Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение

Риторические фигуры

Риторические фигуры – это особые стилистические приемы, которые используются в речи или тексте для придания им выразительности, убедительности и эмоциональной окраски. Они помогают лучше донести свою мысль и убедить аудиторию в своей правоте.
Анафора
Анафора – это повторение одного и того же слова или фразы в начале каждого параллельного ряда. Например:
“Не нужно слов, не нужно слез,
Не нужно боли и печали,
Лишь только радость, свет и смех
Наполнят нашу жизнь до края!”
Эпифора
Эпифора – это повтор одного и того же слова в конце каждого параллельного ряда, например:
«Я знаю, что я ничего не знаю,
И это знание – лишь капля в море,
Но я готов учиться день и ночь,
Чтобы стать мудрее и сильнее».
Антитеза
Антитеза – это противопоставление двух идей, понятий или образов. Например: “черное и белое”, “добро и зло”, “любовь и ненависть”.
Риторический вопрос - собеседник подразумевается, но отвечать не должен.
Риторическое обращение - собеседник так же не должен отвечать, ему следует просто слушать дальше.
Риторическое восклицание.

Антитеза - это противопоставление двух контрастных идей, образов или концептов. Она часто используется в литературе для создания драматического эффекта, усиления выразительности и подчеркивания трагической разрозненности бытия. Многие поэты используют антитезу для вовлечения читателя в атмосферу прекрасного. Например, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро” мы видим противопоставление образов холодного зимнего вечера и яркого солнечного утра:
“Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.”
Также антитеза может вызвать сочувствие герою, именно с такой целью она используется в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Парус”:
“Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..”
Здесь противопоставляются образы родной и чужой земли.
В прозе часто антитеза становится основой для завязки действия. так, красивое и безобразное у Стендаля становятся предметом рассуждения о любви и завязывания романтических отношений Матильды и Жюльена, с другой стороны оно изобличает недалекость героини и предубеждения света:
"О боже! Уж не Дантон ли он? - подумала Матильда. - Но у него такое благородное лицо, а Дантон был страшным уродом и, кажется, мясником". Жюльен был еще довольно близко от нее; она, не задумываясь, окликнула его: со свойственной ей самоуверенностью и надменностью она прямо обратилась к нему с вопросом, весьма необычным для молодой девушки.
- Ведь он был сущий мясник, этот Дантон, не правда ли? - сказала она.
- Да, в глазах некоторых людей, - отвечал ей Жюльен, поднимая на нее еще горящий от разговора с Альтамирой взгляд, и на лице его отразилось плохо скрытое презрение. - Но, к несчастью для людей знатных, он был адвокатом в Мерин-на-Сене! Иначе говоря, мадемуазель, - ехидно добавил он, - он начал свою карьеру, как и многие пэры из числа тех, что я вижу здесь. Несомненно в глазах женщин Дантон обладал одним ужасным недостатком: он был очень безобразен" (Стендаль. Красное и черное).

Исследуйте роль риторических восклицаний и вопросов в сказке "Алиса в стране чудес".
«Ну, — подумала Алиса, — после такого падения для меня просто пустяки слететь с лестницы. Какой храброй будут считать меня дома! Да что там! Я не скажу ни словечка, даже если свалюсь с крыши». (Что было очень похоже на правду.)
Вниз, вниз, вниз… Кончится ли когда-нибудь падение?
— Интересно, сколько миль я успела пролететь за это время? — сказала она громко. — Я, наверное, нахожусь уже где-то неподалеку от центра земли. Посмотрим: это, должно быть, четыре тысячи миль вниз, я думаю. (Потому что, видите ли, Алиса узнала несколько подобных вещей на уроках в классе, и, хотя место не слишком-то позволяло Алисе показывать свои знания — ведь тут не было никого, кто мог ее слушать, — все же сейчас был удобный случай для повторения пройденного.) Да, это приблизительно точное расстояние. А теперь хотелось бы выяснить, какой я достигла Широты и Долготы? (Алиса не имела ни малейшего понятия о том, что такое Широта и Долгота, но она считала очень приятным произносить такие ученые слова.)
(Льюис Кэролл)

  1. Как Савельич представляет себе свою роль в жизни Петра?
  2. Как Савельич относится к своей работе и обязанностям?
  3. Какую роль играют риторические повторы в его обращении к Петруше? Как они связаны с поговоркой "чтоб я провалился"?
  4. Какой из представленных риторических вопросов в наибольшей степени доказывает, что Савельич не представляет своего существования вне своих обязанностей?
"Что ты это, сударь?" - прервал меня Савельич. - "Чтоб я тебя пустил
одного! Да этого и во сне не проси. Коли ты уж решился ехать, то я хоть
пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. Чтоб я стал без тебя сидеть за
каменной стеною? Да разве я с ума сошел? Воля твоя, сударь, а я от тебя не
отстану".
(А.Пушкин. Капитанская дочка)
Что заставляет молодых особ "выезжать", как не благородное стремление к браку? Что гонит их толпами на всякие воды? Что принуждает их отплясывать до пяти часов утра в течение долгого сезона? Что заставляет их трудиться над фортепьянными сонатами, разучивать три-четыре романса у модного учителя, по гинее за урок, или играть на арфе, если у них точеные ручки и изящные локотки, или носить зеленые шляпки линкольнского сукна и перья, - что заставляет их делать все это, как не надежда сразить какого-нибудь "подходящего" молодого человека при помощи этих смертоносных луков и стрел? Что заставляет почтенных родителей, скатав ковры, ставить весь дом вверх дном и тратить пятую часть годового дохода на балы с ужинами и замороженным шампанским? Неужели бескорыстная любовь к себе подобным и искреннее желание посмотреть, как веселится и танцует молодежь? Чепуха!
(Теккерей. Ярмарка тщеславия)
Найдите анафору, риторические вопросы. Ответьте на них.
Найдите риторические обращения и восклицания. Определите их поэтическую роль в "Авиавступлении" А.Вознесенского)
Как мелки отсюда успехи мои,
неуспехи,
друзей и врагов кулуарных ватаги.
Прости меня, Время,
что много сказать
не успею.
Ты, Время, не деньги,
но тоже тебя не хватает.
Но люди уходят, врезая в ночные отроги
дорог своих
огненные автографы!
Векам остаются — кому как удастся —
штаны — от одних,
от других — государства.
Его различаю.
Пытаюсь постигнуть,
чем был этот голос с картавой пластинки.
Дай, Время, схватить этот профиль,
паривший
в записках о школе его под Парижем.
Прости мне, Париж, невоспетых красавиц.
Россия, прости незамятые тропки.
Простите за дерзость,
что я этой темы
касаюсь,
простите за трусость,
что я ее раньше
не трогал.
Вступаю в поэму. А если сплошаю,
прости меня, Время, как я тебя часто
прощаю.
(А.Вознесенский. из "Лонжюмо").

На риторические вопросы, как известно, нет ответа. Но может ли человек делать нравственный выбор, не отвечая на них? А может ли на них ответить Христос, дайте свои варианты ответа на вопросы Великого инквизитора. Как в этом отрывке отображен спор Достоевского с романтиками, прежде всего, Тютчевым с его строчками "Мысль изреченная есть ложь"?

«Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, — продолжает старик, — великий дух говорил с тобой в пустыне, и нам передано в книгах, что он будто бы „искушал“ тебя. Так ли это? И можно ли было сказать хоть что-нибудь истиннее того, что он возвестил тебе в трех вопросах, и что ты отверг, и что в книгах названо „искушениями“? А между тем если было когда-нибудь на земле совершено настоящее громовое чудо, то это в тот день, в день этих трех искушений. Именно в появлении этих трех вопросов и заключалось чудо. Если бы возможно было помыслить, лишь для пробы и для примера, что три эти вопроса страшного духа бесследно утрачены в книгах и что их надо восстановить, вновь придумать и сочинить, чтоб внести опять в книги, и для этого собрать всех мудрецов земных — правителей, первосвященников, ученых, философов, поэтов — и задать им задачу: придумайте, сочините три вопроса, но такие, которые мало того, что соответствовали бы размеру события, но и выражали бы сверх того, в трех словах, в трех только фразах человеческих, всю будущую историю мира и человечества, — то думаешь ли ты, что вся премудрость земли, вместе соединившаяся, могла бы придумать хоть что-нибудь подобное по силе и по глубине тем трем вопросам, которые действительно были предложены тебе тогда могучим и умным духом в пустыне? Уж по одним вопросам этим, лишь по чуду их появления, можно понимать, что имеешь дело не с человеческим текущим умом, а с вековечным и абсолютным. Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле. Тогда это не могло быть еще так видно, ибо будущее было неведомо, но теперь, когда прошло пятнадцать веков, мы видим, что всё в этих трех вопросах до того угадано и предсказано и до того оправдалось, что прибавить к ним или убавить от них ничего нельзя более.
Реши же сам, кто был прав: ты или тот, который тогда вопрошал тебя?"
Найдите риторические фигуры, повторы. Чему Татьяна научилась у Онегина?
Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
(А.С.Пушкин)

Найдите риторические фигуры и объясните их роль в рассуждении Наполеона.
«Но разве могло быть иначе? — подумал он. — Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! — думал он о своих войсках. — Вот она, награда для всех этих маловерных, — думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. — Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars". (Л.Толстой. Война и мир)
Найдите риторические фигуры. Какома их роль и почему их здесь так много?
— А ты не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша, — ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь? Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет: такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский... ну, а сделать ему нельзя будет ничего... Уж такой он будет удивительный, лукавый человек.
(Тургенев. Бежин луг)
Найдите здесь образение, соединенное с описанием. Может ли быть обращение экспорзицией? Придумайте сами такую экспозицию- обращение.
 Бабка-ежка - гордость леса,
Седовласая царица -
На щеках столетий плесень,
Груз веков на пояснице,
Где же носит тебя нечисть?
Вот и месяц, зябко, поздно.
Может, ты русалок лечишь,
Или ловишь в речке звезды?
На дверях избушки черной
Паутины ворох целый.
Во дворе закипяченный
Чан для зелья обгорелый.
Вот тебе мое колечко,
Вот тебе мои сережки,
Выйдешь в злате на крылечко -
Не узнают Бабки-ежки.
Все тебе, старушке милой,
Все тебе, колдунье старой,
Чтоб лугов полынной силой
Корень горя отыскала -
Стиснула – в любовь поверишь,
Сбрызнула - воскрес любимый.
Бабка-ежка, твои двери
С вечностью соизмеримы.
Не разгаданы как тонна
Рукописей, что сгорели,
Ты в лесу своем мадонна
В одичаньи Боттичелли.
(О.Чернорицкая)
Риторические вопросы
риторические вопросы
риторические вопросы
составьте свое стихотворение - но уже о дожде
Риторические вопросы
Обучение
контакты
Made on
Tilda