Сны в русской литературе: от древности до наших дней
Исследование эволюции снов в русской литературе от «Слова о полку Игореве» до «Обломова» и "Рыцаря на час". Шекспировские мотивы в модернизме и поэзии С. Есенина. "Жизнь есть сон" Кальдерона в перевертышах символистов и обэриутов.
Сны в русской литературе
Сон Адрияна Прохорова
Лекция Ольги Чернорицкой с использованием цитат книги "Дом-гроб" Вольфа Шмида.
Сопоставьте стихотворение Мандельштама со стихотворением Тютчева. Как связаны их морские сны?
Сон и море
СОН НА МОРЕ
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы́,
Окликалися ветры и пели валы.
Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон.
Болезненно-яркий, волшебно-немой,
Он веял легко над гремящею тьмой.
В лучах огневицы развил он свой мир —
Земля зеленела, светился эфир,
Сады-лавиринфы, чертоги, столпы,
И сонмы кипели безмолвной толпы.
Я много узнал мне неведомых лиц,
Зрел тварей волшебных, таинственных птиц,
По высям творенья, как бог, я шагал,
И мир подо мною недвижный сиял.
Но все грезы насквозь, как волшебника вой,
Мне слышался грохот пучины морской,
И в тихую область видений и снов
Врывалася пена ревущих валов.
Тютчев. ‹1830›
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, —
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915 г.
Лекция: всё станет понятно
Лекция посвящена эволюции снов в русской литературе от вещих видений к глубокому психологическому и философскому инструменту. Рассматриваются примеры из различных произведений, включая «Слово о полку Игореве», «Обломова» и «Войну и мир», и анализируется, как авторы используют сны для раскрытия характеров героев и затронутых тем. Каждый сон - выражение позиции автора, будь то идиллия или фронда.
Слово о полку Игореве
Сопоставьте сон Святослава и сон Есенина в стихотворении "Ответ". Найдите общие мотивы.
В Киеве далеком, на горах, Смутный сон приснился Святославу, И объял его великий страх, И собрал бояр он по уставу. — С вечера до нынешнего дня, — Молвил князь, поникнув головою, — На кровати тисовой меня Покрывали черной пеленою. Черпали мне синее вино, Горькое отравленное зелье, Сыпали жемчуг на полотно Из колчанов вражьего изделья. Златоверхий терем мой стоял Без конька и, предвещая горе, Серый ворон в Плесенске кричал И летел, шумя, на сине-море.

Родимая!
Ну как заснуть в метель?
В трубе так жалобно
И так протяжно стонет.
Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
И — что тебя хоронят.

Так будто тысяча
Гнусавейших дьячков,
Поет она плакидой —
Сволочь-вьюга!
И снег ложится
Вроде пятачков,
И нет за гробом
Ни жены, ни друга!
«Вон, вон отсюда!» — крикнул старший. Вдруг
Исчезли все, юркнув в одно мгновенье,
И до меня донесся светлый звук,
Как утреннего жаворонка пенье,
Да шорох шелка. Ты ли это, друг?
Постой, прости невольное смущенье!
Все это сон, какой-то бред напрасный.
Так, так, я сплю и вижу сон прекрасный!
А.Фет. Сон

Что значит сон Фета? Как он перекликается со снами Татьяны из "Евгения Онегина" , Адрияна Прохорова из "Гробовщика" Пушкина и Светланы Жуковского?
Сон Татьяны Лариной: обратная перспектива
Ключевые темы
Обсудим сны и примеры из «Слова о полку Игореве», «Обломова», «Горе от ума» и «Преступления и наказания».
  • Исторический контекст
    Изучение снов в литературе позволяет проследить их трансформацию от вещих видений до сложного художественного приёма.
  • Психологическая глубина
    Сны используются авторами для раскрытия внутренних конфликтов и подсознательных мотивов персонажей.
  • Философские размышления
    Через сны авторы поднимают философские вопросы бытия, морали и человеческого существования.
  • Расширение восприятия
    Анализ снов помогает лучше понять художественные приёмы и глубинный смысл литературных произведений.
Что это и кто это?
Квиз
  • Цитата

    В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шипели между собою: тук, тук, тук! тук, тук, тук! Поднимай, задевай. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук! И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, индо бедному Мише жалко стало. Он подошел к этим господам, очень вежливо поклонился и с добродушием спросил: зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?
    ответ
    ...
  • Кого толкает царевна?
    Смотрит — золотой шатер с жемчужной бахромой, наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна-пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:— Сударыня-царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
    Ответ
    ...
Сон мальчика Миши в сказке Владимира Одоевского «Городок в табакерке» имеет поучительное значение:


Во сне Миша попадает в волшебный городок, где узнаёт, как работает музыкальная табакерка. Значение сна — показать, что всё в мире взаимосвязано и подчиняется законам, которые можно понять только через изучение механизма.


Например, Миша во сне понимает, что:
  • предметы, которые рядом, кажутся больше, а то, что далеко, — маленьким;
  • маленькие и большие колокольчики издают разные звуки;
  • без учёбы жить неинтересно, так как Миша устаёт от безделья в городке, где нет занятий.


Также сон учит ценить порядок и гармонию в обществе, так как нарушение законов в городке приводит к остановке музыки. Например, когда Миша случайно ломает пружинку, всё останавливается, и мальчик просыпается, понимая, что это был сон.


Главная мысль сказки — любознательность и стремление к познанию помогают раскрыть тайны мира. Всё незнакомое сначала кажется странным и волшебным, но если разобраться в механизме, то волшебство пропадает, и становится понятно, как всё устроено
Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Длинный сон с волшебными превращениями, приснившийся в Рождество девочке Мари.
Иван Малкович, Евгения Гапчинская: Лиза и её сны

"Больше всего на свете Лиза любила мечтать и рисовать.
Но сегодня ей не мечталось и не рисовалось. А всё потому, что вчера на уроке рисования учитель дал им задание написать портрет соседа по парте.
Лизиным соседом был Андрюша - симпатичный и весёлый мальчик. Они дружили с самого первого класса.
- Ха! - сказал он. - Чтоб я рисовал эту рыжуху? У меня нет рыжей краски. Лучше я нарисую Марту - у неё нормальные чёрные волосы.
От неожиданной обиды Лиза заплакала и выбежала из класса...
И сегодня, вспоминая об этом, она не могла сдержать слёз.
"Неужели никто никогда не рисовал девочек с рыжими волосами?" - думала Лиза, перелистывая большую книгу о знаменитых художниках, которая лежала на папином столе.
"Вот если бы я жила лет пятьсот тому назад, и моим соседом по парте был Леонардо да Винчи, он бы обязательно написал мой портрет. И назвал бы его "Мона Лиза с золотыми волосами"...
Лиза улыбнулась этим своим мыслям, положила голову на раскрытую книгу и предалась любимому занятию - закрыла глаза и погрузилась в сладкие мечтания...
Лиза проснулась от какой-то знакомой мелодии - звонил её телефончик. "Алло", - сонно сказала она, всё ещё не понимая, где находится.
В телефоне послышался чей-то глубокий вздох - кто-то явно не мог начать разговор. А потом... раздался голос Андрюши:
- Лизка, это я... Слушай... только не смейся... Мне сегодня снилось, что я нарисовал тебя с золотыми волосами. Всем страшно понравилось, и вся школа... представляешь?.. кричала мне ура... Такой странный сон... И ещё... прости за вчерашнее, ладно?
- Да ладно, ерунда... - скороговоркой выпалила Лиза.
- А ещё... ну... я очень хотел бы написать твой портрет, правда... Но для этого тебе придётся с полчасика спокойно посидеть...
- Ну-у... попробую. Но только потому, что в моём сне ты был похож на...
Лиза не договорила. Она отложила телефончик, улыбнулась и окончательно проснулась.
Понедельник
– Ну вот, – сказал Оле-Лукойе, уложив Яльмара в постель, – теперь украсим комнату!
И в один миг все комнатные цветы превратились в большие деревья, которые тянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку, а вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветви деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а вкусом (если бы только вы захотели его попробовать) слаще варенья; плоды же блестели, как золотые. Еще на деревьях были пышки, которые чуть не лопались от изюмной начинки. Просто чудо что такое!
Вдруг в ящике стола, где лежали учебные принадлежности Яльмара, поднялись ужасные стоны.
– Что там такое? – сказал Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.
Оказывается, это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были рассыпаться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно собачка: он очень хотел помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь Яльмара, слушать ее было просто ужасно! На каждой странице стояли большие буквы, а с ними рядом маленькие, и так целым столбцом одна под другой – это была пропись; сбоку же шли другие, воображавшие, что держатся так же твердо. Их писал Яльмар, и они, казалось, спотыкались об линейки, на которых должны были стоять.
– Вот как надо держаться! – говорила пропись. – Вот так, с легким наклоном вправо!
– Ах, мы бы и рады, – отвечали буквы Яльмара, – да не можем! Мы такие плохонькие!
– Так вас надо немного подтянуть! – сказал Оле-Лукойе.
– Ой, нет! – закричали они и выпрямились так, что любо было глядеть.
– Ну, теперь нам не до историй! – сказал Оле-Лукойе. – Будем-ка упражняться! Раз-два! Раз-два!
И он довел все буквы Яльмара так, что они стояли уже ровно и бодро, как твоя пропись. Но утром, когда Оле-Лукойе ушел и Яльмар проснулся, они выглядели такими же жалкими, как прежде.
(Кто автор? Это сон пророческий, мутный или поучительный?)
Полезные знания
Научитесь анализировать образы снов в литературе и развивать критическое мышление.
  • Понимание литературы
    Улучшите своё понимание русской литературы через анализ сновидений.
  • Анализ литературных приёмов
    Научитесь разбираться в использовании снов как художественного инструмента авторами.
  • Развитие критического мышления
    Улучшите навыки критического анализа и интерпретации литературных текстов.
Ольга Чернорицкая
Преподаватель русской литературы
Преподаватель имеет большой опыт работы с русской литературой и онлайн-обучением. Анализ роли снов в русской литературе, которая менялась с течением времени, однако архетипы оставались.
Регистрируйтесь
Запишитесь на полную лекцию или отдельные уроки. Все ссылки и контакты — под рукой.