Как помогать бедным? Таким вопросом задавался Гоголь и в «Мертвых душах», и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Дойдет ли помощь до нуждающихся, не лучше ли принять личное участие и помочь еще и наставлениями? Достоевский против наставлений. В "Бедных людях" показана Анна Федоровна, которая сжила со свету мать Вареньки своей назойливой помощью и наставлениями. В "Преступлении и наказании" душа, жаждущая помогать - причем без всяких наставлений, сама натолкнулась на нищету и задумала осуществить убийство - это Раскольников. "Бывший студент Разумихин откопал откуда-то сведения и представил доказательства, что преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища (который содержал и кормил своего отца своими трудами чуть не с тринадцатилетнего возраста), поместил наконец этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его". Помощь бедным - когда ты еще имеешь средства, похвальна. А если не можешь? Вот основная психологическая причина, побудившая задумать убийство.
Противоположность- теория целого кафтана Лужина - никогда ни с кем не делиться. Она звучит чудовищно. И все-таки Лужин никого не убивал. Но может быть, из-за таких как Лужин и совершаются преступления? Как знать...
"Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? -- продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, -- выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться...".
И образ Анны Федоровны здесь перевоплотился в Марфу Петровну, что вытащила из долговой ямы Свидригайлова. Но она же стала и жертвой.
Раскрытие данной проблемы всегда неизбежно опирается на философские понятия «раб-господин». Богат – господин. Он закоснел в своем господстве. Он наслаждается властью и ни во что не ставит раба. В то время как раб, неудовлетворенный своим положением, движется к цели и, если ее не добивается, то смотрит на мир глазами философа.
Пьеса "На дне" вся вышла из пьяной исповеди Мармеладова - системы доказательств Достоевского, что нищета- это порок. И что помочь словом нельзя, даже если это слово христиански—утешительное, оно все равно ложь.
Каждый из персонажей - иллюстрация к отдельным аспектам нищеты. Дно - метафора нищеты.
В пьяной исповеди Мармеладова одно за другим приводится доказательство того, что бедность делает человека не человеком:
Нищий лишается физической неприкосновенности. Катерину Ивановну избивают, Сатина избивают.
Человек становится животным. Мармеладов называет себя свиньей, Сатин рычит, хрюкает. Он лишается человеческого облика - скот во всех смыслах. "ибо и не один раз уже бывало желаемое, и не один уже раз жалели меня, но... такова уже черта моя, а я прирожденный скот!" Обитателей ночлежки жалел Лука, но прирожденный скот его изгоняет.
Нищий лишается воли - Дуня попала в неволю к Свидригайловым за 100 рублей. И хотела попасть в рабство к Лужину. Нет Жилища. Катерина Ивановна должна была выйти замуж за мелкого чиновника, потому что некуда было идти. Обитателям ночлежки - аналогично, идти некуда: "Пристанища, пристанища нету".
Нищий лишается чести - участь Сонечки. Настя - ее двойник у Горького.
И плюс религиозной составляющей - первое искушение Христа - "преврати камни в хлебы", сначала накорми, а потом спрашивай нравственность.
Он лишается своего прошлого: медали Катерины Ивановны проданы. Катерина Ивановна , как и Настя - они рассказывают о прошлой любви. Нет у тебя никакого прошлого. Ты теперь никто, звать тебя никак.
Как Актер или Барон - все позади, нет никаких успехов и заслуг.
Катерина Ивановна лишена радостей жизни и здоровья: "И она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью". Анна у Горького умирает от болезни.
Он лишается пристанища: Катерина Ивановна учит детей танцевать и петь на улице - ее выгоняют. Жители ночлежки также там на птичьих правах.
Он лишен правовой защиты: сшитые Соней рубашки не оплачиваются, и ничего нельзя с этим сделать. Слесарь Клещ постоянно без работы. Никто им не дает уже ни второго, ни последнего шанса, каковой был у пьяницы Мармеладова. Подведем итог: двадцатый век несамостоятелен. Это переписывание трансляций века девятнадцатого. Однако именно в этом веке мистицизм меняется на экзистенциализм, и человек осознает, что ничего у него может не стать в любую минуту. "Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". В любую минуту человек может оказаться там, где забывается прежняя жизнь. Любой из нас в экзистенциальном царстве Сизифа, на дне, а камень надо тащить Сизифу вверх, и вот ему кажется, что он достиг вершины, но камень срывается, и человек снова на дне.
Задание 1. Что общего между письмом Татьяны Лариной и выступлением Насти на пустыре? Обоснуйте свой ответ, используя цитаты из произведений.
Надо же найти горьковскую ницшеанскую иронию над всем пушкинским и святым... Да, собственно, романтический нарратив на фоне неромантического пейзажа. Деревня у Татьяны, пустырь-ночлежка у Насти. А так - романтика из самых трогательных немецких, скорее всего, книжек того времени. "Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты - вся их радость... Брось меня! "
Цивилизация богатства в XX веке представлена «Атлантидой» Бунина. Смерть богатого господина из Сан-Франциско – точка отсчета конца цивилизации, основанной на практике потребления, труда во имя какого-то далекого неведомого наслаждения отдыхом. Но сил порой на этот отдых уже не остается – равно как и здоровья.
Задание 2. Прочитайте отрывок из романа Гончарова «Обломов». Почему можно сказать, что идея Гончарова нашла свое развитие в творчестве Бунина?
«-- Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? -- без увлечения, робко спросил он. -- Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? Помилуй! -- прибавил он смелее. -- Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?
-- И утопия-то у тебя обломовская, -- возразил Штольц.
-- Все ищут отдыха и покоя, -- защищался Обломов.
-- Не все, и ты сам, лет десять, не того искал в жизни.
-- Чего же я искал? -- с недоумением спросил Обломов, погружаясь мыслью в прошедшее.
-- Вспомни, подумай. Где твои книги, переводы?
-- Захар куда-то дел, -- отвечал Обломов, -- тут где-нибудь в углу лежат.
-- В углу! -- с упреком сказал Штольц. -- В этом же углу лежат и замыслы твои "служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников (твои слова); работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать -- значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов". Все эти замыслы тоже Захар сложил в угол? Помнишь, ты хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой? "Вся жизнь есть мысль и труд, -- твердил ты тогда, -- труд хоть безвестный, темный, но непрерывный, и умереть с сознанием, что сделал свое дело". А? В каком углу лежит это у тебя?
-- Да... да... -- говорил Обломов, беспокойно следя за каждым словом Штольца, -- помню, что я точно... кажется... Как же, -- сказал он, вдруг вспомнив прошлое, -- ведь мы, Андрей, сбирались сначала изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан. С ума чуть не сошли! Сколько глупостей!..»
Подведем итог: двадцатый век несамостоятелен. Это переписывание трансляций века девятнадцатого. Однако именно в этом веке мистицизм меняется на экзистенциализм, и человек осознает, что ничего у него может не стать в любую минуту. "Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг". В любую минуту человек может оказаться там, где забывается прежняя жизнь. Любой из нас в экзистенциальном царстве Сизифа, на дне, а камень надо тащить Сизифу вверх, и вот ему кажется, что он достиг вершины, но камень срывается, и человек снова на дне. И романтизм в реалистических декорациях.
Задание 3. Найдите в повести М.Горького «Детство» эпизоды, которые подтверждают слова критика Сологуба: «Такое злое и грубое это детство. Дерутся, бьют, порют в каждом фельетоне. Какой-то сплошной садизм, психологически совсем не объясненный. Не видим, какая душевная сила движет людей к совершению неистовств». В чем состоит немотивированность поступков героев? Как бедность отразилась на характерах и поступках персонажей?
Социальные проблемы – как с ними бороться? Как познать мир воров, контрабандистов, нищих? – эти вопросы из разных рядов. Один – общечеловеческий, другой – литературный.
Есть у писателей-реалистов стремление познать все бездны воровского дна, где собирается «дурное общество», ведь именно там голая, неприглядная реальноость.
Задание 1. Прочтите текст Гиляровского о сыщике Смолине. Положительный ли это персонаж? Что в его действиях больше- сочувствия или корысти? Чем его действия похожи на действия писателя-реалиста? Сравните это с «Таманью» - главной журнала Печорина из «Героя нашего времени». Почему у сыщика получилось то, чего никогда бы не получилось у писателя?
«Небольшого роста, плечистый, выбритый и остриженный начисто, в поношенном черном пальто и картузе с лаковым козырьком, солидный и степенный, точь-в-точь камердинер средней руки, двигается незаметно Смолин по Сухаревке. Воры исчезают при его появлении. Если увидят, то знают, что он уже их заметил — и, улуча удобную минуту, подбегают к нему... Рыжий, щеголеватый карманник Пашка Рябчик что-то спроворил в давке и хотел скрыться, но взгляд сыщика остановился на нем. Сделав круг, Рябчик был уже около и что-то опустил в карман пальто Смолина.
— Щучка здесь... с женой... Проигрался... Зло работает...
— С Аннушкой?
— Да-с... Юрка к Замайскому поступил... Игроки с деньгами! У старьевщиков покупают... Вьюн... Голиаф... Ватошник... Кукиш и сам Цапля. Шуруют вон, гляди...
Быстро выпалил и исчез. Смолин переложил серебряные часы в карман брюк.
Издали углядел в давке высокую женщину в ковровом платке, а рядом с ней козлиную бородку Щучки. Женщина увидала и шепнула бороде. Через минуту Щучка уже терся как незнакомый около Смолина.
— Сегодня до кишок меня раздели... У Васьки Темного... проигрался!
— Ничего, злее воровать будешь! Щучка опустил ему в карман кошелек.
— Аннушка сработала?
— Она... Сам не знаю, что в нем...
— А у Цапли что?
— Прямо плачу, что не попал, а угодил к Темному! Вот дело было! Сашку Утюга сегодня на шесть тысяч взяли...
— Сашку? Да он сослан в Сибирь!
— Какое! Всю зиму на Хитровке околачивался... болел... Марк Афанасьев подкармливал. А в четверг пофартило, говорят, в Гуслицах с кем-то купца пришил... Как одну копейку шесть больших отдал. Цапля метал... Архивариус метал. Резал Назаров.
— Расплюев!
— Да, вон он с Цаплей у палатки стоит... Андрей Михайлович, первый фарт тебе отдал!.. Дай хоть копеечку на счастье...
— На, разживайся!— И отдал обратно кошелек.
— Вот спасибо! Век не забуду... Ведь почин дороже денег... Теперь отыграюсь! Да! Сашку до копья разыграли. Дали ему утром сотенный билет, он прямо на вокзал в Нижний... А Цапля завтра новую мельницу открывает, богатую.
Смолин подходит к Цапле.
— С добычей! Когда на новоселье позовешь? У Цапли и лицо вытянулось.
— Сашку-то сегодня на шесть больших слопали! Ну, когда новоселье?..
Оторопел окончательно старый Цапля.
— Цапля! Это что ты отобрал? Портреты каких-то вельмож польских... На что они тебе?
— Для дураков, Андрей Михайлович, для дураков... Повешу в гостиной — за моих предков сойдут... Так в четверг, милости просим, там же на Цветном, над моей старой квартирой... сегодня снял в бельэтаже...
— Сашку на Волгу спровадили?
Добивает Цаплю всеведущий сыщик и идет дальше, к ювелирным палаткам, где выигравшие деньги шулера обращают их в золотые вещи, чтоб потом снова проиграться на мельницах...
Поговорит с каждым, удивит каждого своими познаниями, а от них больше выудит...
— Это кто такой франт, что с Абазом стоит?
— Невский гусь... как его...
— Кихибарджи?.. Зачем он здесь?
— За кем-то из купцов охотится... в "Славянском базаре" в сорокарублевом номере остановились. И Караулов с ними...
И по развалу проползет тенью Смолин. Увидал Комара.
— Ну как твои куклы?
Все Смолин знает — не то, что где было, а что и когда будет и где...
И знает, и будет молчать, пока его самого начальство не прищучит!»