Как при анализе жанровые особенности помогают понять смысл произведения
Жанр
Теория жанра
Ключевые понятия теории жанра:
  1. Жанр — это форма литературного произведения, которая определяется его структурой, темой, стилем и другими характеристиками. Жанры могут быть универсальными (например, роман) или специфическими (например, фэнтези). Отмечая господство в исторической эпохе того или иного жанра, мы, тем самым фиксируем наличие в ней особых формообразующих начал, которые существуют в культуре ещё до момента рождения произведения искусства и вторжение которых способно определять его характер. Так ода стала неотъемлемой частью классицистического стиля, в советскую эпоху стало очень много исторических романов, посвященных Великой Отечественной войне, а в наше время имеется большой спрос на арт-романы. Их заказывают авторам, и они, используя типичные сюжеты и не выходя за пределы требуемого объема, создают в достаточном количестве произведения этого жанра.
  2. Каждый жанр имеет свою форму. Форма — это способ организации текста, который включает в себя структуру, композицию, стиль и другие элементы. Форма помогает читателю быстрее и легче воспринимать информацию.
  3. Внутри жанра произведения могут быть неодинаковыми по содержанию. В древности содержание более сходное. В наше время оно любое. Содержание — это информация, которую автор передает через текст. Оно может быть основано на реальных событиях, вымысле или комбинации этих двух элементов.
  4. Понятие жанра тесно связано с понятием функции. Функция — это цель, которую автор преследует при создании произведения. Функции могут быть разными, например, развлекательными, познавательными, воспитательными и т.д.
Эстетическая функция
Произведения искусства служат для создания красоты и наслаждения. Это касается прежде всего лирических стихов. Они могут быть красивыми и вдохновляющими, помогая читателю расслабиться и насладиться прекрасным текстом.

Познавательная функция
Произведения могут служить источником знаний. Они могут рассказывать о различных исторических событиях, культурных традициях и обычаях, а также о природе и мире вокруг нас. Очерки, научные статьи, исторические романы и повести расширяют кругозор, помогают узнать много нового и интересного.

Воспитательная функция
Произведения также могут использоваться для воспитания и обучения. Они могут помочь читателю понять различные ценности и идеи, а также научить его чему-то новому. Жанр поучения специально предназначен для этой цели.

Функция общения
Произведения могут быть средством общения между автором и читателем. Они могут выражать мысли и чувства автора, а также вызывать у читателя определенные эмоции и мысли.
Кроме того, есть жанры, где функция общения выступает непосредственно:
– Письма (как личные, так и деловые)
– Блоги и дневники
– Социальные сети и мессенджеры
– Электронные книги и аудиокниги
– Телефонные разговоры и видеочаты


Принципы теории жанра:
  1. Принцип соответствия — жанр должен соответствовать содержанию и функции произведения. Если произведение не соответствует своему жанру, то оно может вызвать у читателя недоумение или разочарование.
  2. Принцип разнообразия — жанры должны быть разнообразными, чтобы удовлетворить потребности разных читателей. Например, существуют жанры для детей, подростков, взрослых и т.д.
  3. Принцип эволюции — жанры постоянно развиваются и изменяются под влиянием общества и культуры. Это позволяет создавать новые формы и стили, которые могут быть более привлекательными для читателей.


Малые жанры

Малые жанры в литературе представляют собой небольшие по объему произведения, такие как рассказы, новеллы, эссе, стихотворения. В народном творчестве пословицы, поговорки, загадки, притчи и т.д. . Они отличаются от крупных форм, таких как романы и повести, своей краткостью и простотой.
Особенности малых жанров:
– Краткость и простота: малые жанры обычно имеют небольшой объем и простую структуру. Это позволяет читателю быстро ознакомиться с произведением и понять его основную идею.
– Глубина содержания: несмотря на свою краткость, малые жанры могут содержать глубокий смысл и важные идеи. Например, стихотворение может выражать чувства и мысли автора, а эссе может раскрывать тему, которую автор считает важной. Притчи имеют глубокий философский смысл, загадки и басни многозначны.
– Разнообразие стилей, преемственность: малые жанры дают пищу большим жанрам. Они позволяют авторам использовать различные стили и техники, отработанные в них. Так роман может включать пословицы и поговорки, рассказы о событиях, басни и притчи.

Большие жанры: роман

Жанр романа прошёл долгий путь от своего зарождения в античности до современного состояния. В этом эссе мы рассмотрим историю развития жанра роман, от его истоков в Древней Греции и Риме до современных разновидностей.
Древний мир
Жанр роман зародился в Древней Греции, где уже были известны произведения, подобные современным романам. Например, “Приключения Одиссея” Гомера можно считать одним из первых примеров романа в истории.
Однако настоящий расцвет жанра романа начался в Древнем Риме, где были созданы такие шедевры, как “Энеида” Вергилия и “Метаморфозы” Овидия. Эти произведения были написаны на латинском языке и оказали огромное влияние на развитие жанра в Европе.
Средние века
В средние века жанр романа пережил новый расцвет, связанный с развитием куртуазной литературы. Куртуазные романы были посвящены любовным историям и приключениям рыцарей, и их главными героями часто были идеальные герои, такие как король Артур или Ланселот.
Одним из самых известных куртуазных романов является “Тристан и Изольда”, написанный в XII веке. Этот роман рассказывает историю любви между рыцарем Тристаном и принцессой Изольдой, которая была женой его дяди.
Новое время
В Новое время жанр романа претерпел значительные изменения. Появились такие жанры, как роман воспитания, готический роман и романтический роман. Роман воспитания (бильдунгсроман), например, “Дэвид Копперфилд” Чарльза Диккенса, рассказывает о жизни главного героя, который проходит через различные испытания и трудности, чтобы достичь успеха.
Готический роман, такой как “Франкенштейн” Мэри Шелли, основан на теме ужасов и мистики. Романтический роман, как “Грозовой понедельник” Шарлотты Бронте, описывает жизнь героев, находящихся в конфликте с обществом и своими чувствами.
Современность
В современной литературе жанр романа продолжает развиваться и адаптироваться к новым условиям. Появились новые формы романа, такие как киберпанк, стимпанк и фэнтези.
Киберпанк, например “Нейромант” Уильяма Гибсона, описывает мир будущего, где технологии и наука играют ключевую роль в жизни людей. Стимпанк, как “Машина времени” Герберта Уэллса, представляет альтернативную версию истории, где паровые машины и технологии играют главную роль.



Рассмотрим "Отцы и дети" Тургенева. Это роман. Но романы ведь бывают разные.
Может быть, это любовный роман? Конечно, ведь там побеждает любовь, жизнь. Любовные линии Феничка - Николай Петрович", графиня Р. - Павел Петрович, Анкадий- Катя, Базаров - Одинцова, и, как во всех любовных романах, там все непросто и неоднозначно.
Может быть, это философский роман? Разумеется, ведь там в Базарове таится философема содержание, а в Павле Петровиче - философема форма. Форма побеждает. Затронуты и вечные вопросы: что делать и кто виноват. Да и произошел главный герой из бакалавра, спорящего с Мефистофелем в "Фаусте" Гете.

Может быть, это социально-политический роман? Да, в Базарове узнали себя революционеры, народники. Базаров, несмотря на то, что отец его приобрел именьице, никак не может почувствовать себя равным с другими помещиками, вот и петушится. Играет разночинца. Ну и конечно, же, его ярлык нигилиста никак ему не идет и постоянно мешает.


Рассмотрев эти и другие варианты определения жанра, мы увидим роман с разных сторон.
Жанры бывают большие и малые - романы и загадки.
Жанры во многом определяют литературные направления. Так, преобладание пасторалей дало нам сентиментализм, преобладание од - классицизм, а преобладание элегий - романтизм.
Есть жанры, постоянно встречающиеся, но не вошедшие в активный искусствоведческий обиход - это диатриба. "Послушайте!" Маяковского - она.
Есть романы, в которых столько всяких жанров! Так в "Мастере и Маргарите" Булгакова есть и любовный роман, и притча, и ужастики, и фантастика, и комедия и трагедия, и социальная сатира.
Есть авторское определение жанра. Так "Мертвые души" стали поэмой - почти единственный случай, когда никто и не спорит. Есть совсем уж авторское название жанра, как например роман-пунктир Андрея Битова.
Есть жанры противоположные по содержанию: утопии и антиутопии.
Наша задача - разобраться во всех этих хитросплетениях.

Вот, кстати, говорят, что этот бог коварный
В тот день, когда он был на стихоплетов зол,
Законы строгие Сонета изобрел.
Вначале, молвил он, должно быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершенную хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нем повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной:
Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный.
Но тщетно трудятся поэты много лет:
Сонетов множество, а феникса все нет.
Их груды у Гомбо, Менара и Мальвиля,
Но лишь немногие читателя пленили;
Мы знаем, что Серси колбасникам весь год
Сонеты Пеллетье на вес распродает.
Блистательный Сонет поэтам непокорен:
То тесен чересчур, то чересчур просторен.

Стих Эпиграммы сжат, но правила легки:
В ней иногда всего острота в две строки.
Словесная игра — плод итальянской музы.
Проведали о ней не так давно французы.
Приманка новая, нарядна, весела,
Скучающих повес совсем с ума свела.
Повсюду встреченный приветствием и лаской,
Уселся каламбур на высоте парнасской.
Сперва он покорил без боя Мадригал;
Потом к нему в силки гордец Сонет попал;
Ему открыла дверь Трагедия радушно,
И приняла его Элегия послушно;
Расцвечивал герой остротой монолог;
Любовник без нее пролить слезу не мог;
Печальный пастушок, гуляющий по лугу,
Не забывал острить, пеняя на подругу.
У слова был всегда двойной коварный лик.
Двусмысленности яд и в прозу к нам проник:
Оружьем грозным став судьи и богослова,
Разило вкривь и вкось двусмысленное слово.

Но разум, наконец, очнулся и прозрел:
Он из серьезных тем прогнать его велел,
Безвкусной пошлостью признав игру словами,
Ей место отведя в одной лишь Эпиграмме,
Однако, приказав, чтоб мысли глубина
Сквозь острословие и здесь была видна.
Всем по сердцу пришлись такие перемены,
Но при дворе еще остались тюрлюпены,
Несносные шуты, смешной и глупый сброд,
Защитники плохих, бессмысленных острот.
Пусть муза резвая пленяет нас порою
Веселой болтовней, словесною игрою,
Нежданной шуткою и бойкостью своей,
Но пусть хороший вкус не изменяет ей:
Зачем стремиться вам, чтоб Эпиграммы жало
Таило каламбур во что бы то ни стало?

В любой поэме есть особые черты,
Печать лишь ей одной присущей красоты:
Затейливостью рифм нам нравится Баллада,
Рондо — наивностью и простотою лада,
Изящный, искренний любовный Мадригал
Возвышенностью чувств сердца очаровал.

Не злобу, а добро стремясь посеять в мире,
Являет истина свой чистый лик в Сатире.
Луцилий первый ввел Сатиру в гордый Рим.
Он правду говорил согражданам своим
И отомстить сумел, пред сильным не робея,
Спесивцу богачу за честного плебея.
Гораций умерял веселым смехом гнев.
Пред ним глупец и фат дрожали, онемев:
Назвав по именам, он их навек ославил,
Стихосложения не нарушая правил.
(Н. Буало)

Сонет





















Эпиграмма







Мадригал

Трагедия

Элегия



























Баллада





Сатира







Подробнее о драматических жанрах
Подробнее об эпических жанрах
Подробнее о лирических жанрах
Made on
Tilda