Традиционные мотивы

Мотив пути

Вымышленный путь во имя открытий - предтеча современной научной фантастики. Самые необычные предположения мотив пути делает достоверными.
"Преодолев с большим трудом все препятствия, очутились мы наконец в знаменитой пещере. Она действительно имеет вид огромной комнаты. Сначала недостаток света не дозволил нам ничего видеть; но когда глаза наши привыкли к полумраку, какое было наше восхищение, какая для меня радость, какое счастье для доктора открыть вместе и черты письмен, и кучу окаменелых костей!.. Шпурцманн бросился на кости как голодная гиена; я засветил карманный фонарик и стал разглядывать стены. Но тут именно и ожидало меня изумление. Я не верил своим взорам и протер глаза платком; я думал, что свет фонаря меня обманывает и три раза снял со свечки.
  -- Доктор!
  -- Мм?
  -- Посмотри сюда, ради бога!
  -- Не могу, барон. Я занят здесь. Какие богатства!.. Какие сокровища!.. Вот хвост плезиосауров, которого недостает у Геттингенского университета...
  -- Оставь его и поди скорее ко мне. Я покажу тебе нечто, гораздо любопытнее всех твоих хвостов.
  -- Раз, два, три, четыре... Четыре ляжки разных предпотопных собак -- canis antediluvianus... И все новых, неизвестных пород!.. Вот, барон, избирайте любую: которую породу хотите вы удостоить вашего имени?.. Эту, например, собаку наречем вашею фамилиею; эту моею; этой можно будет дать имя вашей почтеннейшей сестр...
  Я не мог выдержать долее, побежал к Шпурцманну и, вытащив его насильно из груды костей, привел за руку к стене. Наведя свет фонаря на письмена, я спросил, узнает ли он их. Шпурцманн посмотрел на стену и на меня в остолбенении.
  -- Барон!.. это, кажется?..
  -- Что такое?.. Говорите ваше мнение.
  -- Да это иероглифы!..
  Я бросился целовать доктора. .....
  -- Так точно! -- вскричал я с сердцем, трепещущим от радости, -- это они, это египетские иероглифы! Я не ошибаюсь!.. Я узнал их с первого взгляда; я могу узнать египетские иероглифы везде и во всякое время, как свой собственный почерк.
  -- Вы также можете и читать их, барон?.. ведь вы ученик Шампольона? -- важно присовокупил доктор.
  -- Я уже разобрал несколько строк.
  -- Этой надписи?
  -- Да. Она сочинена на диалекте, немножко различном от настоящего египетского, но довольно понятна и четка. Впрочем, вы знаете, что иероглифы можно читать на всех языках. Угадайте, любезный доктор, о чем в ней говорится?
  -- Ну, о чем?
  -- О потопе.
  -- О потопе!.. -- воскликнул доктор, прыгнув в ученом восторге вверх на пол-аршина. -- О потопе!! -- И, в свою очередь, он кинулся целовать меня, сильно прижимая к груди, как самый редкий хвост плезиосауров. -- О потопе!!! Какое открытие!.. Видите, барон: а вы не соглашались ехать сюда со мною в устье Лены, хотели наплевать на Ледовитый океан?.. Видите, сколько еще остается людям сделать важных для науки приобретений. Что вы там смотрите?..
  -- Читаю надпись. Судя по содержанию некоторых мест, это описание великого переворота в природе.
  -- Возможно ли?.."
(О. Сенковский. Ученое путешествие на Медвежий Остров)

Не менее чудесным, чем медвежий остров доктору, видится Вакуле Петербург, вот он, прием остранения... Не таким ли его увидел сам Гоголь, когда впервые оказался здесь. Не раз он, наверное, думал: "Черт меня сюда принес". Барона Бромбеуса он, впрочем, тоже помянул, им был сам черт-Хлестаков, ушлый малый, вездесущий и тоже, кстати, веселый путешественник. Ямщики у него поют песни.
"Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.
  Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. "Боже ты мой, сколько тут панства! - подумал кузнец. - Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, еще и больше". Его слова прерваны были вопросом черта: "Прямо ли ехать к царице?" "Нет, страшно, - подумал кузнец. - Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью чрез Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними".
  - Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!"
(Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством)

Мотив пути у Блока выражен идеологемой "стрелой татарской древней воли" - указывающей движение по направлению тела, пронзенного стрелой - на Запад, мифологемой "путь" которая повторяется четыре раза, деталями пейзажа: обрыв, кручи, река, стога, версты, степь и глаголами движения: домчимся, озарим, несется. Таким образом через хронотоп реализуется монтажное письмо. Через местоимение мы, наш идет связь времен - того, давнего и нынешнего времени - преддверия революции. Характеристика пути - "в тоске безбрежной". Пророчество: кровь.
Рваный ритм стиха указывает на пунктирность пути, его неравномерную динамику. Восклицания усиливают разрывы ритма.
Хронотоп - переход из одного времени в другое время, из одного пространства в другое.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
(А.Блок. На поле Куликовом)

* * *

Всюду бегут дороги,

По лесу, по пустыне,

В ранний и поздний час.

Люди по ним ходят,

Ходят по ним дроги,

В ранний и поздний час.

Топчут песок и глину

Страннические ноги,

Топчут кремень и грязь...

Кто на ветру — убогий?

Всяк на большой дороге —

Переодетый князь!

Треплются их отрепья

Всюду, где небо — сине,

Всюду, где Бог — судья.

Сталкивает их цепи,

Смешивает отрепья

Па́рная колея.

Так по земной пустыне,

Кинув земную пажить

И сторонясь жилья,

Нищенствуют и княжат —

Каторжные княгини,

Каторжные князья.

Вот и сошлись дороги,

Вот мы и сшиблись клином.

Темен, ох, темен час.

Это не я с тобою, —

Это беда с бедою

Каторжная — сошлась.

Что же! Целу́й в губы,

Коли тебя́, лю́бый,

Бог от меня не спас.

Всех по одной дороге

Поволокут дроги —

В ранний ли, поздний час.

(М.Цветаева)
Телега жизни
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! Еб*на мать!
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
(А.С.Пушкин)

  1. Какова основная тема стихотворения “Дорога жизни”? Как оно связано с загадкой сфинкса?
  2. Какие образы и метафоры использует Пушкин для описания жизненного пути?
  3. Как поэт описывает трудности и испытания, которые приходится преодолевать на пути к цели?
  4. Какую роль играют размышления о прошлом и будущем в стихотворении?
  5. Что символизирует образ дороги в стихотворении?
  6. Как Пушкин описывает процесс самопознания и саморазвития на протяжении жизни?
  7. Какова роль надежды и веры в преодолении трудностей на жизненном пути?
  8. Какое настроение создает стихотворение “Дорога жизни” у читателя?
  9. Какую ценность представляет собой жизненный опыт и мудрость, приобретенная на протяжении жизни, для автора стихотворения?
  10. Как в стихотворении отражена идея о том, что жизненный путь каждого человека уникален и неповторим?
Made on
Tilda