Ретроспектива. Ретроспекция

Одним из знаковых аспектов реализма является ретроспектива – взгляд на прошлое с целью анализа и оценки исторических событий и явлений. Ретроспективные произведения позволяют читателям взглянуть на определенные периоды истории под новым углом, понять их значение и влияние на настоящее время. Они помогают нам лучше понять историю и культуру разных эпох. Но речь пойдет и о ретроспективном методе в самом художественном произведении, когда герой оценивает ситуацию спустя некоторое время, по-иному смотрит на события своей жизни. Такая проекция называется ретроспекцией.
Ретроспекция - это когда автор обращается к прошлому, чтобы лучше понять настоящее или будущее. В художественном произведении ретроспекция появляется в форме воспоминаний, снов, исторических экскурсов или предсказаний. Ретроспекция помогает читателю лучше понять мотивацию персонажей, их характеры и отношения.
Ретроспектива:
“Война и мир” Льва Толстого
“Джейн Эйр” Шарлотты Бронте
“Унесенные ветром” Маргарет Митчелл
“1984” Джорджа Оруэлла
“Повелитель мух” Уильяма Голдинга
“Сто лет одиночества” Габриэля Гарсиа Маркеса
“Гроздья гнева” Джона Стейнбека
“На маяк” Вирджинии Вулф
“Прощай, оружие!” Эрнеста Хемингуэя
“По ком звонит колокол” Эрнеста Хемингуэя
"Песня про купца Калашникова" Михаила Лермонтова
"Евгений Онегин", "Арап Петра Великого", "Полтава" А.С.Пушкина
"Князь Серебряный А.Толстого
"Маленький принц" А.Сент-Экзюпери
"Умеешь ли ты свистеть, Йоханна" У.Старка.
Ретроспекция – перспектива наоборот, обратная перспектива. Лирическое отступление в прошлое героя с целью поиска причин событий и основ зарождения личности - второе значение ретроспекции.
«Бедные люди» Достоевского – тетрадь Вареньки о прошлых событиях, о смерти отца и матери.
Фаулз "Коллекционер"- рассказ начинается с событий давнего прошлого с учетом настоящего положения дел - девушка на свободе описывается в то время, когда она сидит у героя в плену.
«Бородино» М.Ю.Лермонтова – рассказ «дяди» о давних событиях – Бородинском сражении.
«Старуха Изергиль» Горького – о старых временах, о молодости старухи.
«Преступление и наказание» Достоевского – рассказ Мармеладова о событиях, произошедших ранее в его семье.
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг – Рассказ о давних событиях, когда мать и отец Гарри были живы.
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова – ретроспективная спираль.
«Отцы и дети» Тургенева – рассказ Аркадия о Павле Петровиче и его пылкой влюбленности в графиню.
«Мертвые души» Гоголя – детство Чичикова.
«Ворон» Э.По – воспоминание о Леноре, ее блеске.
«Алые паруса» Грина – рассказ о детстве Грея.
Гончаров «Обломов» - сон Обломова
М. Пруст «В поисках утраченного времени»
«Гамлет» У.Шекспира - обстоятельства смерти отца Гамлету рассказывает тень отца.
Письмо Обломова Ольге - рассказ о недавних событиях, романтических свиданиях с целью анализа- представления их в абсурдном свете.
Ретроспекция
Ретроспекция является основой саморефлексии, ведь прежде всего это «припоминание и анализ лично наблюдавшихся событий, собственных действий и переживаний, рассказ о них», это самонаблюдение, попытка понять себя прошлого, себя-ребенка или подростка. Это интроспекция, переходящая в ретроспекцию. Но важно и наблюдение за людьми, миром, и тогда это особый метод наблюдения (с фиксацией фактов по памяти), мысленное выстраивание в определённый временной ряд прошедших событий жизни.
Ретроспекция может быть прямой (обращение к прошлому непосредственно в ходе повествования) или косвенной (прошлое упоминается в настоящем через воспоминания, документы, сны и т.д.). Также ретроспекция может быть линейной (события прошлого описываются в хронологическом порядке) или нелинейной (события прошлого перемешиваются, и их порядок может быть не всегда ясен).
Обычное поведение как ретроспекция в момент конфликта, ретроспекция-упрек.
  Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его.)
   Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.
   Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!
(Островский. Гроза)

Экспозиция-ретроспекция. Мотивация прошлым решений и поступков нарратора. Нарратор поясняет прошлым свое нынешнее восприятие мира - и соответственно, взгляд на ситуацию, о которой поведет повествование.

"В юношеские годы, когда человек особенно восприимчив, я как-то получил

от отца совет, надолго запавший мне в память.

- Если тебе вдруг захочется осудить кого то, - сказал он, - вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты.

К этому он ничего не добавил, но мы с ним всегда прекрасно понимали друг друга без лишних слов, и мне было ясно, что думал он гораздо больше,

чем сказал. Вот откуда взялась у меня привычка к сдержанности в суждениях - привычка, которая часто служила мне ключом к самым сложным натурам и еще чаще делала меня жертвой матерых надоед".

(Ф.Фицжеральд. Великий Гэтбси)

  1. Как ретроспекция помогает понять мотивацию персонажей?
  2. Приведите примеры ретроспективных произведений в литературе.
  3. Что такое временная дистанция в ретроспекции?
  4. Как использование ретроспекции может влиять на восприятие читателя?
  5. Какие основные функции выполняет ретроспекция в литературном произведении?
  6. Приведите пример использования ретроспекции в кинематографе.
  7. В чем разница между ретроспекцией и флешбеком?
  8. Как вы понимаете термин “ретроспективное повествование”?
Поясните художественную задачу автора - зачем было начинать эту историю через воспоминания Фердинанда? Как это влияет на восприятие произведения? Можно ли назвать это "ретроспективным повествованием"?
"Она и не обернулась ни разу, а я долго смотрел на ее затылок, на волосы, заплетенные в длинную косу, очень светлые, шелковистые, словно кокон тутового шелкопряда. И собраны в одну косу, длинную, до пояса. То она ее на грудь перекидывала, то снова на спину. А то вокруг головы укладывала. И пока она не стала гостьей здесь, в моем доме, мне только раз посчастливилось увидеть эти волосы свободно рассыпавшимися по плечам. У меня прямо горло перехватило, так это было красиво. Ну точно русалка".

"В грезах этих она рисовала картины, а я занимался своей коллекцией. Представлял себе, как она меня любит, как ей коллекция моя нравится, как она рисует и раскрашивает свои картины. Как мы с ней вместе работаем в красивом современном доме, в большущей комнате с таким огромным окном из цельного стекла, и вроде собрания секции жесткокрылых в этой комнате проходят. И я не молчу, как обычно, чтоб ненароком не сморозить чего, и мы с ней – хозяин и хозяйка, и все к нам с уважением. И она такая красивая – светлые волосы, серые глаза, – что от зависти все мужики зеленеют, прямо на глазах".

(Фаулз Дж. Коллекционер)


Made on
Tilda