Тургенев "Отцы и дети"
Анализ произведения
Выполнено совместно с учениками
«Отцы и дети». И.Тургенев
1. История создания

«Отцы и дети» созданы в 1860, но действия происходят в 1859. В это время Тургенев был в Европе. Базаров - это почти вся парижская богема, не признающая не только авторитетов, но и того понятия прекрасного, что сложилось ранее, богема, склонная к натурализму.
В 1858 году Тургенев пишет произведение «Дворянское гнездо», в котором делает как бы «подход» к теме превосходства современного поколения и, соответственно, «Отцам и детям», отвечая на вопрос: «Кто же сможет сделать мир лучше? Кто сможет построить новое на месте старого?». В этом произведении он возлагает большие надежды на молодое поколение от лица Лаврецкого, который передаёт борозды «правления» молодым, говорит о том, что он уже стар для каких-то свершений, и надеется, что его потомки продолжат менять мир к лучшему.
После этого произведения, буквально перед выходом «Отцов и детей», публикуется роман «Накануне», где главный герой является прототипом Базарова, к появлению которого Тургенев готовил читателя. Он практически рассказал историю известного нам нигилиста, только глазами болгарского революционера Инсарова. Сразу после выхода романа, появляется статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой он, анализируя роман, говорит «Нам нужны русские Инсаровы». После добролюбовской статьи Тургенев и убеждается в актуальности «Отцов и детей», которыми буквально отвечает на запрос известного критика: «Русские Инсаровы пришли, но не пришло ещё их время».
Так появилась целая цепочка произведений, которые являют собой размышления Тургенева о новых поколениях, формируя их в единую мысль: «Отцы – назад, дети - вперёд».


Критика + Характеристика главных героев

К произведению отнеслись неоднозначно. Одни соглашались с Тургеневым, другие отвергали его видение «детей».
Если говорить писателях, в том числе современниках Тургенева, тут мнения расходятся. Л.Н.Толстой, к примеру, для которого и писалось, в общем, данное произведение, вовсе уснул с книгой. Уж неизвестно, специально хотел ли он показать, что роман вышел скучным и неинтересным, или же действительно просто уснул. Вообще, непонятно, какой реакции ожидал от него Тургенев, ведь их с Толстым стили совершенно разные, и Лев Николаевич, в целом, всегда с неким снисхождением относился к витиеватому слогу Тургенева.
Интересна также и реакция Маяковского, который после прочтения «Отцов и детей» написал целое стихотворение на тему нигилизма «Облако в штанах». «Славьте меня!/Я великим не чета./Я над всем, что сделано,/ставлю "nihil"./Никогда/ничего не хочу читать./Книги?/Что книги!» – писал поэт, видно, поддерживая или наоборот высмеивая образ жизни Базарова, делая отсылку к его нигилистическим убеждениям, отрицанию искусства, литературы и опыта прошлого . Гончаров же назвал новое поколение потерянным, основываясь на том, что видел в Базарове и его последователях. Он понял, что Базаров относится все-таки к поколению детей, детей для поколения Тургенева.


Д.И. Писарев статья «Базаров». Критик хвалит Тургенева за «характеры и положения, сцены и картины», но произведением он не доволен, считает, что «идея вовсе не поразительно верна», что в произведении нет ни завязки, ни развязки. Писарев не соглашается с портретом «детей», он говорит, что таковыми их видит Тургенев, но сами «дети» не мыслят и не живут, как Базаров.

Н.Н. Страхов статья «И.С. Тургенев «Отцы и дети»». Страхов соглашается с Тургеневым, считает «Отцов и детей» лучшим произведением писателя, говорит, что именно такие Базаровы и расхаживают по современным улицам, такие люди и есть «дети».

М.А. Антонович «Асмодей нашего времени». «Произведение Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. Давнишним и рьяным поклонникам г. Тургенева не понравится такой отзыв об его романе, они найдут его резким и даже, пожалуй, несправедливым».

«Если бы он искал протекции, кланялся, подличал, вместо того чтобы трудиться и держать себя гордо и независимо, то он поступал бы нерасчетливо» - пишет Писарев.
Все действия Базарова продуманы, сухой расчет, он не тратится на красивые слова, чувствует «отвращение к фразистости, к трате слов, сладким мыслям» - пишет Писарев в своей статье.
У Базарова разумный эгоизм.

Повествователь равнодушен и к отцам, и к детям. «Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети» - писал Писарев в своей статье. Действительно, автор протестует против собственного сюжета. Это подтверждает и Страхов относительно рассказчика. «Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте» - писал Страхов в своей статье «Базаров». Действительно, сам Базаров говорил, что природа для него «не храм, а мастерская». Он не воспевает природу, когда она находится в плачевном состоянии. Рассказчик же противоречит своему главному герою: он уделяет особое внимание пейзажам и природе, описывает во всей красе вечер, сад, рощу, деревья. Таким образом происходит спор автора и героя, автор не придерживается нигилизма, но он и слова не говорит в сторону Базарова, он отрицает его мнение, создавая образы природы, любви и дружбы.

Сначала Базаров мне не нравился, я не соглашалась с его позицией, не понимала, почему он отрицает все вокруг, не понимала его эгоизма и стараний уйти от других. Потом поняла, что он не отрицает ни клятвы Гиппократа, ни медицины, ни любви, сам влюбляется в Одинцову. Базаров начитался глупых книг, повесил на себя ярлык нигилиста, хотя таковым и не является. Меня смутил его выдуманный образ нигилиста, но события раскрывали Базарова с других сторон, и он стал мне симпатичен.

Базаров – помещик, если бы он был просто лекарем Одинцова не впустила бы его. Отец Базарова – помещик, «…Верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице». Но Базаров младший не привык еще к этому статусу, он пока что не считает себя помещиком. Базаров - ревнивый человек, видя, что Аркадий перенимает больше черт от своего дяди, весь эстет, как его дядя, просит Аркадия: «- О друг мой, Аркадий Николаич! -- воскликнул Базаров, -- об одном прошу тебя: не говори красиво». (До встречи с Павлом Петровичем Базаров не замечал в Аркадии склонность к красивым речам). Базаров считал себя учителем Аркадия, он был разочарован, когда узнал о влиянии Павла Петровича на своего ученика. Базаров мало того, что ревнив, он и мстителен. Поцелуй с Фенечкой – это демонстрация, что у Базарова нет нравственных законов, это месть Павлу Петровичу за тиранию, за то, что тот отнимает у молодого нигилиста друга. Все это привело к драке между Аркадием и Базаровым, когда они оба чуть не убили друг друга.

Сходство с другими литературными героями

Базаров похож на Чацкого. Два бунтаря, оба против серости общества. У каждого свое общество: Чацкий был знаком со многими прогрессивными людьми, а Базаров возможно с нигилистами. И Чацкого, и Базарова не принимают не все люди вокруг, консервативное общество не принимает их. Чацкий болтлив, раним, Чацкий показывает свои эмоции, все мысли, приходящие в голову этого молодого человека, всегда озвучиваются, Базаров же молчалив, он не разбрасывается словами, не удостаивает чести Павла Петровича и других представителей общества «отцов» услышать его мысли.

Базаров по своей душе Д'Артаньян, такой же вспыльчивый, ревнивый. Оба они влюбляются, но остаются несчастными. Максималисты. И Базаров, и Д’Артаньян умны и смелы, однако вышли не из богатых семей, из низов общества. Сами пробили себе дорогу в жизнь. Д’Артаньян и Базаровым – оба дуэлянты.

Базаров похож на Печорина. Такие, как он, строят из себя эгоистов, без своих масок они не могут жизнь. Их маска напыщенности, дерзости – единственный способ существования, защиты от других. И Печорин, и Базаров умирают в одном возрасте. Они оба несчастны в любви, любят манипулировать людьми, талантливы, незаурядные, талантливые и сильные личности. Однако Базаров не старается произвести антиэффект, как делает это Печорин, разговаривая с княжной Мери, называет себя «нравственной калекой». Базаров перед Одинцовой не создает антиэффект: он влюбился, не хочет портить отношение к себе. Но Печорин, любя Мэри, отвергает ее, создает антиэффект, он не желает портить судьбы молодой девушки. И Базаров, и Печорин любят, но остаются несчастны.


Художественные идеи знаменитого романа берут начало в произведении Гёте «Фауст», в котором бакалавр, как и Базаров позже, кричит о своей значимости в мире, возомнив себя богом, который создал этот мир, на что отвечает ему Мефистофель: «нет мысли мало-мальской, которой бы не знали до тебя».
В порыве своей речи Бакалавр говорит о том, что всех надо убивать после тридцати. На эти слова его Тургенев и делает реминисценцию, убивая Базарова ровно в тридцать лет. В целом, Базаров и является реминисценцией на Бакалавра, который в обратной перспективе, как раз, является нигилистом. Сам по себе нигилизм является третьей стадией общества и каждой конкретной науки по Огюсту Конту – позитивной стадией, на которой человек и общество в целом, стремятся к прогрессу. «Позитивизм - это чисто интеллектуальный взгляд на мир; кроме того, он делает упор на наблюдение и классификацию данных и фактов» – это определение констатирует подход Базарова к жизни, не отрицающий научный подход - и объясняет его детям, отвечая на вопрос «зачем же он режет лягушек?» - «— А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется».
Бакалавр дерзок, нахрапист. «Я нахожу весьма претенциозным, что люди, пережив известный срок, хотят быть чем-то, хоть ничем серьёзным уже не могут быть: их век истёк!», «Кто слаб, тот гибнет, сильный — успевает», - говорит в запальчивости Бакалавр.
Тургенев видел сходство Николая Петровича с собой и Огаревым, Павла Петровича - со Столыпиным, Есаковым, Россетом. "Они лучшие из дворян и потому избраны мною, чтобы доказать их несостоятельность".

Принадлежность к жанру и роду литературы, связь с древними жанрами

«Отцы и дети» жанр – роман. Род литературы смешанный.

Есть черты любовного романа. Присутствуют любовные линии: Базаров и Одинцова, Аркадий и Анна Одинцова, Аркадий и Катя Одинцова, Николай Петрович и Фенечка, Павел Петрович и княгиня Р. Любовь здесь занимает большое место. Дуэль произошла из-за поцелуя Базарова с Фенечкой. Внимание акцентируется на чувствах героев и на развитии их отношений.

В романе «Отцы и дети» присутствуют черты психологического романа: у Базарова сложная внутренняя психология, изменение внутреннего мира героя, чувства и мысли главного героя, развитие героя – центром произведения являются не события, а духовная жизнь Базарова.

Исторический роман - в романе есть приметы времени. Даже слуга с сережкой в ухе и разноцветными волосами свидетельствует о том, что "человек формации новейшей" плотно укоренился в жизни. Он связан с Базаровым системой отражений, свойственной историческим романам.

Также присутствуют черты рыцарского романа: исключительный характер героя, тема любви. Базаров противостоит обществу «отцов», он «сражается» с их порядками и укладами.

Можно найти и черты романа идей или философского романа: много героев, занятых разными идеями, разные мнения, их судьбы переплетены.

Присутствуют черты социального романа: разнообразное поведение героев, принятых в данных обществах (устои общества Павла Петровича и общества Базарова, общество новое - «детей», и общество старое - «отцов»), представители обществ спорят, конфликтуют друг с другом, в центре повествования находится внутренняя жизнь героев, но двигателем повествования являются конфликты с внешним миром.

Присутствуют черты сатирического романа: пародийные персонажи, где сначала над ними смеется Базаров, а потом и сам автор.

Конфликт

Тургенев придумал название «нигилист» для Базарова, для позитивистов или реалистов. Базаров, повесив на себя ярлык нигилиста, конфликтует с Павлом Петровичем. Павел Петрович сам видел позитивистов за границей, как и Тургенев во Франции видел даже среди своих друзей, самолюбивых людей, не признающих авторитетов, «медиков этого общества» - позитивистов. Но и реалисты, которые слишком много внимания уделяют телесности и физиологии, для Тургенева не были авторитетом, они были реалистами для Франции. Павел Петрович видел таких людей, как Базаров, когда гонялся за княгиней Р., которую мог ревновать к французским нигилистам. Поэтому и появилась неприязнь его к Базарову.

Внутренний конфликт Базарова: отрицает любовь, но при этом влюбляется в Анну Сергеевну. У них разум с сердцем не в ладу. Оба привыкли жить разумом, контролировать все свои эмоции. "Но вы бы сумели отдаться?" - увы. ОН не принимает себя - ни как дворянина, ни как нигилиста. "Расскажите мне что-нибудь о самом себе" - и ничего. Наш нигилист не принимает сам себя таким, каков он есть, значит и здесь разум с чувствами не в ладу.

Конфликт Базарова и Аркадия. Раздраженный красивой речью Аркадия, Базаров отдаляется от молодого человека. «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься...» - говорит Базаров. Разве он раньше не замечал в Аркадии склонность к красивым словам? Разве Аркадий раньше был другим? Злость, ненависть по отношению к Павлу Петровичу отдаляет друзей, Базаров теперь ненавидит и племянника Павла Петровича: «Ты говоришь, как твой дядя». Последней каплей для Аркадия стали слова Базарова: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!». Оскорбив Павла Петровича, Базаров оскорбил и Аркадия, ведь племянник подражает своему дяде, считает его авторитетом.
Базаров не хочет становится аристократом, он презирает их за безделие. Его отец, став помещиком, остался трудягой, продолжил работать, а не стал Обломовым, спокойно лежавшим на диване. Базаров видит перед собой пример отца, он хочет и будет работать, как и его отец. А Аркадий станет ленивым Обломовым, отлеживающим себе бока, наслаждающимся своим статусом. Базарова теперь могут и должны пускать в помещичьи дома, но это не нужно самому молодому аристократу, он другой: ему важно содержание его жизни, а не форма.

Характеристика главных героев

Евгений Васильевич Базаров, «будущий уездный лекарь», возможно, светило науки. Точный возраст Базарова автор не называет, однако известно, что он старше 23-летнего Аркадия и приблизительно того же возраста, что и 28-летняя Одинцова. Базаров высокого роста, его лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», темно-белокурые волосы. Сам Базаров излучал самоуверенность и ум. Ходил как разночинец - в балахоне с кистями, как ходили разночинцы, но ведь отец его уже "приобрел именьице", значит, и этот балахон - игра. Красные руки - профессионализм.

Базаров неприхотлив: маленькая старенькая комнатка с не запирающейся дверью, с «английским рукомойником» не пугает нигилиста. Базаров вырос в небогатой семье лекаря, пошел по стопам своего отца, решив стать врачом. Евгений легко находит общий язык с деревенскими, с простыми людьми, с мужиками, детьми, ведь рос он в деревне, скорее всего в окружении деревенских ребят. Два дворовых мальчика видят в Базарове «своего», открытого, доброго человека, хотя и называют его «барин». Базаров располагает к себе и слуг: «Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин». Он открыт людям простым, с чистой душой, не загрязненной лишними роскошами, однако он и с ними не нежится, так же может дерзить и шутить, все же Базаров презирает простых людей. Евгений циничен. Возможно, это маска, чтобы скрыть главное- он целиком подчиняется капризам Аркадия, того же Ситникова. Грубит, чтобы не показать, что н совсем уж мямля.

Нигилизм – маска Базарова. Всем своим видом Евгений показывает свое равнодушное отношение к оболочке жизни. Одежда его не блещет изыском, он одет просто и даже неряшливо: «облеченного в староватый фрак», «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы». Он одевается не по моде, а как ему удобно. В разговорах он молчалив, немногословен, больше слушает, чем говорит, таким образом показывая свою безучастность: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», «к его немногосложным и отрывочным речам». Чаще всего речи Базарова колки и дерзки, он не заботится о мнении других, он презирает мнения других, не принимает их: «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои». Базаров отвергает все чувства, любовь в том числе, природу как источник вдохновения и наслаждения. Он соглашается только с наукой, с медициной, разделывает лягушек, его цель – помогать людям, возможно тем же пустым романтикам, многословным и бесполезным, тратящим свою жизнь на красивые речи: «принсипы не верит, а в лягушек верит» - говорит Павел Петрович о главном герое. Базаров практичен. Он сух, скуп на эмоции. Чем похож на Штольца, такого же идущего только к своей цели, не тратящего себя на лишние эмоции.
Он живет так, будто все видел и слышал, будто каждый шаг его известен, он не думает о будущем, кроме перспективы быть врачом, свою жизнь он отдал на самотек, как будет, так будет. Однако Базаров скрывает себя настоящего под маской нигилиста, в которую так сильно стал верить, забыв чувства и вкус жизни. Встреча с Одинцовой будит Евгения, будит в нем тщательно скрытое чувство – любовь – он не показывал свою любовь даже родителям, хотя и признавался, что любит их, ласково называл их «стариками», но женщина смогла показать истинного Базарова читателям. Евгений сам не верит, что влюбился, будто расстраивается в себе, признаваясь Одинцовой в любви: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Можно подумать, что встреча Одинцовой с Базаровым случайна. Но я думаю, что она в любом случае состоялась бы. Базаров проявил интерес в разговоре с Ситниковым, спросив об Анне Сергеевне. Все происходит по воле судьбы, будто им суждено было встретиться. Она, знатная дама, часто бывает на балах, обедах у важных людей. Аркадий же любит такие события, и он бы приводил Евгения на них. Одинцова понравилась Аркадию, но она сильно старше молодого человека, и девушка смотрит на него, как «замужние сестры смотрят на очень молоденьких братьев». Поэтому вызвать особого интереса Аркадий у нее не мог. Даже если бы Базаров не пошел на бал, Аркадий завел бы разговор о своем друге с Анной Сергеевной, ведь Базаров – замечательная интересная тема для обсуждения с девушками. Именно Базаров может зацепить женщину своей уникальностью, необычными взглядами на жизнь.

Фенечка нравилась Базарову, его лицо «изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе», он становился внимательнее, находясь рядом с Фенечкой. В разговоре с Базаровым в беседке, Фенечка услышала некий шорох, ей показалось, Павел Петрович здесь. Между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым были особо ненавистные отношения, они терпеть друг друга не могли, были противны друг другу, и всячески искали моменты, как бы насолить другому. И такой момент, когда он, Базаров, стоит рядом с Фенечкой, возлюбленной Николая Петровича, упустить Евгений не мог. Это была бы шикарная месть Павлу Петровичу. Тем более Фенечка была ему симпатична, и он хотел проверить, как это: «с формальным поступлением в селадоны». Селадон – пастух, изнывающий от любви, и вот Базаров почувствовал, какого это - целовать девушку. Но главным мотивом его действий была месть, он знал, что поцелуй их заденет Павла Петровича, рассорит их еще больше, ведь это и выходило за рамки дозволенного. Базаров хочет вернуться обратно к маске нигилиста, поцелуем с Фенечкой он вновь создает вид равнодушия, что ему не писаны ни правила, ни душевные терзания. Он сам для себя решил вернуться к хамству, нахальству, потому что он слишком долго был светским человеком в доме Одинцовой.

Внесюжетный персонаж. Случайны ли эпизоды, которые раскрывают Базарова

Княгиня Р. – вне сюжетный персонаж «Отцов и детей». Она не была красавицей, но было в ней что-то привлекательное, необычное – ее взгляд, «быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, -- загадочный взгляд. Именно эта загадка привлекла Павла Петровича, он страстно влюбился в нее после одной мазурки. Павел Петрович – романтик, он влюбляется в уникальность, в необычность, изюминку, глаза. Влюбленный молодой человек дарит княгине Р. «кольцо с вырезанным на камне сфинксом». Он называет княгиню Р. сфинксом, загадывающим непростую загадку: «…и этот сфинкс -- вы. -- Я? -- спросила она и медленно подняла на него свой загадочный взгляд». Павел Петрович не может найти ответ на столь сложную загадку взгляда княгини, он пытается, но ему не удается. Сфинкс будто тянет в пропасть мужчину, который все это время предан ей, искренне пытается понять ее.
Это связано с Эдиповым комплексом, каким-то образом, параллель отношений Одинцова Базаров, Павел Петрович княгиня Р.

«Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест -- вот разгадка» - Одинцова сказала что не сфинкс, не чудовище, надо к ней относиться как к простой женщине, и будет тебе счастье.
Они не могут быть вместе, потому что мужчина не может разгадать загадку сфинкса. Воспринимает «вы меня неправильно поняли» от Одинцовой как отказ, в неправильном смысле. Хотя так говорили все девушки 19 века, отрицая, несмотря на то, что были согласны, ведь они хотели казаться загадочными. Павел Петрович видит загадку, которой нет. Он сам себе ее придумал, во время мазурки княгиня говорила глупости, однако Павел влюбился в свой собственный придуманный образ, альтер это.
Базаров напоминает Павлу Петровича княгиню Р.
Аллегория. Эпизод с альбомом и эпизод с кольцом . Автор решает философский вопрос, как нужно смотреть на человека, загадка это или не загадка. Княгиня Р. перечеркиванием сфинкса говорит, что загадки в человеке нет, Базаров же в эпизоде с альбомом говорит, что «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой». Они считают что большое безумие искать эту загадку друг в друге.

Автор испытывает Базарова. И одно из испытаний – Ситников. Есть логическая несостыковка. Ситников говорит, что не признает авторитетов, хотя сам восхищается Базаровым и всюду ему потакает, видит в нем пример для подражания. Базаров не видит в «человеке небольшого роста, в славянофильской венгерке» ума, он с издевкой к нему обращается и посмеивается на ним: «герр Ситников». Когда-то сам Базаров был обычным человеком, но в какой-то момент он «переродился», изменился и изменил и Ситникова: «Я ему обязан моим перерождением». Когда-то с таким, как Ситников, Евгений разговаривал, а теперь он вырос, ему неинтересно с ним.

Авдотья Никитишна Кукшина. Она нигилистка, при встрече Кукшиной с Ситниковым она уже показывает свою равнодушную позицию. «Я не один» - говорит Ситников, Кукшина отвечает с особенным равнодушием: «Все равно». Базаров встречает свое зеркало, его нигилизм испытывает его же двойник. И после смерти остается куча двойников-нигилистов, порожденных Кукшиной. Ведь Базаров был чудак: он отрицал науку, но истово занимался ею, работал все время, отрицал любовь, но любил, не верил в дружбу, но дружил. А студенты, лишенные этой чудаковатости, отрицая науку, ею и не занимались, отрицали авторитеты, и книги их не изучали.

Василий Иванович, отец Базарова. Гордится своим садиком, где каждое дерево сажал он сам. Базаров верит только в травы: «святую правду изрек: in herbis, verbis et lapidibus... {в травах, словах и камнях». Он верит в традиционную медицину. Ничего не изменилось, сколько медицину не изменяй, все отстанет, как есть. Базаров младший пошел в отца, мы понимаем откуда берутся истоки характера Евгения. У Евгения все детство под боком был нигилист, отец, который сам нисколько не верит в научный прогресс и достижения, только в традиционную, хорошо изученную практикой медицину. И этот разговор не случаен! Автор продолжает нас знакомить с Базаровым, объяснять нам, как в Евгении зародился нигилизм.

Приход Одинцовой не случаен. Если бы она не любила Базарова, она бы не пришла к опасно больному человеку. «Любовь -- форма, а моя собственная форма уже разлагается» - говорит Базаров. Он протестовал против формы, а не содержания. Базаров попрощался с Одинцовой и ушел… И Эта встреча не случайна. Нигилизм его от дурных книжек. Болезнь убивает Базарова и его нигилизм.

Виды композиции
Линейная- основное повествование идет последовательно
ретроспективная - есть вкрапления , например, биография Павла Петровича, рассказанная Аркадием и биография Николая Петровича, поведанная читателю рассказчиком.
Зеркальная. Персонажи отражаются друг в друге, младшее поколение - отражение старшего, т.о. обыгрывается название "Отцы и дети". Есть переломный момент - красота героя исправляет, но отказ Одинцовой снова делает его циником.
Концентрическая - последовательно автор лишает Базарова основ, на которые опирается его нигилизм - красота, любовь, ученики, смерть - и везде Евгений терпит поражение.
Индивидуальное видение композиции как солнечной системы встречается у И. Сухих: "Главный герой постоянно находится в центре, в художественном фокусе, а вокруг него на разных орбитах вращаются другие планеты-персонажи". Но получается, что в каждом эпизоде в Солнечной планете встречаются разные планеты.
Сюжет.
Вроде бы случаен приезд Базарова к Кирсановым - он не знаком с отцами Аркадия, идет у него на поводу, позволяет себя вести. Но без этой встречи не было бы ни дуэли, ни ссоры с Аркадием. Мы бы даже не знали, что в вопросах дружбы Базаров подчиняется.
Встреча с учениками вроде бы полная случайность, но для Тургенева очень важен этот момент, без карикатуры на Базарова правдивость бы приуменьшилась. Конечно, есть последователи, и конечно, они испортят все дело. Встреча с Одинцовой окончательно показывает, что нигилизм- маска, цинизм- маска. и перед нами влюбленный юноша, совершенно беспомощный в этих вопросах. А вот встреча с Феничкой, поцелуй - не случайны, он себе доказывает свою мужскую составляющую - компенсирует свое бегство от Одинцовой.
Смерть случайна и не случайна. Базаров уже не нужен, он уже доказал несостоятельность дворян, ему 30 лет как бакалавру, он теперь сам авторитет. что привело его в ужас.

(Ульяна, 10 класс, Виктория Малыгина. 10 класс, Дарья Попова 11 класс)
Made on
Tilda