скрытое в тексте и очевидное современникам
Исторический контекст и подтекст
контекст- ширина, подтекст- глубина
Контекст и подтекст
Гибкие многослойные отношения произведений искусства с обществом, его ценностями и нормами составляют контекст. Контекст управляет мышлением целых групп писателей, но не одинаково. Он объективен, историчен и легко восстанавливается из текста. Субъективные, личные, случайные, непредсказуемые моменты, спрятанные во внутренней форме произведения как отгадки к загадке, образуют подтекст. Изучающий контексты и подтексты обнаруживает множество факторов, повлиявших на слово. Казавшееся случайным, оно обретает смысл и порядок в системе образов. А.Ф. Лосев писал: «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков". Следовательно, вне культурного контекста слово может оказаться непонятым. Неразгаданный подтекст - оставшаяся без ключа загадка текста.
Исторические события оказывают значительное влияние на литературу, формируя её содержание, стиль и тематику. В русской литературе можно выделить несколько примеров, когда исторические события оказали большое влияние на творчество писателей. Они прозрели, видя гибель цивилизаций и доносят до нас явленную им мудрость:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
"Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!"
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Ф.Тютчев

Одним из ярких примеров роковых минут истории является Русская революция 1917 года. События этого периода оказали колоссальное влияние на различные направления русской литературы. Писатели-бунтари, такие как Александр Блок или Михаил Булгаков, использовали политический контекст для выражения своего неприятия к происходившим изменениям в обществе. Именно благодаря этому историческому феномену были созданы такие выдающиеся произведения, как «Двенадцать» Блока или «Белая гвардия» Булгакова. Эти романы стали своего рода хроникой эпохи, отражением духа времени и показателем того, как события влияют на творческое восприятие.
Ещё одним примером влияния исторических событий на литературу является Первая мировая война. Она стала поводом для создания множества антивоенных произведений. Роман «Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя или поэма «Смерть коммивояжера» Артура Миллера — яркие примеры того, как личные переживания авторов отразились на страницах их произведений.
Исторические события стали катализаторами для происходивших изменений в обществе и вызвали резонанс у писателей, которые стремились передать своё видение происходящего через призму литературы.
Примеры из истории подтверждают, что литература является не только отражением действительности, но и активным участником её формирования.
Достоевский сам дает исторический контекст в главе "Великий инквизитор". Прокомментируйте его относительно содержания легенды.
— Но... это нелепость! — вскричал он, краснея. — Поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула... как ты хотел того. И кто тебе поверит о свободе? Так ли, так ли надо ее понимать! То ли понятие в православии... Это Рим, да и Рим не весь, это неправда — это худшие из католичества, инквизиторы, иезуиты!.. Да и совсем не может быть такого фантастического лица, как твой инквизитор. Какие это грехи людей, взятые на себя? Какие это носители тайны, взявшие на себя какое-то проклятие для счастия людей? Когда они виданы? Мы знаем иезуитов, про них говорят дурно, но то ли они, что у тебя? Совсем они не то, вовсе не то... Они просто римская армия для будущего всемирного земного царства, с императором — римским первосвященником во главе... вот их идеал, но безо всяких тайн и возвышенной грусти... Самое простое желание власти, земных грязных благ, порабощения... вроде будущего крепостного права, с тем что они станут помещиками... вот и всё у них. Они и в бога не веруют, может быть. Твой страдающий инквизитор одна фантазия...
— Да стой, стой, — смеялся Иван, — как ты разгорячился. Фантазия, говоришь ты, пусть! Конечно, фантазия. Но позволь, однако: неужели ты в самом деле думаешь, что всё это католическое движение последних веков есть и в самом деле одно лишь желание власти для одних только грязных благ? Уж не отец ли Паисий так тебя учит?
(Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы.)
Перечитайте "Песнь про Купца Калашникова" с позиций жанров - песни и исторической поэмы. Согласно воззрениям Ивана Грозного, казнь является благом для отступников - их таким образом наказывает царь на земле, делая мучениками и избавляя от строгости суда небесного. В связи с этим рассмотрите, насколько песенная часть образа Ивана Грозного у Лермонтова сответствует исторической. Почему он действительно считает, что жалует Калашникова казнью за месть. Рассмотрите возможное избежание казни с позиций "Русской правды" Ивана III - если убийство совершено в кулачном бою ненамеренно. Зачем Калашников признается в намерении. Может ли Грозный о них заранее не знать, не разведать?
"Ты же тѣла ради душу погубилъ еси, и славы ради мимотекущия нетлѣнную славу презрѣлъ еси, и на человѣка возъярився, на Бога возсталъ еси. Разумѣй же, бѣдникъ, от каковыя высоты и в какову пропасть душею и тѣломъ сшелъ еси!"..
"Смотри же сего и разумѣй, яко противляяйся власти Богу противится; аще  убо кто Богу противится, – сей отступник именуется, еже убо горчайшее согрѣшение".
(Из письма Грозного Курбскому)
Исторический контекст
Made on
Tilda