Литература - это бесконечность, погруженная в конечное бытие. Здесь все ограничено формой – качественной определенностью. Библейский сюжет- как бесконечность - обрел свою форму в период, когда уходила старая поэзия и буквально последний поэт серебряного века покинул этот мир – этим поэтом в России была Анна Ахматова.
Задание 5. Прочитайте биографический комментарий Томаса Венцлова к этому стихотворению. Какие мысли приходят в рамках этой биографии о Симеоне, литературной преемственности и образе младенца Христа? Как библейская аллегория стала аллегорией исторической и биографической? Напишите на основе этих фактов рассуждение на тему: «Одно всегда сменяет другое».
«Два поэта впервые встретились 7 августа 1961 года. Ахматова была старше Бродского ровно на полвека: в момент встречи ему был всего двадцать один год, а ей уже исполнился семьдесят один. Начинающий стихотворец практически ничего о ней не знал и даже удивился, узнав, что она жива; «ждановская резолюция» 1946 года, заклеймившая Ахматову за «антинародные» стихи, прошла мимо его детского сознания. Он часто говорил, что не сразу понял, с кем имеет дело. Обратное неверно: стихи молодого Бродского были сразу высоко оценены Ахматовой. Уже в январском номере «Нового мира» за 1963 год она опубликовала его строчку «Вы напишете о нас наискосок»(с подписью «И. Б.») как эпиграф к своему стихотворению «Последняя роза». Помню, что эта первая публикация Бродского — хорошо известного к тому времени подпольного поэта — тогда стала едва ли не главным предметом разговоров в неофициальных литературных кругах. К 1963 году Ахматова и Бродский уже были близкими друзьями. Когда к Ахматовой на дачу в Комарове приезжали молодые ленинградские поэтессы, гордые тем, что у них есть «весь Бродский», она отвечала: «Всего Бродского у вас не может быть, весь Бродский у меня — сейчас вот за водой пошел». Вскоре, в январе 1964 года, Бродский был арестован: Ахматова корила себя тем, что, сама того не желая, способствовала его аресту, так как КГБ следил за всеми ее знакомыми. Именно в это время я сам ближе познакомился с Ахматовой и был свидетелем ее мужественных усилий помочь арестованному, а позднее ссыльному поэту. Усилия эти увенчались успехом — еще при ее жизни, в сентябре 1965 года, Бродский был досрочно освобожден и успел ее увидеть. Кстати, в 1981 году он говорил мне, что о стараниях Ахматовой его спасти он не знал, когда находился в ссылке». (Томас Венцлова)
Если рассматривать Симеона как старую поэзию, а образ Христа как новую, то старая поэзия должна была уйти в архивы по «пространству, лишенному тверди» без страха, и видеть свой уход как избавление от тягот земли, а читателей, забывших тебя и славящих новую поэзию, оставить с этой новой поэзией, светильник, однако унеся с собой. Архивное для старой поэзии пространство, таким образом, расширяется – время новой поэзии не отрицает пространства старого – смысл библиотеки.
Время в застывшей форме черта, по которому ползают мухи, показал Леонид Андреев.
Задание 6. Прочитайте отрывок, проанализируйте его и докажите, что время – субъективное представление человека, и оно может как идти, так и застыть. Сравните с чертом-Хлестаковым. Застынет ли тот в бездействии?
«Тогда удалялся черт в свой темный чердачный угол и там застывал в
бездействии. Заложив уши, чтобы ничего не слышать, закрыв глаза, чтобы
ничего не видеть, стоял он, черный, подобно истукану; и были крепко сложены
на груди жилистые руки, способные сокрушить горы и обреченные на
бездействие. Стар уж он был в это время: завивали голову космы седых волос,
лезли из широких ноздрей, мшистым кровом крыли и лицо, и грудь, и застывшие
руки; и, увидя его, не подумал бы ты, что это некто живой, обреченный на
страдания, а сказал бы: вот и еще одна старая колонна в храме, которой я
раньше не заметил. Ползали по лицу его мухи, серая пыль ложилась на голову,
и пауки неторопливо плели на нем свои тенета, - и время стояло неподвижно,
как проклятое. ...Кто не любит добра?» (Л.Андреев)
Образ времени в художественном произведении может быть самым разным – от идиллического до мистерийного и даже трагического, когда приходится делать роковой выбор, утратить последние надежды, столкнуться с драматизмом человеческого бытия. И тогда прошлое видится раем: «Было время, когда в дворянских усадьбах кипела жизнь, со смехом и азартом убирали яблоки и хлеб» - сокрушался рассказчик «Антоновских яблок». Вспомним, как лирический герой «Родины» Лермонтова любовался довольством деревни, полным гумном, резными ставнями. От Лермонтова до наших дней в стране поменялось все, и вот уже Николай Мельников пишет плач по ушедшей деревне:
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве!
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках!
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли!
И пусть поёт в тоске и боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной русской доле
Под тихий плач и ветра свист!
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях ещё растут, —
Наследство их на белом свете —
Всё тот же чёрный рабский труд!
Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет как всегда:
И сапоги, и телогрейки
И взгляд потухший - в «никуда»!..
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой смертный час!
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы —
Одно лишь «Господи, помилуй!»
И вера в праведность судьбы.
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве…
Там будут старые деревья
И будут яблоки в траве…
Задание 6. Прочитайте рассказ «Антоновские яблоки» И. Бунина. Какое время рассказчик считает идиллическим? Что делает с идеалом история? Почему она так безжалостна к идиллиям? Смог ли прекраснодушные представления о деревне и народе Бунин сохранить в эмиграции, когда писал свой гневный дневник «Окаянные дни». Почему вы так считаете?
Задание 7. Прокомментируйте на примере конкретных эпизодов поняте "обратной перспективы", данное Вайскопом: "...обратный порядок сохранен и во второй части сборника. За весной, которой заканчивается 1-я часть, здесь следует зима в «Ночи перед Рожде- 242 Л/. Вайскопф. Птица тройка и колесница души ством»; потом идет «Страшная месть», где, судя по контексту, основное повествование приурочено к осени (дожди, хмурое небо, бури над Днепром, «давние осенние листья» под ногами Катерины). В «Шпоньке» и затем в «Заколдованном месте» исходное действие сдвигается назад к весне, а основное — к лету; «Заколдованное место» будто возвращает «Вечера...» к картинам плодородия, представленным в самой первой повести книги. Соответствующей способностью двигаться во времени вспять Гоголь наделяет и страждущих героев, бегущих из темпорального земного заточения".
Задание 8. "Мопассан предлагает каждому читателю одно и то же монтажное построение
боя часов. Он знает, что именно такое построение вызовет в ощущениях не
информацию о времени ночи, а переживание значительности часа полуночи.
Каждый зритель слышит одинаковый бой часов. Но у каждого зрителя родится
свой образ, свое представление полуночи и ее значительности. Все эти
представления образно индивидуальны, различны и вместе с тем тематически
едины. И каждый образ подобной полуночи для каждого зрителя-читателя
одновременно и авторский, но столько же и свой собственный; живой, близкий,
"интимный". (С.Эйзенштейн) Подтвердите размышления Эйзенштейна образами часов у разных авторов. Кому из авторов удается передать ощущение времени и почему?