Поиск идеала
Идеал
"Возвращая к гармонии со своим истинным понятием все
то, что в прочих формах существования было искажено случайными и внешними особенностями, искусство освобождает явление
от не соответствующих этому истишюму понятию черт и создает
идеал лишь посредством такого очищения. Можно назвать это
лестью искусства" (Гегель). Под идеалом Гегель имел ввиду прежде всего форму представления. Идеальное по существу своему нереально.
Идеал - одна из главных категорий романтического искусства. Романтики хотели в процессе творчества сделать невозможное- сделать нереальное реальным. Идеал должен обрести конкретную форму и стать произведением, идеальным произведением, то есть полностью соответствующим нашим представлениям об идеале. У него должна быть идеальная форма и идеальное содержание. Вопрос связи этого идеального с реальным не ставился потому, что дух- идеалист. Он ищет образ, в котором найдет суть всех других вещей, и сделает его вещью-в-себе.
Ученик:
Идеал искали романтики. Но ведь что-то былом идеалом и для реалистов?
Ответ:
Идеалом реалистов, прежде всего Достоевского, было окончательное слово. Такое, какое поставило бы точку в решении вечных вопросов. Реалисты к этому стремились.
Ученик:
Но ведь мы же понимаем Тютчева, его фразу "Мысль изреченная есть ложь"? Нельзя сказать окончательное слово, выразив всего себя и провозгласив окончательную истину?
Ответ:
Точно так же нет и идеала.Но никто не запретит стремиться к нему.
...Я знаю, кто страдал, тот полон благородства,
И даже ада месть величью не страшна,
Когда в его венце, в короне первородства,
Потомство узнает миры и времена.

Возьми все лучшее, что создано Пальмирой,
Весь жемчуг собери, который в море скрыт.
Из глубины земной хоть все алмазы вырой, -
Венец Поэта все сиянием затмит.

Затем что он возник из огненной стихии
Из тех перволучей, чья сила так светла,
Что, чудо Божие, пред ней глаза людские
Темны, как тусклые от пыли зеркала".
(Ш.Бодлер.СПЛИН И ИДЕАЛ)


"Жизнь серьезна, искусство праздно" говорит Шиллер, подразумевая несоответствие идеала реальности. Как в данном отрывке соотносятся категории серьезности и праздности? Можно ли назвать жизнь Судьбинского идеалом? А жизнь Обломова?
-- А вот наш Семен Семеныч так неисправим, -- сказал Судьбинский, -- только мастер пыль в глаза пускать. Недавно что он сделал: из губерний поступило представление о возведении при зданиях, принадлежащих нашему ведомству, собачьих конур для сбережения казенного имущества от расхищения; наш архитектор, человек дельный, знающий и честный, составил очень умеренную смету; вдруг показалась ему велика, и давай наводить справки, что может стоить постройка собачьей конуры? Нашел где-то тридцатью копейками меньше -- сейчас докладную записку...
  Раздался еще звонок.
  -- Прощай, -- сказал чиновник, -- я заболтался, что-нибудь понадобится там...
  -- Посиди еще, -- удерживал Обломов. -- Кстати, и посоветуюсь с тобой: у меня два несчастья...
  -- Нет, нет, я лучше опять заеду на днях, -- сказал он уходя.
  "Увяз, любезный друг, по уши увяз, -- думал Обломов, провожая его глазами. -- И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства -- зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома -- несчастный!"
  Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.
Гончаров. "Обломов"
Как в приведенном отрывке показана недостижимость идеала?
Прошел месяц, и он научился презирать свои доселе сочиненные песни, а затем и вовсе вытеснил их из своей памяти.  Дни слагались в недели, недели — в месяцы, и вскоре он вытеснил из своей памяти и те песни, которым его научили учителя. Мастер почти не размыкал уст, он молча учил его искусству игры на лютне, пока не добился желаемого: душа ученика теперь словно была соткана из музыки. Однажды Хань Фук сложил короткую песнь, в которой описал полет двух одиноких птиц в осеннем небе и которой сам остался очень доволен. Он не решился показать ее Мастеру, однако вскоре запел ее вечерней порой, устроившись неподалеку от хижины, и Мастер не мог не слышать его пения. Он не проронил ни слова. Он лишь тихонько заиграл на своей лютне, и в воздухе тотчас же разлилась прохлада, и сумерки, словно спохватившись, торопливо опустились на землю, подул сильный ветер, хоть и было это в середине лета, и по серому, словно внезапно побледневшему небу полетели две цапли, влекомые томительною жаждой странствий, и все это было настолько прекрасней и совершенней того, о чем поведал в своих стихах ученик, что тот печально умолк и почувствовал себя пустым и бесплодным. И так старик поступал с ним каждый раз, и, когда минул год, Хань Фук уже почти в совершенстве владел искусством игры на лютне — вершины же поэзии казались ему все величественней и неприступней. (Г.Гессе. Поэт)
Притча из трактата Минского "При свете совести"
Made on
Tilda