- Почему Достоевский забывает о собаках, которые могли бы по кровавым следам найти преступника? - Почему Раскольников убивает старуху два раза - жизнь есть сон? - Почему утопленница плыла против течения? - Как так получилось. что все пришли за своими закладами, если эти заклады должен был взять преступник? Может быть, и не брал? Если брал, закапывал, то где были собаки, на этот раз бродячие? - Почему в участке Раскольников падает в обморок от запаха краски, а на "деле" его вынес, не упал? - Как могли дворники не заметить преступника? - Что с количеством этажей в доме старухи? - Кто в романе цели, кто - средства? - Почему Настасья, о белье которой во дворе был вытерт окровавленный топор, ничего не заметила? - Почему белые, надушенные руки Заметова, подававшего Раскольникову, бредящему в постели, "окровавленные" носки, не испачкались? - Зачем Порфирию Петровичу было перевирать теорию Раскольникова. меняя "имеют право" на "должны"? - Чья на самом деле теория обдумывается-осмысляется Раскольниковым?
Реализм характеризуется помимо всего прочего наличием чего-либо очень важного в новом писателю обществе, некоей тенденции, которая - нравится ему или не нравится- но есть. Новое в современной Достоевскому реальности появилось в том, что в отличие от реальности, зафиксированной Гегелем в "Феноменологии духа" в истории появилась новая реальность, когда ни раб не имеет достоинства, ни его господин, а господин теперь не тот господин, что когда-то пожертвовал своей жизнью, и победил, а тот, кого рабы признали своим господином. "Однако признание это - одностороннее, потому что Господин со своей стороны не признает за Рабом человеческого достоинства". Но человеческое достоинство не признает за господином и раб. Господин в России Достоевского - вошь. Он пьет кровь, и при этом настолько мелок, что вообразить себе в нем величие господина, способного пойти на смерть, совершенно невозможно. Миколка- хозяин клячи, Алена Ивановна - хозяйка Лизаветы, Лужин- возможный будущий хозяин Дуни, да и Катерина Ивановна- золотодобытчица Сонечкина - где их господское достоинство? А чиновники, а простите, царь.... Вот это новое, что внесено Достоевским в гегелевскую теорию рабов - "тварей дрожащих" и господ - "право имеющих". Теория Гегеля в реалиях российской действительности. Реализм против идеализма.
Родион Романович Раскольников пестует теорию о том, что все люди в обществе делятся на рабов и господ - и видит это воочию, примеры сами к нему бегут. "Тварь я дрожащая или право имею?" - произносит Раскольников. Он считает, что ради общего блага можно пожертвовать жизнью нескольких людей, пойти на преступление, преступить те законы, которые были раньше. Кровь "освежает". В преступники он записывает заодно Ньютона и Будду, и тут уже чувствуется гегельянство. Для Гегеля Ньютон и Будда таковые и есть - преступление - переступить, отречься от прежнего, от ученичества и создать принципиально новое, не считаясь с традицией, перевернуть все с ног на голову. "Преступление и наказание" - не о преступлении и наказании, а, скорее, о счастье. Бедные не могут быть счастливы. В пьяной исповеди Мармеладова одно за другим приводится доказательство того, что бедность делает человека не человеком: Он лишается воли - Катерина Ивановна должна была выйти замуж за него, потому что некуда было идти. Он лишается чести - участь Сонечки.
И плюс религиозной составляющей - первое искушение Христа - "преврати камни в хлебы", сначала накорми, а потом спрашивай нравственность. Он лишается образования - отец пытался учить Соню сам. Он лишается человеческого облика - скот во всех смыслах.
Он лишается возможности вступиться за своих близких: Лебезяников бьет жену, а нужно притвориться пьяненьким. Ни над своей судьбой, ни над судьбой своих близких нищий не властен. Он лишается своего прошлого: медали Катерины Ивановны проданы. Она лишена досуга и здоровья: "И она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью". Он лишен правовой защиты: сшитые Соней рубашки не оплачиваются, и ничего нельзя с этим сделать.
Множество примеров, которые он видит своими глазами, подтверждают теорию Гегеля о том, что все люди в обществе неизменно либо рабы, либо господа. Сон о лошади, которую до смерти избивает Миколка, сестра Дуня, которая намерена выйти замуж за состоятельного, имеющего власть над ней человека, Лизавета, "бывшая в полном рабстве у сестры" Алены Ивановны и наконец Сонечка, самый чистый и добрый человек, вынужденный продавать себя ради семьи, которая уже давно свыклась с таким положением. Таким образом, в произведении ясно видна позиция автора - Раскольников - гегельянец, который рассматривает его теорию на живых примерах и всюду видит подтверждение.
Почему Порфирию Петровичу выгоден был арест именно Раскольникова, а признавшийся убийца был отпущен? Ведь, как известно, у Миколки все сходилось: "на иные-то пункты весьма складно мне отвечал". Раскольников при этом не отвечал ни на один пункт, у него и у самого в голове все путалось от болезни. Тем не менее, уверенность Порфирия Петровича даходит до таких деталей, которые он знать никак не мог - "под камень снес". И просит прийти с повинной, обещая посадить его "на покой".
Порфирий Петрович у Достоевского был по какой-то странной причине, возможно государственной, против Гегеля и мыслей гегельянских, в которых видит не лицевую, а изнаночную сторону - выворачивает теорию, переворачивает как Маркс гегелеву, с ног на голову. Ведь примерно в эти годы и Толстой отрекается от гегельянства, сообщив удивленному миру, что ничего в нем не понял, а тем не менее всю свою эпопею "Война и мир" выложил в точном соответствии с Гегелем.
Профанный герой романа Порфирий у Достоевского так пересказал теорию Раскольникова, что в его устах это прозвучало пародией на "Феноменологию духа" Гегеля. В части рабства и господства. Надо признать, Достоевский не очень-то Гегеля скрывал: "тварь дрожащая" - метафора термина "раб", "право имею" - метафора термина "господин". Родион, бродя по Петербургу, везде видел подтверждение... Гегелю. Видел не только на улицах - в своей семье. Возьмем письмо Пульхерии Александровны о господине Лужине. В этой ситуации Дуня, выходя замуж за господина Лужина, поскольку деньги нужны ей и ее семье, фактически становится подчиненной господина Лужина, который "положил взять в жены девушку такую, которая уже испытала бедственное положение". Здесь опять работает теория Гегеля: Лужин, человек, который имеет свой капитал и который, согласно теории Гегеля, может содержать рабов и пользоваться тем, что раб для него делает. В данном случае в категорию раб попадает Дуня. Здесь тоже соответствие с теорией о "тварях дрожащих" и "право имеющих", так как раб признает господство над ним другого человека, чтобы спасти себе жизнь"...
История, рассказанная Мармеладовым, работала на теорию. Гегеля.
Если бы Мармеладов одумался, то избавил бы дочь от бесчестья, то тогда не было бы этого разговора в кабаке. А так еще одно беспокойство для больного человека. Раскольников размышляет, что Соня есть раб, за счет которого живут все остальные, пользуются ее бесчестием. Эти остальные: Катерина Ивановна, отец, переходят в категорию господ, несмотря на то, что они бедны.
Старуху убил не Раскольников, который просто в момент определенной стадии, которую проходил и сам Достоевский. Его т.н. окровавленный носок Заметову попал в руки, потому что РР в бреду его требовал. И Заметов ничего не заметил. Его чистые, надушенные ручки не испачкались. Как такое возможно? Как это возможно, чтобы петербургские псы не вырыли закопанные драгоценности в тот же день?
Р. был в таком бреду, что ему просто все померещилось. Он путал этажи. В таком состоянии не то что убить, вообще найти нужное проблематично.
А собаки. Собаки бы вычислили Раскольникова, след бы взяли, кровавый след. Но они не взяли. Они вообще ничего не могли взять из-за того, что убил маляр, и там красили.
Убил Раскольников только себя. Убил только принцип, а старушка - болезнь. А кто убил? Да тот, кто признался, тот и убил. А РР - сон больного воображения, не могущего определить, к какой категории относится. Раб? Унизительно. Господин - противно, все равно что старухе уподобиться. Или Лужину.
Теперь и думайте, какова роль ПП в уничтожении русской интеллигенции. Он прекрасно знал, кто убил старуху. Но он отпустил того, кто убил старуху. Есть добыча поважнее. Но ему нужно было убить теорию Гегеля о рабах и господах, продолжателем которой был Раскольников. Достоевский просто показал сознательно полицейское уничтожение гегельянства в России.
Процентщиц было выгодно убивать только тем, кому они реально могли составить конкуренцию - банкирам, потому их и убили, возможно, и по экономическим соображениям, Раскольников лишь знал, кто именно и позднее Соне сказал, что знает, кто убил Лизавету. А так, герой у Достоевского как Митя Карамазов, только хотел убить, планировал, то и не сделал. Это извечная тема, но тут личное. И Александр Шарыпов все подсчитал, все шаги Раскольникова. Вот отрывок из его книги:
"Обе старухи, обе процентщицы, - говорил он, время от времени взмахивая руками. - Там разбитое корыто, тут расколотое блюдце... И быть бы ей такой же фанерой - не так ли? - если бы... Ведь только слепой! Только слепой не заметит сходства убитой с матерью...
- С Пульхерией, - согласился Ипат.
- Я уж не говорю о ее сестре и его сестре: это вообще как отражение в зеркале.
- Поэтому он и брякнулся в обморок.
- Кстати, об обмороках. Первый раз он пошел признаваться, не дошел двух шагов. Потом опять пошел - опять не дошел. И это же оказались улики! Не так ли? Но как только ему показывают со стороны - он отрекается. Да ведь он же уже шел признаваться!
- Это лишний раз доказывает, что все это бред, - сказал Ипат. - Для него весь этот расколотый череп - это мнимое, виртуальное!
- И ведь вот что странно, - сказал дирижер, - со всех сторон - основное, что он убил Лизавету. Ведь так же? А это обходят. Послушайте, да еще - не беременная ли она была?
- Беременная. Поминутно беременная. Да нет, это вообще бред. Семьсот тридцать шагов до дома, четверть версты до конторы, то есть не больше трехсот. Потом вдруг, идя в контору, он видит дом! В десять утра солнце светит в лицо - то есть идем на восток. Но Детский парк от площади Мира - это на запад! В другом месте - он стоял на мосту, смотрел, как плывет Афросинья, - потом повернулся спиной и пошел в контору. Тогда получается, что утопленница плыла против течения? Я пытался проделать его путь - знаете, пришел к выводу, что это белье, об которое он вытер руки, развешивала Настасья. То есть он вышел, сделал обычный крюк - три поворота налево - и вернулся к себе. - Но ведь водят экскурсии... Огромный дом, двое ворот...
- Вот именно! Четыре дворника, двое ворот! Забывают, что это система! Он прятался на втором этаже, старуха живет на четвертом, на четвертом также контора, в конторе все происходит в четвертой комнате, а во второй сидит человек с неподвижной идеей во взгляде. Возьмем вещи - две коробки, четыре футляра, всего восемь, девятая вывалилась. Дальше голодовка - пробу он делал на второй день, убил - на четвертый, очнулся от бреда на восьмой, все происходит в восьмом часу - когда ему надо было в семь! И все происходит в восемь! - "Эк ведь захлебывается", - подумалось мне. - Насчет людей мы уже говорили - двое плюс двое... Ну ладно - дома четырехэтажные, но ответьте, почему все живут на четвертых этажах?
- Разумихин на пятом.
- А, так это уже другая система! Которую он отвергает! Он отвергает и три рубля, и пятый этаж... Кстати, у старухи он просил четыре, а два месяца назад - два! - "Эк ведь его пробрало-то!" - все больше удивлялся я. - И не виделись они с Разумихиным четыре месяца! Тут постоянно идет борьба...
- А вы заметили, что контора вдруг оказалась на третьем? В конце?
- В конце еще Соня! Жила на третьем, он ее ищет на втором. И после этого идет признаваться". (А.Шарыпов).
Восьмерка у Раскольникова так навязчива, как Саша Шарыпов и говорил. Все, что он считал ею, надо просто вычеркивать из правдоподобия: "Всего оказалось восемь штук: две маленькие коробки с серьгами или с чем-то в этом роде -- он хорошенько не посмотрел; потом четыре небольшие сафьянные футляра. Одна цепочка была просто завернута в газетную бумагу. Еще что-то в газетной бумаге, кажется орден..."
Чижевский пишет, что Лев Толстой был увлечен Гегелем , признавал, что вся эпоха им пронизана. А потом вдруг после 1861 сказал, что ничего у Гегеля не понял, что все бред. Что же тогда произошло кроме отмены крепостного права -с ним и с Достоевским? Если Достоевский цитирует Гегеля в теории Раскольникова и показывает, как его ставят под выбором: каторга или психушка,. Кинули кусок в виде отмены крепостного права, чтобы замолчали со своим гегельянством и не строили государство как действительность нравственной идеи? Когда Гегель замолчал в России, началась страшная пора .
Сцена про "убийцу и блудницу" была единственным оплотом школьных учительниц против нашей теории, согласно которой роман "Преступление и наказание" таки теоретичен, автобиографичен, и Раскольников не убивал старуху, был поставлен перед выбором, каторга или психушка хитроумным Порфирием Петровичем - и выбрал каторгу.
Прослеженный путь Раскольникова, швейцары, отсутствие в Петербурге собак-ищеек - все упиралось в эту пресловутую фразу - сам ведь Достоевский навал его убийцей. Ирония? Слабовато для доказательства.
И вот сегодня читаю в книге Игорь Волгина "Пропавший заговор": "Летом 1866 года издатель "Русского вестника", где печаталось "Преступление и наказание" Катков потребовал от Достоевского кардинальной переделки именно этой сцены". Волгин указывает, что Набоков был не доволен ею не случайно. Недостоевская сцена, чужеродная: "Достоевский вынужден был подчиниться". Обидно, что "ее первоначальный вариант до нас не дошел". С 146
Вполне возможно, что Достоевский Раскольникова убийцей и не называл. Тот убил себя, убил идею, правда, не свою, а Гегеля, но не старуху.
Важная деталь, не поправленная Катковым: Порфирий Петрович в разговоре с РРР намекает, что Миколка кем-то научен себя оговорить, и многие факты совпадают. Но не все. Однако ПП и в голову не приходит спросить, не РРР ли его научил. Почему? Потому что не Раскольников научил. Его научил кто-то другой. И заставил. Но этот другой совершенно не интересует ПП, как не интересует его подлинный убийца. Потому что он сам мастер подкупа, и тут же, в этом же разговоре, подкупает Раскольникова - признайся сам, и наказание будет легким, он все устроит. Как устроил и со Свидригайловым: "А, сигнал" - Свидригайлов, заплатив Раскольникову, выполнил свою миссию заставить его уйти на каторгу. Заплатил он не прямо ему... через Дунечку поначалу хотел, но после отказа Авдотьи Романовны решил устроить деток Катерины Ивановны. Чьего мужа убили, чтобы они непременно остались в безвыходном положении. И чтобы через них заставить Раскольникова пойти на самооговор. Роль бывшего начальника Степана Мармеладова - особая песня в этой истории. Катерина Ивановна перед смертью к нему пошла и не только не получила сочувствия, на которое надеялась - раньше тот это сочувствие выказывал, но и была выставлена. Дело сделано, от лишнего свидетеля избавились. Этот свидетель тоже, вероятно, был подкуплен - Раскольников обязательно должен был выйти на эту семью, заглотить крючок.
Мотив у Порфирия развалился сразу: закладчики все известны. все пришли за своими вещами - что же тогда закапывал и чем разжился Раскольников? "А почти все закладчики теперь уже известны, вы только одни и не изволили пожаловать". То есть и свои, и чужие вещи Раскольников не забрал, так и не был там в тот день. Все было просто бредом. Не только Раскольников не убивал старуху, но и Смердяков - своего отца. Везде у Достоевского действует и плетет свои интриги черт-государство, черт-материализм. Ему одному выгодны и смерти мешающих развиваться банкам старух, и ему же хорошо, когда теоретики, подкупленные как некогда Достоевский, находятся на каторге или в психушке. Недаром Раскольников записал Ньютона в преступники: преступил старые законы, создал новые... Хм. Не законом же всемирного тяготения... Его преступление более всего касается метода. Великий ученый с точки зрения радикально-идеалистического гегельянства, убил-таки старушку-идеализм топором по голове, себя убил. Ходил, ходил кругами - и убил. Но он ли? Может, Достоевскому через все эти круги странслировался столь великий символ, что и в нашем веке не постичь. В любом случае, нам с этим жить. Разгадка в самом названии. Трактат Чезаре Беккариа 'О преступлениях и наказаниях' об отмене императрицей смертной казни.