Романтизм

Ученик:
Романтизм - это любовь?
Ответ:
Литературное направление романтизм содержит немало произведений, где нет любовной тематики, более того, в романтизме принято было изображать героя, разочарованного и в дружбе, и в любви .
Ученик:
Все-таки хотелось бы краткого, емкого определения. Если романтизм- не только любовь, то что?
Ответ:
Романтизм- это стремление к возвышенному, даже если это разочарование в возвышенном. Возвышенное, связь с "невыразимым", никогда не утрачивается. В отличие от реализма, стремления к изображению ощутимой реальности как она есть.
Ученик:
Верно ли, что Лермонтов обозначил основные свойства романтизма как Свобода, гений и слава? "Свободы, гения и славы палачи"?
Ответ:
Это проекция на триединство выступающих на баррикадах Парижской коммуны ораторов - "Свобода, равенство, братство" - равенство и братство Лермонтов заменил на гения и славу, потому что ни в равенство людей на земле, ни в братство он не верил.
Ученик
Если романтизм заимствованное явление, то все ли мы переняли, ничего не оставили вне поля русской культуры?
Ответ:
Мы не могли перенять все и в некотором плане серьезно отставали.  Литературные языки в других странах, несмотря на один и тот же календарный год, принадлежали разным культурным слоям - немецкий и русский несколько запаздывали, не могли догнать уже развитый в поэтическом плане английский и французский: "немцам понадобилось свыше двухсот лет, чтобы достигнуть степени выразительности, необходимой для вполне созвучного перевода Шекспира на немецкий язык", - писал Оскар Вальцель. Языковое отставание преодолевал силами своего гения Пушкин, его романтизм в наивысшей степени созвучен западноевропейскому.
Как Гофман понимает романтизм? Прокомментируйте отрывок.
В каких еще произведениях русской и зарубежной литературы идет рассуждение героев об искусстве?
Романтический вкус — явление редкое; еще реже — романтический талант; поэтому так мало людей, способных играть на лире, звуки которой открывают полное чудес царство романтического.
Гайдн романтически изображает человеческое в обыденной жизни; он ближе, доступнее большинству.
Моцарта больше занимает сверхчеловеческое, чудесное, обитающее в глубине нашей души.
Музыка Бетховена движет рычагами страха, трепета, ужаса, скорби и пробуждает именно то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма. Поэтому он чисто романтический композитор; не оттого ли ему меньше удается вокальная музыка, которая не допускает неясного томления, а передает лишь выражаемые словами эффекты, но отнюдь не то, что ощущается в царстве бесконечного?
(Гофман. Крейслериана)
Литературное и философское направление. Зародилось в музыке, появилось в поэзии в весьма народнической по сути философской школе йенских романтиков – Братья Шлегели, братья Гримм, Шеллинг, позднее, выходец из романтиков Гегель. Искусство – вечная эстетическая ценность – должна быть национальной. Национальный дух и дух истории – это должно совпасть и быть выражено в художественном произведении. Великие шедевры рождаются в условиях подъема духа народа. Искусство должно искать идеал, соответствующий форме того духа истории, в котором пребывает поэт. Например, поэт древнего мира должен был больше заботиться о форме – она была в самом духе больше содержания, как огромная пирамида больше того, что заключено в ней. Как китайское чаепитие – чувственный длительный ритуал с обыкновенным чаем, который современный человек выпивает залпом, вечно куда-то спеша. Но наше время другое - содержание больше формы. Потому важно для немецкого писателя предпочесть романский язык всем прочим – дух истории выразил себя в нем. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия», — пишет Фр. Шлегель. Прогресс, история – и поэзия. Не эпос ли окончательно поселился в лирике?
Задание1. Прокомментируйте слова М.М. Бахтина о романтизме:
«Романтизм принес с собою прямое полнозначное слово без всякого уклона в условность. Для романтизма характерно до самозабвения экспрессивное прямое авторское слово, не охлаждающее себя никаким преломлением сквозь чужую словесную среду».
Это литературное направление, чрезвычайно неоднородное. Основные черты его – возвышенный характер письма, философичность, двоемирие, отверженность героя – распределились по странам неодинаково- немецкий романтизм перетянул на себя мистицизм и философию, в то время как философией англо-французского романтизма стала легкость, а от мистики он вовсе отказался, углубившись не в тайны мира и познания его, а в себя, во внутренний мир героя.
Влияние немецкого романтизма у нас выразилось в стихии пророческого мышления, поклонении природе, мистицизме, техническом мистицизме (Одоевский «Городок в табакерке»), поиске идеала в иных мирах, двоемирии, народности, историзме, воспевании истины и любви к Прекрасной Даме, которая не кто иная, как божественная гностическая София.
Влияние англо-французского романтизма у нас выразилось в историческом идеале индивидуальности - Наполеоне, экзотике, одиночестве и борьбе. Англо-французский романтизм принес нам на русскую землю легкий слог, разочарованную позу и быструю езду на санях или в экипаже – в отличие от классицистической степенной, неторопливой.

Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил
Докажем, что этот отрывок не только об учителе –французе, но и о литературе. Для этого сделаем небольшой читательский эксперимент – переведем его: Писатель-романтик (убогий) учит читателя всему шутя, не докучает строгостями морали, слегка критикует за шалости и показывает жизнь через призму соединения природы и культуры, как это произошло в Летнем саду. Классицизм с его суровыми моральными установками не был забыт – он переработан с учетом современного читателя, не верящего в моральные сентенции.
Задание 2. Прочитайте отрывок из «Евгения Онегина». Докажите, что балет в XIX веке также был исполнен романтических веяний.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет

Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи Белинского. Как он относится к влияниям на русскую жизнь иностранной моды? В каких произведениях русской классики есть герои, попадающие под категорию «ман»

«Между русскими есть много галломанов, англоманов, германоманов и разных других "манов". Посмотришь на них: точно так, -- с которой стороны ни зайди: -- англичанин, француз, немец да и только. Если англоман, да еще богатый, то и лошади у него англизированные, и жокеи, и грумы, словно сейчас из Лондона привезенные, и парк в английском вкусе, и портер он пьет исправно, любит ростбиф и пуддинг, на комфорте помешан и даже боксирует не хуже любого английского кучера. Если галломан, -- одет как модная картинка, по-французски говорит не хуже парижанина, на все смотрит с равнодушным презрением, при случае почитает долгом быть и любезным и остроумным. Если германоман, -- больше всего любит искусство как искусство, науку как науку, романтизирует, презирает толпу, не хочет внешнего счастия и выше всего ставит созерцательное блаженство своего внутреннего мира... Но пошлите всех этих господ пожить -- англоманов в Англию, галломанов во Францию, германоманов в Германию, да и посмотрите, так ли охотно, как вы, поспешат англичане, французы и немцы признать своими соотечественниками наших англоманов, галломанов и германоманов... Нет, не попадут они в соотечественники этим народам, а только разве прослывут между ними притчею во языцех, сделаются предметом всеобщего оскорбительного внимания и удивления. Это потому, повторяем, что усвоить чуждую форму совсем не то, что отрешиться от собственной сущности». (В.Г.Белинский)
Задание 4. Докажите, что Р.Бернс – предтеча англо-французского романтизма. Найдите черты отверженности, двоемирия, разлада с обществом и самим собой.
В горах мое сердце
(Из Роберта Бернса)

В горах мое сердце… Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.

Прощай, моя родина! Север, прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!

Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.

В горах мое сердце… Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу!

Задание 5. Прочитайте отрывок из «Евгения Онегина» и комментарий к нему В.Белинского. В чем адепт реализма видел обыкновенный удел романтика, и почему он так решил? Можно ли назвать этот отрывок романа в стихах образцом объективной лирики?
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел,
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился;
В деревне, счастлив и рогат.
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел.
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей.
Плаксивых баб и лекарей.

«Мы убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее. В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и во-время для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить -- значит развиваться и идти вперед. Это -- повторяем -- был романтик, и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать, кроме как распространить на целую главу то, что он так полно высказал в одной строфе. Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, не хороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Вечно копаясь в самих себе и становя себя центром мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастие внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда, и... Ленские не перевелись и теперь; они только переродились». ( В.Белинский)
Задание 8. А что бы ждало Онегина? Нечто противоположное? Учитывая, что его разговор с Татьяной приходится на весну 1825 года?

Задание 6. Прочитайте отрывок. Что показалось странным Татьяне в интерьере онегинского кабинета? На какой вид романтизма опирался Пушкин, давая образ Евгения Онегина? Отвечая на письмо Татьяны, Онегин мог бояться разоблачения романтической маски?
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.

Задание 7. Прочитайте рассуждение Жуковского о Шатобриане. Докажите, что влияние немецкого романтизма на русскую литературу было значительным.
«Первое, чего бы я желал от Шатобриана, есть дефиниция того, что он называет таинственностью, тайною. Мне кажется myster больше значит таинственность, нежели тайна secret. Таинственность есть то, что всякий знать может, но что соединено с некоторою неясностью или, лучше сказать, что представляется мне в своем виде, под покровом, который всякий имеет право приподнять; тайна, напротив, есть то, что от всех скрывается с намерением, что известно только немногим и что никому не должно быть известно, кроме сих немногих» (В.Жуковский).
Дуэль как призрак романтизма в «Евгении Онегине»
Всегда начинаю изучение "Евгения Онегина" с противопоставления-сопоставления влияния немецкого и англо-французского романтизма. Это они стреляются на дуэли в «Евгении Онегине». И побеждает отнюдь не дружба. Байрон, Наполеон - кумиры, овеществленные в интерьере Онегина - англо-французский романтизм. "Темно и вяло, что романтизмом мы зовем" - немецкий. Мистика - немецкий романтизм, свобода - англо-французский. Философичность (все равно) - немецкий, разочарование (ничего) - англо-французский. Представители немецкого романтизма в России были в романе «Евгений Онегин» Владимир Ленский и Татьяна Ларина.
Из разговора на уроке. Ученица рисует реализм как кирпичики:
- Кирпичики - это откуда у вас такой образ сейчас нарисовался? - удивляюсь.
- Не знаю, как-то из воздуха.
- Давайте его используем для пояснения реалистического метода в проблеме дуэли между Онегиным и Ленским.
- А как?
- Нужно изобразить все причины и возможности ее избежать.
- О, возможностей избежать было достаточно.
- И если бы хоть одна из них была действительно возможна, дуэли бы не было, отпали бы все остальные.
- Первый кирпичик- Таня. Если бы она поделилась своими чувствами к Онегину, своим письмом с сестрой, та бы не стала танцевать весь вечер с Онегиным, ведь она такая послушная, живая, добрая девочка.
- Пушкин говорит, что если бы Таня знала о дуэли.
- И что? Что бы это дало. ну она бы о своих чувствах рассказала, но ведь чувств Онегина она не знает, а вдруг он и вправду увлечен Оленькой?
Резонно.
Рисуем первый кирпичик. Подписываем: скрытность Татьяны, ее неумение (невозможность) видеть чувства и мотивы Онегина, возможно из-за романтизма и углубленности в себя.
- Второй кирпичик - няня. Няня "да недогадлива была".
-Третий кирпичик- Ленский. Поэт-романтик по немецкому образцу, ничего кроме себя не видит, Онегин для него нарушил идеалы дружбы и теперь для него змий.
- Да,- соглашаюсь, - ему нужно было быть повнимательней к своему другу.
- Четвертый кирпичик - мама, - отсутствие откровенности с дочерью. Пятый - Зарецкий. Не дал возможности примирения. Нарушил кодекс в сладком предвкушении скандала. Шестой - Онегин. Он мог бы и не стрелять. Все остальное он не мог.
Странно, как все совпадает: уже вторая ученица говорит о невозможности предотвращения дуэли на стадии подготовки.
- А почему?
- Ну он только думает, что мог бы честно Ленскому признаться в своих чувствах, на самом деле, Таня молчит, и Евгений молчит.
Кладка сложена. кирпичики крепко держатся. Трагедия неизбежна.
Вывод: из кирпичиков строится не только счастье, но и горе. В реализме. Каждый кирпичик - краеугольный камень.
А главные здания из тех кирпичиков – влияние на русскую литературу: немецкий романтизм, англо-французский романтизм. «Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Немецкие романтики – мистики. На русской почве это прижилось прекрасно.
Особенностью немецких романтиков было сводить всё к дьявольскому или божественному. Всё либо черное, либо белое: «Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал». Романтики по немецкому образцу были абсолютными идеалистами, верили, что девушки должны быть непорочными, сравнивали девушку с цветком. Использование библейского сюжета «Адам и Ева»: лишение божественного рая путём искушения. Это очень отличалось от представлений англо-французских романтиков, для которых искушенность – хорошо, а неискушенность – это ошибка. Немецкие романтики шли в народ, искали какие-то образы именно в народе и не находили там никаких истинных чувств. Поэтому они их либо совсем не имеют, либо придумали. У них есть идеал, прекрасная дама (например, Ольга Ларина), отказывающая в чувствах. Немецкие романтики либо философы, либо поэты. Объединение – не философия, не поэзия. Любви на земле нет, есть двоемирие. В другом мире, возможно, гармония и единение сердец. Он считает, что чувства Ольги проявятся, когда он уйдет в мир иной.
Онегин – типичный представитель англо-французского романтизма. В его характере оторванность от национальной почвы. Воспитан французом-гувернером. Лорд Байрон (романтик) висел на стене в качестве портрета. Есть дружба с Пушкиным в раннюю пору, их совместные мечты. Пророчество главного героя (связь с богом), сдержанная легкость: «Учил его всему шутя», «Не докучал моралью строгой» - открещивание от классицизма. Романтики слегка критиковали мир: «Слегка за шалости бранил». У романтиков был интерес к экзотике («В летний сад гулять водил»), требовательность к стилю своей одежды и к стилю того, что пишут романтики («Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет»). Онегин одет очень модно, строго, изящно, со вкусом. Даже для балета характерен романтизм (легкость). Вещи в кабинете Онегина говорят о его внимательности и требовательности к каждой детали и внешности. Онегину наскучили пустые разговоры на балах. И друга, равного Пушкину, он так и не нашел. И отверженность героя – типичная черта этого вида романтизма. Холодность отношений. «Как Чарльд-Гарольд угрюмый, томный», «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», «Читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред». Романтики не любили классицистов за скучность их поэзии, триединство, которое те поняли слишком нефилософски, методологически, за морализаторство. И сами пытались не быть скучными, не обманывать читателя, не нести околесицу. Онегин считал письмо Татьяны ошибкой. «Как я ошибся, как наказан». Это закономерный вывод из отрицания. Но, согласно положению Гегеля о том, что сначала отталкивание, потом притяжение, теперь от отталкивания Татьяны должен быть ход к притяжению. Но Татьяна шла путем наоборот, как у Ньютона: сначала притяжение, потом отталкивание.
Это соответствует пути немецкого и англо-французского «романтизмов» на русской почве. Немецкий романтизм в 19 веке сначала очень притягивал, французский – отталкивал читателя. Но затем резкий всплеск именно англо-французского романтизма и увлеченность байронизмом, поэтика свободы и независимости. А о немецком романтизме на долгие годы забыли. До его видоизменения в символизме. Там опять появилась Прекрасная дама и рыцари.
Проявление этих влияний во всем: балете, воспитании французами. Там же легкость стиля, стремление "не докучать моралью строгой" стремление читателя "за шалости бранить" и "в летний сад гулять водить", одежда лондонского образца, англицкий сплин... Англо-французский романтизм, казалось бы, всюду. Но это внешнее, хлестаковщина. Немецкий романтизм глубок и не так открыт. Представители немецкого романтизма в России были в романе Владимир Ленский и Татьяна Ларина. Особенностью немецких романтиков было сводить всё к дьявольскому или божественному. Всё либо черное, либо белое: 'Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал'. Романтики по немецкому образцу были абсолютными идеалистами, верили, что девушки должны быть непорочными, сравнивали девушку с цветком. Использование библейского сюжета 'Адам и Ева': лишение божественного рая путём искушения. Это очень отличалось от представлений англо-французских романтиков, для которых искушенность - хорошо, а неискушенность - это ошибка. Немецкие романтики шли в народ, искали какие-то образы именно в народе и не находили там никаких истинных чувств.
Поэтому они их либо совсем не имеют, либо придумали. У них есть идеал, прекрасная дама (например, Ольга Ларина), отказывающая в чувствах. Немецкие романтики либо философы, либо поэты. Объединение - не философия, не поэзия. Любви на земле нет, есть двоемирие. В другом мире, возможно, гармония и единение сердец. Он считает, что чувства Ольги проявятся, когда он уйдет в мир иной. Для Татьяны идеал - Онегин, но он также вестник другого мира и являлся ей во сне. Онегин - типичный представитель англо-французского романтизма. В его характере оторванность от национальной почвы. Воспитан французом-гувернером. Лорд Байрон (романтик) висел на стене в качестве портрета.
Есть дружба с Пушкиным в раннюю пору, их совместные мечты. Пророчество главного героя (связь с богом), сдержанная легкость: 'Учил его всему шутя', 'Не докучал моралью строгой' - открещивание от классицизма. Романтики слегка критиковали мир: 'Слегка за шалости бранил'. У романтиков был интерес к экзотике ('В летний сад гулять водил'), требовательность к стилю своей одежды и к стилю того, что пишут романтики ('Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет'). Онегин одет очень модно, строго, изящно, со вкусом. Даже для балета характерен романтизм (легкость). Вещи в кабинете Онегина говорят о его внимательности и требовательности к каждой детали и внешности. Онегину наскучили пустые разговоры на балах. И друга, равного Пушкину, он так и не нашел. И отверженность героя - типичная черта этого вида романтизма. Холодность отношений. 'Как Чарльд-Гарольд угрюмый, томный', 'Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей', 'Читал, читал, а все без толку: там скука, там обман и бред'. Романтики не любили классицистов за скучность их поэзии.
И сами пытались не быть скучными, не обманывать читателя... Онегин считал письмо Татьяны ошибкой. 'Как я ошибся, как наказан'. Это закономерный вывод из отрицания. Отрицание отрицания. Но, согласно положению Гегеля о том, что сначала отталкивание, потом притяжение, теперь от отталкивания Татьяны должен быть ход к притяжению. Но Татьяна шла путем наоборот, как у Ньютона: сначала притяжение, потом отталкивание.
Дуэль - точка сборки, всплеск эмоций. Онегин явлен был во сне Татьяны, которая могла бы все предотвратить, расскажи она тут же сон своей сестре или матери. Он с ней на скамеечке - входят Ленский и Ольга. Они мешают ему, он убивает Ленского. Что с ним, с нашим милым Евгением? Разве ж ему может что-то помешать? Да, мешает ложь. Его злоба саморефлексивна, он виноват в том, что строил из себя романтического страдальца не верящего в любовь, и вдвоем с Татьяной был на той скамеечке смешон для Ольги и Ленского. Любовь к Тане растет, а романтическая ложь мешает. И радикальный выстрел на дуэли ставит точку пулей в груди ничего не понявшего друга.
Танец с девушкой- не причина для дуэли. Танец с девушкой, которая не нравится и даже мешает – тем более. Так же думал и Онегин, желающий предотвратить поединок, опоздав на него на два часа и взяв в качестве своего секунданта слугу несмотря на то, что секундантом Ленского был дворянин, что противоречило дуэльному кодексу. Это характеризует его как человека отзывчивого, слышащего голос совести и не желающего смерти друга. Такое поведение показывает, что за презрительностью Онегина, скрывается трепетная душа. Это подтверждается и после возвращения Онегина через 6 лет, когда напускная холодность становится ему уже ненужной так же, как и светское общество. И вот теперь мы видим подлинного Евгения, который действительно любит Татьяну, однако теперь уже она проявляет внешнюю холодность, которую требует ее новая роль в светском обществе.
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
Белинский считает пустой причину дуэли между Ленским и Онегиным. Но на самом деле одна из причин заключается в разнице их характеров: Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности- его слишком идеальные понятия о дружбе, замкнутость и инстинктов собственника (девушка его- и ничья более). Но существует более серьезная причина- честь молодой девушки Татьяны для Онегина и честь Ольги для Ленского, равно как и его собственная. Здесь Пушкин показывает кризис идеалов общества, важность понятий дружбы, чести и любви для интеллигенции. Ленский показан приверженцем старых идеалов, а Онегин- разрушителем. В то же время Онегин действует в интересах Татьяны, защищая ее чувства, сохраняя их в тайне. Возможно она бы расплакалась, если бы он не пригласил Ольгу, обратив внимание на вспыхнувшие чувства Татьяны, и стараясь избежать их проявления на глазах у публики, и в дальнейшем даже Ленскому он не смог открыть истинную причину своих действий. В глазах Ленского с его идеалами Онегин представляется «развратителем» и «искусителем сердец», хотя он совсем не изверг, не развратный человек, но в то же время и совсем не идеальный герой. Для Белинского важно, что Пушкин рисует обычного человека, а не идола, которому нужно поклоняться. По мнению критика, светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям). С внешней стороны все это выглядит будто бы типичный герой из произведений английских и французских романтиков провоцирует конфликт со своим другом, дабы поддержать образ разбивателя сердец, романтического героя с холодным сердцем. Но это не соответствует сути самого Онегина, ведь он был ни холоден, ни сух, ни черств, в душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей и, будучи по своей натуре добрым человеком, «наедине с своей душой был недоволен сам собой». Он далеко не Швабрин, Евгений чувствует свою неправоту и остро переживает это, страдает от своего бессилия и невозможности исправить ситуацию. Но он все же пытается сорвать ненужную его душе дуэль: он опаздывает, назначает секундантом своего слугу, нарушая правила приличия. Несмотря на все его старания, дуэль все же состоялась, из-за хитрости и упорства Зарецкого, которому нужны были скандалы, сплетни, из-за недоразумения, которое не смогли решить друзья, а закончилась трагедией. Эта сцена является одной из ключевых сцен в произведении, потому что здесь отражается один из принципов зеркальной симметрии, на которую указывал Ю. Лотман, исследуя это произведение. Он видел параллели между фабульными линиями Онегин-Татьяна, Ленский- Ольга, между Татьяной и Ленским, Ольгой и Евгением, во всем этом прослеживается зеркальная симметрия, при которой оба элемента (в случае дуэли- Ленский и Онегин) зеркально равны, но неравны при наложении, т. е. относятся друг к другу как правое и левое, как немецкий романтизм и англо- французский. Такое отношение создало в романе то различение, которое сделало диалог бесполезным, а примирение- невозможным, как и разрешение внутреннего конфликта между идеалами дворянства и светскими приличиями.
Дуэль немецкого и англо-французского романтизма - это дуэль Ленского и Онегина. Победил англо-французский романтизм, так думал Пушкин. Но на самом деле, все было гораздо сложнее и конспирологически проще: подтексты читать умели все, прочли и гностики, прочли и масоны, прочли и приверженцы немецкого романтизма. Жить англо-французскому романтизму после этого прочтения осталось недолго, равно как и Пушкину.
- Почему в разборе нет главной героини и виновницы дуэли - Татьяны, что собиралась заплакать, а Онегин слез не выносил, или думал, что не выносил?
Она как центральное звено и центральная причина и ответ на вопрос: почему Онегин все-таки выстрелил, пусть небрежно.
- Почему в разборе Лотмана отсутствует мотив Онегина, который опаздывает, приводит слугу, чтобы оскорбить Зарецкого. Ему что, действительно нужно оскорбить Зарецкого? Или это Зарецкий тот самый сосед, который увидел в Онегине страшный вред?
Почему Лотман прямо не говорит, что таким образом - и опозданием, и слугой, назначенным в секунданты, Онегин хотел предотвратить дуэль?
- Почему нигде не сказано, что собственная честь тут не при чем, а важна честь девушек. Сплетни коснутся не только Ольги, но и Татьяны, и Ленский тому виной. Это может быть прекращено или отменой дуэли обиженным Ленским или пулей в его грудь. третьего не дано.
Набоков вообще утверждал, что Онегин был как во сне. Но этот сон - жизнь. Он шел убивать в себе остатки романтизма. Реальная жизнь - все те же брань и свинец, хотя можно попробовать избежать, избежать так, чтобы никому не рассказывать основную тайну собственного состояния, ревности и - да, Татьяна в своем сне права - Ленский и Ольга им мешают. Уже перед тем и другой Онегин предстал в своей маске усталого от жизни старика - а тут любовь, зарождающееся чувство к Татьяне. Нельзя же признать, что он совсем другой, что "мечтам невольная преданность" - не прошлое, а настоящее... Все детали ведут к Татьяне. Если бы она не была такой... отчужденной, если бы она рассказала сестре и маме, если бы не недогадливая няня, никакой дуэли бы не было. Ольга ветрена, но не настолько ж. Она бы уж догадалась, как передать Онегина свей сестре на балу. Знала бы. И если бы все знали, то и Онегину было бы проще. А так он заложник Таниного молчания.
Две непрописанные дуэльные ситуации: Печорин и муж Веры. Черт знает, чего семейная чета умчалась без поединка: может, Вера бросилась на колени, может, неизбежный арест Печорина сыграл свою роль. Но вот к второй ситуации - муж входит в спальню Татьяны, а там Онегин - особое внимание. Потому что это поосновательней для дуэли, чем танец с девушкой Ольгой. Ученик Ваня все еще, наверное, уверен, что Онегин покойник. Муж пришел - это для него все, уже никаких отмазок, мол, опоздал, или, скажем, Гильо - секундант, или стрелять первым, все равно Ленского засудят как иностранного агента, убившего русского дворянина. Тут все это не пройдет, потому что муж Тани - русский генерал, герой войны. И пошел герой наш романтик туда в тоске самоубийства.
Итак, дуэль.
Через сцены с дуэлью многие авторы показывают разрешение конфликтов, раскрывая персонажей с разных сторон. В первой половине девятнадцатого века «дуэльная лихорадка» в России набирала обороты в следствии всеобщего увлечения романтизмом, число дуэлей вырастало, несмотря на жестокое официальное наказание, они становились модными- все это входило в историко-литературный контекст того времени. В романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в повести «Капитанская дочка», в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, в романе-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» персонажи прибегают к дуэлям, чтобы разрешить возникшие конфликтные ситуации, защитить свою честь, честь девушки или просто соблюдая установленные в обществе приличия.
Автор, раскрывая характер своего героя, ставит его в ситуацию, в которой он проявляет себя наиболее ярко. За каждым таким поединком читатель может просмотреть историческую эпоху, обычаи и порядки того времени. В повести Пушкина «Капитанская дочка» происходит нравственный конфликт между капитанским сыном Петром Гриневым и петербуржским офицером Швабриным, который во многом обусловлен самолюбием героя. Петр, влюбившийся в капитанскую дочку Машу Миронову, посвящает ей любовные стихи, не терпит издевательств над собой и предметом своего воздыхания, переходит на личные оскорбления, за которыми следует дуэль. Швабрин, разжалованный в Санкт-Петербурге за убийство своего знакомого во время игры на шпагах, развращен столичным обществом, их праздным образом жизни. Он, чувствуя неизбежность своего поражения, пользуется случаем и жульничает, ранит Гринева в спину, когда тот отворачивается на зов Савелича. Швабрин в полной мере проявляет свою подлую сущность, а Петр на его фоне выглядит человеком чести в глазах читателей.
Как типичный герой из произведений английских и французских романтиков Евгений Онегин провоцирует конфликт со своим другом Владимиром Ленским дабы поддержать образ разбивателя сердец, романтического героя с холодным сердцем. Будучи по своей натуре добрым человеком, «наедине с своей душой был недоволен сам собой». Евгений пытается сорвать ненужную его душе дуэль: он опаздывает, назначает секундантом своего слугу, нарушая правила приличия. Несмотря на все его старания, дуэль все же состоялась, из-за огромной глупости и упорства Зарецкого, которому нужны были скандалы, сплетни, из-за недоразумения, которое не смогли решить друзья, а закончилась трагедией. Эта сцена является одной из ключевых сцен в произведении, потому что здесь отражается один из принципов зеркальной симметрии, на которую указывал Ю. Лотман, исследуя это произведение. Он видел параллели между фабульными линиями Онегин-Татьяна, Ленский- Ольга, между Татьяной и Ленским, Ольгой и Евгением, во всем этом прослеживается зеркальная симметрия, при которой оба элемента (в случае дуэли- Ленский и Онегин) зеркально равны, но неравны при наложении, т. е. относятся друг к другу как правое и левое, как немецкий романтизм и англо- французский. Такое отношение создало в романе то различение, которое сделало диалог бесполезным, а примирение- невозможным.
Нелепой и комичной представляется читателю дуэль в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Она состоялась в середине девятнадцатого века, когда дуэли уже переходили в разряд смешных анархизмов. Этой дуэлью герои пытались решить конфликт двух сословий и политических направлений, представителями которых они являются: либерального дворянства и разночинцев-демократов. Произошедшая уже на закате их противостояния в романе, в период отсутствия ожесточенных и продолжительных споров, дуэль превратила их отношения в простые человеческие. Тургенев описывает множество комичных подробностей: от струсившего секунданта до белых панталонов Павла Петровича.
Так же несуразной стала дуэль Пьера Безухова и Долохова из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Сугубо штатский человек Пьер обязан вызвать нарвавшегося повесу и вояку Долохова, учитывая свое полное отсутствие навыков и природную неловкость. Никогда не державший в руках пистолет граф Безухов с первого раза попадает в озлобившегося на него Долохова. С самого детства Марья Ивановна Долохова должна была унижаться и нуждаться в деньгах, чтобы вывести в свет своего единственного сына, а Пьер Безухов- незаконный сын графа Безухова в одночасье получает незаслуженное, по мнению Долохова, богатейшее наследство. Безухов с самого начала был не уверен в необходимости этой дуэли, к её началу уже хотел все отменить. Они не разрешают ровным счетом ничего в отношениях друг с другом, все остается как прежде: Элен продолжает изменять своему мужу, Долохов частый гость в поместье Безуховых. Разве что высшее общество немного пообсуждало выходку нелепого Пьера, из чего Элен сразу же смогла извлечь выгоду.
Еще одним примером нечестной дуэли является дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени». Конфликт между ними разгорается из-за ложных сплетен отпускаемых Грушницким о связи княжны Мери и Печорине. Дабы защитить честь невинной девушки и разрешить конфликт с давним неприятелем, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его, но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел. Проявив необычайную внимательность и хладнокровную собранность Печорин одерживает победу в дуэли и разрешает их конфликт ценой трагедии: раненный Грушницкий падает с обрыва. В данном эпизоде автор поставил героев перед лицом смерти. Противоречивый характер Печорина раскрывается здесь в полной мере, как и мелочность натуры Грушницкого. Печорин убивает его не от злости, скорее он ещё не готов переступить через общественное мнение.
Дуэли в русской классической литературе часто используются авторами в достижениях своих целей: в разрешении острых конфликтов, чтобы раскрыть персонажей и представить их в том или ином свете, развить действие произведения, или все сразу. Также изображение дуэлей позволяют точнее воспроизвести нравы исторической эпохи, наравне с описанием интерьера и одежды героев. Вне зависимости от исхода дуэли сам факт ее значит очень многое в социальной среде, равно как и ее отсутствие. Каждую дуэль из вышеупомянутых произведений невозможно было избежать из-за чьей-то задетой чести, из-за необходимости отстоять свою правду и противостоять «злу».
Задание 8. Докажите, что дуэль Печорина и Грушницкого - это дуэль романтизма и реализма.Что романтизм как сам Грушницкий - нравится только провинциальным барышням, реализм же, как Печорин, нравится всем, и потому возникает зависть. Романтики завидуют успеху реалистов и предпринимают различные не совсем меры для борьбы с ними.

Письмо Татьяны. Общие места- романтизмы
Период романтизма никогда не закончится, потому что есть романтические девушки, которые читали, читают и будут читать повести о рыцарях и драконах, о чести одинокой непризнанности талантливой души. Где бы девушка ни жила – книжки с выдумками всегда найдут ее. А тут он, традиционный герой их, явился в деревню в образе скучающего позера, разочарованного страдальца. Маска сыграла свою роль. Татьяна должна соответствовать.
Романтизмы в письме Татьяны:
"... несчастной доле" - романтическое страдание из французских книжек.
"Не знала б горького мученья" - романтические страдания.
"То в вышнем суждено совете" - двоемирие.
"Вся жизнь моя была залогом" - возвышенность, двоемирие. «Мой сон исчез и заменился новым».
"Ты в сновиденьях мне являлся" - двоемирие. Сон как связь обоих миров. Байронизм.
"Ты говорил со мной в тиши" - двоемирие. Второй мир идеален, и там души изначально слиты.
"Я здесь одна, Никто меня не понимает" - оторванность романтического героя от мира, его одиночество.
Сочинение на тему "Поединок в эпохи реализма и романтизма"
В каких произведениях русских писателей и поэтов XIX в герои решают конфликтную ситуацию дуэлью?
"Евгений Онегин" и "Отцы и дети" . Сопоставляя события, связанные с дуэлями, нельзя не увидеть, что дуэлянты не столько отдельные личности, сколько представители того или иного образа мысли их эпох.
Через сцены с дуэлью многие авторы показывают разрешение конфликтов, раскрывая персонажей и их взгляды, привычки с разных сторон. В первой половине девятнадцатого века «дуэльная лихорадка» в России набирала обороты в следствии всеобщего увлечения романтизмом, число дуэлей вырастало, несмотря на жестокое официальное наказание, они становились модными- все это входило в историко-литературный контекст того времени. В романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в повести «Капитанская дочка», в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, в романе-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» персонажи прибегают к дуэлям, чтобы разрешить возникшие конфликтные ситуации, защитить свою честь, честь девушки или просто соблюдая установленные в обществе приличия. Риск для жизни обучловлен обесцениванием самой жизни во имя принципов, достоинства и чести.
Автор, раскрывая характер своего героя, ставит его в ситуацию, в которой он проявляет себя наиболее ярко. За каждым таким поединком читатель может просмотреть историческую эпоху, обычаи и порядки того времени. В повести Пушкина «Капитанская дочка» происходит нравственный конфликт между капитанским сыном Петром Гриневым и петербуржским офицером Швабриным, который во многом обусловлен самолюбием героя. Петр, влюбившийся в капитанскую дочку Машу Миронову, посвящает ей любовные стихи, не терпит издевательств над собой и предметом своего воздыхания, переходит на личные оскорбления, за которыми следует дуэль. Швабрин, разжалованный в Санкт-Петербурге за убийство своего знакомого во время игры на шпагах, развращен столичным обществом, их праздным образом жизни. Он, чувствуя неизбежность своего поражения, пользуется случаем и жульничает, ранит Гринева в спину, когда тот отворачивается на зов Савельича. Швабрин в полной мере проявляет свою подлую сущность, а Петр на его фоне выглядит человеком чести в глазах читателей.
Как типичный герой из произведений английских и французских романтиков, Евгений Онегин провоцирует конфликт со своим другом Владимиром Ленским, дабы поддержать образ разбивателя сердец, романтического героя с холодным сердцем, раз уж Татьяна готова была заплакать от его доброго взгляда. Будучи по своей натуре добрым человеком, «наедине с своей душой был недоволен сам собой». Евгений пытается сорвать ненужную его душе дуэль: он опаздывает, назначает секундантом своего слугу, нарушая правила приличия. Несмотря на все его старания, дуэль все же состоялась, из-за огромной глупости и упорства Зарецкого, которому нужны были скандалы, сплетни, из-за недоразумения, которое не смогли решить друзья, что закончилась трагедией. Эта сцена является одной из ключевых сцен в произведении, потому что здесь отражается один из принципов зеркальной симметрии, на которую указывал Ю. Лотман, исследуя это произведение. Он видел параллели между фабульными линиями Онегин-Татьяна, Ленский- Ольга, между Татьяной и Ленским, Ольгой и Евгением, во всем этом прослеживается зеркальная симметрия, при которой оба элемента (в случае дуэли- Ленский и Онегин) зеркально равны, но неравны при наложении, т. е. относятся друг к другу как правое и левое, как немецкий романтизм и англо- французский. Такое отношение создало в романе то различение, которое сделало диалог бесполезным, а примирение- невозможным.
Нелепой и комичной представляется читателю дуэль в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Она состоялась в середине девятнадцатого века, когда дуэли уже переходили в разряд смешных анархизмов. Этой дуэлью герои пытались решить конфликт двух сословий и политических направлений, представителями которых они являются: либерального дворянства и разночинцев-демократов. Произошедшая уже на закате их противостояния в романе, в период отсутствия ожесточенных и продолжительных споров, дуэль превратила их отношения в простые человеческие. Тургенев описывает множество комичных подробностей: от струсившего секунданта до белых панталонов Павла Петровича.
Так же несуразной стала дуэль Пьера Безухова и Долохова из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Сугубо штатский человек Пьер обязан вызвать нарвавшегося повесу и вояку Долохова, учитывая свое полное отсутствие навыков и природную неловкость. Никогда не державший в руках пистолет граф Безухов с первого раза попадает в озлобившегося на него Долохова. С самого детства Марья Ивановна Долохова должна была унижаться и нуждаться в деньгах, чтобы вывести в свет своего единственного сына, а Пьер Безухов- незаконный сын графа Безухова в одночасье получает незаслуженное, по мнению Долохова, богатейшее наследство. Безухов с самого начала был не уверен в необходимости этой дуэли, к её началу уже хотел все отменить. Они не разрешают ровным счетом ничего в отношениях друг с другом, все остается как прежде: Элен продолжает изменять своему мужу, Долохов частый гость в поместье Безуховых. Разве что высшее общество немного пообсуждало выходку нелепого Пьера, из чего Элен сразу же смогла извлечь выгоду.
Еще одним примером нечестной дуэли является дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени». Конфликт между ними разгорается из-за ложных сплетен отпускаемых Грушницким о связи княжны Мери и Печорине. Дабы защитить честь невинной девушки и разрешить конфликт с давним неприятелем, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его, но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел. Проявив необычайную внимательность и хладнокровную собранность Печорин одерживает победу в дуэли и разрешает их конфликт ценой трагедии: раненный Грушницкий падает с обрыва. В данном эпизоде автор поставил героев перед лицом смерти, а Грушницкого перед лицом выбора: извинение или смерть. Противоречивый характер Печорина раскрывается здесь в полной мере, как и мелочность натуры Грушницкого. Печорин убивает его не от злости, скорее, он выступает, как всегда говорит себе, рукой судьбы.
Дуэли в русской классической литературе часто используются авторами в достижениях своих целей: в разрешении острых конфликтов, чтобы раскрыть персонажей и представить их в том или ином свете, развить действие произведения, или все сразу. Также изображение дуэлей позволяют точнее воспроизвести нравы исторической эпохи, наравне с описанием интерьера и одежды героев. Вне зависимости от исхода дуэли сам факт ее значит очень многое в социальной среде, равно как и ее отсутствие. Каждую дуэль из вышеупомянутых произведений невозможно было избежать из-за чьей-то задетой чести, из-за необходимости отстоять свою правду и противостоять «злу».
А автор не мог не описать дуэль, потому что для него это поединок смыслов в образах эпохи.
(Анна Л., 11 класс)
Made on
Tilda