Символика цвета


Символика цвета присутствует в стихах многих поэтов:
  1. Данте Алигьери раскрашивал лица, одежду, предметы в символические цвета, так красный означал ярость, болезненность и кровь: "Но вкруг очей змеился пламень красный", "Мешочек был, подобно крови, ал". Желтый означал боль и жертвенность: "Мелькнул змееныш лютый, желто-черный" ,"Желтый наш наряд / Навис на нас таким свинцовым сводом".
  2. Александр Блок - в эпоху зарождающегося кинематографа делал черно-белое кино с вкраплениями красных деталей: "Черный ветер и белый снег", "черная вуаль", в его стихах символизм цвета часто связан с романтическими и мистическими образами, такими как “синяя даль” или “розовое зарево”,
  3. Сергей Есенин - у него символизм цветов обычно связан с русской природой, например, "белая береза", “роща золотая” или “синий туман”, многие цвета автометафоричны, означают золотой цвет его волос, что иногда означается неявно: "ветер волосы мои как солому трепал".
  4. Анна Ахматова - очень много цветовых отсылок к Пушкину и достоевскому, так желто-черный - отводит к Достоевскому, обоям в комнате Мармеладовых, что говорит в поэме "Реквием" о нищете народа. Автор часто использует цвета для передачи эмоционального состояния, например, “белый рай” или “черная тоска”.
  5. Марина Цветаева - в ее цветовой палитре преобладают сверкающие оттенки "а я серебрюсь и сверкаю", “серебряный холод”, ее поэзия богата символикой цвета, которая отражает сложную палитру эмоций и настроений, например, радость: “красный звон колоколов” или , "красный занавес", "красною кистью". В стихотворениях «Девочка-смерть», «Декабрьская сказка», «Людовик XVII» преобладает юношеский розовый. В стихах к Блоку. «И тучи оводов…", «На скалах», «Отъезде», «Саре в Версальском монастыре», «Ах, золотые деньки!», в стихах о Москве. «Над синевою подмосковных рощ…» преобладает синий.
  6. Уильям Вордсворт - английский поэт-романтик, который использовал символику цвета для выражения чувств и настроений в своих стихах, например, в стихотворении “Нарциссы” (“I have heard it said that some…”).
  7. Уолт Уитмен - американский поэт, использовал символизм цвета в своем стихотворении “Листья травы”, например, “зеленое море травы” или “золотые поля”.
Цветовая метафора
Когда говорят о цвете, имеют ввиду прежде всего форму - множество означающих при одном означаемом, и в нем одном подразумеваются они все.
Символика цвета идет из геральдики, геральдисты ищут смыслы в красном, голубом, зеленом вообще, безотносительно к конкретному гербу. Литературоведы ищут смыслы цвета в произведении в прямой зависимости от конкретного смысла, конкретной аллюзии. Чеховские вишни – красные как кровь переходят к Ю.Левитанскому, актуализируется смысл жертвы, неведомый Пете, вечному студенту.

Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний. Я не при чем.
Рубите вишневый сад!
Рубите!
Он исторически обречен.
Вздор — сантименты! Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
...И снова снятся мне
вишни, вишни,
красный-красный вишневый сок.
(Ю.Левитанский. Элегия)

Задание1 : Найдите в "Мастере и Маргарите" Булгакова все, что касается желтого цвета. Как вы думаете, чем обоснован выбор автора?
Задание 2. Определите символику цвета в рассказе Чехова "Человек в футляре".
Задание 3. Как связана символика цвета у А. Ганина с символикой жизни и смерти? Объясните отсутствие черного в смерти - как ее видит поэт.
Она придет, неведом час,
в дверях шаги прольет, как струи.
Придет и тихо поцелует
морщины у молящих глаз.
И небо синее в окне
последний раз светло приснится
и улетит к иной Весне
крылом незримой голубицы.
Под белым гробовым холстом
вздремнется телу тихо, сладко.
И кто-то ласковый украдкой
холст озарит златым крестом.
То Дед, давно умерший Дед,
весь в солнышке, в седом наряде,
объявится в луче лампады,—
и загорится звездный след.
И все, чем жизнь гнела и жгла,
спасет легко в прощальном часе.
И Дух вспарит из тины зла,
первоначально чист и ясен.
Стыдливо склонятся друзья,
качаясь в ладане и дыме,—
и встанем скорбью между ними,
глядя на труп, Она и я.
А за окном дела и сны,
в тоске и горечи бесплодной,
заплачут ветром мимолетным
на ухо вечной тишины.


Найдите три цвета, сопоставьте с тремя ликами Антихриста из "Апокалипсиса". Как эти цвета соотносятся с цветами из сна Гринева" в "Капитанской дочке"?

ЛАПТИ

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
И. Бунин. 22 июня 1924

Почему у Пушкинского и Есенинского черного человека образовался серый костюм?
Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: "Больше - никогда!"

Вокруг меня кликуши голосили:
"В Париж мотает, словно мы в Тюмень, -
Пора такого выгнать из России!
Давно пора, - видать, начальству лень".

Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам - берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья - известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу - торчу".

И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.

В.Высоцкий, 1979

ЯВЛЕНИЕ III
Подколесин один.
Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!
(Гоголь. Женитьба)
Желтые цветы
В цветовой гамме особое место занимает черный - Черный квадрат Малевича и черный ворон из народных песен. Что в них общего?
Аист - автометафора, а также символ, означающий свободу, творчество (приносит детей). Но почему один белый, другой черный?
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.
Б.Окуджава
Поясните смысл сравнения "элегантный как рояль". В каких стихах человек сравнивается с музыкальным инструментом? В чем суть сопоставления человека и рояля в черном цвете?

Лают бешено собаки
В затухающую даль,
Я пришел к вам в черном фраке,
Элегантный, как рояль.
Было холодно и мокро,
Жались тени по углам,
Проливали слезы стекла,
Как герои мелодрам.
Вы сидели на диване,
Походили на портрет.
Молча я сжимал в кармане
Леденящий пистолет.
Расположен книзу дулом
Сквозь карман он мог стрелять,
Я все думал, думал, думал —
Убивать, не убивать?
И от сырости осенней
Дрожи я сдержать не мог,
Вы упали на колени
У моих красивых ног.
Выстрел, дым, сверкнуло пламя,
Ничего уже не жаль.
Я лежал к дверям ногами —
Элегантный, как рояль.
А.Шпаликов
Конь вороной - какую смысловую нагрузку несет указание масти коня? Бур-конь?
Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем Божьем свете!
Александр Блок. Двенадцать.
От сумрачного вдохновенья
Так сладко выйти на простор,
Увидеть море в отдаленьи,
Деревья и вершины гор.
Солоноватый ветер дышит,
Зеленоватый серп встает,
Насторожившись, ухо слышит
Согласный хор земли и вод.
Сейчас по голубой пустыне,
Поэт, для одного тебя,
Промчится отрок на дельфине,
В рожок серебряный трубя.
И тихо, выступив из тени,
Плащом пурпуровым повит,
Гость неба встанет на колени
И сонный мир благословит.
(Г.Иванов)
Задание 1. Сопоставьте цветовые эпитеты с настроением стиха.
Задание 2. Как цветовые эпитеты коррелируют с оценочными?
Найдите цветовые и световые образы и эпитеты. Как они взаимосвязаны?
Заря поблекла, и редеет
Янтарных облаков гряда,
Прозрачный воздух холодеет,
И глухо плещется вода.
Священный сумрак белой ночи!
Неумолкающий прибой!
И снова вечность смотрит в очи
Гранитным сфинксом над Невой.
Томящий ветер дышит снова,
Рождая смутные мечты,
И вдохновения былого,
Железный город, полон ты!
Дрожат в воде аквамарины,
Всплывает легкая луна…
И времена Екатерины
Напоминает тишина.
Колдует душу сумрак сонный,
И шепчет голубой туман,
Что Александровской колонны
Еще не создал Монферран.
И плющ забвения не завил
Блеск славы давней и живой…
…Быть может, цесаревич Павел
Теперь проходит над Невой!..
Восторга слезы — взор туманят,
Шаги далекие слышны…
Тоской о невозвратном — ранят
Воспоминанья старины.
А волны бьются в смутной страсти,
Восток становится светлей,
И вдалеке чернеют снасти
И силуэты кораблей.
(Г. Иванова)

Проясните символику цвета и света в выражении Добролюбова "Луч света в темном царстве". Обратите внимание при этом, Катерина никогда не бывает одна, все ее реплики в присутствиии представителей или жертв "темного царства". Может быть, она и хотела выглядеть среди всех как луч света?
Есть будущее у цветовой символики в литературе?
Made on
Tilda