Точка зрения автора определяется комбинированием точек видения.
"Мертвые души" ГоголяТочка видения Чичикова: Коробочка дубиноголовая. Точка видения читателя: она боится, мнется: дело-то небогоугодное. Точка видения рассказчика далее, иной чиновник - чистая Коробочка. Точка видения критика: мифологическое мышление персонажа, соединяющее означаемое и означающее. Точка зрения автора - составляющая и эпицентр всех точек видения, он понимает, что каждая из этих точек видения недостаточна, но в целом они создают комический образ помещицы с ее странным стилем жизни - накопить чулки денег и практически не пользоваться ими (ни чулками, ни деньгами - ах-ха-ха). И что толку с того, что она продаст эти ревизские души - деньги умрут в чулке за картиной, они не станут ни особняком, ни нарядом - ничем.
"Герой нашего времени" ЛермонтоваЕсть художественная задача - три точки съемки, следующие одна за другой: от Максима Максимовича, рассказчика, Печорина. Первые две - вызвать симпатию в отношении героя. Сам Печорин, как справедливо заметил Белинский, на себя клевещет, выставляя себя этаким разочарованным демоном, каковым является в действительности лишь во времена творческого спада - как и сам автор. Печорин себя судит, он самокритичен, что позволило кому-то причислить его к лику лишних людей. Напрасно. Военный, да еще герой (как выяснилось в "Фаталисте"), не может быть лишним, хотя бы потому что он храбро сражается и временами спасает людей.
Понимание Максимом Максимовичем этого образа неполно и предвзято. Психологический портрет Печортина, данный рассказчиком, явно неполон в связи с умением Печорина производить антиэффект
1). "Его походка была
небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера", - но разве он всегда таков? Не рисуется ли он перед точкой видения - проезжающим офицером, не интересничает ли?
Следовательно, точка видения офицера-рассказчика и точка зрения автора здесь тоже не совпадают.
В то время как изнутри дневника Печорин представляет себя в очень ясном фокусе. Однако тот гиперреализм коварнее полного неведения. И линия ясности, выяснения к концу сама становится все четче и яснее.
Многое в романе имеет линейную перспективу: от самых наивных второстепенных героев - по нарастающей к Вуличу, которых хотел обмануть саму судьбу. От нечеткости изображения (дальнего плана) к ближнему. В изображении главного героя. И это далеко не полный перечень элементов монтажно-зеркальной игры Лермонтова. Поверим ли мы больше Максиму Максимовичу или самому герою, строящему из себя Дон-Жуана? Где же точка зрения автора?
Задание 1. Прочитайте цитату из «Героя нашего времени». Попробуйте как читатели ответить на вопросы героя. "Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? - оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это - магнетическое влияния сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?"
Ответ Лермонтова был бы прост: в тебе заманчива сама гениальность, дар, умение видеть сердца людей. Но разве самокритичный Печорин может себе позволить так сказать, если его отношение к собственным записям, дневнику, весьма небрежное?
"Что же на самом деле привлекает в Печорине женщин еще сильнее? То, что он и показал дуэлью с Грушницким - порыв вступиться за честь женщины независимо от того, кто она ему. А Грушницкий неинтересен именно потому, что у него тут есть границы для одной единственной:
"- Она не ошибается... А ты не хочешь ли за нее вступиться?
"- Мне жаль, что не имею еще этого права...
"- О-го! - подумал я, - у него, видно, есть уже надежды..." И каков Грушницкий! Как динамично прописан его слабый, непривлекательный, зацикленный на себе одном образ - от обожания до клеветы. Он Печорина поставил играть роль свидетеля любви - примерно как это в скором будущем реализуется у Печорина с Максимом Максимовичем. Но Печорин не Максим Максимович - и вот вам опять обратная перспектива. Мы можем читать роман как слева направо, так и справа налево. И все-таки данная Лермонтовым последовательность правильно читаема лишь в том виде, в котором она дана.
Задание 2. Прочитайте отрывок. Можно ли этот эпизод считать точкой, определяющей психологический портрет героя бесславного времени? Поясните свою читательскую позицию. «Ах ты окаянный! - кричал есаул. - что ты, над нами смеешься, что ли?али думаешь, что мы с тобой не совладаем? - Он стал стучать в дверь изо всейсилы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего сэтой стороны нападения, - и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головойвниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым,наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возленего. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, какпреступник был уж связан и отведен под конвоем. Народ разошелся. Офицерыменя поздравляли - точно, было с чем! После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но ктознает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем заубеждение обман чувств или промах рассудка!»."В "Фаталисте Печорин совершает геройский поступок - и что же думает? Мечтает о награде? Увы, она ему, как и Лермонтову, как бы тот ни был храбр в деле, не положена. И он размышляет о роке. Следовательно, все "точки съемки" необъективны, мы не знаем героя... и в то же время знаем его.
Задание 3. Найдите в этом отрывке доказательство того, что Печорин не понимает, что такое любовь- ищет правду о ней в уме, а надо - в сердце:«- Княгиня, - сказал я, - мне невозможно отвечать вам; позвольте мне
поговорить с вашей дочерью наедине...
- Никогда! - воскликнула она, встав со стула в сильном волнении.
- Как хотите, - отвечал я, приготовляясь уйти.
Она задумалась, сделала мне знак рукою, чтоб я подождал, и вышла.
Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны,
голова холодна; как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери,
но старания мои были напрасны».
Вот двери отворились, и вошла она, Боже! как переменилась с тех пор,
как я не видал ее, - а давно ли?
Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась; я вскочил, подал ей руку и
довел ее до кресел.
Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные
неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду;
ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на
коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.
- Княжна, - сказал я, - вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны
презирать меня.
На ее щеках показался болезненный румянец.
Я продолжал: - Следственно, вы меня любить не можете...
Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и мне
показалось, что в них блеснули слезы.
- Боже мой! - произнесла она едва внятно.
Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее.
Задание 4. "Полтава" Пушкина. Точка видения Марии и ее матери включает три элемента. Назовите их. Почему именно эти элементы автор использует для показа ужаса казни? Как в видении Марии отразилась точка зрения автора? Тогда чрез пеструю дорогу
Перебежали две жены.
Утомлены, запылены,
Они, казалось, к месту казни
Спешили полные боязни.
"Уж поздно",- кто-то им сказал
И в поле перстом указал.
Там роковой намост ломали,
Молился в черных ризах поп,
И на телегу подымали
Два казака дубовый гроб.
Задание 5. Сколько точек зрения в приведенном ниже отрывке? Есть ли тут точка зрения природы, бояр, свиты Наполеона, Москвы, которую все покинули - через какие детали мы их можем увидеть? Соответствует ли точка зрения героя, точка видения рассказчика авторской точке зрения?"2-го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого, Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыхание этого большого и красивого тела.
— Cette ville asiatique aux innombrables églises, Moscou la sainte. La voilà donc enfin, cette fameuse ville! Il était temps
1, — сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d'Ideville. «Une ville occupée par l'ennemi ressemble à une fille qui a perdu son honneur»
2, — думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? — подумал он. — Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! — думал он о своих войсках. — Вот она, награда для всех этих маловерных, — думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. — Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clémence est toujours prompte à descendre sur les vaincus
3. Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это неправда, что я в Москве, — вдруг приходило ему в голову. — Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия... Александр более всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, — да, это Кремль, да, — я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре — скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!» (Л.Н.Толстой. Война и мир)
Точки зрения делятся литературоведами на «идeoлoгичecкyю oцeнкy», «фpaзeoлoгичecкyю xapaктepиcтикy», «пepcпeктивy» (пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннyю пoзицию) и «cyбъeктивнocть/oбъeктивнocть oпиcaния» (тoчкy зpeния в плaнe пcиxoлoгии).
Вы можете наблюдать в разных текстах то или иное соотношение точек зрения персонажей и автора, при этом работает правило "зеркало в зеркало". Персонаж, произнося ту или иную фразу, не всегда уверен, что он прав. Автор, вкладывая в уста персонажа какое-либо суждение, может сомневаться в его истинности, но оно так или иначе авторефлексивно.
- - позиции повествователя и персонажа совпадают в автопсихологической плоскости.
- - общая (всеохватывающая) точка зрения: точка зрения «птичьего полета» отсутствует уже потому, что каждый персонаж неизменно автопсихологичен и автобиографичен, а видеть себя с высоты птичьего полета чрезвычайно сложно.