Литература 2-е полугодие
Контроль 9 класс

Литература, 9 класс

2 полугодие

Общее количество заданий –  14
Общее количество баллов – 40 балл
Оценка «5» выставляется за 40 баллов.
Оценка «4» выставляется баллов 35 -40баллов.
Оценка «3» выставляется за 20-35 баллов.
Оценка «2» выставляется, если количество баллов менее 20
За 2 и более орфографические ошибки оценка снижается на 1 балл
За 2 и более пунктуационные ошибки оценка снижается на 1 балл.
За 1 и более речевые ошибки оценка снижается на 1 балл.

Любой из вопросов вы можете развернуть до полноценного сочинения и заработать таким образом +5 баллов.





1. Как через сцены с дуэлью – «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» - авторы показывают нежелание героев быть «топорами судьбы» (5 баллов)
Ответ: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Как вы думаете, справедливо ли судьба обошлась с Ленским и Грушницким? Свой ответ обоснуйте (3 балла).
Ответ: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Найдите примеры в лирике Маяковского, где он отождествляет себя с эпохой (2 балла).
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________

4. Как вы думаете, можно ли это назвать школой Лермонтова? Опишите портрет поколения, выразителем которого был Лермонтов. (2 балла)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

5. Опишите портрет поколения, выразителем которого был Маяковский. (2 балла)
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________

6. Прочитайте отрывок из поэмы «Мертвые души» Гоголя. Поясните, как интерьер бала может превратиться в натюрморт – кусок сахара. Зачем он так делает? Как это описание связано с заглавием «Мертвые души»? (2 балла)
«Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая клюшница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостию старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где вразбитную, где густыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь и опять прилететь с новыми докучными эскадронами».
7. Согласны ли вы с данным высказыванием школьницы: «Вы хотите произвести впечатление – появиться на балу в фраке, - а вы всего лишь муха на сахаре соблазнов». Поясните свою точку зрения. (1 балл)
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Переделайте данный текст-описание в текст-рассуждение (3 балла).
9. Сопоставьте беседу А.Соколова из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» с эпизодом второй встречи Гринева и Пугачева. Почему в обоих случаях «герои-злодеи» вынуждены помиловать главных героев? (5 баллов)
Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился". Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?" - "Так точно, - говорю, - герр комендант, много".  - "А одного тебе на могилу хватит?" - "Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется".
Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься". - "Воля ваша», - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью
выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия". Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю, про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!"
    Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за
угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В
таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему.
смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...

10. Применима ли лермонтовская метафора «топор судьбы» к обстоятельствам жизни Андрея Соколова из рассказа М. Шолохова "Судьба человека"?  К обстоятельствам жизни и смерти Матрены из рассказа Солженицына «Матренин двор»? (5 баллов)
11. Заполните таблицу, используя различные художественные элементы повести А.Солженицына «Матренин двор» (2балла):
Мотив
Действие
Событие










12. Докажите, что стихотворении И.Анненского «После концерта» обратная (ретроспективная) композиция (3 балла):
В аллею чёрные спустились небеса,
Но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость...
Погасшие огни, немые голоса, -
Неужто это всё, что от мечты осталось?

О, как печален был одежд её атлас,
И вырез жутко бел среди наплечий чёрных!
Как жалко было мне её недвижных глаз
И снежной лайки рук, молитвенно-покорных!

А сколько было там развеяно души
Среди рассеянных, мятежных и бесслёзных!
Что звуков пролито, взлелеянных в тиши,
Сиреневых, и ласковых, и звёздных!

Так с нити порванной в волненьи иногда,
Средь месячных лучей, и нежны и огнисты,
В росистую траву катятся аметисты
И гибнут без следа.
13.. Найдите в «Цыганском романсе» А.Галича черты, характерные для стихов А.Блока (3 балла).
Повстречала девчонка бога,
Бог пил мёртвую в монопольке,
Ну, а много ль от бога прока
В чертовне и в чаду попойки?
Ах, как пилось к полночи!
Как в башке гудело,
Как цыгане, сволочи,
Пели «Конавэлла»!

«Ай да Конавэлла, гран-традела,
Ай да йорысака палалховела!»

А девчонка сидела с богом,
К богу фасом, а к прочим боком,
Ей домой бы бежать к папане,
А она чокается шампанью.
Ах, ёлочки-мочалочки,
Сладко вина пьются —
В серебряной чарочке
На золотом блюдце!

Кому чару пить?! Кому здраву быть?!
Королевичу Александровичу!
14. Какое модернистское течение начала века определило, согласно общепризнанному мнению, раннее творчество А.Блока? Подтвердите или опровергните принадлежность Блока данному течению. (2 балла)
Ответ: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Made on
Tilda