Средства художественной изобразительности как плюс- и минус-приемы

Средства художественной изобразительности как плюс-приемы в литературе используются для описания внешнего вида персонажей, окружающей обстановки и других деталей произведения. Портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт помогают создать яркие и живые образы, которые привлекают читателя и заставляют его вникнуть в атмосферу. .
Средства художественной выразительности как плюс-приемы используются для передачи эмоций, мыслей и переживаний персонажей. Они помогают читателю понять, что чувствуют герои, какие у них мотивы и цели.
Оба типа средств могут быть сняты при создании литературного произведения. Без изобразительных средств произведение сконцентрировано на внутренней стороне бытия, а без выразительных средств оно намеренно теряет ту эмоциональную составляющую, которая не нужна автору для выполнения своей художественной задачи.

"Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности. Мне не требовалось громыхать их с эстрады, чтобы от них шарахались люди умственного труда, негодуя. «Какое падение! Какое варварство!» Мне не надо было, чтобы от их скромного изящества мерли мухи и дамы-профессорши после их чтения в кругу шести или семи почитателей говорили: «Позвольте пожать вашу честную руку». Я не добивался отчетливой ритмики, плясовой или песенной, от действия которой почти без участия слов сами собой начинают двигаться ноги и руки. Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал". (Борис Пастернак. Люди и положения)
Вопрос 1. Чем в данном высказывании обосновывается выбор минус-приема?
Портрет в лирике Пушкина - загадка. Поскольку построен на минус-приеме. Мы не знаем, как выглядит девушка, но понимаем, что она- красавица. Это вызывает различные толкования.
"Софья Федоровна Пушкина была стройна и высока ростом, с прекрасным греческим профилем и черными, как смоль, глазами и была очень умная и милая девушка" .
Е. П. ЯНЬКОВА по записи Д. БЛАГОВО. Рассказы бабушки.

Б. Л. Модзалевский доказывает (Пушкин и его с-ки, вып. IV, с. 102), что бабушка Янькова перепутала сестер и что приведенная характеристика относится к Анне Федоровне Пушкиной, к Софье Федоровне относится следующая: "меньшая, маленькая и субтильная блондинка, точно саксонская куколка, была прехорошенькая, преживая и превеселая, и хотя не имела ни той поступи, ни осанки, как ее сестра, но личиком была, кажется, еще милее". В первом издании этой книги я выразил свое согласие с Б. Л. Модзалевским, Теперь, однако, думаю, что он не прав. Два ближайшие друга Пушкина, Нащокин и Соболевский, свидетельствуют (см. след. выписку), что в стихотворении "Ответ Ф. Т." поэт говорит о С. Ф. Пушкиной. Вот это стихотворение:
Нет, не черкешенка она;
Но в долы Грузии от века
Такая дева не сошла
С высот угрюмого Казбека.
Нет, не агат в глазах у ней.
Но все сокровища Востока
Не стоят сладостных лучей
Ее полуденного ока.
Описание вполне подходит к описанию, даваемому Яньковой Софье Федоровне. Да и на дошедших портретах Софии Пушкиной мы видим совершенно "полуденную" брюнетку.
Ответ Ф. Т. *** ("Нет, не черкешенка она"). Здесь говорится о г-же Паниной, урожденной Пушкиной, в которую Пушкин был влюблен. (Да. Приписка Соболевского). Стихотворение написано в Москве.
П. В. НАЩОКИН по записи БАРТЕНЕВА. Рассказы о Пушкине.


Почему Хемингуэю не нужно присутствие героя-рассказчика на празднике?
Я проснулся, когда пришел Кон. Он начал раздеваться и подошел к окну, чтобы закрыть его,
потому что с балкона через улицу, как раз напротив, люди заглядывали к нам.
— Ну, видели? — спросил я.
— Да. Мы все были там.
— Жертвы были?
— Один бык врезался в толпу на арене и помял человек семь.
— Брет не испугалась?
— Это произошло так быстро, что никто не обратил внимания.
— Жалко, что я проспал.
— Мы не знали, где вы. Мы подходили к вашей комнате, но дверь была заперта.
— А где вы были ночью?
— Танцевали в каком-то клубе.
— Мне очень спать захотелось, — сказал я.
— А мне как спать хочется! — сказал Кон. — Когда же это кончится?
— Только через неделю.
Билл приоткрыл дверь и просунул голову.
— Где ты был, Джейк?
— Я смотрел на них с балкона. Ну как?
— Замечательно.
— Куда ты идешь?
Мастерство Л.Н. Толстого использовать средства художественной изобразительности в нужном месте поражает: он мог искусно писать без единого средства, это минус-прием, такой прием, когда автор умеет пользоваться всем арсеналом средств изображения, но не делает этого умышленно, выполняя свою художественную задачу.
«Кавказский пленник» не пестрит эпитетами, метафорами, красками русского языка. Сухость, четкость и ясность присуща этому произведению, нет лишнего слова, удерживающего на себе взгляд читателя, заостряющего на себе внимание. «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин» - Толстой понимает, что здесь, в описании военного человека, кроткого и занятого человека, нужна сухость, даже некая скудность на слова, как в докладах и отчетах, будто сам военный отчитывается по событиями, произошедшим в походе. Автор умело характеризует Жилина, при этом не говоря первоначально о его личности ничего, кроме фамилии. За счет описания событий, повествования, мы понимаем, насколько краток автор, настолько и краток сам герой: «Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами…». Казалось бы, Л.Н Толстой не владеет изяществом пера, его перо сухо. Но это не так.
Рассмотрим отрывок произведения «Война и мир» - отступление русских войск и приход Наполеона к пустой Москве. «Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы» - четкость, краткость. Толстой характеризует Кутузова, великого русского полководца и прежде всего, военного человека, выученного говорить только по делу, как знающего, умного главнокомандующего, голова которого наполнена мыслями спасения своей Родины.
И только, когда великий французский полководец выступает на главный план, письмо Толстого меняется: теперь оно пестрит эпитетами и метафорами, и уже режет глаз после «отчета Кутузова». Стоит прекрасная погода, пришло бабье лето – пора, обманчиво теплая, недолгая и коварная, этот период подкупает нас ярким солнцем, присутствием тепла на короткий срок. Бабье лето заставляет думать, что тепло будет держаться еще некоторое время, оно внезапно уйдет, оставив после себя простуды и недомогания из-за резкой смены погоды. Комедийный образ завоевателя появляется за счет бабьего лета. Подобно бабьему лету Наполеон пришел к власти во Франции: обещал великих деяний, необычайно красивой славы стране и преимущество над другими государствами. Короткая, обманчиво приятная пора Наполеона закончилась так же внезапно, как и бабье лето. И тогда пришла суровая зима, суровая правда правления Наполеона и самой личности французского полководца. Оказывается, он лишь «павлин», строящий наполеоновские планы и воплощающий проблемы и разруху. «Когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе…», лишь тогда читатель видит Наполеона, пускающего пыль в глаза не только врагам, но и своей стране. «Сыплются золотые звезды» с неба, и в глазах Наполеона уже видна его жадность, жажда власти, жесткость, скрывающаяся под маской освободителя замученных земель и людей. Некогда мечта власти над всем миром, терзающая его душу, стала реальностью, вот о чем думает Наполеон. Толстой характеризует Наполеона как человека, смыслящего в военном деле, но пустословного, дающего ложные надежды, как человека, считающего себя освободителем: «На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия...». Толстой смеется над Наполеоном: использует излишние средства художественной выразительности, проговаривая его мысли, его дальнейшие указания и мечтания в Москве, которая никогда не будет в руках такого человека. Автор показывает служащих Наполеону генералов и маршалов рассудительней самого полководца: они не тешат себе душу раньше времени, они вынуждены узнать состояние и настроение Москвы и донести отчет «главному французу».
Взойдя на холм, видя пейзаж Москвы, Наполеон распинается в словах. Л.Н. Толстой не переводит абсурдные речи француза: слова Наполеона пошлы, они недостойны великого и красивого русского языка: «Une ville occupée par l'ennemi ressemble à une fille qui a perdu son honneur». Толстой – защитник русского языка от пакостей, невиданных глупостей и пустых слов.
Война не терпит красивого слога, как Л.Н. Толстой не терпит самовлюбленного и самонадеянного Наполеона. Мы можем сделать такой вывод по описанию действа с участием Наполеона. Между прозрачными границами повествования и рассуждениями самого автора проскальзывает ирония, нелюбовь к одному французу. Средства художественной выразительности подчеркивают красоту русской природы, земли и унижают великого полководца, амбиции которого весьма сильно превышают небольшой рост Наполеона. Розовые очки Наполеона и красивые пейзажи русской земли характеризуются одними и теми же эпитетами: «с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды».
Толстой сравнивает Наполеона с пчеловодом. Наполеон, подобно пчеловоду, встретил свой улей в прискорбном состоянии, стуча по стенам города, открывая крышку их улья, он видит: людей-пчел, не сумевших уйти, не желавших покидать родные улочки и дома; нет защитников, здоровых пчел, готовых жалить и умирать за свой мед, остались здесь, в пустой Москве, пчелы без жала на распоряжении пчеловода, которые могут лишь «ускользать от опасности». Толстой опять же унижает французского полководца: он сумел завоевать пустой город, где есть только мирные жители. Ирония автора скрывается в повествовании, в описании улья: он высмеивает недальновидность Наполеона, его самонадеянность и самовлюбленность.
Толстой открыл «диалектику души». Он не только знакомит нас с героем в конкретном эпизоде или главе, он показывает нам развитие судеб их изменения. Таким образом мы знакомимся с каждым героем все ближе и ближе, понимаем поступки каждого из них, принимаем и прощаем их ошибки. Так Толстой оправдывает Пьера: на его глазах была такая же пелена, как и у последователей французского полководца, пелена великого вклада Наполеона и его великих деяний. Глава, связанная с пчелами, неспроста стоит после прихода Наполеона к Москве.
Используя средства художественной выразительности, Л.Н. Толстой заставляет нас задуматься о его отношении к происходящему, автор представляет нам уже знакомый, лермонтовский способ характеристики героев через описание обманчивой природы, но в сочетании с минус-приемом это работает по-другому, добавляется совсем не романтическая сатира.



Средства художественной изобразительности в их взаимосвязи
В стихах Маяковского, Антакольского и Бродского, Ганина, Чигрина пейзаж часто становится натюрмортом, натюрморт - портретом, портрет-интерьером. Этот прием, взятый в пушкинском "Медном всаднике", в ХХ веке обрел странные очертания, продолжившие пушкинский абсурдизм. Где Нева мечется "как больной" в "постеле беспокойной" и интерьер комнаты больного переходит в пейзаж наводнения, там вещь - памятник становится портретом эпохи и несется за одним - самым пронзительным и самым правым из всех - недовольным.
Там девичьи лица ярче роз - портрет, рядом с ним пенистые бокалы и пунша пламень голубой - натюрморт, пейзаж и интерьер белых ночей. По сути, мы имеем дело с шеллигиантством, когда природа становится устрашающим автопортретом эпохи.
Задание 1: Проанализируйте отрывки из поэмы «Медный всадник». Раскрасьте портретные детали синим, пейзажные- зеленым цветом. Там, где встретятся элементы интерьера – красным. Напишите об этом небольшую заметку 7-8 предложений с цитатами.
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой...

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.

Задание 2. У Гоголя пейзаж становится анималистическим портретом - птица-тройка. Прочитайте отрывок. Найдите специфические черты пейзажа и портрета. Найдите в нем геометрические фигуры и другие маркеры пространства.
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Подсказка:
Тема в заголовке страницы
Обращение к категории пространства характерно для русских писателей. И далее нельзя отклоняться от темы пейзажа. Этот вопрос про элементы, черты, метод изображения, оптику автора.
Пишем далее во вступлении: «Философия мира представлена в виде картины. В ней анималистический портрет тройки накладывается на особенное видение пейзажа как горизонтали мироздания и проявляет себя как единоборство режимов зрения - "вытянутые линии"... Пейзаж обретает динамику»...

Маяковский:
"Черепа шкатулку вскройте,-
сверкнёт
драгоценнейший ум".
Портрет и натюрморт.
"Тысячеглаз надсмотрщик, фонари, фонари," -
Портрет и пейзаж.
"Заприте небо в провода,
Скрутите землю в улицы!"
Пейзажи отражены в натюрмортах и наоборот. Кант сравнивал природный организм с органической структурой художественного произведения. Чтобы футуристу получить искомое художественное, нужно индустриальное сделать природным.
Кантор был близок к пониманию средства этой художественности, но свел к фантастике: "Одно превращение следует за другим. Фантастическая реальность разворачивается причудливо. Вот на подушке, ставшей льдиной, поэт плывет по Неве и оказывается под тем самым феерическим мостом, к которому он приковал себя в "Человеке"."
пейзаж с автопортретом и предметом интерьера - подушкой, о том ли не мечтали футуристы?
Исток антропоцентризма Маяковского- это русский реализм как создание систем образов, антропоцентричных систем с героем, который стоит в центре и через него - портрет- автор показывает всех других персонажей, через интерьеры, пейзажи, а его - через них.
В вашем
квартирном
маленьком мирике
для спален растут кучерявые лирики.
Что выищешь в этих болоночьих лириках?!
Меня вот
любить
учили
в Бутырках.
Большое в малом, малое в большом - линии пейзажа как линии перспективы путаются и дают футуристическую картину - сюрреализм.
Игра с опцией пространства - бинокль. Телефон связывает через космос один интерьер с другим - вещность стягивает интерьеры с пейзажами:
Вселенная
вся
как будто в бинокле,
в огромном бинокле (с другой стороны).
Горизонт распрямился
ровно-ровно.
Тесьма.
Натянут бичевкой тугой.
Край один -
я в моей комнате,
ты в своей комнате - край другой.
А между -
такая,
какая не снится,
какая-то гордая белой обновой,
через вселенную
легла Мясницкая
миниатюрой кости слоновой.

Бродский продолжает сюрреалистичность Маяковского и Пушкина. Его лирический герой - мера всех вещей.
Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари. ----
- интерьер и пейзаж
вещь, как правило, пыль
не тщится перебороть,
не напрягает бровь.
Ибо пыль - это плоть
времени; плоть и кровь.
- это портрет и натюрморт.
Наконец, Бродский бы предпочел черный квадрат ничегоневидения, ни портретов, ни натюрмортов, ни пейзажей.
"Вещи и люди нас окружают. И те, и эти терзают глаз. Лучше жить в темноте. Я сижу на скамье в парке, глядя вослед проходящей семье. Мне опротивел свет".
Антакольский. Анималистический портрет в пейзаже:
И в сером асфальтовом сквере,
Где плачет фонтан, ошалев,
Отлично привинченный лев
Забыл, что считается зверем.
С пузырчатой пеной в ноздрях,
Кольчат и колюч, как репейник,
Дракон не теряет терпенья,
Он спит, ненароком застряв
Меж средневековьем и этим
Прохладным безветренным днем.

Ганин изображает некий хмурый портрет дневного пейзажа- темная и грустная сторона природы. Обнаружение духа в природе - это шаг в прекрасное по Гегелю, и создать портрет пейзажа - значит найти это прекрасное.
В нагих полях бредет в сермяге День,
Обрывки зорь за полы небо прячет,
Из мутных глаз течет унынья тень,
Седая борода дождями плачет.
Соединение средств художественной изобразительности мы видим и у Евгения Чигрина.
Соединение портрета и пейзажа:
За осенью, в которой стих подмёрз, как Вяземский в халате обветшалом,

Соединение портрета и натюрморта:
Вдыхая пыль, глотая абрикос, чертя судьбу, как блазнится, недаром -

Соединение интерьера и пейзажа с портретом:
Взлетает жизнь, забыв в шкафу крыла, и пропадает в городе брюхатом,
Куда спешишь, "бессмертная пора", стегнув себя некачественным матом?
Куда теперь, расстёгнутым на сто сиротств таких, что вспомнился б родитель В каком-нибудь заштопанном пальто, скорее безучастный небожитель?
Для того, чтобы признаться в том, что он любит водные пространства, Бродский на встрече с Рейном в Венеции несколько раз оговорился, что это «не по Фройду». Эта близость к воде - близость к материи, которая его не раздражает, если смотреть на нее долго. Но там публика из трех почти все время молчавших спутников была не та, чтобы пояснить это философски, для того у Бродского были другие собеседники- читатели, с которыми он на равных.
Для него одушевленное - один из видов неодушевленного, он сам плоть воды, хоть и не умеет плавать, но это разные вещи. Вода и не должна уметь плавать, ее задача- поглощать неумеющих и быть безбрежной.
Давно не воспринимаю его как поэта, только как философа - попытку некоей воды, сырого вещества, выразить себя в текущем слоге как волне. Такая вот читательская вольность, которой грешил и Шестов, не воспринимая Достоевского и Толстого иначе как философов. И ставил где-то выше Гегеля: "Глубокомыслием этих людей не удивишь, а что касается диалектики, то даже сам Гегель спасовал бы пред подпольным философом Достоевского".
Перефразируя Шестова, скажу, что сам Шеллинг спасовал бы перед философом натюрмортов, раскрывающим вещи изнутри самого бытия. Короткие замкнутые отрывки прозы ли, поэзии ли - это волны, задачей Бродского было лишь дать им горизонт.
Да, тут не по Фрейду. "У меня нет квалификации врача". (Бродский). И это значит, что он не в рамках человеческой уже психологии. Его антропоцентрика неодушевленного через лингвистическую логику течения смыслов.

Задание 3: Найдите в отрывке из стихотворения «Сретение» И.Бродского соединение пейзажа и интерьера:
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
Задание 4. Прочтите «Сретение» полностью. Найдите в нем другие средства выразительности. Сравните действие персонажей с изображенным на одноименной картине Рембрандта. Как стихотворение и картина дополняют друг друга? Что невозможно было передать средствами живописи? Что трудно передать средствами языка? Найдите соответствие с историей и биографией А.Ахматовой, которой посвящено стихотворение.
Не забудьте написать, что И.Бродский входит в литературную группу «Ахматовские сироты», следовательно, его посвящение Ахматовой не случайно. Обратите внимание на время написание стихотворения – 1972 год, никто тогда еще не думал о переменах, о том, что советский строй падет. Но, тем не менее, слова старца «паденье одних, возвышенье других» - пророчество. Действительно, так и произойдет в годы перестройки. Не забудьте также упомянуть страдания, которые выпали на долю Ахматовой – «согбенная Анна» Подумайте, может есть что-то и в образе старца Симеона от Ахматовой? Обратите внимания на фигуру умолчания – Иосиф. Подумайте, зачем Бродский не упомянул Иосифа.
Мы видим пейзаж дворянских имений непосредственно перед отменой крепостного права. Еще несколько лет такого хозяйствования - и погибла Россия. Тургенев свое осуждение скрыл за вздохом по преобразованиям Аркадия и недовольством Базарова. Плюс или минус-прием здесь использован?
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..
(Тургенев. Отцы и дети)
Какими средствами изобразительности пользуется птичка пересмешник? Как вы понимаете выражение "Фигуру ставя на фигуру"? В каком литературном направлении современности актуальна метафора "жонглер подхваченных идей"? В каком еще произведении отечественной или зарубежной литературы автор дает образ-символ поэзии и в чем это стихотворение можно сопоставить с "Многоголосым пересмешником"? Какой прием имеет в виду Моршен?
МНОГОГОЛОСЫЙ ПЕРЕСМЕШНИК

Мне ближе всех из птичек здешних
Жонглер подхваченных идей —
Многоголосый пересмешник,
Тысячесвистый лицедей.

Чужие речи он счастливо
Сплетает в пении своем:
И «зин-зи-вер», и «чьи-вы, чьи-вы»,
И «пить-пить-пить», и «спать-пойдем».

Заслышав трели реполова
И козодоя стон глухой,
Он их смешает с полуслова:
Тут — козо-лов, там — репо-дой.

Фигуру ставя на фигуру,
Раскатом передразнит гром,
Прищуром на синкопе — щура,
Щегла — вокальным щегольством.

Синеть он может, как синица,
Способен, как сова, советь,
Умеет выпить, петушиться,
Малиноветь и соловеть.

Он так поет не ради смеха,
А в силу свойства своего,
И есть у зеркала и эха
С ним ипостасное родство.

У каждой птицы, в свисте, в такте ль,
Своя задача, свой закон:
Есть птица-ямб, есть птица-дактиль,
Но птица-рифма — только он.
Н.Моршен
Made on
Tilda