Антитеза, по словам А.Н.Гвоздева, «служит исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий путем их сопоставления с противоположными лицами, событиями».
Знаменитое высказывание Достоевского из романа Идиот показывает, что в антитезе есть сходство «Не усмехайся, Аглая, я себе не противоречу: дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца». По сути, антитеза – часть трюизма: «между любыми двумя предметами и явлениями есть как сходство, так и различие». Актуализация различия в антитезе- риторический прием, достаточно обманный. И лишь «такая же» у Достоевского дает ощущение истинности высказывания. Следовательно, антитеза без внутренних примирений годится для оценочных суждений, в сатирических произведениях, эпиграммах. Так у Байрона: "Гомер порою спит", - сказал Гораций. Порою Вордсворт бдит, сказал бы я. Его "Возница", сын унылых граций…»
Выражая позицию по взятию Измаила, Байрон находит это «любой ценой» кровавой прихотью тиранов и заключает:
"Да будет свет!" - господь провозгласил,
"Да будет кровь!" - провозгласили люди.
"Ни сон, ни явь", пишет А.Блок, имея ввиду промежуточное состояние между сном и явью. Промежуточное состояние между жизнью и смертью показано в стихотворении "Пляски смерти".
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот...
- Как антитезы помогают понять основную мысль стихотворения?
- Образ какого человека создает автор в стихотворении?
- Что символизирует мертвец в стихотворении?
- Какую роль играют живые и мертвые в обществе согласно стихотворению?
- Как вы понимаете фразу “скрывая для карьеры лязг костей”?
- Что олицетворяет собой ночь в стихотворении?
- Почему мертвец весь день трудится над докладом?
- Что такое “скабрезный анекдот” и зачем он нужен мертвецу?
- Как вы думаете, почему автор выбрал такую мрачную тему для своего стихотворения?
- Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?
Задание 1. Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится». Выпишите из каждой строфы антитезы временные, пространственные, прокомментируйте их в сопоставлении. Почему антитеза отсутствует в последней строфе и отсутствует ли? Можно ли назвать это стихотворение сатирическим? На каком основании?Зима недаром злится,Прошла ее пора —Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И все засуетилось,Все нудит Зиму вон —И жаворонки в небеУж подняли трезвон.Зима еще хлопочетИ на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…Весне и горя мало:Умылася в снегу,И лишь румяней стала,Наперекор врагу.Задание 2. Как работает антитеза в стихотворении Р.Рождественского? Какие предсказания в биографиях великих людей сбывались, а какие – нет? Я родился — нескладным и длинным —в одну из душных ночей.Грибные июньские ливнизвенели, как связки ключей.Приоткрыли огромный мир они,зайчикамипрошлись по стене…«Ребенокудивительно смирный…» —врач сказал обо мне.…А соседка достала карты,и они сообщили, чтобуду яни слишком богатым,но очень спокойным зато.Не пойду ни в какие бури,неудачи смогу обойтии что дальних дорогне будетна моем пути.Что судьбою, мне богом данной(на ладонився жизнь моя!),познакомлюсь с бубновой дамой,такой же смирной,как я…Было дождливо и рано.Жить сто лет кукушка звала..Но глупые картыврали!А за ними соседка врала!Наврала она про дорогу,наврала она про покой…Карты врали!..И слава богу,слава людям, что я не такой!Что по жилам бунтует сила,недовольство собойхраня!Слава жизни!Большое спасибоейза то, что мяла меня!Наделила мечтой богатой,опалила ветром сквозным,не поверилабабьим картам,а поверилаливнямгрибным!Антитеза «божьего сада» и «грозящей бездны» в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»Свобода – единственная мечта Мцыри, лирического героя поэмы М.Ю. Лермонтова. Юноша живет грезами о дне, когда он сможет ощутить ее вкус, понять ценность своей жизни. Идеей свободы живет не только Мцыри, но и лирические герои стихотворений «Узник», «Пленный рыцарь» М.Ю. Лермонтова. Мцыри мечтал о «пышных полях, холмах, покрытых венцом дерев», мечтал увидеть, как горные хребты «курилися, как алтари». Он так же, как «Узник», жаждет «в степь, как ветер, улететь», и так же, как «Пленный рыцарь», видит на синем небе «все вольные птицы» и хочет стать, подобно им, свободным. Вырваться из оков, испытать то, что «тюрьма» не может дать, - сакральная тайна юноши.И Мцыри бежал. Совершил серьезный шаг: отказался быть монахом, отказался связывать свою жизнь с Богом. «Три блаженных дня» для Мцыри раскрывают героя, показывая уже другие черты его характера. В начале мы видим страдающего юношу, которого одолевает страх перед своими тюремщиками, жажда изменений: «Давным-давно задумал я /// Взглянуть на дальние поля, /// Узнать, прекрасна ли земля». Его побег показывает, что Мцыри, на самом деле, способен на серьезный шаг, ведь он бежит в неизвестность, которая так манит и зовет. Романтическое произведение не может быть без ярких эпитетов и метафор. Так, М.Ю. Лермонтов мастерски использует тропы, показывая безумное счастье, которое обрел Мцыри: «Обняться с бурей был бы рад», «Рукою молнию ловил». Единение с бурей, грозой, сопоставление себя с ней - автометафора героя. Резкий, как молния, он с открытой душой воспринимает новый, открывшийся ему мир. И кажется, будто сам Дух сопровождает Мцыри, помогает ему бесследно скрыться: страшная гроза «заметает» следы юноши, и только он «прилег между высоких трав; прислушался: погони нет», гроза стихла от своей ненадобности. Лишь Мцыри лег отдохнуть, Злой Дух обратил свой коварный взор на юношу, вдруг тот начал слышать голоса и споры: «Поток усиленный грозой /// Шумел, и шум его глухой /// Сердитых сотне голосов подобился». И вновь встречается гроза, оружие Злого Духа, и кажется, будто сама начисть гнала Мцыри к «грозящей бездне», в пропасть к дьяволу, контролируя каждый шаг своей «жертвы». Коварный Дух туманил разум: «То вдруг стихал он, то сильней /// Он раздавался в тишине», заставлял Мцыри вслушиваться, склоняться ближе к пропасти и оказаться в мире зла. Возможно Мцыри пошел бы за Духом, поддался искушению, если бы не «в туманной вышине запели птички», «дохнули сонные цветы». Юноша еле-еле той ночью спасся от нечисти: «Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал». Осознание опасности пришло к Мцыри, лишь только он очнулся. «Грозящая бездна» - искушение, гнилой мир, который манит Мцыри, наивного юношу в аллегорический мир, соответствующий миру реальному. . Злой дух затуманил разум лирического героя: в глазах Мцыри не было страха и сомнения, в юноше бурлило любопытство, огородившее его от реальности, умело скрывшее опасность. «Злой дух по ним шагал» - уверенно спускается зло во плоти по «ступеням скал».
«Божий сад» открывается взору юноши утром при виде солнца, леса, полей, спасая от гибели его душу: «Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд»... «Божий сад» свят как монастырь, он напоминает его спокойствие и красоту, безопасность и чистоту. Ангелы огородили юношу от манящей «бездны». «Божий сад» - жизнь в доверии и счастье, она не пугает и не заставляет вернуться в монастырь, сад лишь показывает, что Мцыри всегда рад Бог, что он все еще беспокоится и оберегает свое дитя от роковой ошибки. Сбежав из монастыря, Мцыри не отвернулся от Бога, не закрылся, он понимает, что юноше должно ощутить на себе свободу, почувствовать себя независимым и решающим самостоятельно свою судьбу.
Привычная для юноши, жившего в монастыре, умиротворенность не влечет, не удивляет. Он сжился со спокойствием, будучи среди монахов, среди могил и цветов, и сейчас его интересует опасность и неизведанность, что-то новое, захватывающее сердце.
Юноша проходит испытание. Мцыри вернулся к «грозящей бездне»: «И снова я к земле припал», «И снова вслушиваться стал» - для усиления М.Ю. Лермонтов использует анафору, таким образом заостряет внимание читателя на ошибке своего героя. Это романтическое произведение, где все произошедшее не зря, оно раскрывает героя, показывает слабые и сильные стороны. Автор не осуждает лирического героя за слабость, он доносит до людей, что ошибки совершают все. И голоса, что юноше вновь слышны из пропасти, на этот раз не пугают, они тянут к себе своим волшебством и загадкой (золотая рыбка). А значит, повторяю одну и ту же ошибку, исправить ее будет сложнее. Отказаться от речей «О тайнах неба и земли» было сложнее, и сам герой не придает значения тому, как он не принял искушение дьявола, а вернулся в «божий сад».
С искушением злого духа встречается не только Мцыри, но и Тамара из поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова, автор использует аллюзию. Бедная Тамара, лишившаяся любимого жениха, полюбилась злому духу, что был изгнан из числа ангелов. Здесь, в поэме «Мцыри», Лермонтов упоминает об этом: «Когда, низверженный с небес, в подземной пропасти исчез». Злой дух выбирает молодых жертв, девушек и юношей, что станут легкой добычей. Тамара и Мцыри схожи: они лишились важных для них людей, стали предметом веселья злого духа, а главное, два героя смогли вернуться в «божий сад», только Тамара уже посмертно, они вдвоем вернулись к Богу.
Злой дух рисует Тамаре жизнь мечты – «божий сад». «И под лозою виноградной» - говорит злой дух в поэме «Демон», «И кудри виноградных лоз» - так выглядит «божий сад» пред Мцыри. Кажется, будто злой дух пытается воспроизвести то райское место, которое спасло Мцыри. Но не удается захватить души молодых людей злому духу ни в поэме «Мцыри», ни в поэме «Демон».
М.Ю. Лермонтов использует образ грузинки и в поэме «Мцыри»: «Держа кувшин над головой, /// Грузинка узкою тропой /// Сходила к берегу»; и в поэме «Демон»: «Когда грузинка молодая /// С кувшином длинным за водой /// С горы спускается крутой». Ее путь к тому же ущелью легок – возможно антитеза женского и мужского служения. Мцыри жил в монастыре, и в монастыре же спасалась от борьбы с самой собой Тамара. Автор использует схожие образы, ситуации будто для того, чтобы образ злого духа был един для читателей.
Противопоставляя «божий сад» и «грозящую бездну» М.Ю. Лермонтов использует метод контрастов. Два этих понятия являются полной противоположностью друг друга. Добро и зло, инь и ян, что уравновешивают мир.