальное, бессознательное, пронизывающее все творчество, автобиографизм- явление сознательное – автор в сюжет вставляет знакомые ему самому ситуации. Что касается автометафоры, то она иногда плод многих и многих лет постоянной саморефлексии писателя. Кто есть я? Что есть я? Облако или колодец? А может быть, занавес? Через что выражаюсь я весь, или хотя бы более-менее полно? Найдя свою автометафору, писатель может скрыть ее или выставить на всеобщее обозрение, и задача исследователя – найти ее.

Автометафора Базарова «нигилист» так и не стала метаморфозой, он не вышел за пределы своего социального слоя – лекарей, ученых-естествоиспытателей, для которых клятва Гиппократа, нравственность и наука всегда будут на первом месте, а ярлыки , в том числе ярлык «нигилиста» так и останутся автометафорой без реального перевоплощения в представителя творческой богемы, не чтящего никаких авторитетов.
Увлечение художников Серебряного века теорией относительности и психологическими опытами Пьера Жане по различению волевых и автоматических действий, обоснование им феномена диссоциации породило массу субъективистских толкований в применении теории к искусству, живописи, литературе. Начались поиски подсознательного. К. С. Малевич искал границы между Я и не-Я: «Трудно и даже невозможно определить мое начало как субъекта, где я начинаюсь и кончаюсь, где те границы, которые оформили бы меня». Но та же самая трудность была и в двумя веками раньше, если не сказать, что она стара, как мир. Черный квадрат – автометафора. Его в природе не существует, как и прямых линий – это выражение, так и чисто черного цвета. У него есть углы, которые могут говорить о твердом характере, прямолинейности, довольно серьезный, но простой. Черный – закрытость, мрачность взгляда на мир. Ограниченность, плоскость мышления автора, - как сказали бы придирчивые критики. Нежелание реализма.
Упырь, мертвец — это автометафора авторов-постмодернистов, каждый в душе умершего века умерший потребитель: вечный, зло, с которым мир вынужден мириться, он ничего не производит, без фантазии и, собственно, мозга. Действительно, вампир, который только сосет чужую кровь, жизнь, молодость, деньги, упырь, мертвяк, квази, начиная с «Ночного дозора» Сергея Лукьяненко и заканчивая "Кваzи" стал культовым героем прозы. Бред Питт с Томом Крузом в «Интервью с вампиром», Пелевин со своими мертвяками-лисами, чекистами и масонами. Создастся ли «Священной книги оборотня» Пелевина секта, как от "Льда" Сорокина. Вот почему современная литература так не нравится читателям с «пылающей грудью» и так нравится мертвому в душе своей современному буржуазному читателю. Но вот это автометафора или автоирония? Скорее всего, автометафора: оборотень чует запахи, недоступные человеку – это писатель, видящий то, чего не видят другие.
А вот автоирония всегда горька: «Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся» (М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.)
То сравнение, в котором есть элемент Я, называется автометафорой. Иногда он скрыт глубоко, но в рамках мифологии мы можем понять, что автор скрыт в одном из старинных библейских образов.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
(И.Бунин)

Итак, мы видим котомку и чужбину, вспоминаем из Библии … кого?

Одна мне осталась надежда:
Смотреться в колодезь двора.
Светает. Белеет одежда
В рассеянном свете утра.

Я слышу — старинные речи
Проснулись глубо́ко на дне.
Вон теплятся жёлтые свечи,
Забытые в чьём-то окне.

Голодная кошка прижалась
У жолоба утренних крыш.
Заплакать — одно мне осталось,
И слушать, как мирно ты спишь.

Ты спишь, а на улице тихо,
И я умираю с тоски,
И злое, голодное Лихо
Упорно стучится в виски…

Эй, малый, взгляни мне в оконце!..
Да нет, не заглянешь — пройдёшь…
Совсем я на зимнее солнце,
На глупое солнце похож.
(А.Блок ОКНА ВО ДВОР)


Задание 1. Найдите в оде Державина «Бог» автометафоры. Если Малевич квадрат, то Державин другая геометрическая фигура, а именно ….
Можно ли все эти автометафоры назвать метаморфозами? А если идти от предиката к субъекту?

Ты есть!- природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твое.

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

В некоторых случаях единый образ пронизывает все стихотворение как саморефлексия. Так у Пастернака в стихотворении «Июль» домовой и июль определяют самого поэта в мире, где он противопоставляется Маяковскому-солнцу, Бальмонту-солнцу и облачку. Пастернак – ветер, он «врывается некстати» в мир светил поэзии. Он аромат.
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
(Б.Пастернак)

Задание 2. Какие свойства поэзии футуризма можно обнаружить в автометафоре Пастернака? Какие свойства поэзии символизма можно обнаружить в автометафоре Бальмонта?
Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!
(К.Бальмонт)
Понятно, что облачко- больше автоирония, чем автометафора. Бальмонт разозлился на критиков, которые требовали расшифровать его стихи или вовсе находили их бессмысленными.
А вот автометафора:
В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,
Упала капля — не дождевая, упала капля ночной звезды.

Она летела стезей падучей и догорела почти дотла,
И только искра, и только капля одна сияла, еще светла.

Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,
Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток
стены лесной.

Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,
И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый цветами сад.

В колодец мертвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,
Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле — звено.

Когда усталый придешь случайно к тому колодцу в полночный час,
Воды там много, в колодце — влага, и в сердце — песня, в душе — рассказ.

Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнет рассвет,
Колодец меркнет, и лишь по краю — росистой влаги белеет след.

А вот колодец- автометафора. Докажите это.
Задание 3. Напишите сочинение на тему: «Почему автометафора при переходе в метаморфозу губительна? Используйте автометафоры персонажей, например, Р.Раскольникова «тварь дрожащая» и «право имею», Кутейкина «Аз есмь червь». Как Порфирий Петрович воспринял автометафору «право имею» и почему в его трактовке она выглядит ужасающей? Как Сонечка сделала метаморфозой гневные слова Катерины Ивановны о своем теле?
Задание 5. В чем суть автометафоры в стихотворении «Занавес» М.Цветаевой? Как в рамках автопсихологизма работает ощущение собеседника? Как здесь происходит работа на открытости к другому, включающей анализ типов самоидентификации? Каков тип самоидентификации у собеседника – Пастернака – замечен Цветаевой, и как он выражается в его творчестве? В чем здесь, по-вашему, проявляются отношения Цветаевой и Пастернака? Какого рода спектакль вы бы поставили в такого рода театре? Все пришли ради сцены- Пастернака, а вот поэзию Цветаевой – лишь в минуты катарсиса. Основного участия в действии она не принимает.
Водопадами занавеса, как пеной —
Хвоей — пламенем — прошумя.
Нету тайны у занавеса от сцены:
(Сцена — ты, занавес — я).

Сновиденными зарослями (в высоком
Зале — оторопь разлилась)
Я скрываю героя в борьбе с Pоком,
Место действия — и — час.

Водопадными радугами, обвалом
Лавра (вверился же! знал!)
Я тебя загораживаю от зала,
(Завораживаю — зал!)

Тайна занавеса! Сновиденным лесом
Сонных снадобий, трав, зёрн…
(За уже содрогающейся завесой
Ход трагедии — как — шторм!)

Ложи, в слезы! В набат, ярус!
Срок, исполнься! Герой, будь!
Ходит занавес — как — парус,
Ходит занавес — как — грудь.

Из последнего сердца тебя, о недра,
Загораживаю. — Взрыв!
Над ужа — ленною — Федрой
Взвился занавес — как — гриф.

Нате! Рвите! Глядите! Течет, не так ли?
Заготавливайте — чан!
Я державную рану отдам до капли!
(Зритель бел, занавес рдян).

И тогда, сострадательным покрывалом
Долу, знаменем прошумя.
Нету тайны у занавеса — от зала.
(Зала — жизнь, занавес — я).

Задание 6. Прочитайте отрывок из анализа этого стихотворения, данного Томасом Венцлова. Как вы думаете, почему для анализа необходима эта биографическая справка с комментарием ученого?
«Здесь мы не можем подробно анализировать историю отношений Цветаевой и Пастернака, тем более что они, как почти все в жизни Цветаевой, не укладываются в понятие «отношений». 9 марта 1923 года Цветаева, находясь в Чехии, узнала, что Пастернак решил вернуться из Германии в Россию (он уехал через девять дней; см. Майяк, 1981, с. 107). Она немедленно послала ему письмо со словами: «Предстоит огромная бессонница, Весны и Лета… <…> (Дело не в том, что Вы там, а я — здесь, дело в том, что Вы будете там, что я никогда не буду знать, есть Вы или нет)» (цит. по: Цветаева, 1972, с. 285 — письмо от 9 марта 1923 года). Отъезд в Россию тогда казался Цветаевой — да и был — событием более таинственным и непредсказуемым по своему результату, чем уход в мир иной. Когда умер Рильке, Цветаева точно знала, что он там — и при этом несомненно есть. О Пастернаке она этого знать не могла. Единственное, что она могла, — заставить его быть в своих стихах: тут она считала себя равной Господу Богу.
«Огромная бессонница Весны и Лета» дала такие стихи, как «Провода» (17 марта — 11 апреля), «Поэт» (18–22 апреля), «Расщелина» (17 июня), «На назначенное свиданье» (18 июня), «Строительница струн» (30 июня), «Сахара» (3 июля), «Рельсы» (10 июля), «Брат» (13 июля). В этот круг несомненно входит и «Занавес». Только с 14 июля является новый адресат — Александр Бахрах: ему посвящен «Час души» и другие стихи позднего лета. Осенью его заменяет Константин Родзевич — адресат «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца» (см.: Разумовская, 1983, с. 195–203). Точнее следовало бы сказать: конкретный адресат перестает совпадать с истинным адресатом. Истинным надолго или навсегда остается Пастернак. «Борис Пастернак для меня — святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, то, что будет…» — пишет Цветаева Бахраху (цит. по: Бахрах, 1961, с. 338 — письмо от 4 октября 1923 года). Стоит обратить внимание на слова, которые она подчеркнула. В этом предлоге и глаголе — в этой цветаевской определенности / неопределенности пространства и времени повторена вся лирическая тема «Занавеса».
Фраза Цветаевой звучит, как и многие ее фразы, романтично, слегка театрально. В этом нет ничего удивительного, так как ее модель мира нередко совпадает с моделью романтического театра». («Собеседники на пиру»)
Возникает вопрос: если Цветаева так динамична, а Пастернак так статичен, то комплементарно ли стихотворение? Пастернаку, который чувствует себя ветром…


Задание 7. Проанализируйте стихотворение М.Цветаевой с точки зрения автометафоры «я-пена». Каким поэтам противопоставляет себя лирическая героиня?
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Задание 8. Проанализируйте лирику Лермонтова с точки зрения автометафоры «Я-пророк-нищий». Сравните с мироощущением Л.Толстого (глава «Юродивый» повесть «Детство»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М.Лермонтов. Нищий)
Задание 9. Охарактеризуйте автоиронию Виктора Пелевина в образах «жук» и «вампир» с точки зрения противопоставления либерализму и отождествлением себя с потребителем. Почему он вынужден в наше время не верить в благость прогресса? Почему удобнее быть именно жуком и вампиром? Почему именно от жука или вампира удобнее вести повествование-остранение?
«– Ты действительно думаешь, что человек поднялся в результате эволюции выше
животных?
– Конечно, – ответил я [Рама]. – А разве нет?
– Нет, – сказал он [Энлиль Маратович]. – Он опустился гораздо ниже. Сегодня
только ушедший от дел миллионер может позволить себе образ жизни животного: жить
на природе в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться, есть экологически чистую пищу и при этом вообще никогда ни о чем не волноваться»
Задание 10. Проведите параллель вампир-писатель на детальном уровне. То есть дешифруйте смыслы Пелевина. Что значит «язык», что значит «зависать». Где, как вы думаете. Зависают современные писатели?
1) «ЯЗЫК», ИЛИ МАГИЧЕСКИЙ ЧЕРВЬ.
Вампир по своей природе является двойным существом, подобием всадника, едущего на лошади. В самом Центре его черепа живет так называемый «язык» — древняя сущность высшей природы, находящаяся в симбиозе с его мозгом. Интенция магического червя обычно ощущается нами как наше собственное желание. Но язык — дополнительный мозг, поэтому вампиры намного умнее людей. И оттого намного несчастней. Как говорил «наше все» граф Дракула, «один ум плохо, а два — хуже».

Сравнение с всадником и лошадью очень точное: магический червь переходит из одного человеческого тела в другое и практически бессмертен. Поэтому в некотором смысле бессмертен и вампир — меняются только его человеческие оболочки. Разумеется, если вы работаете такой оболочкой, вам от чужого бессмертия не легче. Хотя определенные загробные преференции у вас все же есть.
Но об этом позже.
2) БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА.
Именно вампиры когда-то открыто управляли людьми под видом эллинских и прочих богов. Потом по ряду обстоятельств мы ушли в тень — но по-прежнему сохраняем власть над миром. По древнему обычаю мы берем себе имена богов, которым поклоняются люди. Но это всего лишь лошадиные клички. Живущие в нас магические черви безымянны.
3) ХАМЛЕТ И ХАЛДЕИ.
Вампиры любят впадать в нирванический ступор, который наступает от прилива крови, когда мы свешиваемся со специальной перекладины головой вниз. Это связано с физиологией магического червя — но мы переживаем происходящее как собственную потребность и отраду.
У нас, конечно, немыслимые преимущества перед людьми. Мы вытирали бы ноги о список «Форбс», будь у нас хоть капля тщеславия. Но его нет — у нас другие потребности. Нам не интересно трахать дорогих проституток на океанских яхтах, занюхивая кокаином запах приближающегося распада. Любой из нас предпочтет провести несколько лишних часов в хамлете (так называется интимное помещение для зависания вниз головой). В этом наше служение, долг — и награда. Да и просто кайф, чего уж там.
Халдеи тоже начинаются на букву «X». Больше никакого отношения к хамлету они не имеют. Это наши человеческие слуги, через которых мы управляем планетой. Можно было бы называть их криптоэлитой — если бы это не было так смешно.
Мне скучно говорить про них слишком много — вы и без меня все про них уже поняли. Да, вы видите их много раз каждый день. Если, конечно, смотрите телевизор.
4) BLOOD LIBEL.
Так называемая «кровавая клевета», или «кровавый навет». Издавна висящее на нас обвинение в страшном грехе — что мы якобы пьем человеческую кровь (вампиры старших поколений не употребляют это слово в устной речи и обыкновенно пользуются термином «красная жидкость», который в последние годы уже несколько устарел и все чаще заменяется аббревиатурой «ДНА» — особенно в Америке). Надо, впрочем, признать, что этот слух распускают не желтые романисты, а мы сами. Более того, все придурковатые фильмы, книги и прочие эмо-франшизы про вампиров финансируем и внедряем тоже мы. Мы сознательно стремимся спрятаться за грубыми мифологемами и примитивной сказочной образностью, в которую не поверит ни один взрослый человек. Это делает нас абсолютно невидимыми для общества. Мы считаем, что будет лучше, если нас ложно обвинят в грубом грехе, чем правдиво изобличат в тонком, о котором я скажу ниже. И потом, красной жидкостью мы тоже пользуемся. Но не в качестве пищи. См. также «Черный Занавес».
(В.Пелевин. Бэтман Аполло)

Задание 10. Найдите в приведенном отрывке саморефлексию Чичикова. Кто на самом деле имеет «бабский» характер? Кто врет всю жизнь? Кто на самом деле живет по наставлениям? Кто на самом деле постоянно думает, «с кем, и как, и сколько нужно говорить»?
«Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка!» — сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. «Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института; что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто: она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из нее всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тетушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность; станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть; всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно; запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету».

Задание 11. В.Г.Белинский хорошо знал М.Ю. Лермонтова и видел, что он не оторвался от своего героя, а, напротив, сделал его очень похожим на самого себя. Таким образом, через героя он осознавал самого себя, видел силы, заложенные в нем, осознавал себя как нечто особенное, не похожее на других и потому отстраненное, одинокое.
Докажите или опровергните суждение Белинского о Печорине.

Таким образом, можно сказать, что автопсихологизм – это способность автора выразить свои мысли и чувства через мысли и чувства героев, это прием перенесения саморефлексии автора на изображаемое. Своеобразная эпистемологическая метафора, когда означаемое – психология автора, означающее – действия и размышления персонажа. Через страдания героя можно проследить сомнения автора в гармонии мира. Ретардация повествования происходит на всех уровнях анализа, который присутствует на протяжении всего повествования, а также динамики самоанализа.
Непрекращающееся движение мысли протекает на всех уровнях повествования и заключается в сути. Основная особенность психологического метода заключается в формировании психологизма о себе. Толстой, Теккерей, Лермонтов… перевернули традиционный метод написания романов своего времени, который был основан на сюжетной линии. Это сформировало фундамент для последующих открытий в области психологического романа.
Добавим, не только романа. Маяковский в своем лиро-эпическом творчестве опирался на прием отождествления себя со своей эпохой – школа Лермонтова. И он герой своего времени, но это уже другое время, не пустыня, а кипящий кубок, время революционных преобразований, индустриальной мощи («Бруклинский мост»), переходящих в мощные преобразования стилистики. «А я обучался азбуке с вывесок, / листая страницы железа и жести» («Люблю»). Он, как древние, как Теккерей и Толстой, ведет беседу с читателем с глазу на глаз. И он – тот трагический демиург-Дионис, которого растерзали вакханки революционного времени.
Задание 12. Найдите в стихах Маяковского очевидные признаки автопсихологизма. На кого из героев других произведений похож его лирический герой?



Задание 13. Обоснуйте высказывание М.Чудаковой о ипостаси Мастера. Почему Булгаков не поблагодарил бы Воланда ни за что содеянное им, ни за какие дары?
"И вот здесь я высказываю такую странную, может быть, для многих мысль, что в романе предложено два равносильных, одновременно существующих прочте­ния образа главного героя. С одной стороны, для нас всех очевидно, что Ма­стер — это альтер эго, второе «я» автора. Но есть эпилог с его сильнейшим ощущением опустелости мира, после того как Мастер покинул Москву. Сидят Иван Понырев и тот несчастный, который был боровом, они каждую весну садятся независимо друг от друга и смотрят на луну. Мы видим Пасху без Вос­кресения. Потрясающе! То есть утрачена параллельность двух временных пла­нов, которая на протяжении всего романа осуществлялась творческой волей автора. Нам предложено второе прочтение, одно из возможных прочтений романа и фигуры Мастера как не узнанного москвичами Второго пришествия. Не только альтер эго автора. Вот это потрясающая мысль, что автор — одна из ипостасей Иешуа".
Задание 14. Проанализируйте «Люблю» Маяковского с точки зрения автопсихологизма. Составьте из этих и других стихов Маяковского его психологический портрет.
Автопсихологизм – исследование самого себя, своей  любви, Маяковский предпринимает в поэме «Люблю», и здесь мы видим перекличку с Лермонтовым. Он делает экскурс в детство и рефлексирует устами дивящегося на мальчишку Солнца:
 «Чуть виден весь-то!
А тоже —
с сердечком.
Старается малым!
Откуда
в этом
в аршине
место —
и мне,
и реке,
и стовёрстым скалам?!»
Ребенок вместил в себя весь мир – почувствовав его сердцем и полюбив его. Здесь утерянный рай, о котором он вздыхает в другом произведении, в «Облаке в штанах»: «Я тоже ангел, я был им». Но, увы, рай этот утерян. И вслед за Лермонтовым, лирический герой склонен более причислять себя силе демонической. Тюрьмой для Люцифера стал метафизический ад, у лирического героя Маяковского – тюрьма земная.
Противопоставляя себя миру изнеженных, он вспоминает свою юность в тюрьме и рефлексирует о иной любви, не такой, как у его ровестников:
Меня вот
любить
учили
в Бутырках.
Что мне тоска о Булонском лесе?!
Что мне вздох от видов на море?!
Я вот
в «Бюро похоронных процессий»
влюбился
в глазок 103 камеры.

Саморефлексия – разговор с самим собой о себе и причинах собственных страданий, поступков. (Тютчев «Коршун», «О, как убийственно мы любим»)
Задание 15: Найдите в других произведениях Тютчева автометафоры и автопсихологизм. Опишите психологический портрет поэта.
Задание 16. Прочитайте стихотворение «Коршун». Как вы думаете, может ли сам Тютчев сказать, что он «прирос к земли»? Где, по-вашему, находится творческая личность – на небе или на земле? Почему оппозиция «небо –земля» здесь можно трактовать как бесконечность и конечность?



Задание 16. Прочитайте стихотворение «Коршун». Как вы думаете, может ли сам Тютчев сказать, что он «прирос к земли»? Где, по-вашему, находится творческая личность – на небе или на земле? Почему оппозиция «небо –земля» здесь можно трактовать как бесконечность и конечность?
Если мы исследуем творчество Тютчева в рамках подражания Гете - его философским миниатюрам, когда субъект деиндивидуализируется в бесконечности повторений, то непременно начинаем с "Коршуна", ибо коршун - это автопортрет и автометафора. Смотрим на портрет Тютчева и видим что-то птичье в его облике. Острый нос, острый подбородок. Типичное раздвоение, Тютчев-дипломат – на земле, Тютчев- поэт – в небе. «Два мощных, два живых крыла»… Одно из них- русского материализма, другое - русский идеализм. Но идеалисты могут и ходить по земле, и парить в небе, тогда как материалистам этого не дано. Отсюда такая ирония:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла -
А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!..
Разговор с самим собой происходит у первой ипостаси – земной. Небесная ипостась невербализована. Осмысляется свободное как выход за пределы конечного и конечное, как имманентно тянущееся за свои пределы.
Задание 2. Прочитайте стихотворение «О, как убийственно мы любим». Найдите аналогии с отношениями Демон-Тамара и Фауст-Маргарита. Составьте небольшой текст-рассуждение о вечности темы страсти и страдания. В чем вы видите признаки разговора с самим собой? Как вы думаете, почему Тютчев избрал именно эту форму?

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Задание 17. Догадайтесь, отношение автора к цирку сходно с отношением к цирку расказчика-фокса? В каких произведениях отечественной и зарубежной литературы автометафоры явлены в виде зоообраза?
Зинин папа взял нам ложу: мне и Зине. Ложа - это такая будка, вроде собачьей, но без крыши. Обита красным вонючим коленкором. Стулья складные и жесткие, потому что цирк походный.
Оркестр ужасный! Я вообще музыки не выношу, особенно граммофона. Но когда один скелет плюет в флейту, а другой, толстяк, стоймя поставил огромную скрипку и ерзает по ней какой-то линейкой, а третий лупит палками по барабану, локтями о медные линейки и ногами в большой пузатый бубен, а четвертая, лиловая курица, разъезжает взад и вперед по пианино и подпрыгивает... О! "Слуга покорный" - как говорит Зинин холостяк дядя, когда ему предлагают жениться.
Клоуны - просто раскрашенные идиоты. Я думаю, что они напрасно притворяются, будто они нарочно идиоты, наверно, такие и есть. Разве станет умный человек подставлять морду под пощечину, кататься по грязным опилкам и мешать служителям убирать ковер? Совсем не смешно. Одно мне понравилось: у того клоуна, у которого сзади было нарисовано на широких штанах солнце, чуб на голове вставал и опускался... Еще ухо, я понимаю, но чуб! Очень интересный номер!
(Саша Черный. Дневник фокса Микки)

Стихотворение написано в юношескую пору поэта, тогда, когда "иду" было неизменно связано с куда-то и за кем-то - и это было привычкой. За Пушкиным, за Лермонтовым, за Блоком, за любимым. Была потребность высказаться и услышать. "Идти за каждым" - автопсихологема с проекцией на будущее. Когда каждый нуждающийся в тебе становится такой же необходимостью, как раньше были те, за кем ты шла. Не видеть земного света - жить в исторический период темноты, когда мир перестал видеть свет. Далее это уже одиночество и рефлексия по поводу луны, которая только делает вид - оптический обман, что идет за каждым. На самом деле она просто делает свой очередной обход вокруг Земли. Она не имеет своего света и кажется в литературе чем-то вторичным, возможно, автор предчувствовал, что основное призвание литературоведение.
Задание. Найдите в литературе этот или другой небесный образ - автометафору. Как он характеризует автора?

Лунный путь
Ольга Чернорицкая
**
Иду давно привычной темнотой,
Иду куда-то просто по привычке.
Луна плетется вечной запятой,
Мирской скобой, белесою кавычкой.
Наверно, с нею мы одних кровей -
Я и она - из тех, кто по дорогам
Идут за каждым - это тяжелей,
Чем ни за кем, и чем навстречу многим.
Иду, не зная, что такое враг,
Поскольку "за" вне этики и права,
Поскольку свет рассеивает мрак,
Неважно, где он: слева или справа.
Иду с тех пор, как желтая скоба
Мне указала истину слеженья:
Иди за каждым, ежели судьба,
Заложница земного притяженья,
Тебя зачем-то делает такой,
Как я, - не видящей земного света,
Венчает с непроглядною тоской
И заслоняет пленкою рассвета,
Зато дает стремление идти
Не выбирая, не давая знака,
И каждый, находящийся в пути,
Да будет ночью заслонен от мрака,
Да будет он под таинством луны
Искать созвучий с а капелла мира
И под тяжелый стон души-струны
Узрит зеркальность в раструбе эфира.
Но в мире есть и тот, кого уж нет…
Ни свет луны, ни стоны, ни моленья
Не воскресят его, и я – поэт,
Не посвящу ему стихотворенья,
И вот иду привычной темнотой,
Иду за каждым просто по привычке.
Луна плетется вечной запятой
Мирской скобой, белесою кавычкой.

Знакомимся также:
    Создайте свою автометафору
    Напишите сочинение в стихотворной или прозаической форме с использованием автометафоры
    звонок репетитору
    Made on
    Tilda