Описание викторины для 5 класса по исследованию хронотопа Пушкина
Викторина для учеников 5-го класса, посвящённая устному народному творчеству и сказкам. Участники смогут проверить свои знания и узнать что-то новое о фольклоре.
Приглашаем 5 класс!
Участвуй в увлекательном литературном квизе! Первый раунд посвящён сказкам. Устное народное творчество – это традиционные рассказы, передаваемые устно, и одним из его ярких примеров являются сказки.
Восстановите пространственные образы:

У ... дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи ...;
Идет ... — песнь заводит,
... — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на ... дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там ... и ... видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На ... песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в ... перед народом
Через ..., через ...
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там ... пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У ... видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
А.Пушкин.

Литературный квиз для 5 класса
Первый раунд: «Ох уж эти сказочки!»
Какое слово является синонимом термину «устное народное творчество»?
а) Мифология
б) Фольклор
в) Эпос
г) Легенда
Как называется разновидность народных сказок, повествующих о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи?
а) Волшебные сказки
б) Бытовые сказки
в) Сказки о животных
г) Легенды
Сколько лет прожил старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?
а) 30 лет и 3 года
б) 40 лет и 3 года
в) 50 лет и 2 года
г) 60 лет и 1 год
Что продавал Дуремар из сказки «Золотой ключик, или Приключение Буратино»?
а) Лимонад
б) Пиявки
в) Игрушки
г) Лекарства
Как звали героя сказочной повести С. Лагерлеф, который совершил чудесное путешествие с дикими гусями?
а) Нильс
б) Карлсон
в) Пеппи
г) Малыш
Второй раунд: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
Художники изображали это время года на холстах, композиторы старались передать его особенность мелодией, а поэты воспевали в своих стихотворениях. Назовите это любимое время года А.С. Пушкина.
а) Зима
б) Весна
в) Лето
г) Осень
Познакомиться с русской народной культурой, традициями, творчеством юному поэту помогла его няня. Именно ей он позже посвятил строки: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!». Как звали няню великого поэта?
а) Арина Родионовна
б) Мария Ивановна
в) Анна Петровна
г) Наталья Николаевна
Сохранились записи семи сказок, сделанные А.С. Пушкиным со слов его няни. Впоследствии на их основе были написаны известные сказки. «У лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт» - начинала свой рассказ няня… В основу какого произведения легла эта сказка?
а) «Сказка о царе Салтане»
б) «Руслан и Людмила»
в) «Сказка о золотом петушке»
г) «У лукоморья»
Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения обучения в какое-либо образовательное учреждение. Как раз в то время в Петербурге было задумано открытие учебного заведения для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей. И вскоре в числе 30 воспитанников Александр был принят в это образовательное учреждение. Где учился А.С. Пушкин?
а) Царскосельский лицей
б) Петербургский университет
в) Московский университет
г) Гимназия
На дуэли, где защищал честь своей жены, поэт был смертельно ранен. Его привезли в квартиру, которую он с семьёй снимал в доме на набережной одного из самых красивых городов России… Назовите город, в котором так трагически оборвалась жизнь нашего героя.
а) Москва
б) Санкт-Петербург
в) Киев
г) Одесса
Третий раунд: «Глазами художника»
Какое произведение проиллюстрировал художник?
а) «Снежная королева»
б) «Бородино»
в) «Ночь перед Рождеством»
г) «Сказка о мертвой царевне…»
д) «Ворона и лисица»
Четвертый раунд: «Теоретики»
Художественное определение – это…?
а) Эпитет
б) Метафора
в) Гипербола
г) Олицетворение
Скрытое сравнение, построенное на сходстве явлений, в котором сравнительные союзы отсутствуют, но подразумеваются, - это…?
а) Эпитет
б) Метафора
в) Гипербола
г) Олицетворение
Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные образы – это…?
а) Эпитет
б) Метафора
в) Гипербола
г) Олицетворение
Противопоставление – это…?
а) Эпитет
б) Метафора
в) Антитеза
Какой образ в стихотворении «Зимняя дорога» символизирует движение времени?
А) Стрелка часовая
Б) Версты полосаты
В) Телега
Г) Ямщик
Какой термин ввел М.М. Бахтин для обозначения взаимосвязи временных и пространственных отношений в литературе?
  • А) Хронотоп
  • Б) Симбиоз
  • В) Континуум
  • Г) Архетип
Образ коня-Пегаса - символа времени и творчества в русской литературе
Исторический контекст
Пегас как мифологический крылатый конь стал популярным литературным образом, символизирующим поэтическое вдохновение и быстрое преодоление пространства путем воображения. В русской литературе этот образ претерпел значительную трансформацию.

Трансформация образа у Вяземского - пегаса убивают:
Беседы сын отважный,
Пегаса коновал,
Еров злодей присяжный
(Вяземский."Спасителя рожденьем")
В поэзии Вяземского образ претерпел существенную деконструкцию:
От аллегорического символа к реальному животному
От высокого образа к приземленной метафоре
От одного Пегаса к множеству “пегасов” в упряжке


Первоначальное значение связывало Пегаса с поэтическим вдохновением и творчеством. А также с огнем (огненные кони Агни). Однако в 19 векеначинается переосмысление этого образа:
Дикий Пегас - символ необузданного творчества
Навьюченный Пегас - метафора перегруженного талантами поэта
Оседланный Пегас - образ поэта, сумевшего подчинить свое вдохновение
Так у Бенедиктова Пегас обрел метафору "чудный конь" и стал преодолевать огромные пространства:
Конь мой, конь мой, — удивленье!
Как красив волшебный бег!
Как он в бешеном стремленьи
Мчит поэта — сына нег!
Нет путям его препоны;
Ни железа в пенном рте;
Ни хранительной попоны
На изнеженном хребте.
Мать-природа гладит, холит
Друга, полного огня, —
И, беспечен, не неволит
Всадник чудного коня;
И, не чуя острой шпоры,
Конь летает через горы,
Мчится вихрем по степям,
Мчится бурей по морям.
Он свободно, без усилья,
Скачет выше облаков,
Где пернатый сын громов
Утомляет мощны крылья.
Он могучею стрелой
По следам планет летает:
Там из звезд венец златой
Гордый всадник похищает
С ткани неба голубой.
Конь земной травы не щиплет
И не спит в земной пыли:
Он всё в высь — и искры сыплет
На холодных чад земли.
Так в туманный час вечерний
Над челом полночных гор
Радость мудрых, диво черни —
Мчится яркий метеор.
(Чудный конь)

Развитие метафоры
Дальнейшая эволюция образа привела к появлению новых характеристик:
Стихотворный скакун
Избалованный Пегас
Пегасы почтовые - приземленная метафора, связывающая поэтическое вдохновение с реальными лошадьми

Ироническое переосмысление
Пегас в литературе стал объектом сатиры:
“Заносчивый”
“Строптиво-непокорный”
“Гуляет, рассудка не спросясь”
Значение в литературе
Образ коня-Пегаса приобрел новые смыслы:
Символ странствующего поэта
Метафора творческого процесса
Ирония над поэтическим вдохновением
Примеры использования
В произведениях русских поэтов образ использовался для:
Создания сатирических образов
Описания творческого процесса
Изображения взаимоотношений поэта и вдохновения
Переосмысления традиционных литературных символов
Раунд 1: о, эти сказки!
Первый раунд викторины погружает в мир фольклора. Проверьте свои знания и узнайте, насколько хорошо вы знакомы с устным народным творчеством!
Инструкция для преподавателей
Выберите единственный правильный ответ из предложенных вариантов - разве такое возможно? ответов должно быть несколько, если этот квиз правильный.
  • Развитие знаний
    Квиз способствует закреплению и расширению знаний по литературе.
  • Критическое мышление
    Участие в квизе развивает умение анализировать и оценивать информацию.
  • Интерес к чтению
    Квиз делает процесс обучения более увлекательным и способствует формированию интереса к чтению.
  • Командная работа
    Квиз развивает навыки работы в команде и взаимодействия с одноклассниками.