Как при анализе жанровые особенности помогают понять смысл произведения
Жанр
Теория жанра
Ключевые понятия теории жанра:
  1. Жанр — это форма литературного произведения, которая определяется его структурой, темой, стилем и другими характеристиками. Жанры могут быть универсальными (например, роман) или специфическими (например, фэнтези).
  2. Каждый жанр имеет свою форму. Форма — это способ организации текста, который включает в себя структуру, композицию, стиль и другие элементы. Форма помогает читателю быстрее и легче воспринимать информацию.
  3. Внутри жанра произведения могут быть неодинаковыми по содержанию. В древности содержание более сходное. В наше время оно любое. Содержание — это информация, которую автор передает через текст. Оно может быть основано на реальных событиях, вымысле или комбинации этих двух элементов.
  4. Понятие жанра тесно связано с понятием функции. Функция — это цель, которую автор преследует при создании произведения. Функции могут быть разными, например, развлекательными, познавательными, воспитательными и т.д.
Эстетическая функция
Произведения искусства служат для создания красоты и наслаждения. Это касается прежде всего лирических стихов. Они могут быть красивыми и вдохновляющими, помогая читателю расслабиться и насладиться прекрасным текстом.

Познавательная функция
Произведения могут служить источником знаний. Они могут рассказывать о различных исторических событиях, культурных традициях и обычаях, а также о природе и мире вокруг нас. Очерки, научные статьи, исторические романы и повести расширяют кругозор, помогают узнать много нового и интересного.

Воспитательная функция
Произведения также могут использоваться для воспитания и обучения. Они могут помочь читателю понять различные ценности и идеи, а также научить его чему-то новому. Жанр поучения специально предназначен для этой цели.

Функция общения
Произведения могут быть средством общения между автором и читателем. Они могут выражать мысли и чувства автора, а также вызывать у читателя определенные эмоции и мысли.
Кроме того, есть жанры, где функция общения выступает непосредственно:
– Письма (как личные, так и деловые)
– Блоги и дневники
– Социальные сети и мессенджеры
– Электронные книги и аудиокниги
– Телефонные разговоры и видеочаты


Принципы теории жанра:
  1. Принцип соответствия — жанр должен соответствовать содержанию и функции произведения. Если произведение не соответствует своему жанру, то оно может вызвать у читателя недоумение или разочарование.
  2. Принцип разнообразия — жанры должны быть разнообразными, чтобы удовлетворить потребности разных читателей. Например, существуют жанры для детей, подростков, взрослых и т.д.
  3. Принцип эволюции — жанры постоянно развиваются и изменяются под влиянием общества и культуры. Это позволяет создавать новые формы и стили, которые могут быть более привлекательными для читателей.


Малые жанры

Малые жанры в литературе представляют собой небольшие по объему произведения, такие как рассказы, новеллы, эссе, стихотворения. В народном творчестве пословицы, поговорки, загадки, притчи и т.д. . Они отличаются от крупных форм, таких как романы и повести, своей краткостью и простотой.
Особенности малых жанров:
– Краткость и простота: малые жанры обычно имеют небольшой объем и простую структуру. Это позволяет читателю быстро ознакомиться с произведением и понять его основную идею.
– Глубина содержания: несмотря на свою краткость, малые жанры могут содержать глубокий смысл и важные идеи. Например, стихотворение может выражать чувства и мысли автора, а эссе может раскрывать тему, которую автор считает важной. Притчи имеют глубокий философский смысл, загадки и басни многозначны.
– Разнообразие стилей, преемственность: малые жанры дают пищу большим жанрам. Они позволяют авторам использовать различные стили и техники, отработанные в них. Так роман может включать пословицы и поговорки, рассказы о событиях, басни и притчи.

Рассмотрим "Отцы и дети" Тургенева. Это роман. Но романы ведь бывают разные.
Может быть, это любовный роман? Конечно, ведь там побеждает любовь, жизнь. Любовные линии Феничка - Николай Петрович", графиня Р. - Павел Петрович, Анкадий- Катя, Базаров - Одинцова, и, как во всех любовных романах, там все непросто и неоднозначно.
Может быть, это философский роман? Разумеется, ведь там в Базарове таится философема содержание, а в Павле Петровиче - философема форма. Форма побеждает. Затронуты и вечные вопросы: что делать и кто виноват. Да и произошел главный герой из бакалавра, спорящего с Мефистофелем в "Фаусте" Гете.

Может быть, это социально-политический роман? Да, в Базарове узнали себя революционеры, народники. Базаров, несмотря на то, что отец его приобрел именьице, никак не может почувствовать себя равным с другими помещиками, вот и петушится. Играет разночинца. Ну и конечно, же, его ярлык нигилиста никак ему не идет и постоянно мешает.
Расссмотрев эти и другие варианты определения жанра, мы увидим роман с разных сторон.
Жанры бывают большие и малые - романы и загадки.
Жанры во многом определяют литературные направления. Так, преобладание пасторалей дало нам сентиментализм, преобладание од - классицизм, а преобладание элегий - романтизм.
Есть жанры, постоянно встречающиеся, но не вошедшие в активный искусствоведческий обиход - это диатриба. "Послушайте!" Маяковского - она.
Есть романы, в которых столько всяких жанров! Так в "Мастере и Маргарите" Булгакова есть и любовный роман, и притча, и ужастики, и фантастика, и комедия и трагедия, и социальная сатира.
Есть авторское определение жанра. Так "Мертвые души" стали поэмой - почти единственный случай, когда никто и не спорит. Есть совсем уж авторское название жанра, как например роман-пунктир Андрея Битова.
Есть жанры противоположные по содержанию: утопии и антиутопии.
Наша задача - разобраться во всех этих хитросплетениях.

Made on
Tilda