Ульяна Систер, 10 класс
Мой выбор пал на стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке». Цепляющие глаз, всплывающие в воображении образы прекрасно подходят для экранизации. Трогательный образ заботливой собаки: «До вечера она их ласкала, Причесывая языком»; быстрая смена образов: «По сугробам она бежала» - автор создает образ обеспокоенной, изнуренной собаки, поспевающей за своими щенятами, «И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь» - резкое переключение, автор ничего не говорит о щенятах, он создает образ водной глади; отсутствие суждений автора обещают прекрасную кинокартину. Автор не говорит, что произошло с щенятами, он создает яркие образы, которые наводят читателя на правильную мысль, позволяет читателю самому понять исход. Автор, будто безразличный художник-наблюдатель, пишет картину словом, безэмоциональным, отстраненным. Трогательный сюжет с печальной концовкой, без «давления» автора, без строгого позиционирование хорошего и плохого, не оставит зрителя равнодушным. Беззащитное, изнуренное животное с трагичной судьбой – находка для экранизации, она точно будет успешной, т.к. люди искренне сопереживают братьям нашим меньшим.
Стихотворение можно разделить на три части, которые послужат темами экранизации: первая – вступление, знакомство зрителя с суровой жизнью собаки, вторая тема – кульминация, третья - развязка. Экранизация стихотворения длится не более 2 минут, кадры сменяются достаточно быстро, постараемся передать манеру повествования автора, которые будто скачет с одного места на другое.
Первую часть назовем «Щенячий писк», ведь здесь щенята только увидели жизнь, свою маму и друг друга. В этой части преимущественно будут отражены нежные образы, показана хрупкость сцены: беззащитные существа, окруженные заботой и любовью матери. Первый кадр: мертвая тишина, темнота, тусклый свет, падающий от месяца, протяжный гул ветра, поземка, рассыпчатый снег летит в кадр, создается образ мертвого места, безжизненного. Кадр длится около пяти-шести секунд, показываем спешку, скоротечность жизни. Второй кадр: крупный план старой, скрипучей двери на хлипких петлях, которые вот-вот оторвутся. Здесь заостряем внимание на непримечательном образе, удерживаем кадр четыре секунды. Третий кадр: рядом с полусгнившим домом лежит мама со своими щенятами на рогожи, грубой, грязной, пыльной ткани, создается контраст между ярко-белым, слепящим снегом и рыжими крохотными существами, жмущимися к «теплому ее животу». Щенята мало движутся, дабы сохранить тепло, пытаются принять наиболее удобное положение у бока мамы, они не лают, однако слышно их дыхание, виден пар, плавно струящийся из маленьких носиков. Место, мрачное, тихое, казалось бы, лишенное жизни, но нет и здесь, в глуши, появляются новые жизни. Эта сцена вызовет умиление у зрителя, заставит его влюбиться в крохотных, беззащитных щенят.
Вторую часть назовем «Потеря», она будет состоять из трех кадров. Первый из них: хозяин хватает своей огромной рукой жесткий, пыльный, старый мешок. Второй кадр: маленькая лапка матери наступает в огромный след мужчины, хозяина, таким образом показываем «могущество» губителя и беспомощность маленькой и слабой собаки, собака бежит по глубоким следам на снегу, тяжело дыша, пытаясь поспеть за впереди идущем мужчиной, отдаленно слышен писк замерзающих щенят, ничего не видящих. Третий кадр: вновь тишина, ни свиста ветра, ни дыхания собаки, лишь всплеск ледяной воды и круги, расходящиеся по «воды незамерзшей глади».
Третью часть назовем «Золотыми звездами в снег». Мать, изо всех сил бежавшая за своими малышами, еле-еле передвигает лапками, «слизывая пот с боков». Первый кадр: крупным планом показываем огромные, темные глаза собаки, полные горя, боли и отчаяния. Второй кадр: яркий, выделяющийся на фоне темного, беспросветного неба месяц, представившийся собаке ее щенком, собака скулит, будто зовет малыша к себе, спрашивает, как он. Третий кадр: месяц скрывается за холмом, прячется. Последний кадр: «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег», собака падает беззвучно, не скуля, принимая свою учесть. Понимая, что увидеть своих щенят здесь у нее не получится, она бесшумно уходит из жизни, встречается со своими детьми на другом свете.
Две первые части будут темными, мужчина одет в темную, неприметную одежду, собака не будет отличаться особой красотой. Но щенята ее рыжие, как солнце, они олицетворяют счастье, - единственные яркие краски в этом гнусном мире. Месяц, щенята и глаза собачки, напоминающие «золотые звезды», были теплой надеждой этого мира, но и она покинула эти края. После ухода «красок» ночью, когда это особенно видно, останется лишь тьма.