Ретроспекция представляет собой сложный нарративный механизм, позволяющий автору осуществлять временную децентрацию линейного повествования. В реалистической прозе данный прием выполняет несколько важных функций: организацию многоуровневой системы временных планов, создание психологического портрета персонажа, реализацию идеологической позиции автора, формирование причинно-следственных связей между эпизодами.
В реалистической прозе можно выделить следующие основные типы ретроспекций:
а) Автобиографическая ретроспекция представлена в форме воспоминаний главного героя
часто используется в “потоке сознания” служит инструментом психологического анализа
Пример: Л.Н. Толстой, “Война и мир” (воспоминания князя Андрея о прошлом).
б) Историческая ретроспекция - обращение к предшествующим историческим событиям,
создание исторического контекста, формирование причинно-следственных связей.
- Особое место в развитии ретроспективного метода в русской литературе занимает поэма Пушкина “Медный всадник”. Здесь можно выделить несколько уровней ретроспекции: вступление поэмы создает образ Петра I, стоящего “на берегу пустынных волн”, введением образа Евгения создается временной разрыв между прошлым и настоящим, осуществляется оценка исторических событий с позиции тогдашней современности - дается отсылка к легендам о Петре, по одной из которых он спас во время шторма моряков, о чем в принципе не может знать маленький человек Евгений, поскольку он "не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине".
в) Сюжетная ретроспекция применяется, в частности, Тургеневым для пояснения некоторых особенностей персонажей, предыстории, создания дополнительной интриги.
Пример: И.С. Тургенев, “Отцы и дети” (история любви Павла Петровича)
В реалистической прозе ретроспекция выполняет следующие функции:
а) Идеологическая (формирование авторской концепции истории, выражение философской позиции, создание исторического комментария)
б) Психологическая (раскрытие внутреннего мира персонажа, демонстрация эволюции характера, анализ мотивации поступков)
в) Композиционная (создание нелинейной структуры повествования, формирование многоуровневого хронотопа,
создание художественных параллелей).
Специфика русской литературы заключается в синтезе различных типов ретроспекции, создании многоуровневых временных пластов, психологизации исторического процесса, философском осмыслении исторического опыта. Так, лироэпос Маяковского характеризуется уникальной организацией художественного времени, представляющей собой сложную систему временных пластов. В творчестве поэта формируется особая модель полифонического взаимодействия различных временных измерений.
Ретроспекция выступает как ключевой механизм организации реалистического дискурса, позволяющий: создавать многомерную картину действительности, реализовывать принципы психологизма, формировать историческую перспективу, осуществлять философское осмысление реальности.
Данный нарративный прием становится своеобразным инструментом познания действительности, позволяющим раскрыть как индивидуальные судьбы, так и исторические закономерности развития общества.