Зачем нужно переворачивание ритма и порядка слов?
Инверсия
Инверсия - перестановка. Бывает ритмическая, грамматическая, синтаксическая.
И ту и другую можно увидеть в фольклоре: "Кашка- сладенька, бабушка добренька" вместо доброй бабушки и сладкой кашки.
Ритмическая инверсия - гомеровский гекзаметр. Чередование константных и инверсированных стоп дает ощущение свободного стиха.
  1. Романтизм: Поэты-романтики часто используют инверсию для создания атмосферы тайны и мистики. Например, у Уильяма Вордсворта в стихотворении “Тинтернское аббатство” есть строки: “Над озером луна встает, И горы в зеркало глядят”. В этом случае инверсия создает ощущение загадочности и красоты природы.
  2. Модернизм: Модернистские поэты, такие как Т.С. Элиот, используют инверсию в своих стихах для создания более сложных и глубоких смыслов. В стихотворении “Бесплодная земля” инверсия позволяет поэту создавать образы, которые иначе были бы невозможны. Например, в строке “И яростный сквозь ночь идет дождь” инверсия подчеркивает интенсивность и драматизм сцены.
  3. Постмодернизм: Постмодернистские авторы, такие как Джон Хоукс, используют инверсию, чтобы разрушить традиционные структуры стихотворения и создать новые связи между словами и фразами.
Зачастую инверсия пугает в учебниках русского языка тем, что в подобранных для определения грамматических основ предложениях подлежащее стоит в конце предложения. Как такое возможно? Зачем? Подлежащее ли это? По сути - нет, формально - да. Или прилагательное в конце предложения - что это - определение или сказуемое?
У дороги стоит дом одинокий.
Синтаксическая инверсия затрудняет синтаксический разбор предложения. Ритмическая и грамматическая затрудняют разбор поэтических текстов, но тем интереснее. Обратимся к словарю Квятковского.
"Ритмическая инверсия. Контрольный ряд тактометрического периода, в рамки которого укладывается каждый стих былинного тактовика, такой: |◡́

|. Вот начало Б. «Алеша Попович», анакруза — двудольная; размер — четырехкратный четырехдольник третий — ◡

∧ Из| славнова Рос|това красна |го-оро-о| да, ∧
Как два| я-асныя| соколы вы|лё-отыва|ли, ∧
Выез|жали два мо|гучия бо|га-аты-и|ри: ∧
Что по| именю А|лешинька По|по-ович ∧|млад, ∧
А со| молодцем Е|ки-имом И|ва-анови|чем. ∧
Оне| е-ездят, бо|гатыри, пле|ча ∧ о пле|чо, ∧
∧ Стре|мя-ано в стре|мяно бога|ты-ырско-о|е, ∧
Они| ездили-гу|ляли по чис|ту-у по-о|лю, ∧
Ниче|го ∧ оне| в поле не на|е-езжива|ли, ∧1
Не ви|да-али ∧|птицы пере|лё-отны-ы|я, ∧
Не ви|дали оне| зве-еря прыс|ку-уче-е|ва, ∧
Только| в чи-истом ∧| по-оле на|е-еха-а|ли, ∧
∧ Ле|жит ∧ три до|ро-оги ши|ро-оки-и|я, ∧
Проме|жу ∧ тех до|рог лежит го|рю-уч ка-а|мень, ∧
А на| ка-аменю| по-одпись под|пи-иса-ана... ∧"

(Квятковский. Поэтический словать)

Ритмическая инверсия как и любая другая, идет из древности, когда не очень-то мучились гладкостью стиха.
 Грамматическая инверсия
Усечение слов, затрудненная грамматическая инверсия и др. отклонения от норм. Например:

Нимфы окол нас кругами
Танцевали поючи.(М. Ломоносов)

Всегда роскошствует природа,
Искусством рук побуждена.(Он же)

Многи тя сестры ея славят Аполлона,
Уха но не отврати и от Росска звона.
(В. Тредиаковский)

Граф — весел, как петух, — поет ку-ка-ре-ку
И горд победою своей (в поэзьи негой),
Пирихьем вновь звучит, как скриплою телегой.
(Г. Державин)
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!

Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.

Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной,
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленен тобой.
(А. Пушкин. Капитанская дочка)
Задание 1. Найдите грамматические инверсии.
Задание 2. Почему Швабрин узнал в этих строчках почерк своего учителя, какого именно?
— Какого это Тришку? — спросил Костя.
— А ты не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша, — ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь? Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет: такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский... ну, а сделать ему нельзя будет ничего... Уж такой он будет удивительный, лукавый человек.
(Тургенев. "Бежин луг")

Плавность, сказовость в прозе достигается путем синтаксической инверсии.
В параллель с инверсией первой строки, где эпитеты получили дополнительные смысловые акценты, приближающие их к сказуемому, относящемуся к пустыне, вторая строка содержит причастный оборот. Он здесь тоже выполняет роль инверсии, и тоже содержит логическое ударение. В чахлой и скупой пустыне на раскаленномй зноем почве - это был бы прямой порядок слов, однако не столь выразительный.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
(А.С.Пушкин. Анчар)
Синтаксическая инверсия - способ построения сказа.
Made on
Tilda