Символика цвета

Цветовая метафора
Когда говорят о цвете, имеют ввиду прежде всего форму - множество означающих при одном означаемом, и в нем одном подразумеваются они все.
Символика цвета идет из геральдики, геральдисты ищут смыслы в красном, голубом, зеленом вообще, безотносительно к конкретному гербу. Литературоведы ищут смыслы цвета в произведении в прямой зависимости от конкретного смысла, конкретной аллюзии. Чеховские вишни – красные как кровь переходят к Ю.Левитанскому, актуализируется смысл жертвы, неведомый Пете, вечному студенту.

Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний. Я не при чем.
Рубите вишневый сад!
Рубите!
Он исторически обречен.
Вздор — сантименты! Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
...И снова снятся мне
вишни, вишни,
красный-красный вишневый сок.
(Ю.Левитанский. Элегия)

Задание1 : Найдите в "Мастере и Маргарите" Булгакова все, что касается желтого цвета. Как вы думаете, чем обоснован выбор автора?
Задание 2. Определите символику цвета в рассказе Чехова "Человек в футляре".
Задание 3. Как связана символика цвета у А. Ганина с символикой жизни и смерти? Объясните отсутствие черного в смерти - как ее видит поэт.
Она придет, неведом час,
в дверях шаги прольет, как струи.
Придет и тихо поцелует
морщины у молящих глаз.
И небо синее в окне
последний раз светло приснится
и улетит к иной Весне
крылом незримой голубицы.
Под белым гробовым холстом
вздремнется телу тихо, сладко.
И кто-то ласковый украдкой
холст озарит златым крестом.
То Дед, давно умерший Дед,
весь в солнышке, в седом наряде,
объявится в луче лампады,—
и загорится звездный след.
И все, чем жизнь гнела и жгла,
спасет легко в прощальном часе.
И Дух вспарит из тины зла,
первоначально чист и ясен.
Стыдливо склонятся друзья,
качаясь в ладане и дыме,—
и встанем скорбью между ними,
глядя на труп, Она и я.
А за окном дела и сны,
в тоске и горечи бесплодной,
заплачут ветром мимолетным
на ухо вечной тишины.


Почему у Пушкинского и Есенинского черного человека образовался серый костюм?
Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

Я суеверен был, искал приметы,
Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: "Больше - никогда!"

Вокруг меня кликуши голосили:
"В Париж мотает, словно мы в Тюмень, -
Пора такого выгнать из России!
Давно пора, - видать, начальству лень".

Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам - берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.

И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья - известные поэты:
Не стоит рифмовать "кричу - торчу".

И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на ты,
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут - отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.

В.Высоцкий, 1979

ЯВЛЕНИЕ III
Подколесин один.
Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!
(Гоголь. Женитьба)
Желтые цветы
В цветовой гамме особое место занимает черный - Черный квадрат Малевича и черный ворон из народных песен. Что в них общего?
Конь вороной - какую смысловую нагрузку несет указание масти коня?
  Черный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер —

На всем Божьем свете!
Александр Блок. Двенадцать.
От сумрачного вдохновенья
Так сладко выйти на простор,
Увидеть море в отдаленьи,
Деревья и вершины гор.
Солоноватый ветер дышит,
Зеленоватый серп встает,
Насторожившись, ухо слышит
Согласный хор земли и вод.
Сейчас по голубой пустыне,
Поэт, для одного тебя,
Промчится отрок на дельфине,
В рожок серебряный трубя.
И тихо, выступив из тени,
Плащом пурпуровым повит,
Гость неба встанет на колени
И сонный мир благословит.
(Г.Иванов)
Задание 1. Сопоставьте цветовые эпитеты с настроением стиха.
Задание 2. Как цветовые эпитеты коррелируют с оценочными?
Найдите цветовые и световые образы и эпитеты. Как они взаимосвязаны?
Заря поблекла, и редеет
Янтарных облаков гряда,
Прозрачный воздух холодеет,
И глухо плещется вода.
Священный сумрак белой ночи!
Неумолкающий прибой!
И снова вечность смотрит в очи
Гранитным сфинксом над Невой.
Томящий ветер дышит снова,
Рождая смутные мечты,
И вдохновения былого,
Железный город, полон ты!
Дрожат в воде аквамарины,
Всплывает легкая луна…
И времена Екатерины
Напоминает тишина.
Колдует душу сумрак сонный,
И шепчет голубой туман,
Что Александровской колонны
Еще не создал Монферран.
И плющ забвения не завил
Блеск славы давней и живой…
…Быть может, цесаревич Павел
Теперь проходит над Невой!..
Восторга слезы — взор туманят,
Шаги далекие слышны…
Тоской о невозвратном — ранят
Воспоминанья старины.
А волны бьются в смутной страсти,
Восток становится светлей,
И вдалеке чернеют снасти
И силуэты кораблей.
(Г. Иванова)

Проясните символику цвета и света в выражении Добролюбова "Луч света в темном царстве". Обратите внимание при этом, Катерина никогда не бывает одна, все ее реплики в присутствиии представителей или жертв "темного царства". Может быть, она и хотела выглядеть среди всех как луч света?
Made on
Tilda