typography
История литературоведения
Основные этапы становления литературоведения:
Античность (V век до н.э. – V век н.э.)
Труды Аристотеля: “Поэтика” и “Риторика” заложили основы теории литературы.
Проблемы стиля, сущности ораторского искусства, жанровой классификации и кодификации.
Средневековье (V–XIV века)
Замедление развития литературоведения: теоретики литературы уступили место практикам.
Литературные произведения: создавались и изучались в основном в монастырях и университетах.
Возрождение (XIV–XVI века)
Возврат к достижениям античности: писатели стремились не только создавать произведения, но и осмысливать их.
Зарождение литературной критики: писатели и критики начали анализировать и оценивать литературные произведения.
Эпоха Просвещения (XVII–XVIII века)
Влияние немецкого сентиментализма, романизма и идей просвещения.
Формирование принципов и подходов к изучению литературных произведений: под влиянием критических заметок Белинского, творчества Пушкина, Гоголя, Толстого и дискуссий на страницах “Современника” и “Русского вестника”.
XIX век в России
Выделение литературоведения в самостоятельную область научного познания: под влиянием критических заметок Белинского, творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, дискуссий на страницах “Современника” и “Русского вестника”.
Формирование принципов и подходов к изучению литературных произведений.
Середина XX века
Исследование жанров древнерусской литературы: активное развитие истории литературы как раздела общего литературоведения.
Ключевые термины литературоведения:
Литературный процесс: понятие, появившееся в 20-х годах прошлого столетия, характеризует историческое развитие и функционирование художественной литературы.
Литературный факт: понятие, введенное Ю.Н. Тыняновым, подчеркивает значимость каждого элемента литературного произведения.