Варваризация
Варваризация как основополагающий принцип футуризма
Чтобы читатель почувствовал новое слово, нужно отбросить все старые формы и условности. То есть стать дикарем.
Гегелю принадлежит концепция глобальной исторической эволюции искусства как движения духа истории - от примитивной чувственной природности к торжеству Абсолюта. Есть в этом движении три стадии: символическая (искусство Востока, где форма больше содержания), классическая (искусство античности, где форма равна содержанию) и романтическая (с конца средневековья до начала XIX века, где содержание больше формы). Символисты идут назад, в символическую древнюю стадию, прочь от романтической и классической, к той чувственности, которую потерял сухой рационально мыслящий мир. Об этом же говорил Шиллер, противопоставляя наивную поэзию сентиментальной- только вернувшись в прошлое - чувственность, можно говорить о современной поэзии. Гегель Шиллера и других романтиков определил в упадничество - они идущие назад.
Увидеть мир по-новому непросто. Взгляд ребенка и взгляд дикаря - вот что такое остранение, позволяющее бороться с автоматизацией и замшелостью искусства старого света. Футуристическое движение, столь неоднородное в Италии и России выбрало взгляд дикаря, разрушителя форм. Футуристы прежде всего разрушители, а потом уже творцы.
Термин "варваризация" употребляется в нескольких смыслах. В первом смысле он используется как синоним к слову "одичание", часто так называют семантический сумбур, тот хаос, из которого рождается слово; во втором - дикость как следствие разрушения (имеются ввиду заявления Маринетти о войне как очистительной силе, а война- варварство, она уничтожает прежде всего культуру); в третьем - для обозначения процесса необузданных языковых заимствований - чужебесия. Большинство людей не знает значения новых иностранных слов - аналогия с тем, что происходило в древнем Риме, когда варварские племена уничтожили прекрасную цивилизацию.
Все значения тесно связаны - новое воспринимается как варварство - потому футуризм, направленный в будущее, сметает прежнюю культуру и кажется не просто эпатажем - варварством. С другой стороны сами футуристы не прочь свергнуть бремя законов цивилизации и вернуться в свободное и живое прошлое. Хлебников возвращает читателя к предпочвенным корням народного слова, охотно использует элементы премиологического слоя языка (пословицы, поговорки, загадки), "варварски" обращается со словом, рождая времирей, времушек, обращаясь к бунтарям Пугачеву и Стеньке Разину, проповедует примитивизм.
В первые годы XX века цивилизованная итальянская жизнь получила мощное влияние нигилизма французской богемы , и скучная итальянская жизнь была взорвана радикализмом - уже не столь бесстрастным, а, напротив, страстным по-итальянски. Группа художников и писателей решила так же, как и французы, свергнуть все авторитеты и писать по-своему. Италия была взбудоражена людьми будущего — футуристами. В 1909 году увидел свет первый манифест Маринетти, и только после начала Второй мировой войны стало неудобно говорить о разрушениях. Его детища: кубизм, дадаизм и сюрреализм.

Футуризм Италии (во всяком случае в манифестах) весел, как весел дикарь во время разрушения; футурист Италии неунывающ как Сизиф. Потому, видимо, его камень все время скатывается, - и веселость выглядит уже унылой. В России в футуризме больше подпольного человека, найденного Достоевским. Всю благодать перевернуть и - "миру пропасть, а мне чай пить". И все-таки Маяковский в некоторых своих произведениях ближе Маринетти, чем Достоевскому.

Подумай.
  1. Как основные принципы и цели русского футуризма, представленные в работах Владимира Маяковского и других поэтов соотносились с принципом варваризации?
  2. Как эти принципы отличались от итальянского футуризма, представленного в работах Филиппо Томмазо Маринетти и его последователей?
  3. Какие основные темы и образы характерны веселой, неунывающей поэзии авангарда?
  4. В чем заключались основные различия между русским и итальянским футуризмом в подходе к прошлому в культуре?
  5. Какие художники и поэты были наиболее значимыми представителями русского футуризма и как они повлияли на историю?
  6. Какие были основные сходства между русским и итальянским футуризмом?
  7. Как в том и другом футуризме отражались начало и конец неких однородных для той эпохи духовных процессов?
  8. Как русский футуризм был связан с социальными и политическими изменениями, происходившими в России в начале XX века? В чем принцип искусства - варваризация связан политическим варварством?
  9. Что общего и в чем различия между русским футуризмом и другими авангардными движениями, такими как кубофутуризм, конструктивизм и супрематизм? Что вы считаете наиболее радикальным направлением?
  10. Какие события и обстоятельства повлияли на появление и развитие русского футуризма в контексте международных художественных движений того времени?
  11. Какую роль сыграл русский футуризм в формировании современного искусства и культуры России и мира? Есть ли варваризация в постмодернизме?


Задание 1. Прочитайте стихотворение В. Маяковского. Чего в нем больше - социальной проблематики или художественной? Каким образом прием варваризации может обновить нашу культуру, сделать ее живее? В каких видах искусства она бывает необходимой? Что будет, если постоянно все в искусстве запрещать?

По Красному морю плывут каторжане,
трудом выгребая галеру,
рыком покрыв кандальное ржанье,
орут о родине Перу.
О рае Перу орут перуанцы,
где птицы, танцы, бабы
и где над венцами цветов померанца
были до небес баобабы.
Банан, ананасы! Радостей груда!
Вино в запечатанной посуде…
Но вот неизвестно зачем и откуда
на Перу наперли судьи!
И птиц, и танцы, и их перуанок
кругом обложили статьями.
Глаза у судьи — пара жестянок
мерцает в помойной яме.
Попал павлин оранжево-синий
под глаз его строгий, как пост, —
и вылинял моментально павлиний
великолепный хвост!
А возле Перу летали по прерии
птички такие — колибри;
судья поймал и пух и перья
бедной колибри выбрил.
И нет ни в одной долине ныне
гор, вулканом горящих.
Судья написал на каждой долине:
«Долина для некурящих».
В бедном Перу стихи мои даже
в запрете под страхом пыток.
Судья сказал: «Те, что в продаже,
тоже спиртной напиток».
Экватор дрожит от кандальных звонов.
А в Перу бесптичье, безлюдье…
Лишь, злобно забившись под своды законов,
живут унылые судьи.
А знаете, все-таки жаль перуанца.
Зря ему дали галеру.
Судьи мешают и птице, и танцу,
и мне, и вам, и Перу.

Задание 2. Как строчки манифеста футуристов "Пощечина общественному вкусу" связаны с варваризацией?

"Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности".

Задание 3. Прочитайте отрывок из стихотворения В.Хлебникова:
Лесную опасность
Скрывает неясность.
Что было со мной
Недавней порой?
Зверь, с ревом гаркая
(Страшный прыжок,
Дыхание жаркое),
Лицо ожег.
Гибель какая!
Дыхание дикое,
Глазами сверкая,
Морда великая...
Но нож мой спас,
Не то — я погиб.
На этот раз
Был след ушиб.





Гумилев сказал по поводу этого текста Хлебникова: "И в ритмах, и в путанице синтаксиса так и видишь испуганного дикаря, так и слышишь его взволнованные речи". Согласны ли вы с его высказыванием? Подумайте, почему и акмеистам мила варваризация.

Задание 4. Проведите исследование "Круг варваризации". Проследите путь от нигилизма парижской богемы к итальянским футуристам, от тургеневского Базарова к Маяковскому и от футуризма к сюрреализму. Может быть, сюрреализм и дадизм все-таки детища парижской богемы?


Made on
Tilda