Литературные направления
Самостоятельные  - реализм, акмеизм, социалистический реализм, соцарт. Заимствованные - классицизм, сентиментализм, романтизм, символизм,  футуризм, постмодернизм.
Задача литературного направления — движение литературы вперед. Это художественная принципиальность автора, единство взглядов единомышленниками. Оно расширяет творческие возможности, порождает новые жанры. Так романтизм открыл лиро-эпическую поэму (Байрон) психологическую прозу (Стендаль, Гюго). Направление, в отличие от метода, тесно связано с временем своего возникновения. Творческий метод не имеет временных границ, сводится к двум основным: идеалистическому и реалистическому.
Классицизм, сентиментализм, реализм
сентиментализм и классицизм- разум и чувства. Вечный спор. Счто же все-таки движет солнце и светила. Почему природа в классицизме тоже главная? ("Робинзон Крузо" Дефо, например)
Психологический реализм. Стендаль. "Красное и черное"
Задание 1. Какие черты психологического реализма присутствуют в приведенном отрывке?
Задание 2. Каким видится вам господин Реналь?
Существование г-на де Реналя с той минуты, как он распечатал анонимное
письмо, стало поистине невыносимым. Никогда еще он не был так потрясен, за
исключением одного раза в жизни, в 1816 году, когда ему чуть было не
пришлось драться на дуэли; и надо отдать ему справедливость, даже
перспектива получить пулю в лоб расстраивала его много меньше. "Почерк как
будто женский, - думал он. - А если так, кто же из женщин мог это написать?"
Он припоминал всех знакомых ему дам в Верьере и ни на одной из них не мог
остановиться в своих подозрениях. "Может быть, письмо сочинил мужчина, и оно
написано под диктовку? Но кто же этот мужчина?" И он опять терялся в
догадках; конечно, завистников у него много, и большинство знакомых
ненавидит его. "Надо пойти потолковать с женой!" - подумал он по привычке и
уже совсем было поднялся с кресла, в котором сидел.
Но едва он приподнялся, как тут же хлопнул себя рукой по лбу: "Ах, боже
мой! - вырвалось у него - Ведь как раз ей-то я сейчас и не должен доверять.
Теперь она враг мой!" И от досады и злости слезы брызнули у него из глаз.
Справедливо пожиная плоды своей сердечной сухости - а в ней-то,
собственно, и заключается вся провинциальная мудрость, - г-н де Реналь из
всех людей на свете больше всего опасался сейчас двух своих самых близких
друзей.
"Есть ли у меня, кроме них, еще хотя бы человек десять друзей? - думал
он и перебирал их всех одного за другим, стараясь представить себе, на какую
долю сочувствия он мог бы рассчитывать у каждого из них. - Всем, всем, - с
яростью вскричал он, - эта отвратительная история, которая случилась со
мной, доставит величайшее удовольствие!" К счастью - и не без основания, -
он считал, что все ему завидуют. Мало того, что он только что превосходно
отделал свой роскошный городской дом, ныне навеки осчастливленный посещением короля, который соизволил провести ночь под его кровом, - он очень недурно подновил и свой замок в Вержи. Весь фасад побелили заново, а у окон появились прекрасные зеленые ставни. Он на минуту утешился, вспомнив это великолепие. В самом деле, замок его был виден теперь за три-четыре лье, к великому ущербу других загородных домов или так называемых "замков", находившихся по соседству, которые так и остались в своем скромном обличье, посеревшем от времени.
Господин де Реналь мог рассчитывать на сочувствие и слезы лишь одного
из своих друзей - приходского церковного старосты, но это был кретин,
способный прослезиться из-за чего угодно. Это был единственный человек, на
которого он мог положиться.
"Какое несчастье может сравниться с моим? - воскликнул он в бешенстве.
- Такое одиночество!"
"Да может ли это статься? - вопрошал себя этот поистине жалкий человек.
- Может ли статься, чтобы в моем несчастье у меня даже не было человека, с
которым я мог бы посоветоваться? Мой рассудок отказывается мне помочь, я
чувствую это. Ах, Фалькоз, ах, Дюкро!" - вскричал он с горечью. Это были
друзья его детства, которых он оттолкнул от себя своим высокомерием в 1814
году. Они с юных лет привыкли держаться с ним на равной ноге, а тут ему
вдруг вздумалось переменить с ними тон, ибо это были незнатные люди.

"Русские символисты" февраль 1894 года.

Собрал сборник Валерий Брюсов. Туда были включены в том числе произведения его гимназического друга А.А.Ланга, выступившего под псевдонимом Миропольский. Это был дебют поэтического направления, заимствованный из европейской традиции. Здесь были необычные, шокирующие произведения. Более всего оказались непонятыми "Осеннее чувство" и "Самоуверенность".

Задание 3. Прочтите эти стихи и определите, что в них читатели нашли странного.


Гаснут розовые краски

В бледном отблеске луны;

Замерзают в льдинах сказки

О страданиях весны;

Светлых вымыслов развязки

В черный креп облечены,
И на празднествах все пляски
Ликом смерти смущены.
Под лучами юной грезы
Не цветут созвучий розы
На картинах Красоты,
И сквозь окна снов бессвязных
Не встречают звезд алмазных
Утомленные мечты.
________
Золотистые феи
В атласном саду!
Когда я найду
Ледяные аллеи?
Влюбленных наяд
Серебристые всплески!
Где ревнивые доски
Вам путь преградят?
Непонятные вазы
Огнем озаря,
Застыла заря
Над полетом фантазий.
За мраком завес
Погребальные урны,
И не ждет свод лазурный

Обманчивых звезд.

Как роман  В. Брюсова «Огненный ангел» подтверждает данное утверждение?

(Роман основан на реальных событиях (отношениях В. Брюсова, Н. Петровской и А. Белого).

Один из теоретиков символизма Андрей Белый пишет: «Искусство жить есть эстетическое творчество во внешнем определении его. Внешность жизни есть материал творчества при внутреннем определении ее».


.
Многозначный образ горных вершин из немецких философско-поэтических умонастроений

«После было много прекрасного, удиви-

тельного, предельного, – но то было, как отдельная вершина, как небольшой пик, на гребне горы. Правда, географически, считая „от уровня моря“, мы подымались выше, чем в Финляндии, но психологически мы вошли на высь – там, и оттуда уже видели всю даль, всю бесконечность неба и всю беспредельность земли. А теперь спуск, обрывистый, хотя и медленный.

Еще веет горный, чистый ветер. Еще под ногами беленький эдельвейс, цветок вершин. Еще далеко внизу поет горный рожок. Но ноги уже цепляются в кустарниках, растущих по склонам. Уже быстро, быстро становится прошлым, отошедшим, далеким – та вершина, на которой мы стояли недавно. И в сердце горькое сознание, что к ней не вернуться»

(В.Я.Брюсов)

По убеждению автора , все, происходившее на поле Куликовом, символично. "Таким событиям суждено возвращение"
Леонид Андреев - метафизика неверия
Рассказ "Молчание" - о том, как в семье священника дочка, ничего не сказакв родителям, прыгает под поезд, в результате в семье без дочери устанавливается молчание - лейтмотив рассказа. Случайно ли имя Л.Андреева связано в открывшейся в ХХ веке метафизикой неверия?
"Сыны Прометея", "Сердце Диониса" Вяч. Иванова
Данные произведения были попыткой возрождения угасавшего символизма - вовлечение новшеств на сцену. Это была трактовка мифа о Прометее со смелостью и вольностью, в которых призннавался автор. Прометей берет на себя вину за неизбежные вследствие дарованного небесного огня преступления, с ним связанные.
Вся метафизическая история земного существования строилась Вяч Ивановым  на основе мифа о Дионисе-Загрее, богомладенце, которого растерзали титаны, пожрав его.Божественная плоть Диониса прожгла титанов изнутри, пепел их смешался с глиной, из которой сотворены люди, таким образом, человек- это воплощение пепла бога, титанов и земли.
Футуристы
Футукризм - это альянс разных авангардных групп в Италии и России. Его источник- французская богема,  русский символизм и Достоевский.
Футуризм
Футуризм на русской почве возник стараниями  Д.Д. и В.Д.Бурлюков, они основали художественную выставку "Венок-Стефанос" в декабре 1907 года,где выступили как художники авангарда.  М.Ф.Ларионов - примечательная фигура в живописи, влиятельная фигура в эстетике русского футуризма.. К выставкам, организованным художниками, примыкали иллюстрации к книгам и автографы А.Блока, А.Белого, А.Ремизова, В.Хлебникова. Они искази не профессионализма - в их примитивизме была жизнь.
Контакты
Ольга Чернорицкая
Преподаватель
Приветствую, я открыта новым интересным проектам и предложениям.
Не стесняйтесь писать на ol-olga@yandex.ru
Смотрите rexgolg.ru
Photographs by Tanya Shkondina / www.foodphotography.ru
All images courtesy of author

Made on
Tilda