«…Наши поэты и писатели фактически создали грандиозную панораму метафизической жизни России, картину ее внутреннего самосознания. Но эта огромная, подлинная сокровищница России до сих пор не раскрыта и не понята полностью, хотя все их произведения — перед нами, перед нашим взором» (Юрий Мамлеев).
Эпиграфы даются в верхнем углу справа. Они служат для вовлечения читателя в мир ассоциаций. Эпиграф этой книги взят из книги Ю.Мамлеева, который как и все мы пытался заглянуть в мир классики – и посмотреть на нее другими глазами.
Некоторые эпиграфы становятся крылатыми. Так произошло с эпиграфом к «Путешествию из Петербурга в Москву» Александра Радищева: «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй» — оно означает Цербера и переводится так: «Чудовище округлое (тучное), гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее». Данная фраза выражает недовольство многоликой неправедной властью., причем Радищев причисляет и себя к ней – он самокритичен. Одна из голов- он сам. Причем он не хочет ей быть – и книга его именно отмежевание от этого чудовища. Он хочет разбудить народ, считая подлым обратное.
Задание.1. Найдите среди высказываний писателей и философов другой эпиграф к этой книге и напишите его.
Задание 2. Как соотносятся понятие эпиграф и эпигрАф - у Пушкина в "Евгении Онегине. "Чтоб эпиграфы разбирать.." - разбирать эпиграфы или античные надписи на памятниках и гробницах?
Задание 2. Поясните эпиграф к «Тихому Дону». Как он соотносится с названием романа? Как вы думаете, песня правильно отвечает на поставленный вопрос «Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?» Он риторический? В первом же кровопролитии, описанном в романе-эпопее, есть уже частично ответ на него?
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни
Задание 2. Прокомментируйте известный эпиграф к «Братьям Карамазовым» Достоевского: «Истинно, истинно говорю вам: если зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода». Откуда он? О чем он?
Задание 3. Поясните эпиграф к «Ревизору» Гоголя через «Немую сцену». Какие персонажи немой сцены так и не поняли, что смешны?
Задание 4. А.Кожев в «Ведении в чтение Гегеля» взял две цитаты, которые характеризуют великого философа как идеалиста. Сбылись ли предсказания Гегеля?
«Господа! Мы живем в особенное время, в эпоху брожения, когда дух вырвался вперед и, оставив свою прежнюю оболочку, — обретает новую форму. Вся масса бывших до сих пор в употреблении идей и понятий пришла в движение, расторглись словно в ночном кошмаре мирские связи. Готовится новое явление духа, и кому как не философии надлежит приветствовать и признать его, тогда как прочие безуспешно сопротивляются, цепляясь за прошлое, и большинство из них, ничего о том не ведая, составляют массу его явления. Но философия, признавая его вечным, должна воздать ему почести.»
(Г. В. Ф. Гегель. Йенские лекции. 1806 г.).
«Смело смотреть в глаза истине, верить в силу духа — вот первое условие философии. Так как человек есть дух, то он смеет и должен считать самого себя достойным величайшего, и его оценка величия и силы своего духа не может быть слишком преувеличенной, как бы он ни думал высоко о них; вооруженный этой верой, он не встретит на своем пути ничего столь неподатливого и столь упорного, что не открылось бы перед ним.»
(Г. В. Ф. Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1. С. 65).