Автобиографизм и автопсихологизм

Автопсихологизм
Опыт авторской саморефлексии, отраженный в образах, сюжете, речи персонажей, комментариях. Основная форма выражения автопсихологизма - внутренний монолог. Автопсихологизм выражается в том, что автор в процессе создания произведения описывает свои собственные чувства, мысли и переживания.
Где нужно искать автопсихологизм?
  1. “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова.
  2. “Преступление и наказание”, "Идиот", "Игрок" Федора Достоевского.
  3. “Война и мир” Льва Толстого.
  4. “Ревизор”, "Шинель" Николая Гоголя.
  5. “Отцы и дети” Ивана Тургенева.
  6. “Евгений Онегин” Александра Пушкина.
  7. “Герой нашего времени” Михаила Лермонтова.
  8. “Обломов” Ивана Гончарова.
  9. “Горе от ума” Александра Грибоедова.
  10. “Темные аллеи” Ивана Бунина.
  11. "Тихий Дон" Михаила Шолохова
  12. "Чудик" Василия Шукшина
  13. "Побудьте день вы в милицейской шкуре", "Охота на волков" Владимира Высоцкого
  14. "Фиеста" Э. Хемингуэя
  15. "Натюрморт", "Литовский ноктюрн" Иосифа Бродского
  16. "Шиповник цветет" Анны Ахматовой
Карта ученика
Исследование автобиографизма и автопсихологизма - это исследование влияния биографии и характера автора на художественное произведение.
  • Индивидуальный подход
    Подготовить индивидуальные сообщения (рассказ об одном дне писателя, выступление в жанре биографического рассказа о наиболее важных эпизодах для понимания произведения из жизни писателя, слово о писателе);
    Ссылка на собственный опыт, персонификация событийного ряда.
    Переход к жизненно важным для учащихся проблемам, пробуждение эмоционального отклика посредством приёма остранения, т.е. изображения известных явлений так, словно они увидены впервые. Такой подход позволяет пробудить воображение учащихся, прочувствовать вовлеченность в изображаемую автором эпоху.
  • Развитие навыков
    Выполняя задания, вы научитесь анализировать биографию писателя и её влияние на его произведения. Ваш научный багаж по теме сложится из художественно-биографических рассказов
    Портретных (предполагающих составление комментариев к портретам писателя и персонажей). Событийных (ориентированных на анализ наиболее важных эпизодов из жизни писателя и сопоставление с развитием сюжетных линий произведений). Философских (позволяющих представить этапы духовного становления личности писателя в ходе обращения к отрывкам из писем, фрагментам произведений и др. источникам).
    Контекстных (позволяющих установить творческие связи писателя и его окружения, определить роль автора в национальном и моровом литературном процессе).
  • Творческое самовыражение
    Каждое задание — это возможность проявить свою креативность и выразить собственные мысли о писателе и его творчестве. Можно, например, составить синхронистические таблицы; нарисовать литературные карты путешествий писателя
  • Разнообразие заданий
    Подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы.

    Подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества.
    Сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя (обращение к свидетельствам современников и письмам, оформив его в
    едином стиле на карточках).

  • Практическая польза
    Полученные навыки и знания вы сможете применить в своей учебной и профессиональной деятельности. Занятия содействуют эмоциональному восприятию жизни великого человека, постижению индивидуальности писателя, его внутреннего мира, развитию воссоздающего и творческого воображения.
  • Интерактивные методы обучения
    На занятиях используются современные методики и технологии для более эффективного обучения. Ученикам предлагается составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя.
  • Поддержка преподавателя
    В процессе обучения вы всегда можете обратиться за помощью и разъяснением трудных моментов.
  • Расширение кругозора
    Занятия помогут вам понять суть автопсихологизма, научиться применять автометафоры в своем творчестве, расширить свой кругозор и узнать много нового о жизни и творчестве писателей.
Гинзбург Л. Я. убедительно доказывает, что в творчестве отдельных писателей автобиографизм как таковой уступает место «автопсихологизму». По ее мнению, в «автопсихологических произведениях» на передний план выходит не совпадение жизненных реалий и даже не совпадение реальной биографии автора и его героя, а их внутреннее психологическое родство. Исследователь указывает на аналогию с Прустом. В романе М. Пруста, как отмечает Л. Я. Гинзбург, «не только автопсихологичен рассказчик, но и для каждой черты и детали этого романа, для любых его элементов может быть найден источник в жизненном опыте автора» . Подлинная сущность «документальности» заключается в «прямой и открытой связи, которая существовала между нравственной проблематикой, занимавшей Толстого, и проблематикой его героев» .
Действительно, при написании своих книг Толстой вносил в них личность, свой опыт, а также бытовые и семейные традиции – так в романе "Война и мир" его мать – Марья Болконская (Волконская), его дед по материнской линии – "старый князь" Николай Болконский. Его отец – Николай Ростов, его дед – Илья Ростов, устроитель обедов в Английском клубе, отец Николеньки Ростова. На всё есть реальные прототипы, а семейная история вписана в историю России.
Л.Н. Толстой превращал свой личный опыт в структурное начало своих произведений. Автопсихологизм проявляется в виде внесения авторского опыта саморефлексии в произведение. Авторский опыт саморефлексии включается в образ героя через его внутренние монологи, диалоги. Писатель высказывает свое мнение в пространных рассуждениях, отступлениях, напрямую размышляя о проблемах. Но Толстой – мастер скрытого психологизма. Его ирония, касающаяся Наполеона, видна, когда он описывает стояние Наполеона на Поклонной горе, рассуждения о собственном величии и о демократии, которую завоеватель намеревался принести на русскую землю. При этом подчиненные боятся сказать Наполеону, что Москва пуста. Комментарии излишни – читатель и сам понимает из контекста всю недемократичность, а заодно и низость натуры великого военачальника, покорителя Ватерлоо и Аустерлица. И если к «старому князю», княжне Марье, Наташе Ростовой Толстой, как автор, приближается на самое близкое расстояние, то от Наполеона он явно дистанцируется, отчуждает его речь еще и французскими фразами, которые нелепо звучали бы на русском. Эта игра ближними и дальними планами дает читателю представление об авторских предпочтениях, делает автора и его точку зрения понятными.
Автобиографизм Шолохова заключается в том, что у своей матери он не меняет имени, как и Толстой в «Войне и мире» - Аксинья. Его мать страдала от всяческих пересудов оговоров, и Аксинья встречается с косыми взглядами: «Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед…»
«Писатель Шолохов помещает себя на место Мелеховых. Выходя из куреня, они первым делом видели Аникушку, здоровались с ним, спрашивали о новостях, и Шолоховы тоже» - пишет Захар Прилепин, поставивший своей задачей исследовать биографию Шолохова в параллели с «Тихим Доном» и «Поднятой целиной».
Задание 1. Определите, в чем автопсихологизм романа-эпопеи?

Автобиографизм поэмы Лермонтова «Мцыри» связан со всем поколением, прозябающем в эпоху после восстания декабристов, когда-все надежды на свободу остались позади, потеряны все ориентиры и «грозящая бездна» рядом с «райским садом» – это символ соединения ада и рая, равной возможности спасения и падения. Возможно, дань семейной легенде – страна фей гибельна для всего живого, возможно, связь с «Фаустом» Гете, с вечным вопросом, почему Фауст пошел со злом в длительное путешествие, зная, что уже точно не вернется живым?
Задание 2. Автопсихологизм Гете связан с его Фаустом в том, что он придал ему свою основную черту- идеалистический взгляд на мир. Докажите, что такой взгляд действительно спасает.
Задание 3. Проанализируйте с точки зрения саморефлексии героя-идеалиста Солнце в поэмах Маяковского.
Задание 4. Найдите черты автопсихологизма в рассказе Шукшина "Чудик". Какая деталь в рассказе Шукшина "Хозяин бани и огорода говорит о самоидентификации автора?

"Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей... Но достоинство это не развилось бы во мне в такой силе, если бы с ним не соединилось мое собственное душевное обстоятельство и моя собственная душевная история. Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мною. Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся виднее всех моих прочих пороков, все равно, как не было также никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность; но зато, вместо того, во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал ни в одном человеке. Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу, уже от рождения моего, несколько хороших свойств; но лучшее из них было желание быть лучшим. Я не любил никогда моих дурных качеств. По мере того как они стали открываться, усиливалось во мне желание избавляться от них; необыкновенным душевным событием я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям. Какого рода было это событие, знать тебе не следует. С этих пор я стал наделять своих героев, сверх их собственных гадостей, моею собственною дрянью. Вот как это делалось; взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом звании и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобою, насмешкою и всем, чем ни попало. Если бы кто видел те чудовища, которые выходили из-под пера моего вначале для меня самого, он бы, точно, содрогнулся. Когда я начал читать Пушкину первые главы из "Мертвых Душ" в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: "Боже, как грустна наша Россия!" Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка! Тут-то я увидел, что значит дело, взятое из души, и вообще душевная правда, и в каком ужасающем для человека виде может быть ему представлена тьма и пугающее отсутствие света. С этих пор я уже стал думать только о том, чтобы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести "Мертвые Души".
Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями


Сравните два автопортрета. Державин описывает себя в третьем лице, Толстой - в первом, но через Николеньку Иртемьева.
Автопортрет Г.Р.Державина: "Приехал в Москву и, будучи в мундире Преображенском, на голстинский манер кургузом, с золотыми петлицами, с желтым камзолом и таковыми же штанами сделанном, с прусскою претолстою косою, дугою выгнутою, и пуклями, как грибы подле ушей торчащими, из густой сальной помады слепленными, щеголял пред московскими жителями, которым такой необыкновенный или, лучше, странный наряд казался весьма чудесным". Г.Р.Державин. Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина)
Автопортрет Л.Н.Толстого:
"Московское платье оказалось превосходно: коричневые полуфрачки с бронзовыми пуговками были сшиты в обтяжку — не так, как в деревне нам шивали, на рост, — черные брючки, тоже узенькие, чудо как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах.
«Наконец-то и у меня панталоны со штрипками, настоящие!» — мечтал я, вне себя от радости, осматривая со всех сторон свои ноги. — Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, я скрыл это от всех, сказал, что, напротив, мне очень покойно, и что ежели есть недостаток в этом платье, так только тот, что оно немножко просторно. После этого я очень долго, стоя перед зеркалом, причесывал свою обильно напомаженную голову; но, сколько ни старался, я никак не мог пригладить вихры на макушке: как только я, желая испытать их послушание, переставал прижимать их щеткой, они поднимались и торчали в разные стороны, придавая моему лицу самое смешное выражение". (Л.Толстой. Детство)
Нужно ли искать в произведениях автопсихологизм?
Напишите ваше мнение. Где, в каких произведениях вы видите отражение психологии автора в характере персонажа?
Made on
Tilda