Реминисценция

Виды реминисценции: контекстуально-синонимическая, паронимическая, антонимическая, тематическая, контекстуально-ситуативная, сюжетно-образная.
Вопрос:
Как вы думаете, герой-труп "Господина из Сан-Франциско" может соотноситься с героем-трупом из "Утренней прогулки" Некрасова? Это реминисценция?
Ответ:
Да. И тот и другой не имеют имени, они, по сути, не жили, всю жизнь в работе, забота о деньгах, жадность. Их сопровождает плохая погода. У них после смерти мытарства. Все сопровождается водной стихией, стихия огня. Эти трупы проходят огонь, воду и медные трубы. И в том, и в другом произведении покойники - досадная помеха.
Вопрос:
Важен здесь элемент пути?
Ответ:

Да, именно по пути гроба до места захоронения осмысляется социальная значимость человека, отношение к нему окружающих.
Вопрос:
Оба героя-трупа не имеют имени. У Некрасова условно "бедный Макар" из поговорок, у Бунина - по месту жительства "из Сан-Франциско". Случайно ли это?
Ответ:
Здесь вопрос в том, заслужили ли они имена один- своим чинопочитанием, другой- жестокой предпринимательской деятельностью. Жили ли они на самом деле, будут ли о них помнить. Не важны их имена, важно, что жизнь продолжается.В обоих случаях до главного героя никому не было дела, да он иного отношения и не заслужил.
Ученик:
Есть ли еще у Бунина реминисценции "от Некрасова"?
Ответ:
Мертвец весь день трудится над докладом.

Присутствие кончается. И вот —

Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрезный анекдот..
Блок "Пляски смерти" Преклонение перед начальством так же, как и у Некрасова, пустая жизнь - не для себя, как у Некрасова в "Утренней прогулке":
 А уж службой себя как неволил!
 В будни сиднем сидел да писал,
 А по праздникам ноги мозолил —
Всё начальство свое поздравлял.

Под реминисценцией понимается осознанное художественное обращение к существовавшему до создания данного текста тексту, которое узнается как на внетекстовом, так и на лексическом уровнях.
Реминисценция предполагает наличие парадигмы образов, идущей от одного текста к другому. Так бакалавр из "Фауста Гете" породил Базарова из "Отцов и детей" Тургенева не только потому, что он "человек формации новейшей, а потому нахал глупейший", но и в обратной перспективе - Бакалавр считает опыт вздором, Базаров- все, выходящее за пределы практического опыта. Возраст 30 лет - когда идет переход от учителя к ученику также важен. Часто писатели прибегают к цитатам и пересказу, все это принимает подчас трудно узнаваемый вид; реминисценция может быть включена в эпиграф, в название произведения как прямо, так и косвенно. Иногда реминисценцию мы узнаем по сочетанию кличек, прозвищ, имен, наименований, фамилий. Часто объектом реминисценции становятся известные мудрые изречения. Текст-реминисценция может быть своеобразным ответом на вопрос, который не сумел разрешить предыдущий автор или постановкой в рамках той же проблемы новых вопросов. Часто в реминисценциях сохраниются мотивы или полностью сюжетные схемы. В литературоведении иногда выделяются "реминисцентные гнезда" - соединение нескольких реминисценций одновременно, где могут быть несколько авторов или несколько произведений.
Весьма часто само заглавие указывает на реминисценцию. В частности у Булгакова есть "Похождения Чичикова", отсылающий к Гоголю, "Рассказ Макара Девушкина", отсылающий к Достоевскому.
К Достоевскому отсылает рассказ "Правила добра" Леонида Андреева. Те же костры инквизиции, тот же кардинал, те же проклятые вопросы, неразрешимая проблема добра и зла.

Примеры.

"Жизнь Арсеньева И.Бунина и "Дума" Лермонтова. Арсеньев "печально" смотрит на свое поколение и называет себя потомком "промотавшихся отцов", подобно лермонтовскому лирическому герою... Есть и пушкинские реминисценции вплоть до прямого признания духовного родства: "Что же до моей юности, то вся она прошла с Пушкиным. Никак не отделим был от нее и Лермонтов:

Немая степь синеет, и кольцом
Серебряным Кавказ ее объемлет,
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет.
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море Черное шумит, не умолкая..."
"Чистый понедельник" Бунина и "Война и мир" Толстого. Упоминание имени Платона Каратаева ("Война и мир") видим мы и в "Деревне". Стремлене к простоте Платона Каратаева, даже если оно выходит из биографии Диогена, писатели роднят с русской святостью.
«Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова
«Кладбище китов» Евтушенко и «Смерть поэта» Лермонтова
«Собачье сердце» Булгакова и «Каштанка» Чехова
«Возвращение» А.Платонова и «Мокрый Иван» Марины Москвиной
Эти произведения похожи настолько, что чем больше читаешь «вторичное», тем больше оно напоминает «первичное»
Петр Кириллович (Пьер, «Войн и мир») и Кирила Петрович («Дубровский») – перевернутость имен не случайна, тут реминисценция от отца к сыну. Пьер – любимый бастрак, "Сам Кирила Петрович, казалось, любил ее более прочих, и черноглазый мальчик, шалун лет 9-ти(tm), напоминающий полуденные черты М-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном, не смотря на то, что множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми". Та же Мими, что и в трилогии "Детство. Отрочество. Юность".
Мастер, который у Булгакова, очень похож на Гоголя и сжег рукопись как Гоголь. И пострадал от темных сил, которые мстят за сожжение, тоже как Гоголь. Сначала я думала, что профессор Преображенский тоже должен быть Гоголь - нос, волосы, но потом поняла, что это Собакевич. У Преображенского губа не дура и стол как у Собакевича. Тяжелый, как гробница. Семь комнат. водка 40 градусов, к начальству относится как Собакевич. А еще он подобрал собаку... Реминисценции или аллюзии - вот в чем вопрос. Полиграф Полиграфович и Акакий Акакиевич – по календарю.

Примеры того, как работает реминисценция выполнены совместно с учениками
Пример 1. Лирика
Желание человека увековечить свои труды, оставить на века свои следы не сбудется. Нет вечности для человека, он смертен, и его труды не будут жить всегда, они покинут Землю, как и сам человек. Первым эту проблему поднял Г.Р. Державин в стихотворении «Грифельная ода».
«Река времён в своём стремленьи /// Уносит все дела людей» - невозможно помнить все, рано или поздно уносится в забвенье труды сначала менее великие, а затем за ними и работы гениев. Удручающее стихотворение Державина заставляет задуматься о смысле бытия, о том, что никто и ничто не вечно.
Владимир Строчков использует реминисценцию, он поднимает тему вечности бытия трудов, опираясь на стихотворение Державина. Исходные образы – «вода» и «письмена». Человек использует воду как письмена, стихия, природа помогает человеку: «они уплывали к народам с течением вод». Но и сама природа губит труды: «становятся воды, цветут и гниют», забирают письмена, так же, как и у Державина, река «топит в пропасти забвенья» все связанное с человеком. Владимир Строчков сохраняет образ реки в своем стихотворении. Образ «письмен» в стихотворении В. Строчкова взят у Г. Державина. «Чрез звуки лиры и трубы» - через стихотворения и творчество людей. «Письмена» являются главным образом стихотворения «Вот мы пишем, пишем письмена свои на воде».
Все, что создается человеком, в итоге губится природой. Вода, ветер, огонь уничтожают следы человека в истории, стирают память о нем.
Стихотворение «Вот мы пишем, пишем письмена свои на воде» относится к классицизму, это «угрюмая» ода. В стихотворении используется высокая лексика: «письмена», «манный люд», «скрижаль», что придает стихотворению торжественный вид и значимость. Произведение делится на две части. Первая часть: любые действия человека, попытки сохранить труды тщетны, несмотря на все усилия. Ода заставляет задуматься о печальных вещах, заставляет рассуждать о смысле жизни, о своем вкладе, который не будет хранится в истории. Первая часть стихотворения посвящена нескончаемым письменам. Используется спиральная композиция: сколько бы попыток человек не принимал, все они в итоге оказывались провальными. Владимир Строчков создает цепочку повторов, доказывая, что последующие произведения рождаются благодаря гениям прошлого, иллюстрируя спираль веков: сначала вода, затем камень и бумага, как предшественник учит своего последователя, так человек учится на ошибках. В каждом витке-четверостишье упоминается об усовершенствованном способе письмена, но каждый раз он оказывается побежденным природой. Рефрен «вот мы пишем, пишем», «а потом мы пишем», «и тогда на бумаге мы пишем», нагнетает, говорит о тщетности всех действий человека, о бесполезности его стараний. Симметрия стихотворения не скрывает конца, она только больше заставляет читателя верить в свое ничтожество по сравнению с природой. Ведь читатель уже знает, что каждая новая попытка не увенчается успехом, она повторит участь предыдущей.
Первая часть стихотворения вновь и вновь удручает, нагнетает обстановку. Казалось бы, появляется надежда, но она тут же гаснет, как спичка: «но приходит ветер и сдувает их, и в тоске», «но приходит огонь, и бумага горит в огне». В. Строчков опровергает мнение Воланда, «что рукописи не горят».
Вторая часть стихотворения – просьба помочь, призыв, чтобы люди наконец задумались о себе и своей жизни. Симметрия сохраняется и здесь: четверостишья оканчиваются риторическими вопросами.
Накаляют обстановку, делают ее мрачнее риторические вопросы и восклицания, в которых четко проявляется отчаяние и боль: «Ну, вот!», «Беда!», «Неужели такого места на свете нет, чтобы можно было писать письмена навсегда?». С каждым восклицанием горечь в словах растет. Вопрос остается открытым. В. Строчков вновь поднял вопрос, но, как его решить, выяснить не получилось. «Ну, может, можно?» - мольба о помощи, мольба, чтобы хоть какая-нибудь крупица памяти осталась после человека, чтобы он не исчез бесследно.
Пример 2.
Марина Москвина «Наш мокрый Иван»& А.Платонов "Возвращение".
Многое в детском рассказе «Наш мокрый Иван» выглядит неестественно и даже нелепо. Впервые читатель встречается с абсурдом в самом начале произведения. Мама главного героя, Андрея, сообщает своему сыну, что отец ушел из семьи в девять сорок пять. То, как мама преподносит эту информацию своему же ребенку, настораживает, ведь у него детская психика и такое заявление наверняка бы ранило ребенка. Смущает и точное время, в которое отец полюбил другую женщину.
Мокрый Иван – весьма странное название для комнатного растения. Неестественно гибнет цветок сразу после ухода отца из семьи: «наш мокрый иван... сбрасывает листья». Прощальные слова отца «это же самое облако плывет сейчас над моей Люсей» нелепы. Отец ведет себя как ребенок, его действия не обоснованы и не связаны. Он здоровается с сыном, ничего не объясняя, будто они встретились у себя дома после работы: «Сынок! Не забыл отца-то?!». Отец говорит достоинства его «новой любви», будто хвастается новой игрушкой: «Она шашистка, играет в пинг-понг».
Андрей предлагает помощь отца женщине, которую по идее должен ненавидеть: «– Может, у вас есть клопы? Или тараканы?», «Папа всех здорово морит».
Здесь, в доме Нади Каракозовой, все взрослые ведут себя как дети, их слова абсурдны. «А я вообще люблю вырывать зубы» - говорит Надя Каракозова. Отец же, чтобы доказать свою полезность, словно ребенок, хвастается, что умеет заклеивать окна, пылесосить. Повествование становится все более нелепо и натянуто.
Сын пошел за отцом, он пытался воссоединить семью. Никто из взрослых не разговаривал друг с другом. Оказалось, что вернуть отца в семью может лишь Мокрый Иван. Комнатное растение важнее собственного сына: «Что-то оборвалось у папы в груди, когда он вспомнил про ивана». «Дома мокрый иван! Вот его фотография. Здесь он маленький» - сын – взрослый, а отец – маленький ребенок. Каракозова проводила отца словами «Ты не из тех, кто бросает свои комнатные растения» - нелепость, звучащая из уст взрослого человека.
Марина Москвина специально писала таким образом, она в точности смогла передать стиль А.П. Платонова. В «Возвращении» А. Платонова главный герой – Алексей Иванов, капитан гвардии, возвращающийся с войны.
Война меняла людей, она не щадила никого. Дети становились взрослыми в теле ребенка, а взрослые навсегда переставали видеть мир таким, каким он был раньше. Ужасы войны показаны во многих литературных произведениях, но последствия войны пугают не меньше. Платонов показывает то, как меняется человек, переживший войну.
Алексей Иванов будто забыл, что он – отец двоих детей. Уезжает в совершенно другой город за молодой девушкой Машей, хотя она до войны была еще школьницей. Алексей Иванов откладывает долгожданную встречу с семьей, откладывает свою семью на второй план. А по возвращении он ревнует свою жену к Семену Евсеевичу, пожилому человеку, старику, отношения с которым были невозможны. Алексей Иванов не понимает реальности, его разум после войны затмился. Он, ухаживающий за другой и целующий другую, винит ни в чем не виновную жену. Иванов не разбирается в ситуации, не пытается спросить и узнать, он делает выводы сразу.
Встречая детей, он удивляется, почему его не узнает дочка, почему дом стал будто чужим: «Чего ты, дочка? Ты совсем забыла меня, ты маленькая была, когда я ушел на войну...». А все из-за войны, четыре года ужасов изменили представление о жизни, изменили разум человека, он перестал быть жизнерадостным, ему трудно поверить, что есть жизнь без обмана, страха, боли.
Алексей Иванов стал инфантильным, таким его сделала война. Он разговаривает как ребенок, у которого отняли игрушку, он обижается, убегает от проблем, не решает их. Так же ведет себя и Михаил, герой Марины Москвины «Наш мокрый Иван». Марина Москвина использует реминисценцию. Михаил так же, как Иванов в произведении «Возвращение», уходит к другой женщине, но в итоге возвращается домой. Его дети ведут себя взрослее, чем он сам.
В свою очередь несомненна иная реминисценция- "Возвращение" А.Платонова и "Одиссея" Гомера. Затянувшееся возвращение. Пенелопа - Люда, женихи, молодая невеста- царевна Невсикакая - Маша, забвение - сладкий лотос - как общая проблема. И любовь, которая все побеждает. Неизвестно, что будет с женихами Люды, а вот Одиссей всех перестрелял из лука.

Сопоставьте стихотворение Тютчева «Silentium»
с Легендой о Великом инквизиторе Достоевского - главой "Великий инквизитор" из "Братьев Карамазовых". Христос молчит, но то ли это молчание, которое имел ввиду Тютчев? Или это осмысленное, понимающее молчание? А слова Великого инквизитора? Ведь если он сейчас высказывает все, во что верит, свое окончательное слово, то можно ли сказать, что изреченные инквизитором мысли - ложь? Он высказал все, чем он жил? А Христос? Если бы он сказал свое окончательное слово, то в следующий раз не произошло бы то же самое: "Имеешь ли ты право".
«Имеешь ли ты право возвестить нам хоть одну из тайн того мира, из которого ты пришел? — спрашивает его мой старик и сам отвечает ему за него, — нет, не имеешь, чтобы не прибавлять к тому, что уже было прежде сказано, и чтобы не отнять у людей свободы, за которую ты так стоял, когда был на земле. Всё, что ты вновь возвестишь, посягнет на свободу веры людей, ибо явится как чудо, а свобода их веры тебе была дороже всего еще тогда, полторы тысячи лет назад. Не ты ли так часто тогда говорил: „Хочу сделать вас свободными“. Но вот ты теперь увидел этих „свободных“ людей, — прибавляет вдруг старик со вдумчивою усмешкой. — Да, это дело нам дорого стоило, — продолжает он, строго смотря на него, — но мы докончили наконец это дело во имя твое". (Ф.М.Достоевский)
Мнение Великого инквизитора - не посто "Молчи, скрывайся и таи", но и "не имеешь права"
Когда слово божье может стать ложью?
От Христа к Христу

Молчание Христа во время исповеди Великого инквизитора стало основой частичного оправдания зла в поэтике символистов и интереса к страданию во имя спасения человечества. Идея опасности принудительного добра, осуществления его кем-то «сверху», подчинения и гнёта ради всеобщего блага, комфорта и безопасности является пищей для антиутопий двадцатого века и сконцентрированы в притче Ивана Карамазова.
Реминисценция на уровне спора с Тютчевым Достоевского продолжилась в поэтике Маяковского.
"Содержание "Человека"? Оно фантастично сверху, содержательно и серьезно внутри. Про Маяковского с человеком окончилось, к счастью для автора, в его пользу. И потому-то в этой поэме впервые он сумел договорить то, что пытался выбормотать раньше" (В.Сержант) В.Сержант приводит слова самого Маяковского - тот действительно бормотал, стихи приходили в такт бормотанию. Так поэтов учили Блавацкая и Штайнер ловить импульс Христа.
Найдите в рассказе "Молчание" Л.Андреева, в "Пророке" Лермонтова спор с Тютчевым.
Пророк не должен молчать, но достойны ли люди того, чтобы слушать его? В чем здесь спор с Тютчевым?

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.


Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.


Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;


Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.


Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:


"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!"

М.Ю.Лермонтов

Докажите, что рассказ "Молчание" Леонида Андреева - двойная реминисценция - на Тютчева и Достоевского. Обратите внимание на перекличку деталей- злой священник, ночь, молчание в заголовке, приказание Христу молчать.
Иногда Вера выходила гулять. Через неделю после разговора она вышла вечером, по обыкновению. Более не видали ее живою, так как она в этот вечер бросилась под поезд, и поезд пополам перерезал ее.
   Хоронил ее сам о. Игнатий. Жены в церкви не было, так как при известии о смерти Веры ее хватил удар. У нее отнялись ноги, руки и язык, и она неподвижно лежала в полутемной комнате, пока рядом с нею, на колокольне, перезванивали колокола. Она слышала, как вышли все из церкви, как пели против их дома певчие, и старалась поднять руку, чтобы перекреститься, но рука не повиновалась; хотела сказать: "Прощай, Вера!" -- но язык лежал во рту громадный и тяжелый. И поза ее была так спокойна, что если бы кто-нибудь взглянул на нее, то подумал бы, что этот человек отдыхает или спит. Только глаза ее были открыты.
   В церкви на похоронах было много народу, знакомых о. Игнатия и незнакомых, и все собравшиеся жалели Веру, умершую такою ужасною смертью, и старались в движениях и голосе о. Игнатия найти признаки тяжелого горя. Они не любили о. Игнатия за то, что он был в обхождении суров и горд, ненавидел грешников и не прощал их, а сам в то же время, завистливый и жадный, пользовался всяким случаем, чтобы взять с прихожанина лишнее. И всем хотелось видеть его страдающим, сломленным и сознающим, что он виновен дважды в смерти дочери: как жестокий отец и дурной священнослужитель, не могший уберечь от греха свою же плоть. И все пытливо смотрели на него, а он, чувствуя направленные на его спину взгляды, старался выпрямлять эту широкую и крепкую спину и думал не об умершей дочери, а о том, чтобы не уронить себя.

Вопрос:
Базаров- новый человек?
Ученик:
Нет, он, скорее, немецкий ученый эпохи Просвещения. Художественные идеи знаменитого романа берут начало из произведения Гёте «Фауст», в котором бакалавр, как и Базаров позже, кричит о своей значимости в мире, возомнив себя богом, который создал этот мир, на что отвечает ему Мефистофель: «нет мысли мало-мальской, которой бы не знали до тебя».
В порыве своей речи Бакалавр говорит о том, что всех надо убивать после тридцати.
Нет, старость - это лихорадка, бред
С припадками жестокого озноба.
Чуть человеку стукнет тридцать лет,
Он, как мертвец, уже созрел для гроба,
Тогда и надо всех вас убивать.

На эти слова его Тургнев и делает ременесенцию, убивая Базарова ровно в тридцать лет. В целом, Базаров и является ременисенцией на Бакалавра, который в обратной перспективе, как раз, является нигилистом.
Вопрос:
Есть ли в "Отцах и детях" отсылка к философским воззрениям современников?
Ученик:
Сам по себе нигилизм в том виде, в котором его явил Тургенев, не нигилизм - он является третьей стадией общества и каждой конкретной науки по Огюсту Конту – позитивной стадией, на которой человек и общество, в целом, стремятся к прогрессу. «Позитивизм - это чисто интеллектуальный взгляд на мир; кроме того, он делает упор на наблюдение и классификацию данных и фактов» – это определение констатирует подход Базарова к жизни, не отрицающий научный подход и объясняет его детям, отвечая на вопрос «зачем же он режет лягушек» - «— А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придется».
Как автором переосмыслен образ Ольги Лариной? В чем автор видит ее трагедию?
Письмо Ольги Пушкину
Ольга Чернорицкая
В любви все возрасты ужасны
С младенчества и до седин.
Все время хочется угаснуть
Уйти куда-то в месяц ясный
На небо попранных святынь.
Нет веры, смысла и резона.
Последним светом обагрен
Тяжелый, мрачный, оголенный
Паучьи вытканный сезон,
Который распростерт над бездной,
А там ни неба нет, ни дна,
Жить в этом мире бесполезно
Я там уже, не соболезнуй,
И там я точно не одна.
Осинов кол ветрами выжжен,
Не всем есть рай. Не всем есть ад.
Не всем иметь семью, отчизну…
Есть души, что нигде не спят,
Есть души мира, черт им брат,
По ним стихии правят тризну.

Мой юноша был мил, умен,
Убит. Могилка где? простите…
Ищу его среди времен,
Он будет, будет возвращен
На сгустках плазменных событий -
«Когда позволят времена»,
(Калиненков, пасиб за строчку),
«Как эта глупая луна» -
Спасибо, Пушкин, но должна
На том в письме поставить точку.
....
Из бесконечности изъят
Враг демиургов и эстетов,
Источник благостных цитат:
«Уста премудрых нам гласят»…
А может, нет ни тьмы, ни «света»?
А «гладки волны бьют в эфир»,
Эфир не знает волн волненья,
И уходя в подлунный мир,
Я здесь расшатанный шарнир
На перепутьях поколенья.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин)
На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Аленой Дмитревной.
(М.Лермонтов)
Раскройте суть цитаты “Земля в сиянье голубом”.
Юрий Гагарин был великий русский поэт:
Россия выпихнула его из себя в небо,
как в ссылку,
как на Кавказ,
и он сел в карету, то есть в ракету, –
ибо путь ракет – поэтов путь, –
сказал: “Поехали!..” –
и улыбнулся своей гагаринской улыбкой.
И в этой улыбке была вся Земля,
все лучшее, что на ней есть,
“Земля в сиянье голубом”,
весть –
небу от человечества, –

потому что поэт – тот, кто говорит с небом,

словно языковой барьер, преодолевая земное притяжение.

(Инна Кабыш)

Made on
Tilda