Обратная перспектива - оригинальная пространственно-временная система видения, данная в образах

Обратная перспектива

По словам Элиота, каждое крупное явление литературы порождает своих предшественников, позволяет по-другому взглянуть на уже известное. В обратной перспективе видятся многие произведения 18-19 вв в связи с творчеством Кафки, Пелевина, Толкиена. В обратной перспективе, после сенсационного открытия Тургеневым метафоры "нигилист" видятся Диоген и Бакалавр Гете. В обратной перспективе - от ОБЭРИУТов - виден Чехов с бытовизмом и недосказанностью. После возникновения сленгового "облом" по-иному видится образ Обломова, сам облом, ведущий к угасанию, видится в женитьбе Штольца на Ольге, чего Илья никак не мог себе вообразить.Гоголь в обратной перспективе видится не иначе как "театр абсурда отдыхает".
Как данный отрывок из главы "Великий инквизитор" Достоевского выглядит в свете истории со сносом храма Христа Спасителя в Москве? Как в области истории работает обратная перспектива? Снос ли этого храма видел и имел ввиду Достоевский?
"Ты возразил, что человек жив не единым хлебом, но знаешь ли, что во имя этого самого хлеба земного и восстанет на тебя дух земли, и сразится с тобою, и победит тебя, и все пойдут за ним, восклицая: „Кто подобен зверю сему, он дал нам огонь с небеси!“ Знаешь ли ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные „Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!“ — вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой. На месте храма твоего воздвигнется новое здание, воздвигнется вновь страшная Вавилонская башня, и хотя и эта не достроится, как и прежняя, но всё же ты бы мог избежать этой новой башни и на тысячу лет сократить страдания людей, ибо к нам же ведь придут они, промучившись тысячу лет со своей башней! "
(Ф.Достоевский. Братья Карамазовы)
Докажите, что сон Татьяны написан в обратной перспективе, и то, что начнется со смерти Ленского, закончится возвращением в деревню Татьяны. Не забываем, что до восстания декабристов с момента отповеди Татьяны остается буквально несколько месяцев.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.

XII

Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла - и что ж? медведь за ней!

XIII

Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

XIV

Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.

XV

Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом все глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: "Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!"
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет.

XVI

Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

XVII

Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конской топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.

XVIII

Он знак подаст - и все хлопочут;
Он пьет - все пьют и все кричат;
Он засмеется - все хохочут;
Нахмурит брови - все молчат;
Он там хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И, любопытная, теперь
Немного растворила дверь...
Вдруг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола, гремя, встает;
Все встали: он к дверям идет.

XIX

И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Все указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

XX

Мое! - сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.

XXI

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
Глядит, уж в комнате светло;
В окне cквозь мерзлое стекло
Зари багряный луч играет;
Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;
"Ну, говорит, скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?"


Роман "Обратная перспектива" ( Андрей Столяров ) показывает обратных ход истории. Сам Троцкий - это с виду Мефистофель, по сути, как представлено в романе, так и есть.
В системе образов отмечаем и кровавое зарево над Осовцом, и странную фирму, "заказавшую" Троцкого автору и не только ему, ведь у истории не может быть одного автора. Эту формулу-высказывание разбирали уже, анализируя "Мастера и Маргариту". Там историю о Понтии Пилате писали бог, Воланд, мастер, некий чернокнижник и Булгаков.
Так проявляет себя абсолютный дух. Мало того, что произошло, это все должно произойти и в головах гениев эпохи и быть передано как историческая память, в которой сквозь призму всех конъюнктур истина передается только через красоту.
Тема там может быть "Историческая память с современной литературе" или "Гражданская война в современной литературе" потому что это все-таки литература, созданная по законам, которые знал и Булгаков, и Толстой. Одно несомненно: философию истории в своем очередном художественном воплощении им знать не помешает. есть о чем написать и есть какие проблемы поднять в сочинении.
Кроме того, я ни разу слушая эту книгу, не уснула в такси, что было с "Островом Сахалином" Веркина.
Почему бы не прочитать нечто, соединяющее абсолютный дух истории через выразительные глаза кошачьей сущности....
Особенно меня заинтересовали в этом плане художественные штрихи Андрей Столярова , которые названы "Обратная перспектива" - что подразумевает близость дальнего плана и размытость переднего. все сфокусировано на фигуре Троцкого. А в нашей истории - и террористы, и новый учебник истории, разрывающий сердца. Это своеобразный взгляд автора на историю, когда будущее разрушает настоящее, а не продолжает его, и поэтому исследователю из будущего приходится воплотить весь цивилизационный пейзаж, чтобы представить себе ту экспозицию крупным планом. Эта жизнь, его собственное бытие отодвигается, но не задвигается. Новое время вытесняет из реальности старое и вернуться в старую реальность, оставшись в новой, проблематично. Но можно поиграть с перспективой. Можно рассмотреть разные взгляды современников и взять за исследования, ранее не имеющие веса.
Жанровое своеобразие имеется, это взгляд или нечто, поясняющее читателю цену истории, то есть лиро-историческое повествование.
"Обратная перспектива", тем не менее, это роман, и все-таки - некие отрывки, фрагменты из кафкианского осознания были, которые, будь они опубликованы в фейсбуке, каждый по себе привлек бы свою собственную аудиторию. Пастишь. Отрывок, взгляд и нечто - романтические жанры, ныне весьма популярные среди исследователей здесь соединены искусно и вызывают эффект синергии, подобный синергетике Маяковского в поэзии.
В исследовании секрета мгновенного успеха Троцкого задействованы социальная аналитика с описаниями небесных знамений, религиозных и духовных предпосылок "После этого т. Троцкий провел совещание с местной общиной евреев, которое продолжалось всю ночь. Спецагент Зоркий далее отмечал, что в течение этой ночи наблюдалось странное явление в атмосфере: около полуночи над Осовцом возникло громадное багровое зарево, как если бы там начался гигантский пожар, и держалось без перерыва шесть с половиной часов, погаснув только после восхода солнца. Причин этого явления он объяснить не может: никакого пожара в г. Осовце, по его данным, не произошло". Несколько раз автор признался в склонности к конспирологии, но без нее история не имеет ни художественного, ни духовного смысла.
Некие обстоятельства жизни Троцкого и еврейства общее в частном ... С некоторыми обстоятельствами жизни автора-рассказчика, когда заказчик-грантодатель становится любовницей героя, который чувствовал себя, вероятно, Одиссеем по имени Никто. И звать, мол, никак. Там и образ отплывающего корабля, судьба, "выгнулись паруса под ветром". "Власть есть власть, и она кружит головы всем - по обе стороны бытия" - и тут точка соединения "камешков" калейдоскопа - отрывков, взглядов.
Объективность побеждается психологизмом, а источник информации, в частности, в главе "Йесод" странен - хозяин шести черных котов, которому захотелось написать историю упадка не Римской, а отечественной империи. Коты пришли сами и защищали хозяина - психопатический морг ради предназначения = передачи информации - чистейший заложник АД. Зиновьев и Ленин действительно там, в АД, но люди это понимают как неприятие их небесами. Их голос без микрофона был слышен каждому, что-то их усиливает из самой глубины коллективного сознательного. Затем резонанс - все сметает этот голос на своем пути, Троцкий - творец революции. Некая разрастающаяся волной гипербола в рамках абсурдизма истории.
Там есть много всего, что можно, действительно выкинуть без ущерба для Reductio ad absurdum и что по мнению автора должно бы привлечь читателя. Но там интересно именно то, что автор не выпячивал. Например, Евгений, как вам сама идея обратной перспективы, каков диапазон ожиданий от этого названия? - она, обратная перспектива, применяется в русских иконах и есть в интернете, в котором мы сначала видим последние события, и потом переходим к более старым. так построен Фейсбук. И там, по этому роману можно реально понять, что произошло на самом деле со всеми этими Соловьевыми и Бальмонтами. Зарево. Троцкий, тоже углубившийся в поиски мистики... И пошла обратная перспектива. Встреча с иным.

Рассмотрите отрывок из "Тихого Дона" Шолохова с точки зрения кафкианской игры с пространством и судьбой. Докажите то же самое на примере Вулича и свиньи - как данная ситуация видится после "Превращения" Кафки?
"Номерным у Бунчука был казак с хутора Татарского Максимка Грязнов. Коня потерял он в бою с кутеповским отрядом, с той поры безудержно запил, пристрастился к картежной игре. Когда убили под ним коня — того самого, который бычачьей был масти, с серебряным ремнем вдоль спины, — вынес на себе Максимка седло, пер его четыре версты и, видя, что живым не уйти от яро наседавших белых, сорвал богатый нагрудник, взял уздечку и самовольно ушел из боя. Объявился он уже в Ростове, вскорости проиграл в «очко» серебряную шашку, взятую у зарубленного им есаула, проиграл оставшуюся на руках конскую справу, шаровары, шевровые сапоги и нагишом пришел в команду к Бунчуку. Тот его приодел, примолвил. Может, и исправился бы Максимка, да в бою, начавшемся на подступах к Ростову, колопнула ему пуля голову, вытек на рубаху голубой Максимкин глаз, забила ключом кровь из развернутой, как консервная банка, черепной коробки. Будто и не было на белом свете вешенского казака Грязнова — конокрада в прошлом и горького пьянюги в недавнем вчера.
Поглядел Бунчук, как корежила агония Максимкино тело, и заботливо вытер с пулеметного ствола кровь, брызнувшую из дырявой Максимкиной головы".

(М.Шолохов. Тихий Дон)
Как видится после стихотворения "Silentium" Ф.Тютчева Молчалин из "Горя от ума" Грибоедова? Сразу в наших глазах умнеет? Как та же обратная перспектива раскрывает мотив? Какой смысл в словах представителей фамусовского общества утаен, не услышан, скрыт? Что умалчивает Чацкий? На какие вопросы он не дает прямого ответа? Почему Фамусов кричит Лизе "Молчи!"?

София

   А кем из них я дорожу?
   Хочу - люблю, хочу - скажу.
   Молчалин! будто я себя не принуждала?

   Вошли вы, слова не сказала,
   При них не смела я дохнуть,
   У вас спросить, на вас взглянуть.

   Молчалин

   Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

   София

   Откуда скрытность почерпнуть!
   Готова я была в окошко, к вам прыгнуть.
   Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
   Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят.

   Молчалин

   Не повредила бы нам откровенность эта.

   София

   Неужто на дуэль вас вызвать захотят?

   Молчалин

   Ах! злые языки страшнее пистолета.
(А.Грибоедов "Горе от ума")
Как после "Жизни насекомых" Пелевина видится бал у губернатора из Гоголевских "Мертвых душ"?
"Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и для бала; коляски с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали -- словом, всё как нужно. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая клюшница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостию старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где вразбитную, где густыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь и опять прилететь с новыми докучными эскадронами".
(Гоголь. Мертвые души)
Как данное стихотворение Фета видится в свете колец Саурона Толкиена?
Скажи кольцо, как друг иль как злодей
Ты сжало мне трепещущую руку?
Скажи, что мне сулишь: ряд ясных дней
Иль черных дней томительную муку? Нет, за тебя мне сердце говорит,
И я тебя, мой друг, кольцо, целую, —
И, вечности символ, твой круг сулит,
Как ты само, мне вечность золотую.Что ж ты молчишь, предвестник лучших дней?
Скажи ты мне, подарок обручальный,
Скажи, далек ли миг, когда у ней
Блестит чело короною венчальной? И счастье мне!.. Но мне ль мечтать о нем?..
Дают ли груз сокровищ несть бессильным?
Мне счастья нет в страдальчестве земном, —
Найду ль его и за холмом могильным? Зачем же миг, зачем миг счастья мне?
Зачем в цепь узника сапфир лазурный?
Пусть я несусь по яростной волне,
Чтоб потонуть в пучине жизни бурной! О, не мертвей, небесное лицо,
Не раздирай души твоим страданьем!
О, не блистай, заветное кольцо,
И не сжигай груди твоим блистаньем! Прочь, счастье, прочь! — я не привык к тебе,
Ее кольцо меня с тобой сковало, —
Но, море, — вот, возьми его себе:
Его давно ты с шумом ожидало! И не меняет моего лица
От тиши к бурям переход столь быстрый,
Но сердцу так легко: нет на руке кольца —
И нет в душе надежды даже искры!
(А.Фет. Кольцо)
Как в обратной перспективе - после тургеневского Базарова видится Бакалавр Гете. Он тоже нигилист?
Бакалавр
Большая дерзость - притязать на то,
Чтоб что-то значить, превратясь в ничто.
Ключ жизни - кровь, она родник здоровья!
А что свежее юношеской крови?
Кровь юноши - в цвету, она горит
И жизнь из жизни заново творит.
Кипит работа, дело создается,
И слабость перед силою сдается.
Пока полмира мы завоевали,
Что делали вы? Планы сочиняли,
Проекты, кучи замыслов и смет!
Нет, старость - это лихорадка, бред
С припадками жестокого озноба.
Чуть человеку стукнет тридцать лет,
Он, как мертвец, уже созрел для гроба, [102]
Тогда и надо всех вас убивать.
Мефистофель
Тут черту больше нечего сказать.
Бакалавр
Я захочу, и черт пойдет насмарку.
Мефистофель

(в сторону)


Тебе подставит ножку он, не каркай.
(Гете. Фауст)
Made on
Tilda