Экфрасис – литературный образ другого образа, выраженного в звуке, красках или скульптуре.Экфрасис – разновидность синергии. В любом из них может оказаться соединение разных средств художественной выразительности (портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер) с добавлением свойственных тому или иному виду художественного творчества элементов: звуков, красок, и т.д. Это происходит потому что мы пытаемся изобразить с помощью слова … - перевод с одного художественного языка на другой. Естественно, что какие-то элементы будут переходить из одного вида искусства в другой. Художественному переосмыслению подвергается и само произведение, о котором идет речь. Иногда оно уходит во внутреннюю форму произведения, так что получается «загадка», которую нужно разгадать читателю. Иногда отгадка в названии произведения, как, например, у Пастернака - "Последний день Помпеи".
Был вечер, как удар,
И был грудною жабой
Лесов багровый шар,
Чадивший без послабы.
И день валился с ног,
И с ног валился тут же,
Где с людом и шинок,
Подобранный заблудшей
Трясиной, влекся. Где
Концы свели с концами,
Плавучесть звезд в воде
И вод в их панораме.
Где словно спирт, взасос
Пары болот под паром
Тянули крепость рос,
Разбавленных пожаром.
И был, как паралич,
Тот вечер. Был, как кризис
Поэм о смерти. Притч
Решивших сбыться, близясь.
Сюда! Лицом к лицу
Заката, не робея!
Сейчас придет к концу
Последний день Помпеи.
Задание 1. Рассмотрите картину «Утро в сосновом бору». Опишите картину не называя ее. И у вас и получится экфрасис-загадка. Экфрасис-описание. Задание 2. Прочитайте отрывок из книги К.Д. Бальмонта «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина». Почему огонь – светозвук? Выпишите детали, относящие к несловесным видам искусства. Это все метафоры? Может быть, по-другому и не получится передать средствами одного искусства другое искусство? Докажите, что это своеобразный теоретический экфрасис, который использует Бальмонт. Как трактуется огонь в это тексте, что древний человек видит в огне, и что К.Д. Бальмонт видит в глазах этого человека? Можно ли эту теорию использовать другим музыкантам? Эта теория учит также писать стихи?Это экфрасис – рассуждение.
Первобытный индус, который в утреннем своём тайноведении и прозрении в сущность явлений мира, слагал свои ведовские песнопения, называющиеся «Ведийскими Гимнами», воспринимал лик Огня, земного и небесного, как Светозвук, — Огонь для индуса поёт, он неразъединим с говорящим голосом. Белый рождаясь, красный взрастая, пламецветный бог среди тёмных, Агни
] мчится на красных конях. А кони не только сияют своим явлением, но и будят звук. Конь блещет своею гривой и хвостом и всем своим искромётным огнедышущим ликом, но в то же время он поёт своим ржаньем, таким звонким, что этот звук гласит победу.
«Веды» поют, что один у бога Солнца красный конь, но два их, и больше красных коней, у Огня. На луке одна тетива, и стрела поёт, досягая. Песня стрелы многозвучна. Так точно, в древности, возникла из лука у волшебников Египта арфа. И одна струна-тетива превратилась в две и четыре. И потом их стало и шесть и восемь. И даже до двадцати. Так точно, умножается число коней Агни в индусских песнях, число его путей, лучезарных дорог Светозвука, в мировых пространствах.
«Веды» поют. «В чёрных ночах — красный свершитель, Агни». А творцы свершений всегда творят свою работу — песней и с песней. «Агни, услышь мой зов, мчат ли тебя два вороные коня, или гнедые, или два рыжих». «Карие кони — твои, и те, красноватые, и красные эти — твои жеребцы». «Путь Агни и чёрный, и белый, и красный, путь Агни — блестящий, румяный, и жёлтый.» Поздней, когда ум индуса утончает свои построения в «Упанишадах»,
[3] он поёт: «Вот имена семи языков Огня, семь перепархивают: Чёрный, лютый, мыслебыстрый, алый, дымный, рассыпчато-пенный, всесияюще-яркий». А свойство языка — говорить и петь. И все создания индусской поэтической мысли пронизаны пением Огня, все паутинные построения индийской умственности тонкими лунно-радужными тропинками ведут в Светозвук.
Пропевший «Упанишады», чтец голосов мира, индус говорит, что лик Истины сокрыт золотым диском. Но он же говорит, что этот лик открывается верному, и что ведёт к достиженью, по красивой дороге, Огонь.
«Веды» поют: «Ты с блестящею речью поэт, о, Агни, — с языком лучезарным певец». Казнохранитель богатой казны, лучисто-волосый, владыка двоякого мира, он, чей утончённый в воздухе путь наилучший, хранящий в себе полноту бытия, хранитель племён человеческих, хранимый в доме, как новорождённый ребенок, владыка всех почитаний, сын двух матерей, лучший вождь, любовник Зари, тысячеглазый Агни, смотрящий на человека, знающий всё, весёлый гость, испытанный друг, полновластный хозяин, Огонь распространяется в мире световою волной, и слово его идёт к небу.
Если так говорят об Огне два благородные азийские народа, эллинская мудрость, преломлённая призмой начального христианства, говорит родственно, в лице Дионисия Ареопагита. В его книге «О Небесной Иерархии», где речь идёт о силах небесных, о чинах ангельских, о серафимах, херувимах, престолах, о господствах, властях, началах, первоангелах, ангелах, — а что есть ангел, как не воплощённый Светозвук? что есть ангел, как не поющий цветок, как не глаголящий свет, как не лучистый псалом, как не плавучее сновидение, опровергающее нашу будничную мысль и говорящее о таинствах Мировой Музыки
Он (огонь) имеет ещё и другие качества: Одно из них — звуковое свойство — способность петь. Он всё молодит своей жизненной силой: А молодость всегда любит и поёт. Он весь движение: А движение невозможно без звука. Из него созданы небесные сущности, первоангелы и ангелы: А святой Василий говорит, что дело ангелов псалмопевчество.
Задание 3. Докажите, что это синергия. Что с чем соединено? Докажите, что это символизм, импрессионизм. Иногда писателю приходится добавлять реакцию зрителей/слушателей, потому что собственных описательных средств языка может не хватить, а иногда они бывают излишни.
Задание 4. Прочитайте отрывок из повести Гоголя «Портрет». Можно ли понять, что изображено на картине. Почему автор не пытается описать картину подробно, как вы это делали в задании 1?Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду. Он поспешил принять значительную физиономию знатока и приблизился к картине; но, боже, что он увидел!
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Все тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художника-создателя и которая выходит углами у копииста. Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы. Почти невозможно было выразить той необыкновенной тишины, которою невольно были объяты все, вперившие глаза на картину, -- ни шелеста, ни звука; а картина между тем ежеминутно казалась выше и выше; светлей и чудесней отделялась от всего и вся превратилась наконец в один миг, плод налетевшей с небес на художника мысли, миг, к которому вся жизнь человеческая есть одно только приготовление. Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окруживших картину. Казалось, все вкусы, все дерзкие, неправильные уклонения вкуса слились в какой -то безмолвный гимн божественному произведению.
Неподвижно, с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною, и наконец, когда мало-помалу посетители и знатоки зашумели и начали рассуждать о достоинстве произведения и когда наконец обратились к нему с просьбою объявить свои мысли, он пришел в себя; хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников, вроде следующего: "Да, конечно, правда, нельзя отнять таланта от художника; есть кое-что; видно, что хотел он выразить что-то; однако же, что касается до главного..." И вслед за этим прибавить, разумеется, такие похвалы, от которых бы не поздоровилось никакому художнику. Хотел это сделать, но речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы.
Задание 5. Переделайте задание 1 в гоголевском стиле. Представьте эмоции зрителей, в первый раз увидевших эту картину. У вас получится экфрасис-впечатление. Задание 6. Прочитайте отрывок из трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина. Объясните, почему Моцарт и Сальери по-разному воспринимают игру слепого музыканта. Ведь они слышат одно и то же? Входит слепой старик со скрыпкой.
Из Моцарта нам что-нибудь!
Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.СальериИ ты смеяться можешь?
МоцартАх, Сальери!
Ужель и сам ты не смеёшься?
СальериНет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошёл, старик.
МоцартПостой же: вот тебе,
Пей за моё здоровье.
Старик уходит.Задание 6. Прочитайте еще один отрывок. Какой прием использует Пушкин, для того, чтобы изобразить музыку? Через что он это делает? Как восприятие музыки характеризует этих персонажей?Слушай же, Сальери,
Мой Requiem.
(Играет.)
Ты плачешь?
Сальери
Эти слёзы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсёк
Страдавший член! Друг Моцарт, эти слёзы…
Не замечай их. Продолжай, спеши
Ещё наполнить звуками мне душу…
Задание 7. Вернитесь к заданию 1. Перепишите его, используя этот прием.
Вы теперь профессионал!
Задание 8. Найдите в «Гранатовом браслете» Куприна описание музыки. С какой целью автор это делает? Как восприятие героиней музыки ее характеризует? Скопируйте слова Желткова, разбейте на строчки так, чтобы получился верлибр. Задание 9. Прочитайте отрывок из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Найдите риторические вопросы. Кто их задает, рассказчик или автор? Какова их роль в приведенном отрывке? В каких словах ощущается рефлексия рассказчика – взгляд в себя? Почему автор не дает разных точек зрения на танец Наташи, а, наоборот, здесь ощущается полное согласие в чувствах всех, кто видит этот танец?Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle {танец с шалью} давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что онa не то сделает, прошел и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, чтó было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
Задание 10. Напишите сравнительный анализ: «Соотношение «профессионализма» и «души» у Пушкина и Толстого» Почему оба предпочитают описывать непрофессиональное исполнение?Проанализируйте отрывок из сочинения ученицы:«А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой справились с этой непростой задачей: показать душу простого человека в искусстве. «Моцарт и Сальери», произведение А.С. Пушкина и танец Наташи Ростовой в «Войне и мир» Л.Н. Толстого доказывают, что любовь писателей отдана «душе», а не «профессионализму».«Моцарт и Сальери», произведение А.С. Пушкина, подверглось критики, недовольству музыкального сообщества, прежде всего родственников известного композитора Сальери, которого «оклеветал» писатель в своем произведении. Лирические герои произведения не совпадают с реальностью – главная причина недовольства сторонников Сальери. Цель Пушкина не была настроить против себя музыкантов, он лишь хотел донести до людей, что элитарное искусство доступно не многим, люди жаждут услышать в музыке знакомые ноты любви, горя, сострадания и близких им чувств. Слепой старичок, исполнивший мелодию из «Свадьбы Фигаро», привел в восторг Моцарта, его поразило, конечно же, не исполнение, которое «кишело» ошибками и нескладностью, а душой, то, что вкладывал старичок в это произведение: свои чувства, которыми он хотел делиться со всеми, частичку своей богатой воспоминаниями души. «…Чудо!Не вытерпел, привел я скрыпача,Чтоб угостить тебя его искусством.»А.С. Пушкин не описывает исполнение «музыканта», он использует экфрасис-впечатление, передает эмоции слушателей. Писатель называет горе-музыканта «скрыпачом», показывая, что это было отнюдь не исполнение тонкой, изумительно нежной скрипки, а грубое и самобытное выступление старика и «скрыпки». Моцарт, великий композитор, не видит ничего унизительного и оскорбляющего его музыки, он, наоборот, гордится, что его музыка ушла в народ, запала в души простых людей. Профессионал греет душу исполнением любителя. Это и есть настоящая хвала композитору, когда народ признает его и его «дитя».Эпизод произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого, в котором Наташа Ростова танцует с платком в родном доме, демонстрирует умение писателя показывать душу простого человека. Зрители боялись неправильности исполнения танца, они были взволнованы, что Наташа, русская душа, осквернит танец своим любительским исполнением. Войдя в залу, молодая девушка наполнила пространство любовью, нежностью и чуткостью. Ее танцующая душа отвергла все сомнения окружающих. Да, исполнение Наташи не было профессиональным, она выучилась сама, девушка не гналась за виртуозным танцем. Утонченная, изящная фигура и полет души молодой самобытной девушки очаровали зрителей честностью и откровенностью танца. «…Глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, чтó было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой находят в непрофессиональном исполнении нотки свободы, бушующий танец чувств и эмоций. Их цель донести до нас, что любой человек, будь он любителем или профессионалом, может делиться своим искусством, переживаниями».Задание 11. Иннокентий Анненский дает восприятие музыки через чувства скрипки. Каким вы видите внутренний мир этой скрипки. Это душа автора? Какую роль здесь играет смычок? Как меняется настроение смычка? Как вы думаете, это музыка или человеческие отношения? Как бы вы озаглавили музыкальное произведение, которое они исполняют? А учитывая наблюдение лирического героя: «И было мукою для них, / Что людям музыкой казалось», дайте два названия исполняемому здесь музыкальному произведению. Смычок и струны
Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?..»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.
Задание 12. В стихотворении Маяковского найдите те же мотивы. В чем различие настроения в этих стихах? Можно ли назвать стихотворение Маяковского ответом на вопрос лирического героя И.Анненского «Кому ж нас надо?». Как он ответил на этот вопрос? Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»
В.Маяковский «Скрипка и немножко нервно».
Задание 13. Какие мотивы и образы использует Маяковский для описания Бруклинского моста? Разбейте это стихотворение на несколько частей, каждая из которых со своей стороны описывает этот мост. Каждая из этих частей могла бы быть написана представителем какой-либо профессии. Какую из частей написал бы историк, какую – политик, какую – биолог, какую – священник, какую – инженер, какую – биограф… Найдите здесь экфрасис-сравнения, впечатления, описания. Издай, Кулидж,
радостный клич!
На хорошее
и мне не жалко слов.
От похвал
красней,
как флага нашего материйка,
хоть вы
и разъюнайтед стетс
оф
Америка.
Как в церковь
идет
помешавшийся верующий,
как в скит
удаляется,
строг и прост, —
так я
в вечерней
сереющей мерещи
вхожу,
смиренный, на Бруклинский мост.
Как в город
в сломанный
прет победитель
на пушках — жерлом
жирафу под рост —
так, пьяный славой,
так жить в аппетите,
влезаю,
гордый,
на Бруклинский мост.
Как глупый художник
в мадонну музея
вонзает глаз свой,
влюблен и остр,
так я,
с поднебесья,
в звезды усеян,
смотрю
на Нью-Йорк
сквозь Бруклинский мост
Нью-Йорк
до вечера тяжек
и душен,
забыл,
что тяжко ему
и высоко,
и только одни
домовьи души
встают
в прозрачном свечении окон.
Здесь
еле зудит
элевейтеров зуд.
И только
по этому
тихому зуду
поймешь —
поезда
с дребезжаньем ползут,
как будто
в буфет убирают посуду.
Когда ж,
казалось, с под речки начатой
развозит
с фабрики
сахар лавочник, —
то
под мостом проходящие мачты
размером
не больше размеров булавочных.
Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали —
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек
и стали.
Если
придет
окончание света —
планету
хаос
разделает влоск,
и только
один останется
этот
над пылью гибели вздыбленный мост,
то,
как из косточек,
тоньше иголок,
тучнеют
в музеях стоящие
ящеры,
так
с этим мостом
столетий геолог
сумел
воссоздать бы
дни настоящие.
Он скажет:
— Вот эта
стальная лапа
соединяла
моря и прерии,
отсюда
Европа
рвалась на Запад,
пустив
по ветру
индейские перья.
Напомнит
машину
ребро вот это —
сообразите,
хватит рук ли,
чтоб, став
стальной ногой
на Мангетен,
к себе
за губу
притягивать Бруклин?
По проводам
электрической пряди —
я знаю —
эпоха
после пара —
здесь
люди
уже
орали по радио,
здесь
люди
уже
взлетали по аэро.
Здесь
жизнь
была
одним — беззаботная,
другим —
голодный
протяжный вой.
Отсюда
безработные
в Гудзон
кидались
вниз головой.
И дальше
картина моя
без загвоздки
по струнам-канатам,
аж звездам к ногам.
Я вижу —
здесь
стоял Маяковский,
стоял
и стихи слагал по слогам. —
Смотрю,
как в поезд глядит эскимос,
впиваюсь,
как в ухо впивается клещ.
Бруклинский мост —
да…
Это вещь!
(В.Маяковский. «Бруклинский мост»)
В чем Маяковский был прав, глядя на Бруклинский мост? Почему его стихотворение можно назвать рассуждением? Философией культуры? Выберите одну из понравившихся вам фраз в тексте и на ее основе напишите сочинение-рассуждение, объясняя при этом, как вы понимаете смысл самой фразы и согласны ли вы с этой мыслью автора. Приведите в сочинении не менее двух примеров, подтверждающих вашу точку зрения.Задание 14. Прочитайте стихотворение А.Галича «Ночной дозор». Определите, какие два произведения искусства : живопись и скульптура – присутствуют здесь. Почему они не названы? Какой политик.Когда в городе гаснут праздники,Когда грешники спят и праведники,Государственные запасникиПокидают тихонько памятники.Сотни тысяч (и все — похожие)Вдоль по лунной идут дорожке,И случайные прохожиеКувыркаются в «неотложке»И бьют барабаны!..Бьют барабаны,Бьют, бьют, бьют!На часах замирает маятник,Стрелки рвутся бежать обратно:Одинокий шагает памятник,Повторенный тысячекратно.То он в бронзе, а то он в мраморе,То он с трубкой, а то без трубки,И за ним, как барашки на море,Чешут гипсовые обрубки.И бьют барабаны!..Бьют барабаны,Бьют, бьют, бьют!Я открою окно, я высунусь,Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию!Вижу: бронзовый генералиссимусШутовскую ведет процессию!Он выходит на место лобное —Гений всех времен и народов! —И, как в старое время доброе,Принимает парад уродов!И бьют барабаны!..Бьют барабаны,Бьют, бьют, бьют!Прет стеной мимо дома нашегоХлам, забытый в углу уборщицей, —Вот сапог громыхает маршево,Вот обломанный ус топорщится!Им пока — скрипеть да поругиваться,Да следы оставлять линючие,Но уверена даже пуговица,Что сгодится еще при случае!И бьют барабаны!..Бьют барабаны,Бьют, бьют, бьют!Утро родины нашей — розово,Позывные летят, попискивая.Восвояси уходит бронзовый,Но лежат, притаившись, гипсовые.Пусть до времени покалечены,Но и в прахе хранят обличие.Им бы, гипсовым, человечины —Они вновь обретут величие!И бьют барабаны!..Бьют барабаны,Бьют, бьют, бьют!Задание 14. Опишите сами любую статую или картину в стихах или прозе, используя метод А.Фета: соединять искусство с одной стороны с человечностью, с другой – с вечностью.И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
(Венера Милосская)
Задание 15. Придумай статую, опиши ее:
Скульптура
1. Почему именно эта скульптура должна стоять на этом месте.
2. Какое впечатление производит произведение?
3. Какое настроение, характер пытается передать автор?
4. Каков характер скульптуры? Что изображено?
5. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат,
горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей?
6. Кого из знакомых Вы видите в скульптуре? Кого следовало бы пригласить на ее открытие.
7. Придумайте речь на открытии скульптуры. Что, по-Вашему, главное из того, что Вы должны сказать?
8. Почему именно это кажется Вам главным?
9. Какими средствами скульптор выделяет главное?
10. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?
11. Что сделала бы (сказала бы) данная скульптура, если бы смогла ожить?
13. Каково название произведения?
14. Что хотел сказать людям автор произведения?
Задание 16. Сопоставьте стихотворение А. Блока «Фабрика» и картину Добужинского «Дьявол». Можно ли в данном случае говорить об экфрасисе и с какой точки зрения?
В чем своеобразие взглядов Блока и Добужинского на социальное устройство общества? Припомните другие мистические образы Блока, как они связаны с «Фабрикой»? Какие признаки урбанистического искусства XX века прослеживаются в стихотворении и в картине?
Задание 16. Прокомментируйте, пользуясь ответом Добужинского, мир действительности в стихотворении «Фабрика» Блока: «В начале 1907 г. художник получил письмо некого А. П. Латышева, в котором была высказана просьба «… объяснить возможно подробнее смысл произведения». В ответе Добужинского, который он не отослал, говорится: «У Достоевского есть слова о “бане с пауками по углам”, и, кажется, у него же — о сладострастной Паучихе. Сопоставьте сказанное с идеей “зависимости” (“Власть”) и ощущение “несвободы” — тягостнейшего из духовных переживаний (зла, нераздельно связанного с миром действительности), комбинации этих представлений, думаю, теперь и пояснят Вам замкнутый круг, где вращаются человечки, и “мировую” тюрьму, и “власть” скрывшего свое лицо тюремщика… Если Дьявол — абсолютное зло, то ему подобают те нимбы, которые Вы, может быть, усмотрели в рисунке»
(Совместно с В.Петровым)