Реминисценция
Под реминисценцией понимается осознанное художественное обращение к существовавшему до создания данного текста тексту, которое узнается как на внетекстовом, так и на лексическом уровнях.
Реминисценция предполагает наличие парадигмы образов, идущей от одного текста к другому. Так бакалавр из "Фауста Гете" породил Базарова из "Отцов и детей" Тургенева не только потому, что он "человек формации новейшей, а потому нахал глупейший", но и в обратной перспективе - Бакалавр считает опыт вздором, Базаров- все, выходящее за пределы практического опыта. Возраст 30 лет - когда идет переход от учителя к ученику также важен. Часто писатели прибегают к цитатам и пересказу, все это принимает подчас трудно узнаваемый вид; реминисценция может быть включена в эпиграф, в название произведения как прямо, так и косвенно. Иногда реминисценцию мы узнаем по сочетанию кличек, прозвищ, имен, наименований, фамилий. Часто объектом реминисценции становятся известные мудрые изречения. Текст-реминисценция может быть своеобразным ответом на вопрос, который не сумел разрешить предыдущий автор или постановкой в рамках той же проблемы новых вопросов. Часто в реминисценциях сохраниются мотивы или полностью сюжетные схемы. В литературоведении иногда выделяются "реминисцентные гнезда" - соединение нескольких реминисценций одновременно, где могут быть несколько авторов или несколько произведений.
Весьма часто само заглавие указывает на реминисценцию. В частности у Булгакова есть "Похождения Чичикова", отсылающий к Гоголю, "Рассказ Макара Девушкина", отсылающий к Достоевскому.
К Достоевскому отсылает рассказ "Правила добра" Леонида Андреева. Те же костры инквизиции, тот же кардинал, те же проклятые вопросы, неразрешимая проблема добра и зла.
Made on
Tilda