Ремарка

Задание 1. Прочитайте рассказ Д. Хармса «Григорьев и Семенов. Определите роль реплик и ремарок в данном произведении. О чем говорят реплики, о чем – ремарки?
«Григорьев (ударяя Семенова по морде): Вот вам и зима наступила. Пора печи топить. Как по-вашему?
Семенов: По-моему, если серьезно отнестись к вашему замечанию, то, пожалуй, действительно пора затопить печку.
Григорьев (ударяя Семенова по морде): А как по вашему зима в этом году будет холодная или теплая?
Семенов: Пожалуй, судя по тому, что лето было дождливое, зима будет холодная. Если лето дождливое, то зима будет холодная.
Григорьев (ударяя Семенова по морде): А вот мне никогда не бывает холодно».
<…>
«Григорьев (ударяя Семенова каблуком по морде): Говори, говори! Послушаю.
Семенов (валится на спину): Ох!»
Задание 1. Рассмотрите немую сцену как ремарку. Почему ее можно представить в виде воронки - кругов ада? Нарисуйте круги ада Гоголя. Какие грехи для него самые тяжелые.
Задание 2. Прочитайте отрывок из книги Вайскопфа "Птица-тройка" о скульптурности изображений Гоголя. Сравните немую сцену с фреской Микеланджело "Страшный суд".
"Немая сцена, венчающая «Ревизор», есть как бы застывшее в изваяниях психологическое состояние действующих лиц (ужас, растерянность и пр.), их оцепенелая сгустившаяся «идея»; и наряду с этим немая сцена словно аккумулирует в итоговом смысле, доводит до статического предела предшествовавшую ей суматошную мобильность суетных персонажей; она — сумма и воплощение накопленных движений. Точно так же скульптура в описаниях Гоголя есть как бы конденсированный знак развернутого процесса, его моментальный срез, несущий в своей застылости потенции бесконечного бытия. Скульптура «мгновенна, как красавица, глянувшая в зеркало, усмехнувшаяся, видя свое изображение, и уже бегущая, влача с торжеством за собою толпу гордых юношей». Такой скры4 См.: Бузескул В. П. К какому времени года относятся похождения Чичикова в Мертвых душах? (К характеристике литературных приемов Гоголя) // Сб. Харьковского историко-филологического общества. Харьков. 1909. Вып. XVIII. С. 481—484; Измайлов А.А. Пятна на солнце / / Измайлов А.А. Кривое зеркало. Пародии и шаржи. СПб., 1912. С. 85— 87; Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 83—84. 238 М. Вайскопф. Птица тройка и колесница души той динамикой и внутренним временем могут наделяться у Гоголя, как известно, самые разнообразные статические объекты: архитектурные массы («здание тяжело ступает»), горные цепи в «Страшной мести», «гуляющие дубы» в «Сорочинской ярмарке» и т.д. — вплоть до носа майора Ковалева или оживающих картинок в «Шинели». Статика и динамика, нулевое и разомкнутое время в этой системе взаимозаменимы".

Made on
Tilda