Мистицизм
В реализме мистицизм - явление отрицательное. В романтизме - будучи отрицательным, все-таки тесно связан с поэтическим и пророческим.

Мистицизм в контексте сатиры - это когда за тебя решают все высшие силы, а ты не при чем.

Реализм - негативный контекст мистицизма. Мистицизм - противоположность религии и ответственности.
Если вы денег дадите, спою, гончары, я вам песню:
«Внемли молитвам, Афина! десницею печь охраняя,
Дай, чтобы вышли на славу горшки, и бутылки, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно,
Чтоб продавалися бойко на рынке, на улицах бойко,
Чтобы от прибыли жирной за песню и нас наградили».
Если ж, бесстыжее племя, певца вы обманете дерзко.
Тотчас же всех созову я недругов печи гончарной:
«Эй, Разбивака, Трескун, Горшколом, Сыроглинник коварный,
Эй, Нетушим, на проделки во вред ремеслу тороватый,
Бей и жаровню и дом, вверх дном опрокидывай печку,
Все разноси; гончары же пусть криком избу оглашают...
Пусть они с жалобным стоном на лютое бедствие смотрят!»
Буду, смеясь, любоваться на жалкую долю злодеев.
Если спасать кто захочет, тому пусть голову пламя
Всю обожжет, и послужит другим его участь наукой.
(Гомер)
Позитивный контекст мистицизма дала нам античность.
Реализм- негативный контекст мистицизма. Противоположность религии и ответственности.
Катерина - ребенок, подверженный мистицизму, красивая девушка, любующаяся собой до последнего мгновения. Что она слышит в церкви? Ничего, но лишь ощущает взгляды окружающих- они заметили ее красивый экстаз. Зачем она прищзнается прилюдно в своем грехе, если он минимален и для нравов города обыденен? Для красоты. Это ее ребячество, это ее мистицизм- сделать красивый поступок, не думая о последствиях.
Задание 1. Сравните ситуацию в «Горе от ума» и в «Грозе» - кто боится «злых языков и почему. Можно ли фамусовское общество назвать темным царством по этому признаку?
Недооцененная "революционерка" Варвара могла бы иметь больше оснований стать лучом света, нежели Катерина, которую выдают замуж, не спрося ее согласия и которая идет туда, куда ее влечет желание, страсть, страх. Она ключи отдает, знает, что таким образом она останется будущей Кабанихой, а Катерину, скорее всего, выгонят. Причем по-тихому. У Катерины же получился громкий скандал - каявшихся прилюдно уже не выгонишь так просто, незаметно для общества. Варвара просчиталась (могла ли она такое предусмотреть?) - не быть ей главной Кабанихой в семье.
Задание 2. Прочитайте высказывание Канта о религии. Проанализируйте рассказ Катерины о своем детстве, о том, как она ходила в церковь, забывалась там, слушала речи странниц и докажите, что это не настоящая религиозность, а просто мистицизм.
И Кант: Религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли».
Между выбором (ответственностью) - религией и мистицизмом.
- отсутствием выбора, мы уже находили прямую связь через философию Канта, и вот продолжаем, изучая кантианца Островского, следить за логикой греха как изначального поражения и несвободы, задуманного изначально именно как бунт. Первый бунтарь, мы знаем, Люцифер, он закован в десятом круге ада в лед, свободный несвободен, и отсюда представление мистиков о грехе как рывке свободы - в окончательное закабаление. Катерина, блеснув лучом света в темном царстве, идет на дно Волги. То есть путь Люцифера. Блеск, возможно, оттуда, из той же мифологии.
Грех - понятие априори религиозное. Но что-то подсказывает, что когда Островский ведет Катерину в темном царстве по пути греха, то его осознание, признание и героиней никакого отношения к религии не имеет. Есть прельщение грехом - ощущение достаточно древнее, языческое. Раз она красивая, значит, в омут - прямой путь, по пути желания, но не ответственности, в противовес сознанию, которое, разумеется, подсказывает, что плохо - это не хорошо.
Ну, действительно, многих красота ведет в, условно, омут, и через персонажа - барыню - это все озвучивается как аксиома. Ее слышат и Варвара и Катерина. Но Варвара в омут не идет, идет Катерина.
Варвара. На свою бы тебе голову, старая карга!
Видимо, Варвара либо недостаточно красива по меркам того времени и собственной самооценке, либо она отвественнее, умнее Катерины, и ей выбирать самой себе объект ответственности и петлю - вот, Кудряша. Петля не самая узкая и не самая шелковая, но своя, выбранная самой.
По репликам Варвара - Чацкий в юбке, если бы тот, конечно, мог как она читать людей. Эмансипация, свободомыслие, критический взгляд.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Варвара. Знай свое дело -- молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь -- переминаешься? По глазам вижу, что у тебя и на уме-то.
Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...
Варвара. Только не с мужем.
Катерина. А ты почем знаешь?
Варвара. Еще бы не знать. Уж, казалось бы, что революционерам-демократам не обратить внимания на Варвару, не возвести ее в ореол, но революционерам нужны красивые девушки, и они выбирают для знамени своего, призывающего Русь к топору, Катерину. Ну, кого призовешь, тот и поведет...
Островский и точка отсчета - смерть. "Гроза"
Зачем? почему именно Катерина? Живет себе в провинциальном городе Калинове красивая девушка. Любуется миром, собой, а там богомолки - полный дом богомолок - рассказывают ей красивые истории. Житийная литература с рассказами странниц ее так впечатляет, как только может впечатлить необразованную девушку мистицизм, и она играет из себя святую, как Мамонов старца Анатолия - серьезно, сосредоточенно, показывая всем экстаз и рассказывая о видениях своего экстаза. Ей нравится производить эффект. Она всех любит, как и положено святым.
Задание 1. Проанализируйте беседу за столом. Права ли Кабаниха в том, что ее в доме никто не любит, а все только притворяются любящими? Как вы думаете, зачем Катерине это было опровергать? Жестоко ли Кабаниха поступила, начав такой разговор?
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не сдыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?
Кабанов. "Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи. (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык...
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!
Кабанова. Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.
Кабанов. Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху.
Кабанова. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе: у тебя жена молодая.
Кабанов. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею.
Кабанова. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.
Кабанов. Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю.
Кабанова. Ну да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха.

А вот Кабаниха подозревает, что луч света не такой уж святой человек, врет свекрови о любви, играет - видать, на место любимой дочери целит, а там это место занято, там Варвара прописана. И Варвара это видит, потому и ключи передает, чтобы потом ее же и заложить - вот и вся бы святость, да не успела, театр романтический, театр условный.
При переходе русской литературы из романтизма в реализм случилась гроза, и писатели, спустившиеся с небес на землю и почувствовавшие всю прелесть темы греха, пошли в покаяние за все свои вольные и невольные ошибки. Исповедальная литература - явление в русской литературе переходное, но, тем не менее, знаковое. И вот Катерина, театрально сыгравшая свое святое житие на сцене захолустного театра, сама себе режиссер и постановщик, идет каяться согласно всем канонам жития и исповеди. Непременно чтобы публично.
Покаянная литература, хоть и принята дичащимся такой открытости народом, тем не менее, востребована. Однако, цензура - Кабаниха - посадила ее под замок. Такова разгадка "Грозы" в аллегорическом ее бытии.
"Гроза" рассматривалась активно в социальном плане. Тут Добролюбов. Луч света и ханжество - но что с них? "А между тем чего же яснее, - разве не говорили славянофилы: следует изображать русского человека добродетельным и доказывать, что корень всякого добра - жизнь по старине". Да, старина старине рознь, самое гибельное, быть может, самое древнее. Русский мистицизм - это бальзам и гибель.
Катерина недостаточно для него религиозна, хотя формально она в церковь ходит и все как положено соблюдает, иконы вышивает: "в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют" – но почему она не слушает священника, а видит то, о чем рассказывали странницы? Но уже в одном только страхе грозы неверие, в одном только признании, что не слышит, как служба закончилась - есть вероятность греха самоубийства именно по причине недостаточной религиозности, формальной, показушной, неверующей ни в какое спасение и ни в какую божественную любовь. В религиозном плане мы все еще на уровне критики Домостроя, что вовсе Островский не имел ввиду, скорее уж в "Грозе" критика романтического и прагматического отношения к религии - и то и другое ложный путь, о чем предупреждал Кант. А тут мистицизм голенный и его сети, на народ наброшенные, не выплывет ли новая золотая рыбка в виде новой Арины Родионовны. И чем бы Катерина в старости и необразованности своей не она, но ключики, замочки и любовник. Новое время, новые сети.
Островский этой пьесой указал гибель литературы романтической - Катерины, столкнувшейся с реализмом замужества и обычаями горожан, верящим не логике, а мистике (пусть это будет в системе аллегорий народ.
Тихон, оставшийся без нее, это – аллегорически- наш добрый и глупый обыватель, который останется один на один с цензурой – опять же условно примем эту аллегорию, Кабанихой и самодурством традиционалистов - Диким. Получается построение издательского мира того времени.
В религиозном аспекте, более того, это тема прельщения. Катерина любуется собой с малых лет - прельщена внешней красотой, ее окружают странницы, бархат, золото, ей нравится театрализация, которая как обратная сторона того, что требует в быту Кабаниха, прорывается через самолюбование к возвышенному и небесному. Как красиво лететь в Волгу на глазах у всех! И с религиозной точки зрения именно романтизм вкупе с мистицизмом приводит героиню к гибели.
Задание 2. Проанализируйте и прокомментируйте в свете пьесы Островского цитату из статьи Пальховского.
«Цель "Грозы" -- показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в "темном царстве" {По превосходному выражению г. --бова (Добролюбова).} -- в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим,-- так и тот убийственный, роковой мистицизм,2 который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. И автор мастерски достиг своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине выступают пагубные результаты того и другого,-- в картине, верно срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от мрачной действительности; вы видите в живых, художественно-воспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича человеческого рода -- до потери воли, характера, до разврата и даже самоубийства».
Барыня указала простую параллель: красивая, значит, должна быть грешная и значит, должна броситься в реку. И Катя теперь подсознательно ждет удобного случая, чтобы это подтвердить, иначе какая же она красивая? А гроза - кара божья, подходящий момент . Все это актерство в сопровождении мистического экстаза. Она играет искренне, нет , не холодный расчет, такие умирают на сцене.
И вот Борис, он отправляется Диким в Сибирь. В старообрядческий скит? без денег? Вероятно. Куда же религиозный диктатор Дикой мог его еще направить для исправления? Воли он ему уж точно не хотел дать. Дикой религиозен именно по-старообрядчески,
Задание 3. Проанализируйте отрывок из современной статьи "Как живут старообрядцы в Сибири" и докажите, что разговор Дикого и Кулигина о громоотводах говорит о том, что Дикой, скорее всего, старообрядец: "Многие старообрядцы, живущие здесь, отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника".
Почему не взять туда Катерину? (Подумайте) Скит не для Катерины, там жесткие условия и минимум театра (а она, как мы уже заметили, артистка, любующаяся сама собой и впечатлением, производимым ее красотой на окружающих). Борис это понимает – как понимает и то, что его отказ взять ее с собой будет последней каплей.
Задание 4. Проанализируйте расставание Бориса с Катериной и расставание Печорина с Мери. Кому больнее – Катерине или Мери? Что находите общего в этих эпизодах? Почему они не берут девушек в собой в изгнание?
Борис. Полно, что ты! что ты!
Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?
Борис. Еду.
Катерина. Куда едешь?
Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
Калинов - это без "л" - Каинов. Говоря о нравах города Калинова в "Грозе", Пальховский замечает, что там царит: "убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека"... А что это, как не ангелочки, не гроза - кара господня?
Жизнь в Калинове - существование в страхе и мистике - отсюда эти вечные трансляции божьего гнева, которые вкупе с русским мистицизмом опутывают сетями и создают удушающую обстановку, в рамках которой даже грех - трансляция тела- становится вербальной необходимостью с обратной перспективой развертывания. "Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"
Человеку транслируются его страхи, и отнюдь не богом и не во имя бога Кабаниха призывает сына усилить ужас семейного бытия Катерины. Время Каина - время трансляций разгневанного бога. Кабанова - в принципе несчастная женщина. Бог ее знает, почему вдова, ничего не сказано о ее муже. Она как может разоблачает ложи о любви к ней ее детей, ведет хозяйство, старается воспринимать семью как религиозное ответственное действо, и что же в результате получает? позор на свою голову- измену невестки не тихую, как принято - а громогласную, чтобы на нее, Кабанову, теперь пальцем соседи показывали. Мистицизм странниц и богомолок сделал из Катерины безответственное, инфантильное существо, воспринимающее волю и неволю как тюремное противостояние - по ту сторону и по эту сторону. Либо ты раб, заключенный, либо господин и должен презирать заключенного - раба. А тут прекрасная природа, совсем не камера, предмет воздыхания иностранца, точка опоры для полета русской души, искушение "Демона" - через птичек и воздушный океан. Все прекрасно в природе, все манит к гибели. А если дьявол реально заинтересован в такой вере в бога, то, возможно, свой корыстный интересец он прикрыл ею основательно. В чем же его интерес, в чем проклятие нашего тысячелетия? Катерина, будь она главой семьи, Кабанихой, была бы на месте. Но она не на месте и потому ей плохо, она летит птицей ли, камнем ли, в тот котлован ада, от которого могут, остерегаясь его, избавиться лишь безумцы, гении и дети. Катерина не была ни тем, ни другим, ни третьим.
Напишите исследование-рассуждение на тему: "Вот красота-то куда ведет". Включите важные для понимания сюрреалистичности и бреда героев детали, мотивы, отрывки из "Портрета Дориана Грея" и "Грозы".
"Красота - преступление" в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея". Куда ведет красота? Как связана красота и Тиберий, Калигула, которыми ассоциирует себя Дориан? Почему именно с ними? Как отразилось повальное увлечение в конце 19 века психологическими практиками диссоциаций П.Жане и З.Фрейда" на концепцию автора?
Почему Нефед пошел за лаптями в метель?

Мистицизм в рассказе Бунина "Лапти"

  1. Сопоставьте рассказ с эпизодом бурана в "Капитанской дочке" А.Пушкина. Как мифологема метели выводит на мысль о спасении?
  2. Почему рассказ начинается с числительного? Какую роль играют числа - расстояние, которое должен был преодолеть Нефед до Новоселок - 6 км, обратно - 6 км, метель бушует 6 дней.
  3. Добрые или злые силы требовали от мальчика красных лаптей? Как это связано со стихотворением Гете "Лесной царь"?
  4. Почему Нефед говорил не о выздоровлении, а о душе - "душа желает"?
  5. Поясните истинный смысл пророчества мальчика.
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
И.Бунин. Лапти
Made on
Tilda