Классицизм - детище эпохи Просвещения - характеризуется строгим разделением на три стиля – низкий, средний и высокий. Комедии пишутся низким стилем, трагедии – высоким. Это дань античности – в честь одного и того же бога-козла Вакха (Диониса) исполнялось и веселое- под стать его характеру, и печальное – под стать его судьбе.
Трагедия – песнь козлов, возникла на Великих Дионисиях. Скорбные дифирамбы, плачи о Дионисе – стали в дальнейшем «Королем Лиром» и «Гамлетом» Шекспира. Отец-бог – осталось как аллегория и назидание потомкам. Не растерзай Диониса титаны, трудно было бы представить себе развитие драмы в истории. Погиб не только бог, но и его спутники. А поскольку он бог-демиург, то его учение - как воздействовать на души людей, пьянить их искусством – навсегда утеряно. Каждый писатель должен обрести метод и стиль самостоятельно.
С распадом Диониса на куски распался и семейный мир древнего грека, хотя была еще жива память об общих интересах, крепких устоях, верности и долге. Древнегреческая трагедия была полна сочувствия своим непутевым героям, заблудшим овцам античности. В дальнейшем овцы обрели атрибуты нового времени, но волк не перестал их есть. Безысходность в судьбах Эдипа, Медеи, Антигоны – всего лишь последствия распада небесного единства. Не боги карают – человек, отпав от единства, карает сам себя.
Актеры надевали маски, выражающие страдания. Данное словесно-драматическое изображение вызывало сильное эмоциональное воздействие – каждый зритель осознавал, что он тоже оторванная частичка единого космоса – и его земная юдоль – отражение небесной дисгармонии. Каждый самоидетифицировался непосредственно с Дионисом или кем-то из его спутников, тоже погибших, растерзанных. В данной саморефлексии во время Великих Дионисий каждый ощущал свое родство с персонажами и становился лучше – во всяком случае так задумывалось устроителями обряда. Своего классического расцвета автопсихологизм достиг в произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида, где герой осознает себя трагическим элементом в несовершенном (после гибели Диониса) мире.
Задание 1. Прочитайте басню Крылова «Волк и ягненок». Докажите, что сюжет дионисийский. Отпавший от стада ягненок обречен.
Диалог между актерами и зрителем с той поры стал называться сообщающим. Иногда использовался один актер-декламатор. В наше время он облачился в одежды рассказчика или (на сцене) в «голос за сценой».
Плоть Диониса неодинакова: положительные герои говорят высоким стилем, отрицательные – низким. Иногда низким, но умно построенным стилем говорят добродетельные и умные персонажи из народа. Иногда путаным высоким стилем говорят отрицательные герои из среды дворянства. Стиль стал означающим – человек – означаемым.
«Стиль — это человек» - сказал естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707—1788) 25 августа 1763 г. при избрании его в члены Французской академии. Заслуга классицизма в том, что, придавая свой собственный стиль каждому персонажу, он звал к высоким идеалам Античности и Просвещения и насмехался над серой обыденностью. Он пытался в художественной форме передать и положения трактатов Макиавелли, и основные положения Руссо, намереваясь просвещать, просвещать, просвещать.
Задание 2. Прокомментируйте слова М.М.Бахтина о классицизме. Согласны ли вы с ним как читатель басен Крылова, «Недоросля» Фонвизина, стихов Тредиаковского, Ломоносова? Найдите в тексте "Недоросля" персонажа, игнорирующего изменения в языке и говорящего лишь по-книжному.
«Поэтика классицизма ориентирована на прямом предметно направленном одноголосом слове, несколько сдвинутом в сторону условного стилизованного слова. Полуусловное, полустилизованное слово задает тон в классицистической поэтике. И до сих пор стилистика ориентируется на таком полуусловном прямом слове, которое фактически отождествляется с поэтическим словом как таковым. Для классицизма существует слово языка, ничье слово, вещное слово, входящее в поэтический лексикон, и это слово из сокровищницы поэтического языка непосредственно переходит в монологический контекст данного поэтического высказывания. Поэтому выросшая на почве классицизма стилистика знает только жизнь слова в одном замкнутом контексте. Она игнорирует те изменения, которые происходят со словом в процессе его перехода из одного конкретного высказывания в другое и в процессе взаимоориентации этих высказываний. Она знает лишь те изменения, которые совершаются в процессе перехода слова из системы языка в монологическое поэтическое высказывание. Жизнь и функции слова в стиле конкретного высказывания воспринимаются на фоне его жизни и функций в языке. Внутренне-диалогические отношения слова к тому же слову в чужом контексте, в чужих устах игнорируются. В этих рамках разрабатывается стилистика и до настоящего времени».
Прокомментируйте слова Правдина на предмет стилистики: "А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам
имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил "да", когда душа его чувствовала "нет".
Триединство – о нем слышишь всегда, когда идет речь о классицистической драме. Единство места, времени, действия. Так разделил Аристотель. Он никак не думал, что драматурги поймут эти эстетические категории за руководство к действию – он философ, его задача обосновать уже имеющиеся факты реальности. Для Аристотеля и «Война и мир» был бы единством места, времени и действия, он это сумел бы объяснить, потому что мыслил диалектически и видел Большое время, Большое действие. Время, место, действие – для философа это универсалии, они вошли в литературу, но не могут быть сведены к ней. Словесное искусство, по мнению философа, лишь подражает мировой гармонии, точнее, продолжает мировую гармонию – если, конечно, это искусство, а не подделка. Мимесис – это больше, чем подражание, это нахождение внутри своего прообраза. Понимая Аристотеля буквально, драматурги классицизма связывали себе руки. Они ставили задачу изобразить один лишь день, происходящее на сцене должно было быть прикреплено к одному месту, и действие ни в коем случае не должно прерываться.
Задание 3. Докажите, что в произведении «Война и мир» с философской точки зрения есть триединство, а с точки зрения классицистов – нет. Почему, если бы Лев Толстой выполнил свой замысел и рассказал о судьбе Петра Кирилловича как декабриста- это философское единство было бы нарушено? Объясните разницу между пониманием триединства классицистами и Аристотелем.
Задание 4. Проанализируйте типичное произведение классицизма "Робинзон Крузо" Д.Дефо. Докажите, что в нем заложены идеи Просвещения. Как в нем отразилась биография Рене Декарта, который сказал знаменитую фразу, ставшую лозунгом эпохи "Мыслю, следовательно, существую".
Задание 5. Прочитайте отрывок из статьи П.Басинского, где он высказывается о морали. Можно ли из этого понять,как Пушкин относился к одноголосому слову классицизма?
"Сколько носятся с этой моральной сентенцией, как бы само собой подразумевающей, что кто-то может знать, что такое гений. Но это единственная мораль, которая произносится Моцартом на протяжении всей пьесы и которая является как бы поддавком ради Сальери. «Не правда ль?» Давай, брат Сальери, порассуждай, ты это так любишь! Ты без этого куска проглотить не можешь. (Разговор происходит в трактире.) Философствуй, Сальери! А я покуда выпью, покушаю и тебя послушаю…"