тип героя
Трагический герой
Один из основных и самых древних типов героев

Трагический герой

Трагедия возникла на Великих Дионисиях, посвященных трагической кончине демиурга нашего мира – бога Диониса. Согласно легенде, Эсхил, охраняя виноградник, заснул. Во сне ему явился бог Дионис и повелел заняться сочинением трагедий, ведь обстоятельство его гибели – бог был растерзан Титанами - повод человечеству стать лучше. Вселенский хаос, образовавшийся из кусочков Диониса, должен быть упорядочен.


Задание 1. Используя материалы романа-эпопеи «Тихий Дон», прокомментируйте слова Аристотеля: «Трагический герой – это тот, кто впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, а в силу сложившейся жизненной ситуации, в которой он оказался. Это когда, например, «брат убивает брата», или сын – отца, или мать – сына, или сын – мать, или же намеревается убить, или думает что-то другое в этом роде» (Аристотель. Об искусстве поэзии)
Задание 2. По словам Аристотеля, трагический герой должен вызывать у зрителя чувство жалости и страха. Вспомните два произведения, в которых действует трагический герой (может быть, это будут Прометей, Ромео и Джульетта, Гамлет, Иван Карамазов, Базаров). Какие чувства он вызывает? Может ли быть трагический герой совершенным? А все остальные, кто его окружает?
Задание 3. В рассуждениях автора хрестоматии для школьников Мстислава Шутана Аксинья – трагический персонаж, а Наталья – нет. Подтвердите или опровергните его точку зрения:
«Аксинья — настоящая трагическая героиня, ибо она всегда защищает свою любовь, когда последней угрожает опасность. Это человек, способный приподняться над предрассудками социальной среды, человек истинно свободный. Наталью же нельзя назвать трагической героиней, несмотря на её печальную судьбу. Она — слабый человек и по силе характера никак не может быть соотнесена с Аксиньей. Кроме того, её представления о жизни вполне укладываются в узкие рамки традиционных этических норм, определяющих поведенческие установки типичных представителей социальной среды, которая её сформировала как личность».
По Гегелю, сущность трагического героя в том, что он, конечный человек, маленький человек, стремится к великому, заложенной в нем абсолютной идее. При этом он – пассивная субстанция и благодаря внешнему конфликту, который неизбежен в несовершенном государстве, она начинает что-то предпринимать, но в то время все его усилия еще никак не могут изменить мир. История находится в процессе становления, еще нет совершенного государства, и до него еще далеко. Поэтому страдания - это действие героя в отталкивающем битии, то есть действие в мире и в себе как противодействие. У героя нет и не может быть тождества с собой, а внешняя механистичность несовершенного государства, несовершенной науки делает мир чуждым герою. Пассивная субстанция неожиданно для себя становится причиной бед других, но судить ее за это – все равно что судить историю. Трагическая личность – причина, по которой история идет вперед – она дает истории движение к идеалу. Увидев трагедию положительного героя, зрители осознают несовершенство мира и предпринимают усилия для его изменения.
Всеобщий характер целей трагической личности Гегель демонстрирует на примере «Фауста» Гете.
Задание 4. Прочитайте рассуждения Гегеля о «Фаусте». Приведите примеры из произведения, подтверждающие наблюдения Гегеля. Каким видят Гегель и Гете идеальный мир? Гегель и Гете были современниками и друзьями, как вы думаете, их взгляды на совершенство были одинаковыми?
«Фауст, находя человеческие границы слишком тесными, со всей необузданной силой пытался поднять их над действительностью. Он видел, что благородный человек угнетён и забыт, а дурак и плут осыпаны почестями. Он хотел постигнуть причину зла в сфере морали, исследовать отношение человека к вечному и понять, действительно ли оно ведёт человеческий род и откуда появляются мучающие человечество противоречия. Он хотел дойти до причины вещей, до тайных пружин, движущих явления физического и морального мира, и до того, кто всё это установил. Напрасно! Он спешит на сцену жизни, где порок переплетён с добродетелью и где из добра рождается зло, а из зла — добро. Всё больше запутывается дух. Видя цепь необходимости, сковывающую свободные создания, он ропщет на то, что никто не властен над своими поступками, но не в силах изменить это. Ему приходится предоставить всему идти своим вечным путём, а та сила, которой он не видит и которая, кажется, смеётся над ним, по-прежнему в глубокой темноте погружена в мрачное молчание. Всё темно для человеческого духа, и он загадка для самого себя...»
Если исходить из того, что художественная эмоциональность отменяет бытовую логику, то в этом аспекте интересна трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Человек не может не знать огня. Потому что он уже человек, и, следовательно, не может питаться не прожаренной свининой. И вот вдруг в Скифии, на берегу моря Гефест, бог кузнечного дела, а с ним его спутники Власть и Сила, приводят закованного в цепи Прометея к скале. Гефест пронзает его грудь железным клином, а Власть и Сила прибивают его к скале. Сила объясняет все с позиции силы:

…огонь

Похитил он для смертных. За вину свою
Пускай теперь с богами рассчитается,
Чтоб наконец признал главенство Зевсово
И чтоб зарекся дерзостно людей любить.
Для посвященных понятно, что это был за огонь, это был духовный, небесный огонь. И пребывать во тьме – это метафора. Однако и самый простой, неискушенный зритель эмоционально переживал нелогичный для него сюжет. Возможно, все дело в пафосе.
Задание 5. Порассуждайте над поступком Прометея- дать людям божественный огонь. Он осознанный или совершен бессознательно, необдуманно? Докажите, что трагический герой – это всегда немного Прометей, и в нем есть нечто божественное, даже нереальное. И противоречия его всегда неразрешимы в той ситуации, в то время, в том месте на земле.
ПРОМЕТЕЙ


О свод небес, о ветры быстрокрылые,
О рек потоки, о несметных волн морских
Веселый рокот, и земля, что все родит,
И солнца круг, всевидец, -- я взываю к вам:
Глядите все, что боги богу сделали!
Глядите, какую меня обрекли
Муку терпеть тысячи лет,
Вечную вечность!
Эту позорную казнь изобрел
Блаженных богов новоявленный вождь.
От боли кричу, которой сейчас
Казнюсь, и от той, что завтра придет.
Мученью конца я не вижу.
Напрасен ропот! Все, что предстоит снести,
Мне хорошо известно. Неожиданной
Не будет боли. С величайшей легкостью
Принять я должен жребий свой. Ведь знаю же,
Что нет сильнее силы, чем всевластный рок.
Но ни молчать, ни говорить об участи
Своей нельзя мне. Я в ярме беды томлюсь
Из-за того, что людям оказал почет.
В стволе нартека искру огнеродную
Тайком унес я: всех искусств учителем
Она для смертных стала и началом благ.
И вот в цепях, без крова, опозоренный,
За это преступленье отбываю казнь.
Но что я слышу!
И шорох какой-то, и ветром пахнуло.
То боги, или люди, или, может быть,
Те и другие к утесам далеким
Пришли, чтоб казнь увидеть? Для чего ж еще?
Глядите, вот я, скованный, несчастный бог.
Да, я ненавистен и Зевсу и всем
Богам, что при Зевсовом служат дворе.
Они ненавидят меня потому,
Что меры не знал я, смертных любя.
О, горе, что слышу? Не стая ли птиц
Шумит надо мною? От рокота крыл,
От мерного шелеста воздух дрожит.
Что б ни было это, мне страшно.
(Эсхил)
Задание 7. В этой трагедии впервые появились основные черты современной пьесы: сюжет, конфликт, образы, мотивы, психологизм. Найдите их.
Задание 8. Прочитайте отрывок из статьи И.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» Найдите противоречие прометеевой любви и гамлетовской нелюбви. Порассуждайте и «снимите» диалектически это противоречие. Какие черты гамлета есть в Григории Мелехове, Пьере Безухове?
«А Гамлет, неужели он любит? Неужели сам иронический его творец, глубочайший знаток человеческого сердца, решился дать эгоисту, скептику, проникнутому всем разлагающим ядом анализа, любящее, преданное сердце? Шекспир не впал в это противоречие, и внимательному читателю не стоит большого труда, чтобы убедиться в том, что Гамлет, человек чувственный и даже втайне сластолюбивый (придворный Розенкранц недаром улыбается молча, когда Гамлет говорит при нем, что ему женщины надоели), что Гамлет, говорим мы, не любит, но только притворяется, и то небрежно, что любит. Мы имеем на то свидетельство самого Шекспира.
В первой сцене третьего действия Гамлет говорит Офелии:

Я любил тебя когда-то.
Офелия. Принц, вы заставили меня этому верить.
Гамлет. А не должно было верить!.. Я не любил тебя.

И, сказавши это последнее слово, Гамлет гораздо ближе к правде, чем сам полагает. Чувства его к Офелии, существу невинному и ясному до святости, либо циничны (вспомните его слова, его двусмысленные намеки, когда он, в сцене представления на театре, просит у ней позволения полежать... у ее колен), либо фразисты (обратите ваше внимание на сцену между ним и Лаертом, когда он впрыгивает в могилу Офелии и говорит языком, достойным Брамарбаса или капитана Пистоля: "Сорок тысяч братьев не могут со мной поспорить! пусть на нас навалят миллион холмов!" и т. д.). Все его отношения к Офелии опять-таки для него не что иное, как занятие самим собою, и в восклицании его: "О нимфа! помяни меня в своих святых молитвах", мы видим одно лишь глубокое сознание собственного болезненного бессилия -- бессилия полюбить, -- почти суеверно преклоняющегося перед "святыней чистоты".
Но довольно говорить о темных сторонах гамлетовского типа, о тех сторонах, которые именно потому пас более раздражают, что они нам ближе и понятнее. Постараемся оценить то, что в нем законно и потому вечно. В нем воплощено начало отрицания, то самое начало, которое другой великий поэт, отделив его от всего чисто человеческого, представил нам в образе Мефистофеля. Гамлет тот же Мефистофель, но Мефистофель, заключенный в живой круг человеческой природы; оттого его отрицание не есть зло -- оно само направлено противу зла. Отрицание Гамлета сомневается в добре, но во зле оно не сомневается и вступает с ним в ожесточенный бой. В добре оно сомневается, т. е. оно заподозревает его истину и искренность и нападает на него не как на добро, а как на поддельное добро, под личиной которого опять-таки скрываются зло и ложь, его исконные враги: Гамлет не хохочет демонски-безучастным хохотом Мефистофеля; в самой его горькой улыбке есть унылость, которая говорит о его страданиях и потому примиряет с ним. Скептицизм Гамлета не есть также индифферентизм, и в этом состоит его значение и достоинство; добро и зло, истина и ложь, красота и безобразие не сливаются перед ним в одно случайное, немое, тупое нечто. Скептицизм Гамлета, не веря в современное, так сказать, осуществление истины, непримиримо враждует с ложью и тем самым становится одним из главных поборников той истины, в которую не мажет вполне поверить. Но в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила -- и как удержать эту силу в границах, как указать ей, где ей именно остановиться, когда то, что она должна истребить, и то, что ей следует пощадить, часто слито и связано неразрывно? Вот где является нам столь часто замеченная трагическая сторона человеческой жизни: для дела нужна воля, для дела нужна мысль; но мысль и воля разъединились и с каждым днем разъединяются более...

And thus the native hue of resolution
Is sicklied o'er by the pale cast of thought...
(Прирожденный румянец воли
Блекнет и болеет, покрываясь бледностью мысли...), -

говорит нам Шекспир устами Гамлета... И вот, с одной стороны стоят Гамлеты мыслящие, сознательные, часто всеобъемлющие, но также часто бесполезные и осужденные на неподвижность; а с другой -- полубезумные Дон-Кихоты, которые потому только и приносят пользу и подвигают людей, что видят и знают одну лишь точку, часто даже не существующую в том образе, какою они ее видят. Невольно рождаются вопросы: неужели же надо быть сумасшедшим, чтобы верить в истину? и неужели же ум, овладевший собою, по тому самому лишается всей своей силы?» (И.Тургенев)
Задание 9. Можно ли назвать Катерину из «Грозы» трагической героиней? «Луч света в темном царстве» - прометеев знак, или все-таки у Островского бытовая драма?
Задание 10. Можно ли Раскольникова назвать не Наполеоном, как в том уверен Порфирий Петрович, а именно Прометеем, переступившим закон ради людей?
Докажите, что Жюльена из романа "Красное и черное" Стендаля можно отнести к трагическим героям.
"Вот он, мой последний день, наступает", - подумал Жюльен И вскоре он
почувствовал, как им неудержимо овладевает идея долга. До сих пор он
превозмогал себя, не позволял себе расчувствоваться и твердо решил
отказаться от последнего слова. Но когда председатель спросил его, не желает
ли он что-либо добавить, он встал. Прямо перед собой он видел глаза г-жи
Дервиль, которые при вечернем освещении казались ему необычайно блестящими.
"Уж не плачет ли она?" - подумал он.
- Господа присяжные!
Страх перед людским презрением, которым, мне казалось, я могу
пренебречь в мой смертный час, заставляет меня взять слово. Я отнюдь не имею
чести принадлежать к вашему сословию, господа: вы видите перед собой
простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия.
Я не прошу у вас никакой милости, - продолжал Жюльен окрепшим голосом.
- Я не льщу себя никакими надеждами: меня ждет смерть; она мной заслужена. Я
осмелился покуситься на жизнь женщины, достойной всяческого уважения,
всяческих похвал. Госпожа де Реналь была для меня все равно что мать.
Преступление мое чудовищно, и оно было предумышленно. Итак, я заслужил
смерть, господа присяжные. Но будь я и менее виновен, я вижу здесь людей,
которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого
сострадания, пожелают наказать и раз навсегда сломить в моем лице эту породу
молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим
посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились
затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом.
Вот мое преступление, господа, и оно будет наказано с тем большей
суровостью, что меня, в сущности, судят отнюдь не равные мне. Я не вижу
здесь на скамьях присяжных ни одного разбогатевшего крестьянина, а только
одних возмущенных буржуа...
В продолжение двадцати минут Жюльен говорил в том же духе; он высказал
все, что у него было на душе. Прокурор, заискивавший перед аристократией, в
негодовании подскакивал на своем кресле; и все же, несмотря на несколько
отвлеченный характер этого выступления Жюльена, все женщины плакали навзрыд.
Даже г-жа Дервиль не отнимала платка от глаз. Перед тем как окончить свою
речь, Жюльен еще раз упомянул о своем злоумышлении, о своем раскаянии и о
том уважении и безграничной преданности, которые он когда-то, в более
счастливые времена, питал к г-же де Реналь. Г-жа Дервиль вдруг вскрикнула и
лишилась чувств.
Пробило час ночи, когда присяжные удалились в свою камеру. Ни одна из
женщин не покинула своего места, многие мужчины вытирали глаза. Сначала шли
оживленные разговоры, но мало-помалу в этом томительном ожидании решения
присяжных усталость давала себя чувствовать, и в зале водворялась тишина.
Это были торжественные минуты. Огни люстр уже начинали тускнеть. Жюльен,
страшно усталый, слышал, как рядом с ним шел разговор о том, хороший это или
дурной признак, что присяжные так долго совещаются. Ему было приятно, что
все решительно были за него; присяжные все не возвращались, но тем не менее
ни одна женщина не уходила из зала.
Но вот часы пробили два - и сразу вслед за этим послышалось шумное
движение. Маленькая дверца комнаты присяжных распахнулась. Г-н барон де
Вально торжественно и театрально шествовал впереди, за ним следовали все
остальные присяжные. Он откашлялся и затем провозгласил, что присяжные, по
правде и совести, приняли единогласное решение, что Жюльен Сорель виновен в
убийстве, и в убийстве с заранее обдуманным намерением. Это решение влекло
за собой смертную казнь; приговор был объявлен тотчас же. Жюльен взглянул на
свои часы, и ему вспомнился господин де Лавалет; часы показывали четверть
третьего. "Сегодня пятница", - подумал он.
"Да, но это счастливый день для Вально, который посылает меня на
казнь... Меня слишком хорошо стерегут, чтобы Матильда могла спасти меня, как
это сделала госпожа де Лавалет... Итак, через три дня, в этот самый час, я
узнаю, какого мнения следует держаться о великом "Может быть".
Тут он услышал громкий крик, и это вернуло его на землю. Женщины вокруг
него рыдали навзрыд; он увидел, что все повернулись лицом к маленькой нише,
которая завершала собой венчик готического пилястра. Позже он узнал, что там
скрывалась Матильда. Так как крик больше не повторился, все снова обернулись
к Жюльену, которого жандармы силились провести через толпу.
"Постараемся не дать повода для зубоскальства этому мошеннику Вально, -
подумал Жюльен. - С какой приторной постной рожей объявил он это решение,
которое влечет за собой смертную казнь, тогда как даже у этого бедняги,
председателя суда, - а уж он, конечно, не первый год судьей, - и то слезы
выступили на глазах, когда он произносил приговор. Какая радость для Вально
отомстить мне, наконец, за наше давнее соперничество из-за госпожи де
Реналь!.. Так, значит, я ее больше не увижу! Все кончено. Последнее "прости"
уж невозможно для нас, я чувствую это... Как я был бы счастлив сказать ей, в
каком ужасе я от своего злодейства!
Вот только эти слова: я осужден справедливо".
.
Прометей
Made on
Tilda