I'm available for business trips to other cities for projects lasting a month or longer.
Звоните
Репетитор
Ритмическая проза
Ритмическая проза Лескова представляет собой уникальное явление в русской литературе, сам он называл ее речитативом. Писатель придавал ритму огромную значимость, многократно проговаривал свои строки. Основные особенности ритмической прозы Лескова: Многоуровневость: Ритмика языка как религиозный аспект: («всё просимое от Бога исполняется») Характерные интонации речи персонажей Организация текста - усиление семантики за счет значимых повторов. Лесков изменяет и усложняет семантику "Слова", усиливая знаменательность чудесного события, заставившего поверить «сарацин» в святость христианских правил и праведность «златокузнеца», введением трехкратного повтора: «речете горе сей: восстани, вверзися в море, — и будет вам» (Мтф 17: 20). Этот фрагмент «интонируется» графически курсивом и подчеркиванием слов: «если кто имеет веру», «можно велеть горе двинуться идти в воду», «гора, которая двинулась». Построение сюжета Фольклорные основы. Использование народных поговорок Включение прибауток и присказок Применение пословиц. Сохранение традиционной ритмики народных выражений Авторские приемы: Создание новых слов и выражений в народном духе Ритмизованные фразы как опорные точки повествования Контаминации (смешение различных ритмических структур) Музыкальность. Соединение музыкальных и живописных элементов Создание певучих образов Доведение речи до музыкальных ритмов
Проявление в названиях произведений Использование силлабо-тоники Особая ритмическая организация Чередование сильных и слабых слогов Стилистические особенности: Квазифольклорная стилистика Ритмически организованные вставки в прозаический текст Сочетание различных стихотворных размеров Л. Гроссман относил Лескова к мастерам ритмической прозы наряду с Гоголем, Тургеневым и Андреем Белым, отмечая: Сложность системы языка Обдуманную организацию стиля Яркую выразительность Особое умение вводить сказочный лад в современную речь
Найдите в данном диалоге ритм. Как и почему он меняектся?
Пантелея Прокофьевича вызвали шестым по счету. Взволнованный и бледный, стоял он перед судейским столом, держа руки по швам. — Фамилия? — спросил есаул, не глядя на спрашиваемого. — Мелехов, ваше благородие. — Имя, отчество? — Пантелей Прокофьев, ваше благородие. Есаул поднял от бумаг глаза, пристально посмотрел на старика. — Вы откуда родом? — С хутора Татарского Вёшенской станицы, ваше благородие. — Вы не отец Мелехова Григория, сотника? — Так точно, отец, ваше благородие. — Пантелей Прокофьевич сразу приободрился, почуяв, что розги как будто отдаляются от его старого тела. — Послушайте, как же вам не стыдно? — спросил есаул, не сводя колючих глаз с осунувшегося лица Пантелея Прокофьевича. Тут Пантелей Прокофьевич, нарушив устав, приложил левую руку к груди, плачущим голосом сказал: — Ваше благородие, господин есаул! Заставьте за вас век бога молить — не приказывайте меня сечь! У меня двое сынов женатых… старшего убили красные… Внуки есть, и меня, такого ветхого старика, пороть надо? — Мы и стариков учим, как надо служить. А ты думал, тебе за бегство из части крест дадут? — прервал его безрукий хорунжий. Углы рта у него нервически подергивались. Михаил Шолохов. Тихий Дон
Поясните смысл ритмизации прозы в отношении образа отчаявшихся немцев. Какая музыка здесь представляется?
Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани. Ползли обмороженные немцы, напяливая на себя все, что попадалось под руку из одежды в избе колхозника. Шли солдаты, накинув на плечи детские одеяла и надев поверх ботинок лапти. Шли ефрейторы в юбках и сарафанах под шинелями, укутав онучами головы. Шли офицеры с муфтами в руках, покрытые кто персидским ковром, кто дорогим манто. Шли обозленные на бездорожье, на русскую зиму, на советские самолеты, штурмующие запруженные дороги. А злоба вымещалась на голодных, больных, измученных людях... В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! Убивали за поднятый окурок на дороге. Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. (Константин Воробьев. Это мы, господи!..)
Задание 1. Прочитайте начало «Блюза для Нателлы» С.Довлатова 1. как римическую прозу 2. как блюз В Грузии — лучше. Там все по-другому. Больше денег, вина и геройства. Шире жесты и ближе ладонь к рукоятке ножа... Женщины Грузии строги, пугливы, им вслед не шути. Всякий знает: баррикады пушистых ресниц — неприступны. В Грузии климата нет. Есть лишь солнце и тень. Летом тени короче, зимою — длиннее, и все. В Грузии — лучше. Там все по-другому... Я сжимаю в руке заржавевшее это перо. Мои пальцы дрожат, леденеют от страха. Ведь инструмент слишком груб. Где уж мне написать твой портрет! Твой портрет, Бокучава Натэлла! О Натэлла! Ты — чаша на пиру бородатых и сильных! Ты — глоток родниковой воды после драки! Ты — грустный мотив, долетевший сюда из неведомых окон! Ты — ливень, который застал нас в горах! И дерево, под которым спаслись мы от ливня! И молния, разбивающая дерево в щепки!.. Ты — юность прекрасной страны!.. Каждое утро Натэлла раздвигает тяжелые воды Арагвы. На берегу остается прижатый камнем сарафан, часы и летние туфли. Натэлла уплывает, изменчиво белея под водой. Тихо шелестят на берегу кусты винограда «изабель». А за кустами в этот момент бушуют страсти. Там давно сидит на корточках Арчил Пирадзе, зоотехник. Час назад Арчил Пирадзе вышел из дому (С.Довлатов) Как вы думаете, какой стихотворный размер использует автор? Задание 2. Прочитайте статью Ю.Лотмана о стихах и ритме. Ответьте на вопрос, который он ставит читателям в самом начале: "Зачем нужна поэзия, если можно говорить простой прозой?"