Зоообраз

Персонаж или элемент интерьера, пейзажа  - животное.
Вот так, слово с тремя буквами о. Теперь мы говорим: не сказки о животных, а сказки-с зоообразами. Если имеется ввиду фентези, то мы говорим не "автометафора", а "деймон" - животное, в некоторых мирах находящееся не внутри человека, а рядом с ним.
Задание 1. Найдите зоообраз у Некрасова. Можно ли его назвать своеобразной автометафорой собеседника крестьян? Найдите символ больной, умирающей цензуры. Прокомментируйте библейский смысл данного автором зообраза. Как это связано с идеей «Кому на Руси жить хорошо»? Устойчивостью литературы? Живостью отмененного крепостного права? Тошнотой в переполненном жарком вагоне? Связью между человеком и природой? Карой человека за все его грехи?
Пахом приподнял "счастие"
И, крякнувши порядочно,
Работничку поднес:
"Ну, веско! а не будет ли
Носиться с этим счастием
Под старость тяжело?.."

"Смотри, не хвастай силою,-
Сказал мужик с одышкою,
Расслабленный, худой
(Нос вострый, как у мертвого,
Как грабли руки тощие,
Как спицы ноги длинные,
Не человек - комар).-
Я был - не хуже каменщик
Да тоже хвастал силою,
Вот бог и наказал!
Смекнул подрядчик, бестия,
Что простоват детинушка,
Учал меня хвалить,
А я-то сдуру радуюсь,
За четверых работаю!
Однажды ношу добрую
Наклал я кирпичей,
А тут его, проклятого,
И нанеси нелегкая:
"Что это?- говорит.-

Не узнаю я Трифона!
Идти с такою ношею
Не стыдно молодцу?"
-"А коли мало кажется,
Прибавь рукой хозяйскою!"-
Сказал я, осердясь.
Ну, с полчаса, я думаю,
Я ждал, а он подкладывал,
И подложил, подлец!
Сам слышу - тяга страшная,
Да не хотелось пятиться.
И внес ту ношу чертову
Я во второй этаж!
Глядит подрядчик, дивится,
Кричит, подлец, оттудова:
"Ай, молодец, Трофим!
Не знаешь сам, что сделал ты:
Ты снес один по крайности
Четырнадцать пудов!"
Ой, знаю! сердце молотом
Стучит в груди, кровавые
В глазах круги стоят,
Спина как будто треснула...
Дрожат, ослабли ноженьки.
Зачах я с той поры!...
Налей, брат, полстаканчика!"

"Налить? Да где ж тут счастие?
Мы потчуем счастливого,
А ты что рассказал!"

"Дослушай! будет счастие!"

"Да в чем же, говори!"

"А вот в чем. Мне на родине,
Как всякому крестьянину,
Хотелось умереть.
Из Питера, расслабленный,
Шальной, почти без памяти,
Я на машину сел.
В вагоне - лихорадочных,
Горячечных работничков
Нас много набралось,
Всем одного желалося,
Как мне: попасть на родину,
Чтоб дома помереть.
Однако нужно счастие
И тут: мы летом ехали,
В жарище, в духоте
У многих помутилися
Вконец больные головы,
В вагоне ад пошел:
Тот стонет, тот катается,
Как оглашенный, по полу,
Тот бредит женкой, матушкой.
Ну, на ближайшей станции
Такого и долой!
Глядел я на товарищей,
Сам весь горел, подумывал -
Несдобровать и мне
В глазах кружки багровые,
И всё мне, братец, чудится,
Что режу пеунов
(Мы тоже пеунятники,
Случалось в год откармливать
До тысячи зобов).
Где вспомнились, проклятые!
Уж я молиться пробовал,
Нет! всё с ума нейдут!
Поверишь ли? вся партия
Передо мной трепещется!
Гортани перерезаны,
Кровь хлещет, а поют!
А я с ножом: "Да полно вам!"
Уж как господь помиловал,
Что я не закричал?
Сижу, креплюсь... по счастию,
День кончился, а к вечеру
Похолодало,- сжалился
Над сиротами бог!
Ну, так мы и доехали,
И я добрел на родину,
А здесь, по божьей милости,
И легче стало мне..."
Часто зообраз помогает понять смысл произведения. так лошадь у Лермонтова зачастую девушка. Печорин иногда заговаривается, обращая внимание на зубы... девушек, и вполне справедливо в этом отношении негодование Грушницкого.
“ Я люблю эти глаза без блеска, они так мягки, они будто бы тебя гладят... — Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего... А что, у неё зубы белы? Это очень важно".
Задание 2. Прочитайте цитаты из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Поясните, как Бэла могла дать себя украсть, о чем она подумала, когда ее связывал Азамат? Не к Казбичу ли она думала попасть? Ведь все шло к обмену невесты на коня? И вдруг оказаться в крепости русских...

«Вороная как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят верст; а уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он ее никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!..» (Максим Максимович), «Если б у меня был табун в тысячу кобыл, – сказал Азамат, – то отдал бы тебе его весь за твоего Карагёза…»
Задание 3. Подумайте, что значит жест Печорина - накрыть лошадь ковром на глазах у Мэри? “Вчера я её встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковёр. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковёр так украсил бы её кабинет!.. Я дал 40 рублей лишних и перекупил его; за это я был вознаграждён взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо её окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром. Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический. Княжна хочет проповедовать против меня ополчение; я даже заметил, что уж два адъютанта при ней со мною очень сухо кланяются, однако всякий день у меня обедают”. Может быть, Мэри для него лошадь, которую нужно укрыть от бед и несчастий? А может быть, лошадь, которая скрыта под ковром - неразгадана? Не правда ли, говорящая инсталяция?

Задание 3. Докажите, что зообраз жирафа в стихотворении Гумилева - и символ, и автометафора, и радостная поэзия в отличие от унылой и скучной.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Задание 4. Как зооoбраз ворона помогает передать настроение и мировоззрение лирического героя?

Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой,
Над старинными томами я склонялся в полусне,
Грезам странным отдавался, – вдруг неясный звук раздался,
Будто кто-то постучался – постучался в дверь ко мне.
«Это, верно, – прошептал я, – гость в полночной тишине,
Гость стучится в дверь ко мне».
Ясно помню… Ожиданье… Поздней осени рыданья…
И в камине очертанья тускло тлеющих углей…
О, как жаждал я рассвета, как я тщетно ждал ответа
На страданье без привета, на вопрос о ней, о ней —
О Леноре, что блистала ярче всех земных огней, —
О светиле прежних дней.
И завес пурпурных трепет издавал как будто лепет,
Трепет, лепет, наполнявший темным чувством сердце мне.
Непонятный страх смиряя, встал я с места, повторяя:
«Это только гость, блуждая, постучался в дверь ко мне,
Поздний гость приюта просит в полуночной тишине —
Гость стучится в дверь ко мне».
«Подавив свои сомненья, победивши спасенья,
Я сказал: «Не осудите замедленья моего!
Этой полночью ненастной я вздремнул, – и стук неясный
Слишком тих был, стук неясный, – и не слышал я его,
Я не слышал…» Тут раскрыл я дверь жилища моего:
Тьма – и больше ничего.
Взор застыл, во тьме стесненный, и стоял я изумленный,
Снам отдавшись, недоступным на земле ни для кого;
Но как прежде ночь молчала, тьма душе не отвечала,
Лишь – «Ленора!» – прозвучало имя солнца моего, —
Это я шепнул, и эхо повторило вновь его, —
Эхо – больше ничего.
Вновь я в комнату вернулся – обернулся – содрогнулся, —
Стук раздался, но слышнее, чем звучал он до того.
«Верно, что-нибудь сломилось, что-нибудь пошевелилось,
Там, за ставнями, забилось у окошка моего,
Это – ветер, – усмирю я трепет сердца моего, —
Ветер – больше ничего».
Я толкнул окно с решеткой, – тотчас важною походкой
Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней,
Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошел спесиво
И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей
Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей,
Он взлетел – и сел над ней.
От печали я очнулся и невольно усмехнулся,
Видя важность этой птицы, жившей долгие года.
«Твой хохол ощипан славно, и глядишь ты презабавно, —
Я промолвил, – но скажи мне: в царстве тьмы, где ночь всегда,
Как ты звался, гордый Ворон, там, где ночь царит всегда?»
Молвил Ворон: «Никогда».
Птица ясно отвечала, и хоть смысла было мало.
Подивился я всем сердцем на ответ ее тогда.
Да и кто не подивится, кто с такой мечтой сроднится,
Кто поверить согласится, чтобы где-нибудь, когда —
Сел над дверью говорящий без запинки, без труда
Ворон с кличкой: «Никогда».
И взирая так сурово, лишь одно твердил он слово,
Точно всю он душу вылил в этом слове «Никогда»,
И крылами не взмахнул он, и пером не шевельнул он, —
Я шепнул: «Друзья сокрылись вот уж многие года,
Завтра он меня покинет, как надежды, навсегда».
Ворон молвил: «Никогда».
Услыхав ответ удачный, вздрогнул я в тревоге мрачной.
«Верно, был он, – я подумал, – у того, чья жизнь – Беда,
У страдальца, чьи мученья возрастали, как теченье
Рек весной, чье отреченье от Надежды навсегда
В песне вылилось о счастьи, что, погибнув навсегда,
Вновь не вспыхнет никогда».
Но, от скорби отдыхая, улыбаясь и вздыхая,
Кресло я свое придвинул против Ворона тогда,
И, склонясь на бархат нежный, я фантазии безбрежной
Отдался душой мятежной: «Это – Ворон, Ворон, да.
Но о чем твердит зловещий этим черным «Никогда»,
Страшным криком: «Никогда».
Я сидел, догадок полный и задумчиво-безмолвный,
Взоры птицы жгли мне сердце, как огнистая звезда,
И с печалью запоздалой головой своей усталой
Я прильнул к подушке алой, и подумал я тогда:
Я – один, на бархат алый – та, кого любил всегда,
Не прильнет уж никогда.
Но постой: вокруг темнеет, и как будто кто-то веет, —
То с кадильницей небесной серафим пришел сюда?
В миг неясный упоенья я вскричал: «Прости, мученье,
Это бог послал забвенье о Леноре навсегда, —
Пей, о, пей скорей забвенье о Леноре навсегда!»
Каркнул Ворон: «Никогда».
И вскричал я в скорби страстной: «Птица ты – иль дух ужасный,
Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, —
Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
О, скажи, найду ль забвенье, – я молю, скажи, когда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».
«Ты пророк, – вскричал я, – вещий! «Птица ты – иль дух зловещий,
Этим небом, что над нами, – богом, скрытым навсегда, —
Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»
Каркнул Ворон: «Никогда».
И воскликнул я, вставая: «Прочь отсюда, птица злая!
Ты из царства тьмы и бури, – уходи опять туда,
Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,
Удались же, дух упорный! Быть хочу – один всегда!
Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь – всегда!»
Каркнул Ворон: «Никогда».
И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,
С бюста бледного Паллады не умчится никуда.
Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,
Свет струится, тень ложится, – на полу дрожит всегда.
И душа моя из тени, что волнуется всегда.
Не восстанет – никогда!
Обратите внимание: Ворон приходит к лирическому герою во время его страданий по умершей возлюбленной. Ворон - не только образ-символ из мира природы, но и автометафора Эдгара Алана По. Образ олицетворяет смерть и является символом обречённости, ведь своим криком "nevermore!" обрекает героя на вечную муку.
Задание 5. Докажите, что образы жирафа и ворона помогли авторам создать "бутылку Клейна" - композиционный прием, когда нет ничего снаружи, нет ничего внутри.
Задание 6.Сопоставьте «Ворона в «Капитанской дочке» с вороном Э.По.
Задание 7. Расшифруйте зоообраз Гумилева? Любовь или творчество символизирует четверка лошадей? Почему именно четверка, а не тройка?

Четыре лошади

Не четыре! О, нет, не четыре!
Две и две, и «мгновенье лови», —
Так всегда совершается в мире,
В этом мире веселой любви.
Но не всем вечеровая чара
И любовью рождаемый стих!
Пусть скакала передняя пара,
Говорила она о других;
О чужом… и, словами играя,
Так ненужно была весела…
Тихо ехала пара вторая,
Но наверно счастливей была.
Было поздно; ночные дриады
Танцевали средь дымных равнин,
И терялись смущенные взгляды
В темноте неизвестных лощин.
Проезжали какие-то реки.
Впереди говорились слова,
Сзади клялись быть верным навеки,
Поцелуй доносился едва.
Только поздно, у самого дома
(Словно кто-то воскликнул: «Не жди!»),
Захватила передних истома,
Что весь вечер цвела позади.
Захотело сказаться без смеха,
слово жизни святой и большой,
Но сказалось, как слабое эхо,
Повторенное чуткой душой.
И в чаду не страстей, а угара
Повторить его было невмочь.
— Видно, выпила задняя пара
Все мечтанья любви в эту ночь.
Задание 8. Опишите своего собственного деймона.


"В «Холстомере» Толстого ощутима структура животного эпоса, и само течение времени в повести имеет мифический, вне-исторический характер". (Б.Эйхенбаум)
Задание. Подтвердите или опровергните данное утверждение.
Объясните гофмановский характер цветаевского котенка. Случайно ли здесь присутствует образ голубка?
Собаки спущены с цепи,
И бродят злые силы.
Спи, милый маленький мой, спи,
Котенок милый!

Свернись в оранжевый клубок
Мурлыкающим телом,
Спи, мой кошачий голубок,
Мой рыжий с белым!

Ты пахнешь шерстью и зимой,
Ты -- вся моя утеха,
Переливающийся мой
Комочек меха.

Я к мордочке прильнула вплоть,
О, бачки золотые! --
Да сохранит тебя Господь
И все святые!
М.Цветаева
Голубка, кот, ночь - те же образы-мыслеформы
"Надо мною небосвод: бездонный звездный купол, весь в завороженно мерцающих лучах полной луны; в серебристо-огненном сиянии высятся вокруг меня крутые крыши и башни. Все больше и больше стихает уличный гомон, все тише и тише становится ночь, – надо мною проплывают облака, – одинокая голубка, воркуя и как бы испуская страстные стоны, порхает вокруг колокольни! – Ах! – что, если бы эта прелестная малютка решилась приблизиться ко мне? – Во мне явно растет и ширится некое, неведомое мне прежде, волшебное чувство, некое восхитительное сочетание мечты и аппетита пронизывает все мое существо с непреоборимою силою! О, ежели бы невинная горлица сия приблизилась ко мне – я прижал бы ее крепко-накрепко к моему уязвленному любовью сердцу и никогда, никогда не отпускал бы ее больше! Ах, изменница, она возвращается в голубятню и покидает меня, сидящего на крыше, в полнейшей безнадежности! Увы, до чего же редка в наши скудные, закоснелые, безлюбовные времена истинная симпатия душ!" (Гофман. Житейские воззрения кота Мурра)
Были и лето и осень дождливы;
Были потоплены пажити, нивы;
Хлеб на полях не созрел и пропал;
Сделался голод, народ умирал.
Но у епископа, милостью неба,
Полны амбары огромные хлеба;
Жито сберег прошлогоднее он:
Был осторожен епископ Гаттон.
Рвутся толпой и голодный и нищий
В двери епископа, требуя пищи;
Скуп и жесток был епископ Гаттон:
Общей бедою не тронулся он.
Слушать их вопли ему надоело;
Вот он решился на страшное дело:
Бедных из ближних и дальних сторон,
Слышно, скликает епископ Гаттон.
«Дожили мы до нежданного чуда:
Вынул епископ добро из-под спуда;
Бедных к себе на пирушку зовет»,-
Так говорил изумленный народ.
К сроку собралися званые гости,
Бледные, чахлые, кожа да кости;
Старый, огромный сарай отворен,
В нем угостит их епископ Гаттон.
Вот уж столпились под кровлей сарая
Все пришлецы из окружного края…
Как же их принял епископ Гаттон?
Был им сарай и с гостями сожжен.
Глядя епископ на пепел пожарный,
Думает: «Будут мне все благодарны;
Разом избавил я шуткой моей
Край наш голодный от жадных мышей».
В замок епископ к себе возвратился,
Ужинать сел, пировал, веселился,
Спал, как невинный, и снов не видал…
Правда! но боле с тех пор он не спал.
Утром он входит в покой, где висели
Предков портреты, и видит, что съели
Мыши его живописный портрет,
Так, что холстины и признака нет.
Он обомлел; он от страха чуть дышит…
Вдруг он чудесную ведомость слышит:
«Наша округа мышами полна,
В житницах съеден весь хлеб до зерна».
Вот и другое в ушах загремело:
«Бог на тебя за вчерашнее дело!
Крепкий твой замок, епископ Гаттон,
Мыши со всех осаждают сторон».
Ход был до Рейна от замка подземной;
В страхе епископ дорогою темной
К берегу выйти из замка спешит:
«В Рейнской башне спасусь»,- говорит.
Башня из рейнских вод подымалась;
Издали острым утесом казалась,
Грозно из пены торчащим, она;
Стены кругом ограждала волна.
В легкую лодку епископ садится;
К башне причалил, дверь запер и мчится
Вверх по гранитным крутым ступеням;
В страхе один затворился он там.
Стены из стали казалися слиты,
Были решетками окна забиты,
Ставни чугунные, каменный свод,
Дверью железною запертый вход.
Узник не знает, куда приютиться;
На пол, зажмурив глаза, он ложится…
Вдруг он испуган стенаньем глухим:
Вспыхнули ярко два глаза над ним.
Смотрит он… кошка сидит и мяучит;
Голос тот грешника давит и мучит;
Мечется кошка; невесело ей:
Чует она приближенье мышей.
Пал на колени епископ и криком
Бога зовет в исступлении диком.
Воет преступник… а мыши плывут…
Ближе и ближе… доплыли… ползут.
Вот уж ему в расстоянии близком
Слышно, как лезут с роптаньем и писком;
Слышно, как стену их лапки скребут;
Слышно, как камень их зубы грызут.
Вдруг ворвались неизбежные звери;
Сыплются градом сквозь окна, сквозь двери,
Спереди, сзади, с боков, с высоты…
Что тут, епископ, почувствовал ты?
Зубы об камни они навострили,
Грешнику в кости их жадно впустили,
Весь по суставам раздернут был он…
Так был наказан епископ Гаттон.
(Роберт Саути. Суд Божий над епископом, перевод В.Жуковского)
В рамках метафоры человек-мышь проследите историю мышей в литературе. Не забудьте басню Эзопа про гору, родившую мышь.
А теперь о кошках. Какова роль этого мистического животного в стихотворении? Как она доказывает тленность призрака?
Все то, что не пахнет, - фиктивно, нетленно:
нетленна семантика в плане строки,
нетленны за нами идущие тени,
предельно обратны, когда коротки,
нетленны метель завертевшие черти,
тот отблеск нетленен, что дарит луна,
и в зеркале мир отраженный, поверьте,
нетленен и вечен как сущность сама.
Здесь кошка теряет свои ориентиры:
Глядит в зазеркалье, как мы бы - во тьму.
Но ежели призрак пройдет по квартире,
Она встрепенется навстречу ему.
(Ольга Чернорицкая)
Страницы этого сайта
Литературоведение для школьников
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Об авторе
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эпиграф
Рассмотрим интересные эпиграфы. Материалы к уроку. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эпилог
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений
Заголовок
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Заголовок. Роль заголовка.
Кульминация и интерпретация
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Интересные уроки
Поэтика. Эпос, лирика, драма
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Интересные уроки. Род литературы
Символика цвета
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений
Архетип
Базаров и Раскольников - искатели-разрушители. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Вечный образ
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений, тип героя, вечный образ, Дон Жуан, Дон Кихот, Эдип, Прометей
Лишний человек
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Естественный человек
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Маленький человек
Тип героя. Литературные традиции. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Поющая девушка
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Автопсихологизм, Сирена- первообраз. Мать – образ поющей женщины. Поющая девушка у Пушкина, Лермонтова,Блока
Исторический образ
Черты вождей и их эпох. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Библейский образ
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Речевая характеристика
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Сорные слова. Речевая характеристика
Виды композиции
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Антитеза
Использование антитезы писателями. Контраст. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Системный анализ. Шесть шляп Эдварда де Боно
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Сюжет: событие, действие, мотив
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Натюрморт у Гоголя, Гумилева, Есенина и Бродского
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Автометафора. Автопсихологизм
Способы выражения автометафоры. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Анафора
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Художественная деталь – бытовая, историческая, психологическая
Готовимся к ЕГЭ. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Характер
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Анализ произведений Гофмана, Салтыкрова-Щедрина
Реализм: задумка автора и ее не осуществление
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Ретроспектива
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Экфрасис
Творческая работа с изображением. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Экфрасис: щит и герб
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Энергетика пространства
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Образ времени (одно всегда сменяет другое)
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Авторская ирония
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Реминисценция
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Метафора
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Сравнение
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Формы речи: Внутренний монолог
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Образ и символ вместо рассказчика и героя
Теория Гегеля и историсофия Льва Толстого Авторская страница Ольги Чернорицкой
Ритмическая проза
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Ремарка
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Символ
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Изучение символов в произведениях А.Пушкина, К.Бальмонта, А.Блока
Прямое значение и переносное - каламбур
Каламбур у Булгакова и Гете, Некрасова и Лермонтова. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Сатира, юмор. Иностранцы в русской литературе
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Классицизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Романтизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Популярные стили
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Символизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Автопортрет. Аллюзия. Оксюморон
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Идиллическое время
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Категория времени
Точка видения и точка зрения
Авторская страница Ольги ЧернорицкойКомбинирование точек съемки, точек видения и точек зрения.
Автобиографизм и автопсихологизм
Эпоха и автобиографизм, с ней связанный. Детали, указывающие на автора. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Проблематика произведений. Категории добра и зла
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Зоообраз
Образы-животные, символы. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Трагический герой
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Вечные вопросы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Золотой век русской литературы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Между классицизмом и реализмом
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Варваризация
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Нравственная проблематика. Чехов
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Абсурдный герой. Смех Гоголя
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Приглашаю учеников, Интересные уроки
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Литературные направления
от классицизма к постмодерну
Драма как род литературы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Романтизм: Онегин и Ленский
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Пастишь, фабуляция
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Булгаков и постмодерн. Приемы постмодернизма
A Free Lesson Registration Form
A simple form with basic input fields such as name, phone number, and email address.
Метафора-идея
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Драматические жанры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Внутренний конфликт
Авторская страница Ольги Чернорицкой
рассказ в стихах
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Пейзаж в поэме Лермонтова "Мцыри", у Гоголя и Гофмана
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Читательская рецепция
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Диалогизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Прототип
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Мистицизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой
эффект и антиэффект
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Идеал
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эпические жанры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Проза и поэзия
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Рифма
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Авторская песня
Авторская страница Ольги Чернорицкой
лирические жанры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
фокализация
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Глава, эпизод, сцена
Авторская страница Ольги Чернорицкой
стиль
Авторская страница Ольги Чернорицкой
содержание и форма
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Бильдунгсроман
Авторская страница Ольги Чернорицкой
гуманизм и антигуманизм
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Хайдеггер о гуманизме как явлении римской добродетели
Трагическое и гармоническое
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Идея
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Типы вступлений
Как начать сочинение. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Эмоциональный ореол
Авторская страница Ольги Чернорицкой
План анализа стихотворения
Авторская страница Ольги Чернорицкой. План анализа стихотворения
образ жизни
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Риторические фигуры
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Обратная перспектива
Авторская страница Ольги Чернорицкой. От слов Элиота рассматриваем произведения в обратной перспективе.
Диалог влюбленных
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Минус-прием
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Исторический контекст и подтекст
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Подтекст дает глубину. Контекст- ширину.
Контроль знаний 9 класс 1-е полугодие
Авторская страница Ольги Чернорицкой. Контрольная работа по литературе 9 класс
Контроль знаний 9 класс 2-е полугодие
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Философемы и мифологемы
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Фронда
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Учитель-чудовище
пара учитель-чудовище и двоечник. Авторская страница Ольги Чернорицкой
Мотив пути
Авторская страница Ольги Чернорицкой
Обо мне
контакты
Made on
Tilda