Характер

В мире литературы положительные герои играют ключевую роль, являясь воплощением авторских нравственных ценностей и идеалов. Они не только отражают мировоззрение писателя, но и формируют взгляды читателей, воспитывая в них высокие моральные качества.
В произведении должны быть симпатичные, положительные характеры. Без этого читатель будет воспринимать его как некую гадость, которую ему предложили вместо обеда. В Эпоху Просвещения главным было научить, просветить - просвещали и авторов. Если без отрицательных героев никак, то пусть их будет примерно равное количество - положительных и отрицательных. Действие в пьесе, глава в романе - определенный этап развития характера. Характер может сводиться к одному какому-либо качеству, как у Мольера, или же быть разноплановым, как у Шекспира. Может быть условно обозначен буквой, как у Замятина, а может быть целым образом жизни, как у Гончарова. В любом случае характер - это форма.
Изучаем характеры в классицизме
В классицизме персонажи четко разделены на положительных и отрицательных, каждый из которых обладает определенным набором качеств, часто обозначаемых с помощью говорящих фамилий. Положительные герои обычно олицетворяют добродетели, такие как мудрость, справедливость, честь, а отрицательные - пороки, например, жадность, тщеславие, глупость. Эти качества остаются неизменными на протяжении всего повествования, что подчеркивает статичность характеров. В конце произведения добродетель всегда торжествует над пороками, что является отражением основной идеи классицизма о победе разума над страстями. Типичный представитель - Мольер.
В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», автор выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию театра. Его комедии направлены против лицемерия, которое прикрывается набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и цинизма. Обсуждать классицистические характеры с позиций сегодняшнего дня не совсем корректно. Так, в наше время слабый характер не является недостатком человека, а в эпоху Просвещения он высмеивался.
В сентиментализме литературный герой обладает рядом характерных черт:
  1. Чувствительность и нежность: Герои сентименталистических произведений часто изображаются чувствительными и способными к глубоким эмоциональным переживаниям.
  2. Способность к сочувствию и состраданию: Акцент на человечности, доброте и сочувствии к ближнему.
  3. Свобода воображения: В сентиментализме часто используются элементы воображения, фантазии, необычные сюжетные ходы и метафоры.
  4. Культ чувств: Центральное место в сентиментализме занимает чувство, индивидуальные переживания и эмоции.
  5. Идеализация природы: Природа выступает источником чистых и неподдельных чувств, местом уединения и вдохновения.
  6. Простота и естественность: Отход от сложных литературных форм, стремление к простоте и понятности выражения.
  7. Внимание к внутреннему миру человека: Интерес к личностным переживаниям, интроспекция и психологизм.
  8. Осуждение социальной несправедливости: Критика общественных пороков, осмысление идеалов справедливости и морали.
  9. Прославление любви: Любовь выступает важнейшей темой, особенно в её идеалистическом и платоническом виде.
Эти черты делают литературных героев сентиментализма яркими и запоминающимися, отражая основные ценности и идеалы этого литературного направления.
Романтизм

В эпоху романтизма, которая оставила заметный след в мировой литературе, особое внимание уделялось исследованию человеческих характеров. Романтические герои отличались рядом характерных черт, которые делали их уникальными и запоминающимися.
  1. Индивидуализм: Романтические герои выражали сильное чувство личной независимости и самоутверждения. Они стремились к свободе от общественных норм и ограничений, подчеркивая свою индивидуальность.
  2. Стремление к свободе: Борьба против социальных ограничений и поиск свободы духа были одними из ключевых мотивов в жизни романтических героев. Они искали свободу самовыражения и возможность следовать своим идеалам.
  3. Идеализм: Высокие идеалы и стремление к совершенству были неотъемлемой частью характера романтических героев. Они верили в возможность достижения идеала и стремились к нему, несмотря на препятствия.
  4. Чувствительность: Глубокие эмоциональные переживания и чувствительность к красоте мира были характерными чертами романтических героев. Они могли остро воспринимать красоту природы и искусства, а также глубоко переживать личные драмы.
  5. Любовь к природе: Связь с природой играла важную роль в жизни романтических героев. Они видели в природе источник вдохновения и истинности, находя в ней убежище от суеты городской жизни.
  6. Одиночество: Романтические герои часто изображались как одинокие бунтари, оторванные от общества. Их стремление к индивидуализму и свободе приводило к изоляции от окружающих.
  7. Бунтарство: Протест против установленного порядка, выраженный в непокорности и борьбе за личные убеждения, был характерен для многих романтических героев. Они бросали вызов обществу и его нормам.
  8. Трагизм: Жизнь романтических героев часто была пронизана трагическими конфликтами и неизбежностью столкновения с реальностью. Их стремление к идеалу и борьба за свободу часто приводили к трагическим последствиям.
  9. Страсть: Глубокие и интенсивные страсти, которые могли привести как к возвышенным поступкам, так и к саморазрушению, были характерны для романтических героев.
  10. Креативность: Тяга к творчеству, поэзии, искусству как средству выражения своей уникальной личности была важной чертой романтических героев. Они стремились выразить себя через творчество, даже если это были лишь мысли - внутренние монологи. Но чаще- записи в дневнике.
Эти черты делают романтических героев яркими и запоминающимися персонажами, оставляя глубокий след в сердцах читателей.

Неоромантизм. Яркий представитель - А.М.Горький.
Одним из ключевых моментов, повлиявших на формирование образов Горького, было углубление темы сострадания, начатое ещё Достоевским. В отличие от предшественников, Горький акцентировал внимание на человеческом достоинстве униженных и оскорблённых, подчёркивая необходимость активного отношения к жизни.
Критика того времени пыталась объяснить образы Горького через призму традиций, заложенных Гоголем, отмечая сходство в идее свободной, гордой личности. Однако Горький пошёл дальше, вводя в свои произведения «сильных людей, умеющих желать и чувствовать», что вызвало дискуссии о нарушении литературной традиции.
Важным аспектом творчества Горького стало изображение «мира отверженных», которое иногда пытались объяснить через исторические реминисценции или экзотику. Однако со временем представление об экзотическом флере изжило себя, и образы Горького начали восприниматься как широкие обобщения, отражающие исторически обусловленные закономерности.
В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” - гонимые люди, которым можно уже было отчаяться, но они все не сдавались. Центральное место в легенде занимает образ романтического героя, выведшего всех и забытого всеми. Данко, молодой и бесстрашный, становится символом бескорыстного подвига ради блага других. Его история напоминает о вечных ценностях, таких как любовь к ближнему, самопожертвование и стремление к свободе.
Данко вырывает своё сердце, чтобы осветить путь своему народу, ведущему его сквозь тьму к свету. Этот акт символизирует высшую степень любви и самопожертвования, что делает его идеальным романтическим героем. Горький подчёркивает, что именно такие подвиги необходимы людям, они делают их настоящими людьми, воспитывают гордый дух в тех людях, которые считают себя гонимыми.
Образ Данко продолжает традицию романтических героев в отечественной литературе, начатую ещё в XIX веке. Он объединяет в себе черты, характерные для романтического героя: стремление к свободе, индивидуализм, идеализм и способность к самопожертвованию. Данко становится символом красоты человеческого духа, напоминая о том, что истинный героизм заключается в способности жертвовать собой ради высоких целей.
Таким образом, творчество Горького стало важным этапом в развитии образа страдальца. Страдалец стал гордым и креативным, его невозможно уже было назвать маленьким человеком.
В контексте постмодернизма, литературные герои приобретают ряд уникальных характеристик, отражающих особенности этого художественного направления. Вот некоторые ключевые аспекты характеров героев в постмодернизме:
  1. Ироничность и пародирование: Герои часто выступают в роли ироничных наблюдателей, пародируя и переосмысливая культурные и социальные нормы. Это позволяет им критически оценивать окружающую действительность. Свойственно раннему постмодерну.
  2. Интертекстуальность: Герои могут быть связаны с множеством литературных и культурных текстов, что делает их характеры многослойными и сложными для однозначной интерпретации.
  3. Игра и множественность: В постмодернизме герои часто представлены как множественные личности, способные к игре и изменению своих ролей. Это отражает идею о том, что идентичность является гибкой и изменчивой.
  4. Деконструкция и разрушение стереотипов: Герои могут выступать в роли агентов деконструкции, разрушая устоявшиеся стереотипы и представления о мире. Это позволяет им создавать новые смыслы и значения.
  5. Нелинейность и фрагментарность: Характеры героев могут быть представлены нелинейно, через фрагменты и обрывки информации, что создает ощущение фрагментарности и неопределенности.
  6. Постмодернистская ирония: Герои могут использовать иронию как средство защиты от хаотичности и неопределенности мира, создавая дистанцию между собой и окружающей действительностью.
  7. Переосмысление истории и культуры: Герои могут переосмысливать исторические события и культурные артефакты, предлагая новые интерпретации и взгляды на прошлое.
  8. Смешение жанров и стилей: В постмодернизме герои могут существовать в пространстве, где смешиваются разные жанры и стили, что делает их характеры более гибкими и адаптивными.
  9. Виртуальная реальность и симулякры: В эпоху постмодернизма, когда реальность заменяется образами реальности, герои могут существовать в виртуальных мирах, создавая свои собственные симулякры.
  10. Метамодернизм и искренность: В последние годы наблюдается тенденция к переходу от постмодернизма к метамодернизму, который подчеркивает искренность и наивность как основу мировосприятия. Это может отражаться и в характерах героев, стремящихся к более глубокому и искреннему взаимодействию с миром.
Зарубежная литература

В литературе существует множество ярких и запоминающихся положительных героев, которые вдохновляют читателей своими поступками и качествами. Среди них можно выделить несколько особенно значимых персонажей:
  1. Гарри Поттер из серии книг Дж. К. Роулинг — символ ответственности, дружбы и борьбы за справедливость. Его история борьбы с Воландемортом учит важности верности, смелости и готовности противостоять злу.
  2. Фродо Бэггинс из трилогии «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина — пример решительности, самопожертвования, верности и стремления к добру. Его путешествие в Мордор с целью расплавить кольцо Саурона становится символом борьбы за свободу и спасение мира от зла.
  3. Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойля — воплощение интеллекта, логики и умения разгадывать самые запутанные загадки. Его методы расследования и дедуктивный подход вдохновляют на поиск истины и справедливости.
  4. Джейн Эйр из одноимённого романа Шарлотты Бронте — символ силы духа, независимости и стремления к свободе. Её история показывает важность самоуважения и борьбы за свои права.
  5. Гекльберри Финн из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» — символ свободы, находчивости и дружбы. Он дружит с Томом Сойером - главным героем и весьма симпатичным, но избалованным персонажем. Его приключения учат ценить дружбу, помогать другим и находить выход из сложных ситуаций.
На какие категории разделил герой-резонер котов и людей? Кого из персонажей литературы вы могли бы причислить к филистерам? Чем они по образу жизни похожи на кота Мурра? В чем заключается лицемерие кота-гостя?
"Кот-филистер, если даже его мучит жажда, начинает лакать из миски с молоком вокруг по краям, чтобы не замочить молоком усы и мордочку и сохранить благопристойность, ибо благопристойность волнует его больше, чем жажда. Если ты наносишь коту-филистеру визит, то он предлагает тебе все, что только возможно, однако, когда ты прощаешься с ним, ограничивается только тем, что заверяет тебя в своей дружбе и пожирает потом тайком и в одиночку все те лакомые кусочки и разносолы, которые он только что тебе предлагал. Кот-филистер умеет, ибо ему свойственно уверенное и непогрешимое чутье, везде — на чердаке, в подвале и т. д.— находить наилучшее местечко, где он растягивается с такой приятностью и так удобно, как это только возможно. Он много говорит о своих превосходных качествах и о том, что ему, слава богу, не приходится жаловаться на то, что судьба не заметила этих прекрасных качеств. Весьма многословно распространяется он перед тобой о том, как он занял то прекрасное место, которое он заполучил, и что он еще намерен предпринять, чтобы улучшить свое положение. Если же тебе захочется наконец ввернуть свое словечко и о твоей собственной хотя и скромной, но благосклонной судьбе, то кот-филистер тут же жмурит глаза, прижимает уши, прикидываясь спящим, или начинает мурлыкать. Кот-филистер тщательно и дочиста, до блеска вылизывает свою шерсть, а когда на охоте за мышами приходится преодолевать мокрые места, то он на каждом шагу старательно отряхивает лапки, чтобы, даже если ему из-за этого придется упустить дичь, все же во всех житейских взаимоотношениях оставаться тонким, порядочным, прилично одетым субъектом.
Кот-филистер страшится и избегает малейшей опасности, выражает соболезнование, ежели ты находишься в опасности и зовешь его на помощь, вообще же он ограничивается пламенными уверениями в своем дружеском участии, но затем присовокупляет, что как раз в это самое мгновение его обстоятельства никак не позволяют ему прийти тебе на помощь. Вообще, все действия и поступки кота-филистера во всех и всяческих случаях зависят от многих тысяч привходящих обстоятельств. Даже, например, с маленьким мопсом, который укусил его за хвост самым ощутительным образом, он, кот-филистер, остается учтив и вежлив, чтобы не испортить отношение с дворовым псом, чьей протекцией он, кот-филистер, пользуется. Впрочем, ночью он устраивает засаду ради того, чтобы выцарапать глаза этому самому мопсу. День спустя он от всего сердца выражает свое соболезнование милому другу мопсиньке и бранит на все лады злобных, коварных недругов. Вообще, привходящие обстоятельства напоминают благоустроенную лисью нору, которая дает коту-филистеру возможность исчезать как раз в то самое мгновение, когда ты думаешь его изловить. Кот-филистер более всего любит оставаться под родной печкой, где он чувствует себя уверенно и в безопасности, а стоит ему оказаться на крыше, как у него начинает кружиться голова. И, обратите внимание, друг мой Мурр, это как раз ваш случай. Если же я вам теперь скажу, что кошачий бурш откровенен, честен, бескорыстен, душа нараспашку, всегда готов прийти другу на помощь в беде, если я скажу вам, что он знать не знает никаких привходящих обстоятельств, ибо руководствуется только чувством чести и чувством порядочности,— одним словом, достаточно, если я скажу, что кошачий бурш во всем является полнейшим антиподом кота-филистера, то вы ни перед чем не остановитесь, чтобы выкарабкаться из трясины филистерства, чтобы стать порядочным и дельным кошачьим буршем.
Я живо почувствовал истину в словах Муция. Я сознавал, что мне не было знакомо лишь само слово «филистер», однако мне был прекрасно знаком этот характер, так как мне уже встречались кое-какие филистеры, т. е. поганые коты, которых я презирал от всего сердца. Тем болезненнее ощущал я поэтому заблуждение, сбитый с толку которым я мог угодить в категорию этих достойных презрения субъектов, и я решил во всем последовать совету Муция, чтобы таким образом, пожалуй, еще успеть стать дельным кошачьим буршем. Некий молодой человек рассказывал однажды моему маэстро о своем вероломном друге и определил этого последнего неким очень странным, непонятным мне выражением. Он назвал его напомаженным субъектом. И вот мне показалось, что прилагательное «напомаженный» чрезвычайно подходит для того, чтобы прибавлять его к существительному «филистер», и я стал расспрашивать своего друга Муция, что он думает па этот счет. Однако, едва только я выговорил слово «напомаженный», как Муций вскочил с громким, ликующим криком и, крепко обняв меня за шею, воскликнул: «Сын мой, теперь я вижу, что ты меня вполне понял,— о да, напомаженный филистер! Это презренное создание, которое противопоставляет себя благородному буршеству и которого мы везде, где его только найдем, должны будем травить до смерти. Да, друг Мурр, в тебе уже теперь есть внутреннее непогрешимое чувство всего благородного и великого, дай я вновь прижму тебя к этой груди, в которой бьется верное немецкое сердце». И с этими словами друг Муций вновь обнял меня и объявил, что этой же ночью он намерен ввести меня в компанию буршей, мне следует только в полуночный час явиться на крышу, откуда он отведет меня на празднество, которое устраивает старшина котов, а именно кот Пуфф".
(Гофман. Житейские воззрения кота Мурра)
«Душой филистер геттингенский»
Пушкин "Евгений Онегин". (Вариант)
Как вы думаете, что вкладывал пушкин в понятие филистера? Чем Ленский напоминает кота Мурра?
Прочитайте сказку «Карась-идеалист» С.- Щедрина. Кто прав в споре : Щука, карась или ерш? Какую социальную роль играют «караси» в обществе людей? Кто филистер, кто бурш (если судить по критериям Гофмана)? Можно ли было бы представить этот мир без идеалистов? Без скептиков? Без «щук»? Какова, по вашему мнению, позиция автора?
Приводя аргументы, опирайтесь на таблицу.
Найдите в споре князя Андрея и Пьера карася и ерша. Кто из них карась, а кто- ерш? Почему с точки зрения ершистого Андрея не нужно строить больниц и школ. Строил ли их сам Лев Толстой? Найдите автометафору. Как в эпизоде спора Пьера и Андрея отражается спор маман и папа из повести Толстого «Детство»? Там кто «карась», кто «ерш»?
Как данные характеры обобщаются в статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»?
Найдите, какие из черт добрых и злых женщин присущи Маргарите, летающей на метле (По роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Почему Данте не испытывает жалости к гневливому гордецу, когда он плачет? Что бы сказала по этому поводу булгаковская Маргарита? В чем отличие их характеров?
31 Посередине мертвого потока
Мне встретился один; весь в грязь одет,
Он молвил: "Кто ты, что пришел до срока?"

34 И я: "Пришел, но мой исчезнет след.
А сам ты кто, так гнусно безобразный?"
"Я тот, кто плачет", - был его ответ.

37 И я: "Плачь, сетуй в топи невылазной,
Проклятый дух, пей вечную волну!
Ты мне - знаком, такой вот даже грязный".

40 Тогда он руки протянул к челну;
Но вождь толкнул вцепившегося в злобе,
Сказав: "Иди к таким же псам, ко дну!"

43 И мне вкруг шеи, с поцелуем, обе
Обвив руки, сказал: "Суровый дух,
Блаженна несшая тебя в утробе!

46 Он в мире был гордец и сердцем сух;
Его деяний люди не прославят;
И вот он здесь от злости слеп и глух.

49 Сколь многие, которые там правят,
Как свиньи, влезут в этот мутный сток
И по себе ужасный срам оставят!"

52 И я: "Учитель, если бы я мог
Увидеть въявь, как он в болото канет,
Пока еще на озере челнок!"

55 И он ответил: "Раньше, чем проглянет
Тот берег, утолишься до конца,
И эта радость для тебя настанет".

58 Тут так накинулся на мертвеца
Весь грязный люд в неистовстве великом,
Что я поднесь благодарю Творца.
Данте. Божественная комедия
Докажите, подтвердив примерами, слова Д.Писарева по поводу Екатерины из "Грозы": "Г-жа Косицкая, как опытная и умная артистка, удачно выражает одну сторону борьбы -- с самой собою".
Made on
Tilda