Символ

"В понятии символа мы выдвигаем на первый план закономерное разложение той или иной модели в бесконечный ряд ее перевоплощений или ее отдельных моментов, то более, то менее близких между собою". (А.Ф.Лосев)
Шеллинг различает схему, аллегорию и символ. В схеме особенное изображается через общее. Язык схемы - абстракция. В аллегории наоборот - общее дается через особенное. Таковы, аллегории Справедливости, Права, Возмездия. Символ есть синтез того и другого. В нем достигается полное тождество общего и особенного, предмета и идеи.

Докажите, что в "Медном всаднике" стихия как символ распадается на множество значений.
Популярные символы
  1. “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - символ креста, семисвечника, которые обретают иные смыслы в эпоху безверия.
  2. “Преступление и наказание” Фёдора Достоевского - символ жёлтого цвета, который ассоциируется с болезнью, нищетой и безумием.
  3. “Война и мир” Льва Толстого - в романе присутствует символ дуба, который олицетворяет силу, стойкость и мужество, бабье лето во время стояния Наполеона на Поклонной горе символизирует его яркую, но недолговременную карьеру и наступление холодов в его жизни.
  4. “Евгений Онегин” Александра Пушкина - роман в стихах наполнен знаками. В первую очередь - сон Татьяны: ручеек, мосток, медведь, чудовища-разбойники.
  5. “Вишнёвый сад” Антона Чехова - в пьесе Петя трактует вишни как капельки крови. Для Раневской эти капельки крови еще и погибший здесь некогда сын. Крупным планом - это гибель старой России.
  6. “Мёртвые души” Николая Гоголя - в поэме встречается символ тройки, символизирующий Россию и её судьбу.
  7. “Идиот” Федора Достоевского - в романе символ бабочки олицетворяет лёгкость, непостоянство и быстротечность жизни. Те же бабочки в "Коллекционере" Фаулза - девушки в заточении.
  8. "Мы" Евгения Замятина - в антиутопии символ дикаря, пытающегося с помощью барометра изменить погоду, олицетворяет Единое государство, пытающееся подчинить природу человека.


Этапы изучения символа
Поэтапно разбираемся в тонкостях понятия символ, изучаем его роль в литературе.
Комплексный подход
Освоение теоретических знаний и практическая работа с текстами.
Анализ произведений
Разбор примеров из русской классики для лучшего понимания темы.
Толкование понятия на примере функционирования символа в
поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», романе "Герой нашего времени", стихотворениях А.С. Пушкина «К морю», "Телега жизни", "Анчар", элегиях В.А. Жуковского «Море», "Эолова арфа", в пьесах А.П. Чехова «Вишневый
сад», "Чайка", рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль».
Знакомство с философией
Изучение взглядов русских мыслителей на понятие символа. Осмысление понятия «символ» в трактовке его русскими
философами и поэтами «серебряного века» — В. Соловьевым, Н.
Бердяевым, Д. Мережковским, К.Бальмонтом и др.
Поэтические примеры
Исследование специфики использования символов в стихах Бальмонта и Блока.
Хома - символ жертвы. Когда Паночка пронеслась на Хоме Бруте по небу - это был акт профанного творчества: ведьма доверила человеку знание, до которого тот еще не дорос. Это раскрытие тайны - страшная вина. Прежде всего она была виновна перед своим отцом, как Прометей перед богами, и уже потом только - перед человеком. Ее смерть - совершеннейшая неизбежность, как смерть Прометея, как падение Ангела. Но человек взял на себя роль бога - судьи, и сам убил Паночку. За что тоже поплатился. Нарушен порядок мира - основной закон вселенной.Он не должен был бояться огня.
Каждый раз в момент творчества задействован некий посредник между богом и людьми - полубог. Кровь полубога - священный напиток, которого алчут небеса. Этот напиток не должен достаться человеку.

* * *

  "Когда слухи об этом дошли до Киева и богослов Халява услышал наконец о такой участи философа Хомы, то предался целый час раздумью. С ним в продолжение того времени произошли большие перемены. Счастие ему улыбнулось: по окончании курса наук его сделали звонарем самой высокой колокольни, и он всегда почти являлся с разбитым носом, потому что деревянная лестница на колокольню была чрезвычайно безалаберно сделана.
  -- Ты слышал, что случилось с Хомою? -- сказал, подошедши к нему, Тиберий Горобець, который в то время был уже философ и носил свежие усы.
  -- Так ему бог дал, -- сказал звонарь Халява. -- Пойдем в шинок да помянем его душу!
  Молодой философ, который с жаром энтузиаста начал пользоваться своими правами, так что на нем и шаровары, и сюртук, и даже шапка отзывались спиртом и табачными корешками, в ту же минуту изъявил готовность.
  -- Славный был человек Хома! -- сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. -- Знатный был человек! А пропал ни за что.
  -- А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, -- все ведьмы.
  На это звонарь кивнул головою в знак согласия. Но, заметивши, что язык его не мог произнести ни одного слова, он осторожно встал из-за стола и, пошатываясь на обе стороны, пошел спрятаться в самое отдаленное место в бурьяне. Причем не позабыл, по прежней привычке своей, утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке".
(Н.В.Гоголь. Вий)

Сравнивая символ с пирамидой, Андрей Белый видел его как вертикально ориентированный феномен, соотнесенный с идеей троичности и связанный с нейтрализацией противоположностей. Действительно, если мы видим метафору, которая работает только на высоком уровне и не работает на низком, это не символ, он не нейтрализует противоположности верхнего и низкого модуса.
«Единство есть Символ. На этом положении должны мы остановиться. Как определим мы Символ в метафизических терминах? Метафизическое определение Символа — наша ближайшая задача (графически в символический треугольник входит и метафизическое единство). Прежде всего символическое единство есть единство того, что называли
мы в теории знания содержанием и формой. Символическое единство есть единство формы и содержания» (А.Белый).

Задание1. Прочитайте отрывок из «Капитанской дочки. Дайте читательскую оценку интерьера жилища коменданта крепости.
Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю.
Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого
мундира. Я велел ему доложить обо мне. "Войди, батюшка", - отвечал инвалид:
- "наши дома". Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу
стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке;
около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и
Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в
телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал,
распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. "Что вам угодно,
батюшка?" - спросила она, продолжая свое занятие.

Пушкинские интерьеры символичны. Интерьер комендантского дома, куда прибыл Гринев, хотя и был по старинному убранству всё тот, в котором оказалась царевна из сказки, тем не мерее, относился не к богатырям, и даже не к самому капитану Миронову, а, скорее, к Пугачеву. "В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота". Семилетняя война, русско-турецкая- все это войны, пройденные Пугачевым и, возможно, А.П.Гриневым, а дальше будущее: он поможет спаси невесту, еще неведомую ни Петру, ни тем более Пугачеву, и будет погребен как животное. Таким образом, мы начинаем понимать, что для автора Пугачев – военный, который воевал там же, где отец Гринева, следовательно, о чести и военном слове представление имеет, будет его держать. Игра честолюбий поможет недорослю спастись. Именно перекличка с Фонвизиным, цитаты, открытые и скрытые возвращают нас к тем же притчам Соломона – на бытовом языке яблочко от яблоньки недалеко падает. Добронравие как и злонравие – дело воспитания в поколениях. У Простаковых в поколениях – злонравие, у Гриневых – добронравие. Все остальное типично: заурядные недоросли из нечитающих семей недополучили образования и идут на службу. Разница только в выборе отцов и матерей - он определяет судьбу и поведение детей.
Вот Алексей Иванович Швабрин - и образованный, и с состоянием, но воспитан в злонравии, в бога не верит, душегубец и предатель. Его семья – фигура умолчания.

Задание 2. Докажите, что три пальмы в одноименном стихотворении Лермонтова - это и оазис, и оазис поэзии, и Пушкин. Ручей - это автометафора - символ холодной чистой поэтической струи.

Задание 3. В чем смысл чаши-черепа на балу Сатаны в "Мастере и Маргарите"?
Задание 4. Раскройте символическое значение солнца в романе А.Платонова "Чевенгур". Как он связан с "новой жизнью"? Проанализируйте отрывок, где Пиюся наблюдает за движением солнца по небу. О чем нам говорит этот эпизод?

Поясните символический смысл перчатки в данном стихотворении. Что здесь главное: перчатку бросают как вызов или перчатку обронила дама, а кавалер ее поднял?
  • x x x



Лорд Байрон! -- Вы меня забыли!
Лорд Байрон! -- Вам меня не жаль?
На........ плечи шаль
Накидывали мне -- не Вы ли?
И кудри-жесткие от пыли --
Разглаживала Вам -- не я ль?

Чьи арфы......... аккорды
Над озером, -- скажите, сэр! --
Вас усмиряли, Кондотьер?
И моего коня, -- о, гордый!
Не Вы ли целовали в морду,
Десятилетний лорд и пэр!

Кто, плача, пробовал о гладкий
Свой ноготь, ровный как миндаль,
Кинжала дедовского сталь?
Кто целовал мою перчатку?
-- Лорд Байрон! -- Вам меня не жаль?

Марина Цветаева. 25 сентября 1915 г.

Порясните, что значит "На ногах не стоит человек". Сколько смыслов можно найти в этой фразе? Какие из них работают в поэме?
Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем Божьем свете!
(А.Блок. Двенадцать)
Докажите, что луч света - это талант Островского.
"Гроза", как вы знаете, представляет нам идиллию "темного царства", которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом. Люди, которых вы здесь видите, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами; летний благодатный день так и манит на берег, на воздух, под открытое небо, под этот ветерок, освежительно веющий с Волги... И жители, точно, гуляют иногда по бульвару над рекой, хотя уж и пригляделись к красотам волжских видов; вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хозяйством, кушают, спят, - спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе. Но что же им делать, как не спать, когда они сыты? Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может изменяться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, - обитатели города Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире.
Добролюбов. "Луч света в темном царстве"
Задание. Почему произведение Голдинга названо "Шпиль"? Символом чего является шпиль?
Как Голдинг выстраивает диалектику материального и духовного? Властного и рабского? Почему это духовное не работает, потому ли, что нет базы? Может, церковь не на божественном основании, раз оттуда идет вонь? Что реально стоит за борьбой между двумя противоборствующими силами в средневековом английском городке: строительством нового шпиля на соборе и стремлением к аскетизму и самоотречению среди монахов? Поясните, что значат слова Джослина, когда он созерцал стройные, ему одному видимые линии:
«Да будет так! Любой ценой».

Символика романа связана с "Великим инквизитором", охватывает несколько уровней:
Шпиль: Символизирует стремление к духовным высотам, к божественному свету или, напротив, то есть путь страшного и умного духа, за которым идет средневековая церковь. Это цель, которую ставят перед собой строители шпиля, и которую они пытаются достичь своими усилиями. Однако их стремление приводит к конфликтам и трагедиям. Потому что не фундамента и базы.
Собор: Собор символизирует Церковь и духовную власть. Это место, где монахи пытаются служить Богу и нести свет миру. Однако собор также становится ареной борьбы между двумя противостоящими силами - аскетической линией и строительной линией.
Время: Сюжет романа разворачивается в средние века, когда церковь играла важную роль в жизни общества. Это время символически отражает эпоху, когда человек стремился к духовным ценностям, но также был подвержен конфликтам и страстям, не внимал голосу разума, если имел план:

– Фундамент есть. Но он едва выдерживает собор. Взгляните вниз, по стенке, – видите, как это сделано? Вон до тех пор щебень, ниже что-то еще, а дальше – только жидкая грязь. Они настлали бревна, а сверху насыпали щебень. Но этого мало. Наверняка есть твердый грунт, и он должен лежать у самой поверхности. Должен, или же я ничего не смыслю в своем ремесле. Наверное, здесь была отмель, намытая рекой. А эта жижа скопилась просто случайно.
Джослин торжествующе засмеялся. Он вздернул подбородок.
– Вот то-то: мастерство не дает тебе уверенности, сын мой! Ты говоришь, они настлали бревна. Так почему же не поверить, что собор плавает на этом настиле? Проще верить в чудо.
(Голдинг "Шпиль")

Как абсурдный образ "дикарь с барометром" становится символом всей антиутопии Замятина?
"Уважаемые нумера! Недавно археологи откопали одну книгу двадцатого века. В ней иронический автор рассказывает о дикаре и о барометре. Дикарь заметил: всякий раз, как барометр останавливался на "дожде", действительно шел дождь. И так как дикарю захотелось дождя, то он повыковырял ровно столько ртути, чтобы уровень стал на "дождь" (на экране -- дикарь в перьях, выколупывающий ртуть: смех). Вы смеетесь: но не кажется ли вам, что смеха гораздо более достоин европеец той эпохи. Так же, как дикарь, европеец хотел "дождя" -- дождя с прописной буквы, дождя алгебраического. Но он стоял перед барометром мокрой курицей. У дикаря по крайней мере было больше смелости и энергии и -- пусть дикой -- логики: он сумел установить, что есть связь между следствием и причиной. Выковыряв ртуть, он сумел сделать первый шаг на том великом пути, по которому..."

«Дикарь» — человек, который символизирует первозданность природы и свободу от ограничений общества «Единого Государства». В руках этого «дикаря» находится барометр — символ измерения и точности. Государство гнет стрелку барометра, пытаясь обуздать стихию, контролировать природу.
Contact us
Skype
Mail
WhatsApp
Made on
Tilda