скрытое в тексте и очевидное современникам
Исторический контекст и подтекст
контекст- ширина, подтекст- глубина
Контекст и подтекст
Гибкие многослойные отношения произведений искусства с обществом, его ценностями и нормами составляют контекст. Контекст управляет мышлением целых групп писателей, но не одинаково. Он объективен, историчен и легко восстанавливается из текста. Субъективные, личные, случайные, непредсказуемые моменты, спрятанные во внутренней форме произведения как отгадки к загадке, образуют подтекст. Изучающий контексты и подтексты обнаруживает множество факторов, повлиявших на слово. Казавшееся случайным, оно обретает смысл и порядок в системе образов. А.Ф. Лосев писал: «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков". Следовательно, вне культурного контекста слово может оказаться непонятым. Неразгаданный подтекст - оставшаяся без ключа загадка текста.
Достоевский сам дает исторический контекст в главе "Великий инквизитор". Прокомментируйте его относительно содержания легенды.
— Но... это нелепость! — вскричал он, краснея. — Поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула... как ты хотел того. И кто тебе поверит о свободе? Так ли, так ли надо ее понимать! То ли понятие в православии... Это Рим, да и Рим не весь, это неправда — это худшие из католичества, инквизиторы, иезуиты!.. Да и совсем не может быть такого фантастического лица, как твой инквизитор. Какие это грехи людей, взятые на себя? Какие это носители тайны, взявшие на себя какое-то проклятие для счастия людей? Когда они виданы? Мы знаем иезуитов, про них говорят дурно, но то ли они, что у тебя? Совсем они не то, вовсе не то... Они просто римская армия для будущего всемирного земного царства, с императором — римским первосвященником во главе... вот их идеал, но безо всяких тайн и возвышенной грусти... Самое простое желание власти, земных грязных благ, порабощения... вроде будущего крепостного права, с тем что они станут помещиками... вот и всё у них. Они и в бога не веруют, может быть. Твой страдающий инквизитор одна фантазия...
— Да стой, стой, — смеялся Иван, — как ты разгорячился. Фантазия, говоришь ты, пусть! Конечно, фантазия. Но позволь, однако: неужели ты в самом деле думаешь, что всё это католическое движение последних веков есть и в самом деле одно лишь желание власти для одних только грязных благ? Уж не отец ли Паисий так тебя учит?
(Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы.)
Перечитайте "Песнь про Купца Калашникова" с позиций жанров - песни и исторической поэмы. Согласно воззрениям Ивана Грозного, казнь является благом для отступников - их таким образом наказывает царь на земле, делая мучениками и избавляя от строгости суда небесного. В связи с этим рассмотрите, насколько песенная часть образа Ивана Грозного у Лермонтова сответствует исторической. Почему он действительно считает, что жалует Калашникова казнью за месть. Рассмотрите возможное избежание казни с позиций "Русской правды" Ивана III - если убийство совершено в кулачном бою ненамеренно. Зачем Калашников признается в намерении. Может ли Грозный о них заранее не знать, не разведать?
"Ты же тѣла ради душу погубилъ еси, и славы ради мимотекущия нетлѣнную славу презрѣлъ еси, и на человѣка возъярився, на Бога возсталъ еси. Разумѣй же, бѣдникъ, от каковыя высоты и в какову пропасть душею и тѣломъ сшелъ еси!"..
"Смотри же сего и разумѣй, яко противляяйся власти Богу противится; аще  убо кто Богу противится, – сей отступник именуется, еже убо горчайшее согрѣшение".
(Из письма Грозного Курбскому)
Исторический контекст
Made on
Tilda