Поэтика. Эпос, лирика, драма

Изучайте поэтику с нами
Получите глубокие знания о литературных родах, "вытаскивая" скрытые смыслы.
Комплексный подход
Мы рассматриваем род и жанр в тесной взаимосвязи, что позволяет глубже понять особенности "пограничных" произведений.
Интересный опыт
Наши преподаватели открывают новое и необычное в обычном, они готовы поделиться своими знаниями о соединении в стихах поэтов всех трех родов.
Разнообразие тем
В рамках курсов мы рассматриваем различные жанры литературы, а через них - эпос, лирику и драму.
   "Эпическая и лирическая поэзия представляют собою две отвлеченные крайности действительного мира, диаметрально одна другой противоположные; драматическая поэзия представляет собою слияние (конкрецию) этих крайностей в живое и самостоятельное третие.
  Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или его читателю.
  Лирическая поэзия есть, напротив, по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта".
(В.Белинский)
В разные периоды времени критики отвергали произведения, сочетающие в себе несколько литературных жанров.
Считалось, что стихотворение не должно быть эпическим, однако Некрасов сделал его таковым. Впоследствии, после Некрасова, многие стихи, лишённые внешней красоты, стали восприниматься иначе.
Некрасов объединял поэзию и прозу, эпос, лирику и драму, чтобы максимально приблизиться к истинному искусству. И сегодня многие произведения остаются незамеченными критиками и читателями, поскольку они нарушают традиционные представления о литературном роде.
Автор намеренно использовал сказки, физиологические очерки и средства выразительности других литературных жанров, экспериментируя с формой. Время всё расставляет по своим местам, и, возможно, не все… Ключи к пониманию поэтики, как и к женскому счастью, «потеряны у Бога самого».
Противоречивое, ускользающее время — главная тема чеховской прозы, которая полна драматизма и динамики. Это эпическая драматургия.

Произведение «Поэтика» создал древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г. до н. э.)
Именно в ней он разделил всю литературу на три рода: эпос, лирика, драма. Эпос - объективное повествование, лирика – субъективное, и драма - объективно-субъективное. Что это значит? Неужели наши авторы должны придерживаться такого разделения и строго соблюдать канон - если эпос – то только исторический материал или из газет, если лирика – то только свои чувства? А все смешанное будет драмой? Нет, конечно, это разделение условно. А смешение лирики с эпосом сейчас называется лиро-эпос. Все, что ставится на сцене, называют драмой по форме – оно для чтения и для сцены одновременно. Поэмы в соответствии с родами литературы делятся на три вида: лирическая, драматическая, эпическая
«Дон Жуан» Байрона назван автором эпической поэмой. «Соловьиный сад» Блока – лирическая поэма, «Кому на Руси жить хорошо» - драматическая.


С точки зрения немецкого философа Шеллинга - облечение бесконечного в конечное, безграничная свобода; лирика не сводится к написанному стихами. Поэзия проникнута воодушевлением, в ней самые смелые отклонения от логики оправданы свободой самосозерцания и самосознания. Следовательно, написанное стихами без воодушевления, без свободы и без самосозерцания произведение не может быть лирикой, равно как и ничем другим из родов литературы. Эпос - проявление рассудка. В нем нет борьбы противоположностей, но есть рассказчик, который играет роль судьи или судьбы. Он настраивает читателей на оценку происходящего, оставаясь безучастным.
Драма- изображение субъективного (страстей) объективно. Действие драмы не во внешних, а во внутренних событиях, хотя и внешние события играют свою роль. Если в эпосе действие мы узнаем от рассказчика и частично от персонажей, то в драме действия имеют объективный характер.
Задание 1. Прокомментируйте мысль Шеллинга о том, что драма - "чистый ритм действия". Сопоставьте драматическое и эпическое произведения.

Задание 2. Прокомментируйте слова В.Г.Белинского: «литература эпоса внешняя как в отношении к самой себе, так и поэту и его читателю, потому что она «содержательная».

Поэтика – это не поэзия, хотя в значении Л.П. Гроссмана, М.М.Бахтина очень близко к ней.
Задание1. Прочитайте вступление М.М.Бахтина к книге «Поэтика Достоевского». Попробуйте определить свое читательское представление об этом понятии.
«Настоящая работа посвящена проблемам поэтики Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое выражение в романах Достоевского, но его значение выходит за пределы только романного творчества и касается некоторых основных принципов европейской эстетики. Можно даже сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию. Задача предлагаемой работы и заключается в том, чтобы путем теоретико-литературного анализа раскрыть это принципиальное новаторство Достоевского».
Задание 2. Найдите в цитате из Л.П. Гроссмана о поэтике Достоевского ключевые слова и составьте свое определение, что такое поэтика.
«Художественные приемы Достоевского до сих пор менее изучены, чем его философские страницы. Психолог и мыслитель несомненно заслонял в сознании своих современников замечательного мастера слова и первоклассного романиста. До сих пор обычны заявления о тяжести его слога, о небрежности его писаний, о непоправимых грехах его композиций и отсутствии в них подлинных признаков литературной артистичности. Как это ни странно, но один из величайших творцов мировой литературы, широко признанный и чтимый европейской критикой, до сих пор еще в сущности не стал у нас достоянием широких читательских масс. Несмотря на свою всемирную славу, Достоевский в значительной степени остается и теперь писателем для немногих. Собранные здесь этюды преимущественно посвящены изучению Достоевского – художника».
Развитие читательского восприятия художественных произведений может идти и интуитивным способом- читать для удовольствия. Возможно, это самый правильный путь. Но есть и параллельный – читать для удовольствия анализировать, думать, разгадывать загадки писателей. Они взаимосвязаны. Но уже в 19 веке авторы начали обманывать критиков и аналитиков, закосневших в своих исследовательских практиках – они использовали привычные приемы, но в непривычном контексте, давали иные подтексты. Потому наша задача всегда опираться на свое читательское восприятие, чтобы форма не стала препятствием к пониманию содержания.
Жанры, соотвествующие трем родам
Различаются три рода художественной литературы — эпос, лирика и драма. К эпическим Ж. относятся: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня, художественный очерк и т.п.; к лирическим Ж.: ода, баллада, элегия, послание, эклога, песня, небольшое стихотворение и т.д.; к драматическим Ж.: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др. Для литературы 19—20 вв. характерна тенденция к смешению жанров, особенно в лирике, и к развитию промежуточных Ж. (из "Поэтического словаря" Квятковского)
Как в данном стихотворении соединяются лирика и эпос, философская лирика с жанром диатрибы и жанром поучений? Как автор "вытаскивает" из читателя его глубинные опасения и страхи?

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..
(Ф.Тютчев)

Задание 3. Проиллюстрируйте цитатами из этого отрывка соединение речевой и портретных характеристик персонажей.
Задание 4. Почему мы можем говорить о соединении в романе эпической и драматической традиций?
- Я все-таки решил взять к себе этого Сореля, сына лесопильщика, -
сказал г-н де Реналь. - Он будет присматривать за детьми, а то они стали
что-то уж слишком резвы. Это молодой богослов, почти что священник; он
превосходно знает латынь и сумеет заставить их учиться; кюре говорит, что у
него твердый характер. Я дам ему триста франков жалованья и стол. У меня
были некоторые сомнения насчет его добронравия, - ведь он был любимчиком
этого старика лекаря, кавалера ордена Почетного Легиона, который,
воспользовавшись предлогом, будто он какой-то родственник Сореля, явился к
ним да так и остался жить на их хлебах. А ведь очень возможно, что этот
человек был, в сущности, тайным агентом либералов; он уверял, будто наш
горный воздух помогает ему от астмы, но ведь кто его знает? Он с Бонапартом
проделал все итальянские кампании, и говорят, даже когда голосовали за
империю, написал "нет". Этот либерал обучал сына Сореля и оставил ему
множество книг, которые привез с собой. Конечно, мне бы и в голову не пришло
взять к детям сына плотника, но как раз накануне этой истории, из-за которой
я теперь навсегда поссорился с кюре, он говорил мне, что сын Сореля вот уже
три года, как изучает богословие и собирается поступить в семинарию, -
значит, он не либерал, а кроме того, он латинист.
- Но тут есть и еще некоторые соображения, - продолжал г-н де Реналь,
поглядывая на свою супругу с видом дипломата. - Господин Вально страх как
гордится, что приобрел пару прекрасных нормандок для своего выезда. А вот
гувернера у его детей нет.
- Он еще может у нас его перехватить.
- Значит, ты одобряешь мой проект, - подхватил г-н де Реналь,
отблагодарив улыбкой свою супругу за прекрасную мысль, которую она только
что высказала. - Так, значит, решено.
- Ах, боже мой, милый друг, как у тебя все скоро решается.
- Потому что я человек с характером, да и наш кюре теперь в этом
убедится. Нечего себя обманывать - мы здесь со всех сторон окружены
либералами. Все эти мануфактурщики мне завидуют, я в этом уверен; двоетрое
из них уже пробрались в толстосумы. Ну так вот, пусть они посмотрят, как
дети господина де Реналя идут на прогулку под наблюдением своего гувернера
Это им внушит кое-что. Дед мой частенько нам говорил, что у него в детстве
всегда был гувернер. Это обойдется мне Примерно в сотню экю, но при нашем
положении этот расход необходим для поддержания престижа.
Стендаль. Красное и черное.
Из словаря Квятковского
Не касаясь отдельных лирических жанров (многие из которых устарели), лирику 19 и 20 вв. можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.Тютчев)
Докажите, что в этом стихотворении Тютчева пересекаются пейзажная и философская лирика.
Здесь представлена чистая лирика - глубина души Фета в виде чистого потока - нагорного ручья, Кастальского ключа, в него глядится лилия, видя в отражении себя. Она Нарцисс, самовлюбленный образ. Кто она - можно составить из букв аллитерации - Лазич - сочетания ч, л. Отраженная зеркальность составила основу андрогинности лирики Фета - в других стихах лирическое я и мужчина, и женщина. Они свысока смотрят на звезды - ведь представляют собой самую вершину Парнаса- царство Аполлона.
Задание: Как в этом стихотворение сочетаются пейзажная лирика и любовная лирика?
Alter ego
Kак лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья, —
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?
Ты душою младенческой всё поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
А.Фет
контакты
Записаться в группу или на индивидуальные занятия
WhatsApp
Made on
Tilda