Произведение «Поэтика» создал древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г. до н. э.)
Именно в ней он разделил всю литературу на три рода: эпос, лирика, драма. Эпос - объективное повествование, лирика – субъективное, и драма - объективно-субъективное. Что это значит? Неужели наши авторы должны придерживаться такого разделения и строго соблюдать канон - если эпос – то только исторический материал или из газет, если лирика – то только свои чувства? А все смешанное будет драмой? Нет, конечно, это разделение условно. А смешение лирики с эпосом сейчас называется лиро-эпос. Все, что ставится на сцене, называют драмой по форме – оно для чтения и для сцены одновременно. Поэмы в соответствии с родами литературы делятся на три вида: лирическая, драматическая, эпическая
«Дон Жуан» Байрона назван автором эпической поэмой. «Соловьиный сад» Блока – лирическая поэма, «Кому на Руси жить хорошо» - драматическая.
Шеллинг о природе поэзииНемецкий философ рассматривает поэзию как уникальное явление, где бесконечное воплощается в конечном. Особенно интересно его определение лирики – это не просто стихи, а состояние души, где царит свобода и воодушевление. По Шеллингу, без этих составляющих даже стихотворный текст не может считаться настоящей лирикой.
Эпос vs ДрамаВ эпосе царит рассудок – здесь нет борьбы противоположностей, а есть беспристрастный рассказчик, который выступает судьей событий. В драме же происходит удивительное превращение: субъективное (страсти героев) показывается объективно, причем главное действие происходит не во внешних событиях, а в душах персонажей.
💡
Размышляем над мыслью ШеллингаКогда Шеллинг говорит, что драма – это “чистый ритм действия”, он подчеркивает её динамическую природу. В драме нет места статичности – каждое событие, каждая реплика работает на развитие сюжета. В отличие от эпоса, где рассказчик может позволить себе отступления и описания, драма живет только в действии, только в движении.
Взгляд Белинского на эпосБелинский называет эпос “внешней” литературой из-за его содержательности. Это значит, что эпос:
- Ориентирован на внешний мир
- Рассказывает о событиях, а не чувствах
- Дает объективную картину происходящего
- Позволяет читателю оставаться “снаружи” повествования
🎭
Выводы для литературоведаПонимание этих различий помогает глубже анализировать произведения:
- В драме искать внутренний конфликт
- В эпосе обращать внимание на объективное повествование
- В лирике – на эмоциональное состояние автора
Такое философское осмысление родов литературы помогает не только лучше понимать произведения, но и развивает аналитическое мышление при их анализе.
Задание 1. Прокомментируйте мысль Шеллинга о том, что драма - "чистый ритм действия". Сопоставьте драматическое и эпическое произведения. Задание 2. Прокомментируйте слова В.Г.Белинского: «Литература эпоса внешняя как в отношении к самой себе, так и поэту и его читателю, потому что она «содержательная». Поэтика – это не поэзия, хотя в значении Л.П. Гроссмана, М.М.Бахтина очень близко к ней. Задание1. Прочитайте вступление М.М.Бахтина к книге «Поэтика Достоевского». Попробуйте определить свое читательское представление об этом понятии. «Настоящая работа посвящена проблемам поэтики Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое выражение в романах Достоевского, но его значение выходит за пределы только романного творчества и касается некоторых основных принципов европейской эстетики. Можно даже сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию. Задача предлагаемой работы и заключается в том, чтобы путем теоретико-литературного анализа раскрыть это принципиальное новаторство Достоевского».Задание 2. Найдите в цитате из Л.П. Гроссмана о поэтике Достоевского ключевые слова и составьте свое определение. Что такое поэтика? «Художественные приемы Достоевского до сих пор менее изучены, чем его философские страницы. Психолог и мыслитель несомненно заслонял в сознании своих современников замечательного мастера слова и первоклассного романиста. До сих пор обычны заявления о тяжести его слога, о небрежности его писаний, о непоправимых грехах его композиций и отсутствии в них подлинных признаков литературной артистичности. Как это ни странно, но один из величайших творцов мировой литературы, широко признанный и чтимый европейской критикой, до сих пор еще в сущности не стал у нас достоянием широких читательских масс. Несмотря на свою всемирную славу, Достоевский в значительной степени остается и теперь писателем для немногих. Собранные здесь этюды преимущественно посвящены изучению Достоевского – художника».Развитие читательского восприятия художественных произведений может идти и интуитивным способом - читать для удовольствия. Возможно, это самый правильный путь. Но есть и параллельный – читать для удовольствия анализировать, думать, разгадывать загадки писателей. Они взаимосвязаны. Но уже в 19 веке авторы начали обманывать критиков и аналитиков, закосневших в своих исследовательских практиках – они использовали привычные приемы, но в непривычном контексте, давали иные подтексты. Потому наша задача всегда опираться на свое читательское восприятие, чтобы форма не стала препятствием к пониманию содержания.