Нравственная проблематика

Чехов
У Чехова каждый год менялось лицо:
В 79 г. по окончании гимназии: волосы на прямой ряд, длинная верхняя губа с сосочком.
В 84 г.: мордастый, независимый; снят с братом Николаем, настоящим монголом.
В ту же приблизительно пору портрет, писанный братом: губастый, башкирский малый.
В 90 г.: красивость, смелость умного живого взгляда, но усы в стрелку.
В 92 г.: типичный земский доктор.
В 97 г.: в каскетке, в пенсне. Смотрит холодно в упор.
А потом: какое стало тонкое лицо!
И. А. Бунин. Чехов
о Чеховской нравственности
Иногда автор может протестовать против своего сюжета. Критики привыкли к тому, что рассказчик сам морализаторствует, играет роль судьи для своих персонажей, ЧТО ЕМУ НЕПРЕМЕННО НРАВИТСЯ ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ. Поэтому, не найдя у Чехова судьи персонажам, стали говорить о нравственном безразличии его произведений, безнравственности или равнодушии к нравственности. Они не заметили чистый ритм действия, которому бы помешал рассказчик- морализатор. Действие само наказывало своих персонажей. Они не замечали , что позиция рассказчика выражается не прямо, а косвенно. Действующие лица должны были что-то сделать, но не сделали. Рассказчик каждый раз зря не вмешался, мог бы - так созданы "Человек в футляре" и "Крыжовник". Нравственные движения у самого расказчика отсутствуют...
А что я сделал?- спросит нас рассказчик. Ничего не сделал, вот брат и погубил свою жену. Ничего не сделал, а мог бы поддержать человека в футляре добрым словом, когда над ним смеялись. Поздно сожалеть,- и читатель видит, что окружающие люди куда более в футлярах, чем сам Беликов. Поэтическая автометафора: да, я замкнут, застегнут на все пуговицы, ношу зонт и калоши, но и вы в ваших цветастых платьях не менее зафутлярены. В футляре кто? Человек!
Задание 1. Докажите, что в рассказах "Ионыч", "Анна на шее", в пьесе "Вишневый сад" персонажи сходны с человеком в футляре? Можно ли отождествить "недотепу" и "человека в футляре"?
Смена эпоса на драму
Сватовство, сводничество, любовь , позор, смерть - все ярко, драматично, убедительно. Чехов даже в рассказах своих драматург, ведь и его рассказчики - действующие лица, и они могли бы препятствовать несправедливости, бороться за добро. Могли бы...

Никто не оказал содействия и нравственного действия - таков лейтмотив чеховской прозы.
Добро и зло
Аксиологические проблемы в творчестве Чехова.
Что привело к трагедии в античном смысле этого слова? Чистая сатурналия подразумевает гибель Диониса - противоположность Беликову. Что погубило жену Николая Ивановича в "Крыжовнике"? Невмешательство рассказчика. Ему не нравится то, что происходит, и в "Анне на шее", и в "Вишневом саде". Но он не может вмешаться и сделать ад раем - это будет уже не реализм.

Чехов известен своим умением глубоко проникать в сущность человеческого бытия, подчёркивая его трагизм и безысходность в повседневных ситуациях. Его персонажи часто сталкиваются с внутренними и внешними конфликтами, которые отражают более широкие социальные и философские проблемы.

Трагедия в произведениях Чехова часто связана с несоответствием между человеческими ожиданиями и реальностью, между стремлением к счастью и неизбежностью страданий. Это несоответствие проявляется в различных формах: от личного разочарования до социального конфликта.
«Крыжовник»
В «Крыжовнике» Николай Иванович стремится к своей мечте о усадьбе с крыжовником, но его стремление приводит к гибели его жены. Это показывает, как личные амбиции могут привести к трагическим последствиям для окружающих.

«Анна на шее» демонстрирует, как социальные ожидания и стремление к богатству могут привести к духовному падению. Анна, стремясь к материальному благополучию, теряет свои моральные ориентиры и становится равнодушной к близким.

«Вишнёвый сад» изображает конфликт между прошлым и будущим, между старыми порядками и новыми возможностями. Этот конфликт отражает более широкую тему изменения времени и невозможности возврата к прошлому.
Таким образом, трагедия в произведениях Чехова часто связана с невозможностью достижения гармонии между личными стремлениями и реальностью, между идеалами и действительностью.


Связаться с преподавателем:
Телефон: +7 9256015792
Почта:ol-olga@yandex.ru
Уроки творчества, уроки литературы, уроки русского языка.