Первая половина 1890-х годов стала той вехой, когда символизм заявил о себе во всеуслышание. Именно тогда стали ставить на сцене пьесу Мориса Метерлинка, а Брюсов вместе с А. Миропольским выпускает три сборника «Русские символисты» - публикуя там себя вместе с французами. До этого он таился в гностических сектах, масонских ложах, в трудах алхимиков и фокусников-магов, в философствованиях Парацельса, в святочных рассказах, во внутренней форме поэтики Гоголя, в романтизме, прозрениях Я.Беме, лодках Кальдерона, мечтах Фауста, магическом кристалле Метерлинка. Бальмонт теоретизирует, нащупывая в исторических плоскостях вечности, метод символизма, а знаменитый Одиссей символизма Иннокентий Анненский под псевдонимом того же Одиссея «Ник. Т-о» выпускает «Тихие песни» одновременно с «Горными вершинами» Бальмонта – уже в 1904. Значит, символизм как литературное направление состоялся и укрепился в сознании эпохи примерно за 14 лет.
«В чем смысл эстетики символизма? – задается вопросом Андрей Белый. - В чем ее идеологическое оправдание? Символическое искусство последних десятилетий, взятое со стороны формы, ничем по существу не отличается от приемов вечного искусства; в одном
случае в новых течениях встречаемся мы с возвратом к забытым формам немецкого романтизма; в другом случае воскресает пред нами восток; в третьем случае перед нами видимое возникновение новых приемов; эти приемы при более внимательном рассмотрении оказываются лишь своеобразным сочетанием старых приемов или их большей детализацией.
Символическое искусство, взятое со стороны идейного содержания, не является для нас в большинстве случаев новым; так, например, своеобразная идеология метерлинковских драм, веяние в них неуловимого, является результатом изучения старых мистиков; вспомним влияние Рюисбрёка на Метерлинка; или — своеобразная прелесть гамсуновского пантеизма есть в сущности перенесение некоторых черт таосизма в реалистическое миросозерцание.
Там же, где начинается в современном искусстве проповедь новых форм человеческих отношений, мы соприкасаемся с религиозной идеологией, вряд ли новой, или, как у Ницше, нас встречают попытки практически применить древнюю мудрость к текущему историческому периоду; учение о новом человеке, о грядущей судьбе арийской культуры, призыв к созиданию личности и отказ от выверенных форм морали, — все это встречает уже нас в древних, как мир, философских и религиозных течениях Индии».
Символизм в России – да, явление не новое, возникшее с ростом образованности, и как направление начинается с размышлений в рамках все тех же проклятых вопросов бытия. С русской философии, которая переосмыслила религию, космогонию, историософию. С русского ницшеанства, с философского рассуждения о цели и смысле человеческого существования Николая Минского, обозначенного им в книге «При свете совести».
Совесть восходит на гору – ее сподвижники вносят на эту же гору факелы. Судя по всему, Минский уже предчувствовал что-то вроде атомной бомбы, так каждый факел – это была такая бомба, все вместе они должны разнести землю на куски. И Совесть поступила бы по совести, заставив своих спутников опустить факелы и погубить землю. Земля не стоит того, чтобы существовать. Но Совести вздумалось выслушать людей - что они скажут. А согласно Ницше, в те времена, в его времена, жили уже последние люди – последние во всех смыслах этого слова. Его Заратустра безжалостен к представителям человечества – он видит, что они к философии менее склонны, чем к пляскам акробата. Люди связанных умов, слабых характеров, их род неистребим, как в поле блохи, но человек и равен блохе, смысла людях не больше, чем в насекомых. Для духа человеческого не осталось места. Николай Минский последовательный ницшеанец. Его Совесть совершенно безжалостна – все, чем бы ни оправдывали люди свое существование – все это грязь, бедность и довольство жалкое собой. Даже художник, который хотел освободить из заточения идеал, не растрогал безжалостную богиню.
Интересно, что идеал у Минского оказался предметом зависти Бога и был заточен в пропасти навеки, пока ничтожнейшее из существ – человек - не освободит его, создав нечто подобное. Выше человека ангелы, серафимы – там обычная церковная иерархия во всем своем религиозном символизме. А вот заточенный Идеал - это типичный декадентский ход: использовать легенду о Люцифере (который, как известно, блестит драгоценными камнями) для рассказа о поиске человеком смысла жизни. Идеал – Люцифер? Подумайте, что тогда такое символизм, если его идеал – Люцифер. С таким идеалом земля уж точно ничего не стоит. И Богиня по-прежнему игнорирует все оправдания человеческого существования. Даже любовь, даже материнство – все это эгоизм. А сама совесть – нечто противоположное эгоизму – стремление к смерти. Тут мы опять удивляемся, что же такое символизм, если для его теоретиков стремление к жизни – эгоизм, стремление к смерти – совесть? Очень смелое манипулирование философскими абстракциями? Комбинаторика? Обман? Разумеется, катастрофы не произошло, человек не перестает искать смысл своего существования, а Совесть, согласно притче Минского, все еще стоит на высокой горе, и не может ни уйти, ни опустить факелы. Такая она стойкая. Верит и надеется до последнего.
Символисты переосмысляли все, даже теорию метафоры, рифмы. Так Константин Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» описал инсталляцию, которую сделал у себя на рабочем столе и определил рифму через получившийся образ: два зеркала, направленные друг на друга. А мысль, идею – представил в образе свечи, поставленной между ними. Он смотрел на бесконечность отражений свечи и думал о рифме и смысле.
«Зеркало в зеркало, сопоставив две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатятся пламенем свечи и соединятся с ним в одно. Это образ стиха. Две строки плавно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом не связанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, самоуглубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее целое». (К.Бальмонт)
Задание1. Прочитайте отрывок из рассуждений К.Бальмонта о символизме. Подумайте, что он имел ввиду: символизм как стили, как литературное направление или как метод. Обоснуйте свою позицию.
«Если вы, отрешившись от наскучившей вам повседневности, одиноко сядете у большого окна, перед которым, как прилив и отлив, беспрерывно движется толпа проходящих, вы через несколько мгновений будете втянуты в наслаждение созерцания и мысленно сольетесь с этим движущимся разнообразием. Вы будете невольно изучать, с той быстротой, какая дается лишь возбуждением, этих, на мгновение возникающих, чтобы тотчас же скрыться, знакомых незнакомцев. В мимолетных улыбках, в случайных движениях, в мелькнувших профилях, вы угадаете скрытые драмы и романы, и чем больше вы будете смотреть, тем яснее вам будет рисоваться незримая жизнь за очевидной внешностью, и все эти призраки, которым кажется, что они живут, предстанут перед вами лишь как движущиеся ткани, как созданья вашей собственной мечты. Они все наконец сольются в один общий поток, управляемый вашей мыслью, и, восприняв красоту и сложность вашей души, образуют с вами одно неразрывное целое, как радиусы с центром. Мир станет фантасмагорией, созданной вами, потому что вы слишком долго и пристально глядели на неистощимый поток людей, сидя одиноко, у большого окна.
Между тем, если бы вы находились сами в этой толпе, принимая равноправное участие в ее непосредственных движениях, неся ярмо повседневности, вы, пожалуй, не увидели бы в этой толпе ничего, кроме обыкновенного скопления народа, в определенный час, на определенной улице.
Таковы две разные художественные манеры созерцания, два различных строя художественного восприятия -- реализм и символизм.
Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты -- всегда мыслители.
Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, -- символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь -- из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого. Один еще в рабстве у материи, другой ушел в сферу идеальности» (К.Д.Бальмонт).
Эта статья входит в книгу Бальмонта «Горные вершины» (1904). Само название, равно как и эпиграф к ней - «Горные вершины любуются друг на друга издалека» - символ. Автор считает себя горной вершиной, которая может любоваться другими горными вершинами, дистанцированными от него. Так он любуется Кальдероном, Беме, Парацельсом и связан с ними невидимыми нитями любви к искусству. Вершины духа – редкое явление в этом мире, и потому не бывает их скопления рядом. Они вынуждены любоваться друг другом издалека. По Бальмонту, символизм - древнее явление. Он с упоением теоретизировал по этому поводу: «Древний индус в утреннем своем величии и песнопении воспринимал лик огня, земного и небесного как светозвук. Огонь для индуса поет» («Светозвук в природе или световая симфония Скрябина»). Скрябина он причислял к собратьям, символистам, а созерцателей и слушателей огня - коней Агни – предшественниками его в музыке.
Задание 2. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Горные вершины». Это перевод с немецкого. Как вы думаете, кто из них: автор И.В.Гете, переводчик М.Ю.Лермонтов или теоретик символизма К.Бальмонт - видел в спящих горных вершинах своих собратьев по перу в их духовном величии, погруженными в мрак непознаваемого? А кто мог бы позавидовать их покою, поскольку сам был вечным странником?
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Задание 3. Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Капля». В чем смысл заглавия? Колодец- это аллегория, метафора или символ? Объясните свою позицию. Опишите в словах или в красках, в каком предмете хранится ваш творческий потенциал.
В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,
Упала капля, не дождевая, упала капля ночной звезды.
Она летела стезей падучей и догорела почти дотла,
И только искра, и только капля одна сияла, еще светла.
Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,
Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток стены лесной.
Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,
И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый цветами сад.
В колодец мертвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,
Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле звено.
Когда усталый придешь случайно к тому колодцу в полночный час,
Воды там много, в колодце – влага, и в сердце – песня, в душе – рассказ.
Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнет рассвет,
Колодец меркнет, и лишь по краю – росинкой влаги белеет след.
Многие свои произведения К.Бальмонт переделывал, переписывал заново. Как вы думаете, первоначальная редакция этого стиха, которая начинается так: «В колодец древний, почти забытый, где нету жизни и нет воды» - более точно отражает его теорию символа?
Задание 4. Прокомментируйте цитату о символизме. Объясните, почему вечные образы Дон Жуана , Фауста, Гамлета Д.С.Мережковский называл символами? В каких произведениях отечественной литературы предсталены такие же символы?
«Символами могут быть и характеры. Санчо-Панса и Фауст, Дон-Кихот и Гамлет, Дон-Жуан и Фальстаф, по выражению Гёте – Schwankende Gestalten». (Д.С.Мережковский)
Задание 5. Докажите, что вещи и сущности у Метерлинка в «Синей птице» - символы. Что такое, по-вашему, синяя птица?
Задание 6. Прокомментируйте слова Минского о М.Метерлинке: «Вся трудность для драматурга заключилась не в том, чтобы обнаружить идею, а скорее в том, чтобы ее искусно скрыть, чтобы зритель, не догадывающийся о философском содержании пьесы, имел перед собой завлекательную правдивую повесть жизни. И действительно, сказка сама по себе поэтична, трогательна, глубоко человечна. Но присмотритесь внимательнее, и второе символическое содержание начинает сквозить за первым драматическим». Как вы в детстве воспринимали «Синюю птицу»? С какими пьесами русских авторов вы могли бы ее сравнить по философичности и знаковости деталей?