Антитеза

Антитеза в литературе
Антитеза играет значительную роль в литературе, являясь важным стилистическим приемом, который помогает авторам выразить контраст и развести границы реальности. Этот прием позволяет создать эмоциональное напряжение, подчеркнуть противоречия и акцентировать внимание на диалектичности мира.
  • Осмысление понятий
    Изучение антитезы, тезиса, антитезиса, дилеммы и антонимов.
  • Примеры из литературы
    Анализ функционирования антитезы в произведениях Лермонтова, Пушкина, Жуковского, Чехова, Тютчева, Горького и Толстого.
  • Амбивалентность у Бахтина
    Исследование понятия «антитеза» как амбивалентности.
  • Стихи поэтов Серебряного века
    Разъяснение особенностей антитезы у Мандельштама, Есенина, Бальмонта, Бунина и Блока.
Антитеза - это стилистический прием, основанный на противопоставлении двух противоположных понятий, образов или идей для создания контраста и подчеркивания важных аспектов текста. В стихах русских поэтов антитеза часто используется для создания эмоционального напряжения, передачи глубоких мыслей и идей, а также для усиления выразительности и образности. Так же философская дилемма, что легла в основание логики, диалектики - "тезис- антитезис- синтезис", в поэзии стала средством сатиры:

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен.
Не имея ввек забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
(А.С.Пушкин)

  • или горькой иронии:
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
(С.Есенин)
Богатство и бедность станут лейтмотивом прозы Достоевского - и уже за пределами всякой иронии.


Антитеза -  борьба между противоположностями. Автор, создавая гармонию или конфликт, притягивает противоположности.
Так в рассуждении идет цепочка тезис-антитезис от общих слов к конкретным выводам.
Найдите антитезу. Как она работает на идею произведения?
Те же и Простаков.
Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?
Простаков (от робости запинаясь). Ме... мешковат немного.
Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.
Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.
Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?
Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.
Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи...
(Д.И.Фонвизин. Недоросль)
Антитеза, по словам А.Н.Гвоздева, «служит исключительно ярким средством изображения и характеристики лиц, предметов, событий путем их сопоставления с противоположными лицами, событиями».
Знаменитое высказывание Достоевского из романа Идиот показывает, что в антитезе есть сходство «Не усмехайся, Аглая, я себе не противоречу: дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца». По сути, антитеза – часть трюизма: «между любыми двумя предметами и явлениями есть как сходство, так и различие». Актуализация различия в антитезе- риторический прием, достаточно обманный. И лишь «такая же» у Достоевского дает ощущение истинности высказывания. Следовательно, антитеза без внутренних примирений годится для оценочных суждений, в сатирических произведениях, эпиграммах. Так у Байрона: "Гомер порою спит", - сказал Гораций. Порою Вордсворт бдит, сказал бы я. Его "Возница", сын унылых граций…»
Выражая позицию по взятию Измаила, Байрон находит это «любой ценой» кровавой прихотью тиранов и заключает:
"Да будет свет!" - господь провозгласил,
"Да будет кровь!" - провозгласили люди.
"Ни сон, ни явь", пишет А.Блок, имея ввиду промежуточное состояние между сном и явью. Промежуточное состояние между жизнью и смертью показано в стихотворении "Пляски смерти".

Как тяжко мертвецу среди людей

Живым и страстным притворяться!

Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей...

Живые спят. Мертвец встает из гроба,

И в банк идет, и в суд идет, в сенат...

Чем ночь белее, тем чернее злоба,

И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.

Присутствие кончается. И вот —

Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрезный анекдот...
  1. Как антитезы помогают понять основную мысль стихотворения?
  2. Образ какого человека создает автор в стихотворении?
  3. Что символизирует мертвец в стихотворении?
  4. Какую роль играют живые и мертвые в обществе согласно стихотворению?
  5. Как вы понимаете фразу “скрывая для карьеры лязг костей”?
  6. Что олицетворяет собой ночь в стихотворении?
  7. Почему мертвец весь день трудится над докладом?
  8. Что такое “скабрезный анекдот” и зачем он нужен мертвецу?
  9. Как вы думаете, почему автор выбрал такую мрачную тему для своего стихотворения?
  10. Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?


Задание 1. Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится». Выпишите из каждой строфы антитезы временные, пространственные, прокомментируйте их в сопоставлении. Почему антитеза отсутствует в последней строфе и отсутствует ли? Можно ли назвать это стихотворение сатирическим? На каком основании?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Задание 2. Как работает антитеза в стихотворении Р.Рождественского? Какие предсказания в биографиях великих людей сбывались, а какие – нет?
Я родился — нескладным и длинным —
в одну из душных ночей.
Грибные июньские ливни
звенели, как связки ключей.
Приоткрыли огромный мир они,
зайчиками
прошлись по стене…

«Ребенок
удивительно смирный…» —
врач сказал обо мне.
…А соседка достала карты,
и они сообщили, что
буду я
ни слишком богатым,
но очень спокойным зато.
Не пойду ни в какие бури,
неудачи смогу обойти
и что дальних дорог
не будет
на моем пути.
Что судьбою, мне богом данной
(на ладони
вся жизнь моя!),
познакомлюсь с бубновой дамой,
такой же смирной,
как я…

Было дождливо и рано.
Жить сто лет кукушка звала..

Но глупые карты
врали!
А за ними соседка врала!
Наврала она про дорогу,
наврала она про покой…
Карты врали!..
И слава богу,
слава людям, что я не такой!
Что по жилам бунтует сила,
недовольство собой
храня!
Слава жизни!
Большое спасибо
ей
за то, что мяла меня!
Наделила мечтой богатой,
опалила ветром сквозным,
не поверила
бабьим картам,
а поверила
ливням
грибным!

Антитеза «божьего сада» и «грозящей бездны» в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Свобода – единственная мечта Мцыри, лирического героя поэмы М.Ю. Лермонтова. Юноша живет грезами о дне, когда он сможет ощутить ее вкус, понять ценность своей жизни. Идеей свободы живет не только Мцыри, но и лирические герои стихотворений «Узник», «Пленный рыцарь» М.Ю. Лермонтова. Мцыри мечтал о «пышных полях, холмах, покрытых венцом дерев», мечтал увидеть, как горные хребты «курилися, как алтари». Он так же, как «Узник», жаждет «в степь, как ветер, улететь», и так же, как «Пленный рыцарь», видит на синем небе «все вольные птицы» и хочет стать, подобно им, свободным. Вырваться из оков, испытать то, что «тюрьма» не может дать, - сакральная тайна юноши.
И Мцыри бежал. Совершил серьезный шаг: отказался быть монахом, отказался связывать свою жизнь с Богом. «Три блаженных дня» для Мцыри раскрывают героя, показывая уже другие черты его характера. В начале мы видим страдающего юношу, которого одолевает страх перед своими тюремщиками, жажда изменений: «Давным-давно задумал я /// Взглянуть на дальние поля, /// Узнать, прекрасна ли земля».
Его побег показывает, что Мцыри, на самом деле, способен на серьезный шаг, ведь он бежит в неизвестность, которая так манит и зовет. Романтическое произведение не может быть без ярких эпитетов и метафор. Так, М.Ю. Лермонтов мастерски использует тропы, показывая безумное счастье, которое обрел Мцыри: «Обняться с бурей был бы рад», «Рукою молнию ловил». Единение с бурей, грозой, сопоставление себя с ней - автометафора героя. Резкий, как молния, он с открытой душой воспринимает новый, открывшийся ему мир.
И кажется, будто сам Дух сопровождает Мцыри, помогает ему бесследно скрыться: страшная гроза «заметает» следы юноши, и только он «прилег между высоких трав; прислушался: погони нет», гроза стихла от своей ненадобности.
Лишь Мцыри лег отдохнуть, Злой Дух обратил свой коварный взор на юношу, вдруг тот начал слышать голоса и споры: «Поток усиленный грозой /// Шумел, и шум его глухой /// Сердитых сотне голосов подобился». И вновь встречается гроза, оружие Злого Духа, и кажется, будто сама начисть гнала Мцыри к «грозящей бездне», в пропасть к дьяволу, контролируя каждый шаг своей «жертвы». Коварный Дух туманил разум: «То вдруг стихал он, то сильней /// Он раздавался в тишине», заставлял Мцыри вслушиваться, склоняться ближе к пропасти и оказаться в мире зла. Возможно Мцыри пошел бы за Духом, поддался искушению, если бы не «в туманной вышине запели птички», «дохнули сонные цветы».
Юноша еле-еле той ночью спасся от нечисти: «Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал». Осознание опасности пришло к Мцыри, лишь только он очнулся.
«Грозящая бездна» - искушение, гнилой мир, который манит Мцыри, наивного юношу в аллегорический мир, соответствующий миру реальному. . Злой дух затуманил разум лирического героя: в глазах Мцыри не было страха и сомнения, в юноше бурлило любопытство, огородившее его от реальности, умело скрывшее опасность. «Злой дух по ним шагал» - уверенно спускается зло во плоти по «ступеням скал».
«Божий сад» открывается взору юноши утром при виде солнца, леса, полей, спасая от гибели его душу: «Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд»... «Божий сад» свят как монастырь, он напоминает его спокойствие и красоту, безопасность и чистоту. Ангелы огородили юношу от манящей «бездны». «Божий сад» - жизнь в доверии и счастье, она не пугает и не заставляет вернуться в монастырь, сад лишь показывает, что Мцыри всегда рад Бог, что он все еще беспокоится и оберегает свое дитя от роковой ошибки. Сбежав из монастыря, Мцыри не отвернулся от Бога, не закрылся, он понимает, что юноше должно ощутить на себе свободу, почувствовать себя независимым и решающим самостоятельно свою судьбу.
Привычная для юноши, жившего в монастыре, умиротворенность не влечет, не удивляет. Он сжился со спокойствием, будучи среди монахов, среди могил и цветов, и сейчас его интересует опасность и неизведанность, что-то новое, захватывающее сердце.
Юноша проходит испытание. Мцыри вернулся к «грозящей бездне»: «И снова я к земле припал», «И снова вслушиваться стал» - для усиления М.Ю. Лермонтов использует анафору, таким образом заостряет внимание читателя на ошибке своего героя. Это романтическое произведение, где все произошедшее не зря, оно раскрывает героя, показывает слабые и сильные стороны. Автор не осуждает лирического героя за слабость, он доносит до людей, что ошибки совершают все. И голоса, что юноше вновь слышны из пропасти, на этот раз не пугают, они тянут к себе своим волшебством и загадкой (золотая рыбка). А значит, повторяю одну и ту же ошибку, исправить ее будет сложнее. Отказаться от речей «О тайнах неба и земли» было сложнее, и сам герой не придает значения тому, как он не принял искушение дьявола, а вернулся в «божий сад».
С искушением злого духа встречается не только Мцыри, но и Тамара из поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова, автор использует аллюзию. Бедная Тамара, лишившаяся любимого жениха, полюбилась злому духу, что был изгнан из числа ангелов. Здесь, в поэме «Мцыри», Лермонтов упоминает об этом: «Когда, низверженный с небес, в подземной пропасти исчез». Злой дух выбирает молодых жертв, девушек и юношей, что станут легкой добычей. Тамара и Мцыри схожи: они лишились важных для них людей, стали предметом веселья злого духа, а главное, два героя смогли вернуться в «божий сад», только Тамара уже посмертно, они вдвоем вернулись к Богу.
Злой дух рисует Тамаре жизнь мечты – «божий сад». «И под лозою виноградной» - говорит злой дух в поэме «Демон», «И кудри виноградных лоз» - так выглядит «божий сад» пред Мцыри. Кажется, будто злой дух пытается воспроизвести то райское место, которое спасло Мцыри. Но не удается захватить души молодых людей злому духу ни в поэме «Мцыри», ни в поэме «Демон».
М.Ю. Лермонтов использует образ грузинки и в поэме «Мцыри»: «Держа кувшин над головой, /// Грузинка узкою тропой /// Сходила к берегу»; и в поэме «Демон»: «Когда грузинка молодая /// С кувшином длинным за водой /// С горы спускается крутой». Ее путь к тому же ущелью легок – возможно антитеза женского и мужского служения. Мцыри жил в монастыре, и в монастыре же спасалась от борьбы с самой собой Тамара. Автор использует схожие образы, ситуации будто для того, чтобы образ злого духа был един для читателей.
Противопоставляя «божий сад» и «грозящую бездну» М.Ю. Лермонтов использует метод контрастов. Два этих понятия являются полной противоположностью друг друга. Добро и зло, инь и ян, что уравновешивают мир.
Найдите антитезу в комментарии издателя. Докажите, что антитеза - основа иронии.

Предисловие, уничтоженное автором

   С спокойной уверенностью, составляющей прирожденную черту истинного гения, я передаю миру мою биографию для того, чтобы он понял, как доходят до положения зрелого кота, чтобы он познал мои превосходные качества во всем их объеме, дивился мне, любил меня, ценил, почитал и немного обожал. Если кто-нибудь окажется настолько дерзким, что решится подвергать сомнению необычайные достоинства этой замечательной книги, пусть он помнит, что он имеет дело с котом, в распоряжении у которого есть ум, рассудительность и острые когти.

Мурр

(Homme de lettres tres renomme)

[Писатель, достигший большой известности -- фр.].

Берлин, май, года 18...

   P. S. Какая досада! И то предисловие, которое должно было подвергнуться уничтожению, оказалось напечатанным!
   Ничего не остается, как просить благосклонного читателя не относиться слишком строго к несколько гордому тону этого предисловия и принять в расчет, что, если бы взять какое-нибудь умилительное предисловие другого чувствительного автора и перевести его на язык затаенных мнений этого последнего, оно немногим бы отличалось от вышеупомянутого.

Издатель

В чем необычность использования антитезы Тургеневым?
"Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман".
Определите роль антитезы у Цветаевой. В чем, по ее мнению, невозможность расстаться? Как история любви переплетена здесь с библейскими мотивами?
Под гору…Двух подошв пудовых
Вздох…Ладонь, наконец, и гвоздь!
Опрокидывающий довод:
Расставаться — ведь это врозь,
Мы же — срошиеся…
(М.Цветаева. Поэма конца)
Антитеза в романе “Тихий Дон” Михаила Шолохова играет ключевую роль, пронизывая всё произведение и формируя его основную структуру. На антитезе построен весь роман, где Шолохов постоянно сопоставляет войну и мир, жизнь и смерть. Это противопоставление лежит в основе сюжета и характеров персонажей, особенно главного героя Григория Мелехова.
Мелехов мечется между белыми и красными, между Аксиньей и Натальей, между чувствами и долгом, что отражает неопределенность и сомнения, характерные для эпохи. Постоянное стремление к поиску правды и своего места в жизни становится главным мотивом романа, определяя не только судьбу отдельного персонажа, но и всей эпохи.
Пространство романа то сужается, сосредотачиваясь на событиях в хуторе Татарском, то расширяется, охватывая масштабные исторические события, происходящие в больших городах и волнующие всю страну. Включение реальных исторических лиц и документов придает роману характер летописи, а Григорий Мелехов становится социально-психологическим типом, характеризующим общество в целом.
Кольцевая композиция, начинающаяся и заканчивающаяся изображением мелеховского куреня, символизирует круговорот добра и зла, подчеркивая мотив быстротечности времени. Мирное время нарушается смутой и разрушением, но затем снова восстанавливается. Это естественный исторический процесс, когда земля постепенно залечивает свои раны, а человечество — свои.
Таким образом, антитеза в “Тихом Доне” не только формирует структуру романа, но и углубляет его проблематику, делая произведение общенародным и значимым для понимания исторических процессов и человеческих судеб в переломные моменты истории.
Антитеза играет значительную роль в творчестве Ивана Бунина, особенно в его цикле рассказов “Темные аллеи”, написанном в период эмиграции в 1937-1945 годах. Этот сборник состоит из 38 историй о любви, каждая из которых основана на противопоставлении любви и жестокости, жестокости и великодушия.
Бунин использует антитезу как основной прием выразительности, позволяющий ему противопоставлять различные аспекты человеческой жизни, такие как любовь и смерть, страсть и ненависть, счастье и страдание. Это противопоставление помогает автору раскрыть сложность и глубину человеческих чувств, а также показать их изменчивость и непостоянство.
Одним из ярких примеров использования антитезы в “Темных аллеях” является рассказ “Кавказ”, в котором автор противопоставляет осень в Москве, холодную и мрачную, и солнечное, жаркое южное побережье Кавказа, где встречаются главные герои. Это противопоставление подчеркивает контраст между обыденной жизнью и моментом счастья, который переживают герои вдали от дома.
Также в рассказе “Кавказ” Бунин противопоставляет чувства главных героев: безмятежное счастье влюбленных и отчаяние, пустоту и горе третьего героя, мужа героини, который застрелился. Это противопоставление заставляет читателя задуматься о цене счастья и последствиях предательства.
В рассказе "Господин из Сан-Франциско противопоставлены верх и низ мира, жизнь и смерть, образы природы и человеческий мир.

Антитеза красоты и обыденности в творчестве Бунина - одна из ведущих. Как верх и низ теплохода, противостоит красота острова омарам, гробу с господином и живущему там две тысячи лет назад тирану Тиберию.
"На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры, и человечество навеки запомнило его, и многие, многие со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где жил он на одном из самых крутых подъемов острова. В это чудесное утро все, приехавшие на Капри именно с этой целью, еще спали по гостиницам, хотя к подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов под красными седлами, на которые опять должны были нынче, проснувшись и наевшись, взгромоздиться молодые и старые американцы и американки, немцы и немки и за которыми опять должны были бежать по каменистым тропинкам, и все в гору, вплоть до самой вершины Монте-Тиберио, нищие каприйские старухи с палками в жилистых руках, дабы подгонять этими палками осликов. Успокоенные тем, что мертвого старика из Сан-Франциско, тоже собиравшегося ехать с ними, но вместо того только напугавшего их напоминанием о смерти, уже отправили в Неаполь, путешественники спали крепким сном, и на острове было еще тихо, магазины в городе были еще закрыты. Торговал только рынок на маленькой площади — рыбой и зеленью, и были на нем одни простые люди, среди которых, как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров, шуршавших в переднике повара того самого отеля, где ночевала семья из Сан-Франциско, и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо. А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по ее каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццких горца. У одного под кожаным плащом была волынка, — большой козий мех с двумя дудками, у другого — нечто вроде деревянной цевницы. Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, ее близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг: над дорогой, в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного сына ее. Они обнажили головы — и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой земле Иудиной..." (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско)
Философемы добра и зла - противоположны, но и диалектичны.
В романах Виктора Пелевина антитеза используется для создания контраста между различными персонажами, ситуациями и идеями. Чекисты и масоны, цивилизация и вата, искусство современное и искусство будущего, жизнь человека и жизнь насекомого, чуткость оборотней и бездушие людей - вот небольшой перечень антитез В.Пелевина.
Одним из ярких примеров антитезы в романах Пелевина является противопоставление между героем и антигероем. В романе “Generation П” главный герой, Вавилен Татарский, является представителем нового поколения, которое стремится к свободе и индивидуальности. Однако, его антигерой, Че Гевара, представляет собой образ “настоящего мужчины”, который готов бороться за свои идеалы.
Еще одним примером антитезы является противопоставление между реальностью и виртуальностью. В романе “Омон Ра” главный герой Омон Ра стремится стать космонавтом, но на самом деле он живет в мире, где все контролируется государством. В этом романе реальность противопоставляется виртуальному миру, который создается самим героем.
Также антитеза используется в романе “Чапаев и Пустота” для противопоставления между разными героями. Главный герой, Василий Чапаев, является представителем старой России - вата, а Петр Пустота - представителем новой, капиталистической России - цивилизация.

Как в "Рождественском романсе И.Бродского представлена антитеза старой и новой Москвы? Проследите путь лирического героя. Куда и откуда он направляется? Можно ли два этих пункта назвать антитезой? Рождество и тоска - оксюморон?

Рождественский романс

Евгению Рейну, с любовью
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
(И.Бродский)
Обратная связь
Отвечая на вопросы, не забывайте  заполнять форму для ответа на странице самиздата
Антитеза — это просто философия полярных смыслов
Мы поможем вам разобраться в тонкостях языка и полюбить литературу.
Индивидуальный подход
Занятия проходят в небольших группах, преподаватель уделяет внимание каждому студенту.
Интересные задания
На занятиях мы не только учим правила, но и пишем стихи, анализируем тексты и выполняем другие творческие задания.
Интерактивность
Во время занятий мы обсуждаем сложные вопросы, спорим и учимся аргументировать свою точку зрения.
Made on
Tilda