Идиллическое время

Одна из категорий времени - идиллическое время. В ней отражена мечта людей о всеобщем благе. Идиллическое время содержит в себе ощущение абсурда. Идеальное государство Замятина задумывалось как идиллическое время - рай на земле. Но по сути это был ад.

"Как бы ни были различны типы и разновидности идиллий, все они имеют — в разрезе интересующего нас вопроса — некоторые общие черты, определяемые общим отношением их к сплошному единству фольклорного времени. Это выражается прежде всего в особом отношении времени к пространству в идиллии: органическая прикрепленность, приращенность жизни и ее событий к месту — к родной стране со всеми ее уголками, к родным горам, родному долу, родным полям, реке и лесу, к родному дому. Идиллическая жизнь и ее события неотделимы от этого конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно с другими местами, с остальным миром. Но локализованный в этом ограниченном пространственном мирке ряд жизни поколений может быть неограниченно длительным. Единство жизни поколений (вообще жизни людей) в идиллии в большинстве случаев существенно определяется единством места, вековой прикрепленностью жизни поколений к одному месту, от которого эта жизнь во всех ее событиях не отделена. Единство места жизни поколений ослабляет и смягчает все временные грани между индивидуальными жизнями и между различными фазами одной и той же жизни. Единство места сближает и сливает колыбель и могилу (тот же уголок, та же земля), детство и старость (та же роща, речка, те же липы, тот же дом), жизнь различных поколений, живших там же, в тех же условиях, видевших то же самое. Это определяемое единством места смягчение всех граней времени существенно содействует и созданию характерной для идиллии циклической ритмичности времени.
Другая особенность идиллии — строгая ограниченность ее только основными немногочисленными реальностями жизни . Любовь, рождение, смерть, брак, труд, еда и питье, возрасты — вот эти основные реальности идиллической жизни. Они сближены между собой в тесном мирке идиллии, между ними нет резких контрастов, и они равнодостойны (во всяком случае, стремятся к этому). Строго говоря, идиллия не знает быта. Все то, что является бытом по отношению к существенным и неповторимым биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни. Но все эти основные реальности жизни даны в идиллии не в голо-реалистическом обличи й (как у Петрония), а в смягченном и до известной степени сублимированном виде. Так, половая сфера почти всегда входит в идиллию лишь в сублимированном виде.
Наконец, третья особенность идиллии, тесно связанная с первой, — сочетание человеческой жизни с жизнью природы, единство их ритма, общий язык для явлений природы и событий человеческой жизни. Конечно, в идиллии этот общий язык в большей своей части стал чисто метафорическим и лишь в небольшой части остался реальным (больше всего в земледельчески-трудовой идиллии)"

(М.Бахтин)

Время в «райских кущах» Демона Лермонтова, когда он еще не был изгнан из рая. Время, проведенное Гарри Поттером у волшебного зеркала, время сна Обломова – его детство, в «Алых парусах» Грина – целая жизнь после прибытия корабля с алыми парусами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Идиллической жизнью живет Николай Петрович в «Отцах и детях», хотя для этого мало экономических оснований, прекрасные идиллические отношения у «Старосветских помещиков» Гоголя.
Задание 1. Прочитайте отрывок поэмы Лермонтова «Мцыри». Докажите, что в нем показано идиллическое время.
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных... и как сон
Все это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер...
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей...
В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождем
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней.
Задание 2. Прочитайте стихотворение И.Бунина «Одиночество». Найдите в нем то, что нашел А.Блок, поместивший в своей рецензии это стихотворение целиком – зрительные и слуховые впечатления. Определите, когда у лирического героя заканчивается страдание и наступает идиллическое время:
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.


Автопсихологизм – исследование самого себя, своей любви, Маяковский предпринимает в поэме «Люблю», и здесь мы видим перекличку с Лермонтовым. Он делает экскурс в детство и рефлексирует устами дивящегося на мальчишку Солнца:
«Чуть виден весь-то!
А тоже —
с сердечком.
Старается малым!
Откуда
в этом
в аршине
место —
и мне,
и реке,
и стовёрстым скалам?!»
Ребенок вместил в себя весь мир – почувствовав его сердцем и полюбив его. Здесь утерянный рай, о котором он вздыхает в другом произведении, в «Облаке в штанах»: «Я тоже ангел, я был им». Но, увы, рай этот утерян. И вслед за Лермонтовым, лирический герой склонен более причислять себя силе демонической. Тюрьмой для Люцифера стал метафизический ад, у лирического героя Маяковского – тюрьма земная.
Противопоставляя себя миру изнеженных, он вспоминает свою юность в тюрьме и рефлексирует о иной любви, не такой, как у его ровестников:
Меня вот
любить
учили
в Бутырках.
Что мне тоска о Булонском лесе?!
Что мне вздох от видов на море?!
Я вот
в «Бюро похоронных процессий»
влюбился
в глазок 103 камеры.

Задание 3. Проанализируйте «Люблю» Маяковского с точки зрения идиллического времени и суровой реальности. Вернется ли идиллия?

Задание 4. Прочитайте отрывок из «Сна Обломова» И.Гончарова. В чем смысл возвращения героя в детство? Почему неприглядные картины он видит как рай? Была ли попытка у Гончарова включить в свое печальное повествование нечто хорошее? Особенное внимание обратите на избу, которая повисла над оврагом. В чем ее символическое значение?
«Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.
Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.
Кажется, курице страшно бы войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилище.
Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом.
Крыльцо висело над оврагом, и чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.
Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.
Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте.
Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мертвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовется болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трехлетний ребенок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.
Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.
Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.
И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.
Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели».

Задание 4. Прочитайте поэму Маяковского «Про это», докажите, что если бы не эта тема, если бы в стихах Маяковского не было болезненной, роковой, тяжелой любви, создающей невероятное напряжение, он и остался бы пустотой, вещью-в-себе, лишенной диалогичности, но с гипертрофированной самооценкой. Обратите внимание, "эта тема" уравновесила его непомерно разросшееся лирическое "я" всеохватывающим "мы". Только вместе влюбленные обретают счастье, и только в теме любви тонет презрение к человечеству.
Можно ли категорию времени, о котором здесь идет речь, отнести к одной из бахтинских? В какой строке какая имеется ввиду? Где идиллическое, где авантюрное, а где- мистерийное?
Или это время вне категорий?
Время меня не знает, время меня не видит,
Время несется стаей замысловатых дней.
Тянется в синем море пленкой медуз и мидий,
Держит во рту свирельку, громко дудит на ней.
Время не знает горя, время не знает смерти,
Время не замечает наших с тобой смертей,
Ткет наши нити парка, в тесный клубочек вертит
Помыслы сильных мира, лепет грудных детей.
Время уносит тазик - выплеснуло младенца,
Громко кричит младенец - время не слышит крик.
Только под вечер, тазик высушив полотенцем,
Вдруг удивленно спросит: «Ты еще жив, старик?»
(Ольга Чернорицкая)
Made on
Tilda