Линейная композиция характеризуется непрерывающимся линейным действием – мы следим за героем – каждым его действием от входа в театр до подъезда, откуда он направляется домой переодеться. Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; Все ярусы окинул взором, Все видел: лицами, убором Ужасно недоволен он; С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился - и зевнул, И молвил: "Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел" {5}. XXII Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи и внутри Везде блистают фонари; Еще, прозябнув, бьются кони, Наскуча упряжью своей, И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони - А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.Обратная:Ретроспективная композиция характеризуется значительной долей изображения событий «до основной истории».В аллею чёрные спустились небеса,Но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость...Погасшие огни, немые голоса, -Неужто это всё, что от мечты осталось?О, как печален был одежд её атлас,И вырез жутко бел среди наплечий чёрных!Как жалко было мне её недвижных глазИ снежной лайки рук, молитвенно-покорных!А сколько было там развеяно душиСреди рассеянных, мятежных и бесслёзных!Что звуков пролито, взлелеянных в тиши,Сиреневых, и ласковых, и звёздных!Так с нити порванной в волненьи иногда,Средь месячных лучей, и нежны и огнисты,В росистую траву катятся аметистыИ гибнут без следа.(И.Анненский. После концерта)Происходившее после концерта, рефлексия, стоит в начале стихотворения.
Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней.(А.Пушкин. «Евгений Онегин»)Был вещим этот сон или не вещим…Марс воссиял среди небесных звезд,Он алым стал, искрящимся, зловещим, —А мне в ту ночь приснился твоей приезд.Он был во всем… И в баховской Чаконе,И в розах, что напрасно расцвели,И в деревенском колокольном звонеНад чернотой распаханной земли.И в осени, что подошла вплотнуюИ вдруг, раздумав, спряталась опять.О август мой, как мог ты весть такуюМне в годовщину страшную отдать!Чем отплачу за царственный подарок?Куда идти и с кем торжествовать?И вот пишу, как прежде без помарок,Мои стихи в сожженную тетрадь.9По той дороге, где ДонскойВел рать великую когда-то,Где ветер помнит супостата,Где месяц желтый и рогатый, —Я шла, как в глубине морской…Шиповник так благоухал,Что даже превратился в слово,И встретить я была готоваМоей судьбы девятый вал.(А.Ахматова. Шиповник цветет)Сложное переслетение перспектив возвращает нас в ту тетрадь, что давно сожжена.В обратной перспективе мы узнаем, что Раскольников в "Преступлении и наказании" Достоевского всегда помогал бедным, а задумал убить старуху уже тогда, когда помогать нуждающимся было нечем. Так мы узнаем психологический мотив убийства: если человеку нравится помогать, то ради этого он готов на все. Фрагментарная, асимметричнаяТ.А.Гофман. Житейские воззрения кота Мурра. "Книга пошла в печать, и вскоре к издателю пришли на просмотр первые оттиски набранных страниц. Представьте себе, однако, до чего испуган был издатель, когда убедился, что история Мурра прерывается во многих местах и перемежается с какими-то иными эпизодами, с фрагментами совершенно иной книги, содержащей повествование о жизни капельмейстера Иоганнеса Крейслера".
По ошибке издателя композиция стала фрагментарной.
М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Каждая повесть дополняет представления о Печорине, но в то же время исполненный поэзии психологически углублённый «Журнал Печорина» контрастирует с поверхностным взглядом. Максима Максимовича («Бэла»).А. Твардовский «Василий Теркин»
Вся книга читается хоть с начала, хоть с конца одинаково, это разные эпизоды жизни бойца. Кольцевая – симметричная в стихотворении Лермонтова "Бородино" - рассказ дяди начинается и заканчивается одними и теми же словами "Да, были люди в наше время".
Спиральная, асимметричная в «Герое нашего времени»Разгадка героя происходит в результате сжимания кругов или приближения маятника, качающегося над героем. («Колодец и маятник» Э.По. ) Колодец- это спираль в обратную сторону. Так терял надежду Евгений Онегин, так терял надежду Троекуров – равно как терял надежду лирический герой «Ворона» Э.По.
«В первых двух -- "Бэла" и "Максим Максимыч" -- автор, или, говоря точнее, герой-рассказчик, любознательный путешественник, описывает свою поездку на Кавказ по Военно-Грузинской дороге в
1837 году или около того. Это Рассказчик 1. Выехав из Тифлиса в северном направлении, он знакомится в
пути со старым воякой по имени Максим Максимыч. Какое-то время они путешествуют вместе, и Максим Максимыч сообщает Рассказчику 1 о некоем Григории Александровиче Печорине, который, тому пять лет, неся военную службу в Чечне, севернее Дагестана, однажды умыкнул черкешенку. Максим Максимыч -- это Рассказчик 2, и
история его называется "Бэла". При следующем своем дорожном свидании ("Максим Максимыч")
Рассказчик 1 и Рассказчик 2 встречают самого Печорина. Последний становится Рассказчиком 3 -- ведь еще три истории
будут взяты из журнала Печорина, который Рассказчик 1 опубликует посмертно.
Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам
Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых. В первом рассказе Печорин находится от читателя на "троюродном" расстоянии, поскольку мы знаем о нем со слов Максима Максимыча да еще в передаче Рассказчика 1. Во второй истории Рассказчик 2 как бы самоустраняется, и Рассказчик 1 получает возможность увидеть Печорина собственными глазами. С каким трогательным нетерпением спешил Максим Максимыч предъявить своего героя в натуре. И вот перед нами три последних рассказа; теперь, когда Рассказчик 1 и
Рассказчик 2 отошли в сторону, мы оказываемся с Печориным лицом к лицу.
Из-за такой спиральной композиции временная последовательность оказывается как бы размытой. Рассказы
наплывают, разворачиваются перед нами, то все как на ладони, то словно в дымке, а то вдруг, отступив, появятся вновь уже в ином ракурсе или освещении, подобно тому как для путешественника
открывается из ущелья вид на пять вершин Кавказского хребта.
Этот путешественник -- Лермонтов, а не Печорин. Пять рассказов
располагаются друг за другом в том порядке, в каком события
становятся достоянием Рассказчика 1, однако хронология их иная;
в общих чертах она выглядит так:
1. Около 1830 года офицер Печорин, следуя по казенной
надобности из Санкт-Петербурга на Кавказ в действующий отряд,
останавливается в приморском городке Тамань (порт, отделенный
от северо-восточной оконечности полуострова Крым нешироким
проливом). История, которая с ним там приключилась, составляет
сюжет "Тамани", третьего по счету рассказа в романе.
2. В действующем отряде Печорин принимает участие в
стычках с горскими племенами и через некоторое время, 10 мая
1832 года, приезжает отдохнуть на воды, в Пятигорск. В
Пятигорске, а также в Кисловодске, близлежащем курорте, он
становится участником драматических событий, приводящих к тому,
что 17 июня он убивает на дуэли офицера. Обо всем этом он
повествует в четвертом рассказе -- "Княжна Мери".
3. 19 июня по приказу военного командования Печорин
переводится в крепость, расположенную в Чеченском крае, в
северо-восточной части Кавказа, куда он прибывает только осенью
(причины задержки не объяснены). Там он знакомится со
штабс-капитаном Максимом Максимычем. Об этом Рассказчик 1
узнает от Рассказчика 2 в "Бэле", с которой начинается роман.
4. В декабре того же года (1832) Печорин уезжает на две
недели из крепости в казачью станицу севернее Терека, где
приключается история, описанная им в пятом, последнем рассказе
-- "Фаталист".
5. Весною 1833 года он умыкает черкесскую девушку, которую
спустя четыре с половиной месяца убивает разбойник Казбич. В
декабре того же года Печорин уезжает в Грузию и в скором
времени возвращается в Петербург, Об этом мы узнаем в "Бэле".
6. Проходит около четырех лет, и осенью 1837 года
Рассказчик 1 и Рассказчик 2, держа путь на север, делают
остановку во Владикавказе и там встречают Печорина, который уже
опять на Кавказе, проездом в Персию. Об этом повествует
Рассказчик 1 в "Максиме Максимыче", втором рассказе цикла.
7. В 1838 .или 1839 году, возвращаясь из Персии, Печорин
умирает при обстоятельствах, возможно, подтвердивших
предсказание, что он погибнет в результате несчастливого брака.
Рассказчик 1 публикует посмертно его журнал, полученный от
Рассказчика 2. О смерти героя Рассказчик 1 упоминает в своем
предисловии (1841) к "Журналу Печорина", содержащему "Тамань",
"Княжну Мери" и "Фаталиста".
Таким образом, хронологическая последовательность пяти
рассказов, если говорить об их связи с биографией Печорина,
такова: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", "Бэла", "Максим
Максимыч".
Маловероятно, чтобы в процессе работы над "Бэлой"
Лермонтов уже имел сложившийся замысел "Княжны Мери".
Подробности приезда Печорина в крепость Каменный Брод,
сообщаемые Максимом Максимычем в "Бэле", не вполне совпадают с
деталями, упомянутыми самим Печориным в "Княжне Мери".
Во всех пяти рассказах немаЛо несообразностей, одна другой
примечательнее, однако повествование движется с такою
стремительностью и мощью, столько мужественной красоты в этой
романтике, от замысла же веет такой захватывающей цельностью,
что читателю просто не приходит в голову задуматься, из чего,
собственно, русалка в "Тамани" заключила, что Печорин не умеет
плавать, или почему драгунский капитан полагал, что секунданты
Печорина не найдут нужным принять участие в заряживании
пистолетов. Положение, в каком оказывается Печорин, вынужденный
в конце концов подставить лоб под дуло пистолета Грушницкого,
могло бы выглядеть куда как нелепо, если забыть о том, что наш
герой полагался отнюдь не на случай, но на судьбу. Об этом
совершенно недвусмысленно говорит последний и, надо сказать,
лучший рассказ -- "Фаталист", важнейшая сцена которого также
построена на предположении, заряжен пистолет или не заряжен, и
в котором между Печориным и Вуличем происходит как бы заочная
дуэль, где все предуготовления к смерти берет на себя не
фатоватый драгунский капитан, но сама Судьба».
(В.Набоков)
Концентрическая, симметричная«Колобок» - поет каждому персонажу одну и ту же песню, а потом убегает.
В стихах, когда повторяется одно и то же несколько раз.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
(А.Фет)
Зеркальная. симметричнаяА.Пушкин. Е.Онегин
Встреча на людях – безответные письма – томление – встреча – отказ. Относятся и к Татьяне, и к Евгению.
Ценности зеркально отражены у героев: светская жизнь, свобода, любовь, семья. Он находит то, что она уже утратила.
А.Пушкин «Капитанская дочка». Беда с Машей – Гринев просит милости крестьянского царя. – Беда с Петрушей – Маша просит милости императрицы.
Едет поезд через реку,
Едет поезд по мосту
И попыхивает кверху
Гордо поднятой трубой.
Там, конечно, пассажиры
Все на лавочках сидят.
Там, конечно, пассажиры
Масло с курицей едят.
Там, конечно, пассажирам
К чаю сахар подают.
И конечно, пассажиры
Песни радостно поют.
Но такой же точно поезд
Отражается в воде.
И труба его большая
Почему-то смотрит вниз.
Там, наверно, пассажиры
Безбилетные сидят.
Там, наверно, пассажиры
Целый день в окно глядят.
Там, наверно, пассажирам
Чай вообще не подают.
И, конечно, пассажиры
Песни грустные поют.
На мосту остановился
Поезд — эх! — на пять минут.
Размышляют пассажиры:
ТАМ мы едем или ТУТ?
(В.Друк)
В "тут" все совсем не так, как в "там", хотя на самом деле
Маятник (на уровне строки) - благодаря цезуре в строке ощущение раскачивания маятника. Симметричная.Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних
и пахнет сладкою халвою,
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
(И.Бродский. Рождественский романс)
В Каком городе находится лирический герой? Найдите топонимы. Проложите его маршрут от Александровского сада через мост влюбленный и разрушенный Храм Христа спасителя в Замоскворечье к кондитерской фабрике "Красный октябрь", где "пахнет сладкою халвою".