Сравнение

Сравнение в критике
Если одно произведение (предмет) можно сравнить с другим, то это не значит, что оба хороши или оба плохи, хорошо лишь то, что мы нашли это сходство или различие.
С какой целью философ приводит множество сравнений с правлением государя? Найдите аргументы противоположного характера - в пользу демократии. Сделайте вывод об убедительности любого сравнения. Ведь как сказал Гегель, ни одна из сторон до конца не истинна, истинно лишь то, что из объединяет, то есть само сравнение.
Глава II
О ТОМ, ЧТО ПОЛЕЗНЕЕ, ЧТОБЫ МНОЖЕСТВОМ ВМЕСТЕ ЖИВУЩИХ ЛЮДЕЙ УПРАВЛЯЛ ОДИН, ЧЕМ МНОГИЕ
После того, что сказано ранее, следует задаться вопросом, что более подходит для провинции или города-государства: быть управляемыми одним или многими.
Итак, один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа в каждом отдельном случае действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. В самом деле среди множества частей тела существует одна, которая движет всем, а именно сердце, и среди частей души по преимуществу главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и у пчел один царь, и во всей вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного. А потому, если то, что происходит от искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним.
Это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира, что, очевидно, нужно дополнить тем, что Господь, сетуя, говорил устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество пастухов испортили мой виноградник». И напротив, провинции и города-государства, которые управляются одним государем, наслаждаются миром, славятся справедливостью и радуются процветанию.
(Ф. Аквинский)

Если метафора – скрытое сравнение, то сравнение – это метафора, оба элемента которой автор захотел раскрыть. В нем нет внутренней формы.
Задание 1. Что вы можете сказать о пьесе, которую видит М.Цветаева, если она пишет: «Ход трагедии – как- шторм»? «Взвился занавес – как - гриф»?
Задание 2. Прочитайте стихотворение М.Цветаевой «Занавес». Можно ли сказать, что это поэтический ответ Пастернаку на его сравнение6 «В тот день всю тебя, от гребенок до ног, / Как трагик в провинции драму Шекспирову, /Носил я с собою и знал назубок, /Шатался по городу и репетировал»?
Водопадами занавеса, как пеной —
Хвоей — пламенем — прошумя.
Нету тайны у занавеса от сцены:
(Сцена — ты, занавес — я).

Сновиденными зарослями (в высоком
Зале — оторопь разлилась)
Я скрываю героя в борьбе с Роком,
Место действия — и — час.

Водопадными радугами, обвалом
Лавра (вверился же! знал!)
Я тебя загораживаю от зала,
(Завораживаю — зал!)

Тайна занавеса! Сновиденным лесом
Сонных снадобий, трав, зёрн…
(За уже содрогающейся завесой
Ход трагедии — как — шторм!)

Ложи, в слезы! В набат, ярус!
Срок, исполнься! Герой, будь!
Ходит занавес — как — парус,
Ходит занавес — как — грудь.

Из последнего сердца тебя, о недра,
Загораживаю. — Взрыв!
Над ужа́ — ленною — Федрой
Взвился занавес — как — гриф.

Нате! Рвите! Глядите! Течет, не так ли?
Заготавливайте — чан!
Я державную рану отдам до капли!
(Зритель бел, занавес рдян).

И тогда, сострадательным покрывалом
Долу, знаменем прошумя.
Нету тайны у занавеса — от зала.
(Зала — жизнь, занавес — я).

Задание 3. Прочитайте отрывок из рецензии на это стихотворение Томаса Венцлова. Какой смысл он увидел в цветаевском тексте благодаря повторам? Эти повторы каждый раз дают новое скрытое сравнение благодаря чему? Проанализируйте сами этот текст. Напишите о методе сравнений Марины Цветаевой – открытых и скрытых, используя и другие ее стихи.
«Ключевое слово текста — занавес. Оно повторено десять раз, а кроме того, вынесено и в заглавие. Занавес дан только в двух падежах, первых и главных в любой школьной грамматике — именительном и родительном. Но он выходит за собственные пределы. Он продолжен зарослями (5), библейской завесой (15), словом зёрн (14), наконец знаменем (30). «Склонение» занавеса переступает границы именной парадигмы (тот же прием, что и в «Поэме Горы» — ср. Фарино, 1973, с. 166). Как бы вариантами занавеса оказываются глаголы — протяженные, тяжкие, содрогающиеся: загораживаю (11, 22), завораживаю (12), заготавливайте (26). Они начинаются с того же слога (префикса) и подхватывают ту же тему границы, напряженного, чреватого возможностями ожидания. При этом они создают айкон занавеса; впрочем, все стихотворение — вертикальное, прямоугольное, «провисающее», колеблющееся бесконечными скобками и тире — отчасти есть айкон. Русский язык устроен так, что в то же фонетическое и семантическое поле, что занавес, попадают слова зал (6, 11, 12, 31), зала (32), знал (10) и зритель (28); нелишне вспомнить здесь и слово заглавие. Стихотворение пронизано слогом за (предлог за дан в строке 15): искусство для Цветаевой — то, что находится за, по ту сторону; что со-причастно иному, внечеловеческому и бесчеловечному (ср. в «Поэме Конца»: «— За городом! Понимаешь? З?!»). За (или з) оказывается фонематической и/или морфологической метафорой театра., искусства, знания».
Задание 4. Найдите сравнение в предложении из «Тихого Дона» Шолохова: «Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову, - лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступил пот».
Какую роль оно играет в данном контексте?
Задание 4. В стихотворении Фета найдите сравнения, через которые автор пытался передать суть творчества. Каким видит творчество поэта автор?
* * *
Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Задание 4. Найдите особенности сравнений Б.Пастернака. Что на что похоже в его поэтическом мире? Как вы представили описываемый пейзаж?
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.

Где пруд - как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.

Задание 5. Объясните, почему для лишения Наполеона ореола величия понадобилось сравнение Москвы с мертвым ульем?
"Пчеловод открывает верхнюю колодезню и осматривает голову улья. Вместо сплошных рядов пчел, облепивших все промежутки сотов и греющих детву, он видит искусную, сложную работу сотов, но уже не в том виде девственности, в котором она бывала прежде. Все запущено и загажено. Грабительницы — черные пчелы — шныряют быстро и украдисто по работам; свои пчелы, ссохшиеся, короткие, вялые, как будто старые, медленно бродят, никому не мешая, ничего не желая и потеряв сознание жизни. Трутни, шершни, шмели, бабочки бестолково стучатся на лету о стенки улья. Кое-где между вощинами с мертвыми детьми и медом изредка слышится с разных сторон сердитое брюзжание; где-нибудь две пчелы, по старой привычке и памяти очищая гнездо улья, старательно, сверх сил, тащат прочь мертвую пчелу или шмеля, сами не зная, для чего они это делают. В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают. В третьем месте толпа пчел, давя друг друга, нападает на какую-нибудь жертву и бьет и душит ее. И ослабевшая или убитая пчела медленно, легко, как пух, спадает сверху в кучу трупов. Пчеловод разворачивает две средние вощины, чтобы видеть гнездо. Вместо прежних сплошных черных кругов спинка с спинкой сидящих тысяч пчел и блюдущих высшие тайны родного дела, он видит сотни унылых, полуживых и заснувших остовов пчел. Они почти все умерли, сами не зная этого, сидя на святыне, которую они блюли и которой уже нет больше. От них пахнет гнилью и смертью. Только некоторые из них шевелятся, поднимаются, вяло летят и садятся на руку врагу, не в силах умереть, жаля его, — остальные, мертвые, как рыбья чешуя, легко сыплются вниз. Пчеловод закрывает колодезню, отмечает мелом колодку и, выбрав время, выламывает и выжигает ее.
Так пуста была Москва, когда Наполеон, усталый, беспокойный и нахмуренный, ходил взад и вперед у Камерколлежского вала, ожидая того хотя внешнего, но необходимого, по его понятиям, соблюдения приличий, — депутации.
В разных углах Москвы только бессмысленно еще шевелились люди, соблюдая старые привычки и не понимая того, что они делали". (Л.Толстой. Война и мир)
Задание 5. В стихотворении Николая Рубцова найдите сравнения. На каком основании он сравнивает стихи одновременно с вьюгой и солнцем?
Стихи из дома гонят нас,
Как будто вьюга воет, воет
На отопленье паровое,
На электричество и газ!
Скажите, знаете ли вы
О вьюгах что-нибудь такое:
Кто может их заставить выть?
Кто может их остановить,
Когда захочется покоя?
А утром солнышко взойдет, —
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?
Вот так поэзия, она
Звенит — ее не остановишь!
А замолчит — напрасно стонешь!
Она незрима и вольна.
Прославит нас или унизит,
Но все равно возьмет свое!
И не она от нас зависит,
А мы зависим от нее…

Поясните, что такое "железные семечки", что значит "Америчка... - неразгрызное семечко"? Оптимистичен ли финал?
И на завалинке, и на скамеечке
мне попадались железные семечки,
десны кровавили, зубы калечили,
но не просил я, чтоб стало полегче мне.
Русь, а когда было легкое времечко?
В темечко деда свинцовое семечко
вбили на память в лубянском подвале —
так нам историю преподавали.
Кто мы и что для потомков мы сеющие?
Русь, ты сама как железное семечко.
Кажется издали милой Америчка,
А и она — неразгрызное семечко.
Столькие темные тайны России
мы не разгрызли, не раскусили.
Лишь бы в нас не было злобы и зависти —
всё и без волчьих клыков разгрызается.
(Е.Евтушенко. Железные семечки)

Найдите сравнения, в каких формах они выражены? Нарисуйте цепочку ассоциаций. К тому времени Бродский пережил разлуку с семьей, отъезд за границу, а до этого пытки в больнице, и попытки суицида, и тюрьму, после чего он постоянно думал о скорой смерти. Поясните смысл концовки, можно ли это трактовать, что свобода - это когда нет слез?Будет ли в этом случае высказывание сказуемым-сравнением?
Я не то что схожу c ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла все это —
города, человеков, но для начала — зелень.
Стану спать не раздевшись или читать c любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
a слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
Иосиф Бродский

Найдите сравнения. Перепишите этот текст, убирая сравнения и заменяя их метафорами, получится ли образ балерины?

Рамон Лопес ВЕЛАРДЕ. Анна Павлова

Перевод с испанского Виктора Андреева


Ножки

у крошки

девицы –

на бис!

Им подивиться

могла бы Таис.


Ножки

пастушки

ножки

ундины;

вы – две подружки,

что вечно едины.


Ножки:

и радость, и ликованье.

О скорой смерти напоминанье.


Ножки:

мгновенье –

как откровенье.

Богоявленье

и погребенье.


Ножкою

правой –

на милосердие право;

ножкою

левой –

право быть королевой.


Ножки

от бедер и до ступней:

сердце колотится всё сильней.


Ножки –

как стрелки

точных часов,

как непонятность

таинственных слов.

Нами владей,

чудная, с очарованьем кокетливых фей.


Ты

и смущаешь и дразнишь,

весталка.

Если б фиалка

ноги

приобрести пожелала,

только твои

у Творца бы выпрашивать стала.


Сердце балета

бесспорно пронзаешь иглою.

И на пуантах летишь над планетой

неуловимою стрекозою.


Ты вызываешь всегда восхищенье поэта,

ибо, поверь, говорит с нами Бог

на языке твоих ног!

Интересное задание в интернете. Попробуйте продолжить.
Made on
Tilda