Анафора как поэтический троп – единоначатие.
«АНА́ФОРА (греч. ἀναφορά — вынесение вверх; повторение) — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф».
А. П. Квятковский различает звуковую анафору, лексическую (разливную лексическую), синтаксическую, строфическую, строфико-синтаксическую, ритмическую, паузную.
Анафора как стилистическая фигура известна с давних времен — она есть практически во всех эпических произведениях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Калевала»…)
Присутствуют элементы анафоры и в Библии.
3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».
Анафора потому часто встречается в стилизациях, от нее веет древностью, стариной.
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны…
(М.Ю.Лермонтов)
Однако анафора – это «движение сквозь»
Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи Ю.Кристевой о постмодернизме. Почему анафора стала в постмодернизме ключевым приемом и что она представляет из себя как содержание без формы? Можно ли в «Песне про купца Калашникова» считать анафору именно содержательным приемом?
«Известно, что с точки зрения современного структурного синтаксиса «анафора — это дополнительная семантическая связь, которой не соответствует никакая структурная связь». Переменную в тексте, являющуюся инструментом анафоры, можно сравнить с анафорическими словами в предложении. «В словаре анафорические слова выступают вне всякой анафорической связи и поэтому предстают как неполнозначные. Но в предложении они сразу же становятся полнозначными, поскольку, вступив в анафорическую связь
с другим словом, они заимствуют его значение». Отнюдь не предполагая каузальной
зависимости (а стало быть, и идеи чего-то «вторичного», так или иначе представляющего некую
данную сущность), слово анафора этимологически означает движение сквозь какое-нибудь
пространство: анафора по-гречески значит «возникновение», «воздвижение», «подъем», «восхождение из глубины или возвращение вспять»; anaphorikos = относящийся к; префикс ana,
требующий родительного, дательного или винительного падежа, означает «движение к, на или
сквозь что-то»; он также употребляется для обозначения длящегося настоящего в памяти или на
словах; для Гомера и других поэтов наречие ana означает «протяжение по какому-либо
пространству, повсюду и насквозь» (Ю.Кристева)
Задание 2. Объясните иерархию ценностей в "Песне про купца Калашникова", показанную Лермонтовым:
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
( Если тут градация, то неужели царь считает себя ниже службы? )
Не истерся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий? (Самое большой позор - сбил с ног купец)
Какой смысл анафоры использовал Лермонтов: «возникновение», «воздвижение», «подъем», «восхождение из глубины или возвращение вспять»?
Задание 3. Подумайте, почему А.Тарковский незаметно подменяет первые слова, используя прием анафоры в данном тексте:
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.