скрытое в тексте и очевидное современникам
Исторический контекст и подтекст
контекст- ширина, подтекст- глубина
Контекст и подтекст
Гибкие многослойные отношения произведений искусства с обществом, его ценностями и нормами составляют контекст. Контекст управляет мышлением целых групп писателей, но не одинаково. Он объективен, историчен и легко восстанавливается из текста. Субъективные, личные, случайные, непредсказуемые моменты, спрятанные во внутренней форме произведения как отгадки к загадке, образуют подтекст. Изучающий контексты и подтексты обнаруживает множество факторов, повлиявших на слово. Казавшееся случайным, оно обретает смысл и порядок в системе образов. А.Ф. Лосев писал: «Всякий знак получает свою полноценную значимость только в контексте других знаков". Следовательно, вне культурного контекста слово может оказаться непонятым. Неразгаданный подтекст - оставшаяся без ключа загадка текста.
Анализ тактики Румянце-Задунайского и Суворова на примере отрывка из «Тараса Бульбы» Н.В. ГоголяТактика Румянцева-Задунайского: осада и выжидание
В приведённом отрывке кошевой атаман предлагает запорожцам блокировать крепость, перекрыв пути снабжения, чтобы враг сдался из-за голода. Это прямое отражение стратегии, характерной для Петра Румянцева-Задунайского, который предпочитал методичные осады, минимизируя потери.
Целесообразность в XVIII веке:
  1. Экономия сил: Осада позволяла избежать кровопролитных штурмов, сохраняя армию.
  2. Психологическое давление: Голод и изоляция деморализовывали противника (как в случае с Дубно: «народ в городе голодный; стало быть, всё съест духом»).
  3. Слабости противника: Если враг не имел запасов (как поляки в отрывке: «телег что-то было с ним немного»), тактика работала.
Риски:
  • Время: Осада затягивалась, давая врагу шанс на подкрепление (например, в Русско-турецких войнах турки часто пытались деблокировать крепости).
  • Человеческий фактор:
  • Ошибки в расчётах: Кошевой надеется, что «ляхи не вытерпят брани», но если противник дисциплинирован, это может не сработать.
  • Предательство или саботаж: Пример Андрия из «Тараса Бульбы», который тайно носил хлеб в осаждённую крепость ради любви, показывает, как личные мотивы подрывают стратегию.
Тактика Суворова: штурм и скорость
Александр Суворов, в отличие от Румянцева, брал крепости стремительными атаками, как Измаил (1790). Его принцип: «Глазомер, быстрота, натиск».
Почему штурм был эффективнее:
  1. Сюрприз: Не давал врагу подготовиться (в отрывке кошевой, напротив, раскрывает планы: «становись на три дороги перед тремя воротами»).
  2. Моральный эффект: Устрашал противника, ломая его волю к сопротивлению.
  3. Контроль над войсками: Суворовская дисциплина исключала саботаж. Если бы в его армии появился «Андрий», его бы казнили за измену, как Бульба казнил сына.
Пример из текста:
Запорожцы надеются, что враг «выйдет из города» сам, но Суворов не ждал — он атаковал, используя слабые места (например, в Измаиле — незащищённые участки стен).
Почему осада могла привести к поражению
  1. Проблемы снабжения: Осаждающая армия сама рисковала остаться без провианта (в отрывке кошевой приказывает: «дать на опохмел всем по чарке и по хлебу» — видимо, запасы есть, но это редкость).
  2. Болезни: Длительные стоянки в полевых условиях вызывали эпидемии.
  3. Измена: Как у Гоголя — предательство Андрия, который «пронёс хлеб» в крепость, сводило на нет усилия войска.
Вывод
Тактика Румянцева-Задунайского была рациональна в условиях нехватки ресурсов или слабого противника, но рискованна из-за человеческого фактора и непредсказуемости. Суворов же побеждал за счёт железной дисциплины и акцента на решительность, что сводило на нет угрозу предательства. В его армии «Андрий» не выжил бы — суворовская система не терпела слабостей, требуя абсолютной преданности делу.
Историческая параллель:
  • Осада Хотина (1769) Румянцевым — успех, но затянулась на месяцы.
  • Штурм Измаила (1790) Суворовым — взятие за 9 часов, несмотря на численный перевес турок.
Гоголь через тактику запорожцев показывает архаичность казачьих методов войны, которые контрастируют с дисциплиной регулярных армий XVIII века.
Гоголь. Исторический контекст в "Тарасе Бульбе" - эстетический аспект
Дайте развернутый исторический комментарий данному эпизоду.
 "Добре сказал и кошевой!" -- отозвалось в рядах запорожцев. "Доброе слово!" -- повторили другие. И самые седые, стоявшие, как сизые голуби, и те кивнули головою и, моргнувши седым усом, тихо сказали: "Добре сказанное слово!"  -- Слушайте же, панове! -- продолжал кошевой. -- Брать крепость, карабкаться и подкапываться, как делают чужеземные, немецкие мастера, -- пусть ей враг прикинется! -- и неприлично, и не козацкое дело. А судя по тому, что есть, неприятель вошел в город не с большим запасом; телег что-то было с ним немного. Народ в городе голодный; стало быть, все съест духом, да и коням тоже сена... уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы какой-нибудь их святой... только про это еще бог знает; а ксендзы-то их горазды на одни слова. За тем или за другим, а уж они выйдут из города. Разделяйся же на три кучи и становись на три дороги перед тремя воротами. Перед главными воротами пять куреней, перед другими по три куреня. Дядькивский и Корсунский курень на засаду! Полковник Тарас с полком на засаду! Тытаревский и Тымошевский курень на запас, с правого бока обоза! Щербиновский и Стебликивский верхний -- с левого боку! Да выбирайтесь из ряду, молодцы, которые позубастее на слово, задирать неприятеля! У ляха пустоголовая натура: брани не вытерпит; и, может быть, сегодня же все они выйдут из ворот. Куренные атаманы, перегляди всякий курень свой: у кого недочет, пополни его останками Переяславского. Перегляди всё снова! Дать на опохмел всем по чарке и по хлебу на козака! Только, верно, всякий еще вчерашним сыт, ибо, некуда деть правды, понаедались все так, что дивлюсь, как ночью никто не лопнул. Да вот еще один наказ: если кто-нибудь, шинкарь, жид, продаст козаку хоть один кухоль сивухи, то я прибью ему на самый лоб свиное ухо, собаке, и повешу ногами вверх! За работу же, братцы! За работу!
(Гоголь. Тарас Бульба)
Исторические события оказывают значительное влияние на литературу, формируя её содержание, стиль и тематику. В русской литературе можно выделить несколько примеров, когда исторические события оказали большое влияние на творчество писателей. Они прозрели, видя гибель цивилизаций и доносят до нас явленную им мудрость:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
"Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!"
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Ф.Тютчев

Одним из ярких примеров роковых минут истории является Русская революция 1917 года. События этого периода оказали колоссальное влияние на различные направления русской литературы. Писатели-бунтари, такие как Александр Блок или Михаил Булгаков, использовали политический контекст для выражения своего неприятия к происходившим изменениям в обществе. Именно благодаря этому историческому феномену были созданы такие выдающиеся произведения, как «Двенадцать» Блока или «Белая гвардия» Булгакова. Эти романы стали своего рода хроникой эпохи, отражением духа времени и показателем того, как события влияют на творческое восприятие.
Ещё одним примером влияния исторических событий на литературу является Первая мировая война. Она стала поводом для создания множества антивоенных произведений. Роман «Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя или поэма «Смерть коммивояжера» Артура Миллера — яркие примеры того, как личные переживания авторов отразились на страницах их произведений.
Исторические события стали катализаторами для происходивших изменений в обществе и вызвали резонанс у писателей, которые стремились передать своё видение происходящего через призму литературы.
Примеры из истории подтверждают, что литература является не только отражением действительности, но и активным участником её формирования.
Достоевский сам дает исторический контекст в главе "Великий инквизитор". Прокомментируйте его относительно содержания легенды.
— Но... это нелепость! — вскричал он, краснея. — Поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула... как ты хотел того. И кто тебе поверит о свободе? Так ли, так ли надо ее понимать! То ли понятие в православии... Это Рим, да и Рим не весь, это неправда — это худшие из католичества, инквизиторы, иезуиты!.. Да и совсем не может быть такого фантастического лица, как твой инквизитор. Какие это грехи людей, взятые на себя? Какие это носители тайны, взявшие на себя какое-то проклятие для счастия людей? Когда они виданы? Мы знаем иезуитов, про них говорят дурно, но то ли они, что у тебя? Совсем они не то, вовсе не то... Они просто римская армия для будущего всемирного земного царства, с императором — римским первосвященником во главе... вот их идеал, но безо всяких тайн и возвышенной грусти... Самое простое желание власти, земных грязных благ, порабощения... вроде будущего крепостного права, с тем что они станут помещиками... вот и всё у них. Они и в бога не веруют, может быть. Твой страдающий инквизитор одна фантазия...
— Да стой, стой, — смеялся Иван, — как ты разгорячился. Фантазия, говоришь ты, пусть! Конечно, фантазия. Но позволь, однако: неужели ты в самом деле думаешь, что всё это католическое движение последних веков есть и в самом деле одно лишь желание власти для одних только грязных благ? Уж не отец ли Паисий так тебя учит?
(Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы.)
Перечитайте "Песнь про Купца Калашникова" с позиций жанров - песни и исторической поэмы. Согласно воззрениям Ивана Грозного, казнь является благом для отступников - их таким образом наказывает царь на земле, делая мучениками и избавляя от строгости суда небесного. В связи с этим рассмотрите, насколько песенная часть образа Ивана Грозного у Лермонтова сответствует исторической. Почему он действительно считает, что жалует Калашникова казнью за месть. Рассмотрите возможное избежание казни с позиций "Русской правды" Ивана III - если убийство совершено в кулачном бою ненамеренно. Зачем Калашников признается в намерении. Может ли Грозный о них заранее не знать, не разведать?
"Ты же тѣла ради душу погубилъ еси, и славы ради мимотекущия нетлѣнную славу презрѣлъ еси, и на человѣка возъярився, на Бога возсталъ еси. Разумѣй же, бѣдникъ, от каковыя высоты и в какову пропасть душею и тѣломъ сшелъ еси!"..
"Смотри же сего и разумѣй, яко противляяйся власти Богу противится; аще  убо кто Богу противится, – сей отступник именуется, еже убо горчайшее согрѣшение".
(Из письма Грозного Курбскому)
Исторический контекст