Теория драмы

Комедия - игра с положительной суммой. Трагедия - игра с отрицательной суммой. Драма- игра с нулевой суммой - это когда одни выигрывают, другие проигрывают. Драма сложилась во Франции и Германии во второй половине восемнадцатого века. Ее создателями считаются Дидро и Лессинг.

Комедию не всегда одобрительно принимают в оществе, даже если с удовольствием смотрят. Все дело в правде.
Посылаю вам "Ревизора". Может быть, до вас уже дошли слухи о нем. Я желал сам привезти его к вам и прочитать собственногласно, дабы о некоторых лицах не составились заблаговременно превратные понятия, которые - я знаю - чрезвычайно трудно после искоренить, но, познакомившись с здешнею театральною дирекциею,-- я такое получил отвращение к театру, что одна мысль о тех приятностях, которые готовятся для меня еще и на московском театре, в силе удержать поездку в Москву и попытку хлопотать о чем-либо. К довершению, наконец, возможнейших мне пакостей, здешняя дирекция, т. е. директор Гедеонов, вздумал, как слышу я, отдать главные роли другим персонажам после четырех представлений ее, будучи подвинут какою-то мелочной личною ненавистью к некоторым главным актерам в моей пьесе, как-то: к Сосницкому, к Дюру. Мочи нет! Делайте что хотите с моею пиесою, но я не стану хлопотать о ней. Мне она сама надоела так же, как хлопоты о ней. Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях; полицейские против меня; купцы против меня; литераторы против меня. Бранят и ходят на пиесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пиеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее. Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины - против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. Воображаю, что же было бы, если бы я взял что-нибудь из петербургской жизни, которая мне больше и лучше теперь знакома, нежели провинциальная. Досадно видеть против себя людей тому, который их любит между тем братскою любовью.
Комедию мою, читанную мною вам в Москве, под заглавием "Женитьба", я теперь переделал и переправил, и она несколько похожа теперь на что-нибудь путное. Я ее назначаю таким образом, чтобы она шла вам и Сосницкому в бенефис здесь и в Москве, что, кажется, случается в одно время года. Сам же через месяца полтора, если не раньше, еду за границу.
Гоголь - М. С. Щепкину, 29 апреля 1836 г., из Петербурга.




Что дало основание Пушкину считать историю трагедией?
Пушкин предлагал своему другу А. А. Дельвигу взглянуть на восстание декабристов на Сенатской площади с той же широтой взгляда на исторический процесс, с тем же пониманием социальных конфликтов и неизбежности жизненной борьбы, какое, с его точки зрения, всегда отличало Шекспира. «Не будем ни суеверны, ни односторонни, как фр<анцузские> трагики, — писал Пушкин, — но взглянем на трагедию (восставших и потерпевших поражение декабристов, — М. А. ) взглядом Шекспира» (письмо к А. А. Дельвигу от 15 февраля 1826 г. из Михайловского; XIII, 259)




В современной теории драматического искусства можно наблюдать тенденции классицизма.

Гармония и порядок
Классицизм предполагает гармонию и порядок во всем, что отражается в структуре пьес и организации действия. В отличие от традиционного драматического кода, в котором форма определяет содержание, современные пьесы идут от содержания к поиску новых форм, однако в современной драме также можно увидеть стремление к упорядоченности и структурированности. Открытость для интерпретации не мешает плотности внутренней структуры, напротив, создает новые сцепления смыслов, что позволяет включить произведение в мировой контекст.

Герои и конфликты
В классицистических драмах герои обычно делятся на “хороших” и “плохих”, а конфликты основаны на противостоянии этих двух групп. В современной драматургии также присутствуют подобные типы героев и конфликтов, хотя они могут быть более сложными и многогранными.

Использование традиционных форм и жанров
В современной драме можно наблюдать использование традиционных форм и жанров, таких как трагедия, комедия, драма в гламурном исполнении, реконструкция старых моделей жанров. Это свидетельствует о сохранении традиций классицизма и их адаптации к современным условиям.

Внимание к этике и морали
Классицистская драма всегда была связана с этикой и моралью, и эта тенденция сохраняется в современной драме. Многие современные пьесы поднимают вопросы морали, этики и ценностей, что делает их актуальными и значимыми для современного зрителя.

Стилизация и интерпретация
Современная теория драматического искусства предполагает стилизацию и интерпретацию классических форм и жанров. Возврат к античности, идеям Просвещения на уровне узнаваемости и знаковости.
Made on
Tilda