У литературоведческого анализа обычно библиографическое вступление, но существуют варианты.
Типы вступлений
Стихотворение "Не то, что мните вы, природа.." написано в связи со спорами немецких романтиков с Гегелем. Тютчев, будучи в русле поэтической и философской жизни Германии, сам принимал в них участие. Согласно Гегелю, дух противоположен природе: дух истории оторвался от природы, человек шел по пути прогресса, все более отрываясь от своего животного состояния. Тютчев с этим не согласен. Под "вы" он понимает Гегеля.
Философское
Используется в том случае, если имеется философский контекст
В "Повестях Белкина" Пушкин, используя мотив возвращения, придает ему и значение вращение вверх - воз-вращение.
Вступление предполагает распаковку слова - всего многообразия его значений.
Когда в 1942 году Анна Ахматова обещала народу от лица интеллигенции: «И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово», – это ее обещание было отнюдь не пафосным, угроза во времена войны была реальной, а «язык» и «свобода» в русской лингвистической традиции синонимичны. Имелось в виду не столько сохранение русского языка как языка литературного, сколько победа над Гитлером, поставившем целью уничтожение русской цивилизации, лишение ее свободы, гибель русского народа.
В каждом бунте много утопического, мессианского, таков был пугачевский бунт в "Капитанской дочке".
Лингвистическое
уместно, когда в теме сочинения есть многозначные слова или понятия
Проза Пелевина, интересная для читателя,  стала объектом пристального изучения современной критики. Многие причисляли его творчество к постмодернизму, это для исследователей стало банально, и тогда появился выход их взглядов за пределы постмодернизма, ведь, как говорит Корнев, «программа Пелевина» радикально отличается от обычных постмодернистских решений, он претендует на ту «суверенную внутреннюю территорию» человека, которую постмодернизм вынес за скобки.
Комплиментарное
Если критики хвалят произведение - этим можно воспользоваться, чтобы подчеркнуть и свою причастность к их мнению
Как только я слышу о дисгармонии между личностью и обществом, сразу вспоминается пятно вместо лица Дон Кихота в картине Сальвадора Дали, которое символизирует отношения общества к незаурядной личности. Эта клякса дает нам понять эмоции общества. Люди не воспринимают его всерьез, для них это пустой человек, пустая клякса. Общество его очернило. Дон Кихот был отважным и справедливым человекам, всегда и везде он искал истину и пытался помочь всем. Не всегда ему это удавалось, иногда даже приводило к печальным последствиям .Именно таким он представлен в стихотворении Мережковского...
Когда я думаю об отчаянии, я вспоминаю картину Васнецова "Аленушка". Сидящая на берегу ручья девушка видится мне символом отчаяния. Но таковы ли герои пьесы Горького "На дне"?
"Мне предложили несколько тем по Пушкину. Почему я выбрал именно Владимира Дубровского? Он яркий. В романе мы видим сначала образ красивого, беззаботного молодого человека, и вдруг - письмо, его лицо меняется, удивление, ужас: "Боже мой! я совсем забыл, что отец-то уже старик". Как он несется домой, как злится, на этого Троекурова, как ненавидит его. Как он мучается потом, когда он видит его дочку, Машу! Какой он грустный и печальный, когда Маша вышла замуж: "Почему, почему все так получилось". Как о жалеет и себя и Машу, которая вышла за старика. Живой, яркий характер. Рассмотрим его более подробно.


Ассоциативное
Ассоциация- первое, что приходит в голову. Прекрасно, если это произведение искусства, в таком случае получается культурологическое вступление-ассоциация.
Герой времени – тема, всегда остающаяся актуальной, о каком именно «времени» бы ни шла речь. Каждое время ищет своих героев, не является исключением и наш XXI век. Кто он, современный герой: Гамлет или Дон-Кихот? Геракл или князь Игорь? Так и представляешь: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!" Так вот и авторы - бегут, запыхались. И все в поисках героя.

Со времен Александра Дюма (девятнадцатый век), придумавшего образ Кадрусса, действовавшего окольными путями, и Михаила Булгакова (двадцатый век), придумавшего образ Берлиоза, мало что изменилось - многие по-прежнему стараются быть в тени, перекладывая ответственность на других - загребать жар чужими руками.
Актуализация темы
Такого рода вступления используются для того, чтобы перейти к обзору современной литературы на заданную тему.


Существует ли сегодня пародия на стихи? Ведь плохих стихов стало столько, что никто их не узнает, пародия не "сыграет". И все-таки на отдельных интернет-ресурсах она есть, для личного пользования завсегдатаев, и там иногда случаются шедевры.
Деактуализация темы
Тема может быть снята в наше время, устареть, никому уже не придет в голову поднимать ее, однако вы можете.
Например, в антиутопиях преобладают абсурд, гротеск, ирония, в баснях - сатира.
Теоретическое
Дается термин, например, комическое. Расшифровывается - комическое основано на несоответствии, далее указывается, на какие виды делится и какой из видов комического присутствует в данном произведении
Например, если мы пишем сочинение на тему "Плох или хорош Обломов", то вспоминаем, что чисто плохих или хороших персонажей нет уже со времен романтизма, не говоря уже о реализме, где через персонажа дается социальная или психологическая проблема. Таковы Чацкий, Онегин, Печорин. Их смело можно назвать предшественниками Обломова. 
Стихотворение Фета раскрывает диалог романтического идеализма и экзистенциального кризиса, здесь жизнеутверждающий порыв XIX века сталкивается с постмодернистской рефлексией. Рассмотрим ключевые аспекты.
Литературоведческое
Дается литературоведческий контекст. Обрисовывается литературная эпоха. Называются авторы, уже бравшие данную тему или характер.
Может ли Хлестаков быть настоящим ревизором?
Мог ли Владимир Дубровский убивать и грабить людей как разбойник? Я очень сомневаюсь.
Парадоксальное
Мы можем удивить читателя, обозначив проблему как парадокс
Действие романа "Отцы и дети" Тургенева происходит в 1859 году, за 2 года до отмены крепостного права. Именно в то время...

Творчество Константина Вагинова пребывает в незаслуженном втором плане в поле, что связано с обстоятельствами личности и судьбы автора, жившего в начале 20 века. Возьмем, к примеру, творчество Михаила Булгакова, другого замечательного творца той же эпохи, так же, как Вагинов принадлежавшего к лагерю противников новой власти. Его жизнь, так же, как жизнь Вагинова, была полна ударов и несчастий, однако отношение к его творчеству теперь совершенно иное.
О Булгакове думают, что это сильная личность, все преодолевшая, интересная самому Сталину, Считается, что произведения Булгакова, во-первых, всегда принадлежали и теперь принадлежат к большой литературе, а творчество Вагинова долго виделось как принадлежащее литературе второго плана, как явление малого масштаба и – скажем это прямо – как продукт творчества человека слабого, как выражение настроения капитуляции, сдачи и отчаяния.
Историческое
Если произведение имеет исторический контекст, основано на реальных событиях эпохи. Если сочинение о писателе, которому было трудно выйти к читателю, интересен вопрос, почему так получилось.
Семья Михаила Шолохова жила в станице Вёшенской, здесь он слышал истории жизни своей матери, своего отца и взял за основу повествования семейные предания...
Биографическое
Если произведение связано с биографией автора или автопсихологично
Почему же поэма Пушкина "Медный всадник" , написанная Пушкиным в 1830 году, так и не была опубликована при жизни поэта?
Можно рассмотреть вопрос, как выглядит тот или иной автор в культурной среде эпохи.
"Автор под гнетом цензуры не хочет смириться с таким унижением профессионального достоинства; ему все время хочется поднять бунт, предписать новые правила игры, на основе этих правил просчитать ходы и вывести закон полной свободы авторского права на все".
Библиографическое
Если вы делаете анализ произведения, уместно начать с библиографии: когда написано, издано, какие произведения предшествовали, какие писались одновременно
Можно ли считать сон Обломова утраченным раем? Утраченный рай - это отчаяние цивилизованного человека в городском обществе и его мечта о деревенской жизни, это мечта новой цивилизованной деревни о старой деревне с ее патриархальным укладом.
Образ восстания представлен Пушкиным в "Капитанской дочке" как буря, а глава бунтовщиков - волком. "Должно быть, или волк или человек".

Прекрасной метафорой утопической мечты является шпиль ("Шпиль" У. Голдинга)
"Москва как много в этом звуке..."
«Дорогу осилит идущий».
Эта поговорка, кажущаяся банальным оптимизмом, в контексте литературы обретает трагический и одновременно освобождающий смысл. Если мельница Сампо — символ утопии, которую нельзя удержать, а социум — рой, калечащий «особенных», то «дорога» становится метафорой творчества вне результата. Разберём, как это работает:

Фраза из «Жизни Клима Самгина» — «А был ли мальчик?» — возникает в момент, когда герои сомневаются, существовал ли на самом деле ребёнок, утонувший в реке. Этот эпизод становится метафорой иллюзорности идеалов, которые, как мельница Сампо, исчезают, не оставляя следов. 
Метафорическое
Собственно, вступление такого рода является раскрытием смысла метафоры относительно анализируемого вами произведения.
Творчество Максима Горького, ставшее связующим звеном между прошлым и будущим русской литературы, вызвало значительный интерес и привлекло внимание различных слоёв общества благодаря новизне манеры и дерзости мысли. В его произведениях нашли отражение мотивы, характерные для литературы XIX века, однако с новым звучанием.
или
"Капитанская дочка" Пушкина была написана в то время, когда все интересовались вопросами чести, дружбы, любви.

Русская литература XX века прошла через ряд значительных изменений, отражающих социальные, политические и эстетические трансформации эпохи, именно в это время творил Маяковский.

Стихотворение Булата Окуджавы «Песенка о солдатских сапогах» (1957) — это горькая рефлексия о неизживаемой травме войны, которая преследует человека даже в мирной жизни. Через образы марширующих солдат, женщин, воронья и вечного «грохота» автор показывает, как война калечит не только тела, но и души, разрывая связь между прошлым и будущим. Разберём ключевые мотивы.
Историко-литературное
Рассматриваем место автора и его произведений в ряду других авторов и других произведений. Обозначаем новизну.
“Тихий Дон” Михаила Шолохова представляет собой эпическое полотно, охватывающее судьбы донского казачества в период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Это произведение претендует на статус советских “Войны и мира”, предлагая читателю уникальную панораму исторических событий, увиденных с разных точек зрения. Как и "Война и мир" роман Шолохова изображает яркие характеры определенной эпохи.

12 февраля 1907 г. Анна Григорьевна Достоевская переживала по поводу переделок сюжета Ф.Достоевского и вздохнула: «Не одному автору, а и его наследникам тяжело и обидно видеть, как художественные произведения обезображиваются переделками». Это однако не значит, что переделки всегда безобразны и плохо воспринимаются автором. Вспомним, как Моцарт смеялся, когда его музыку играл слепой музыкант (по словам Сальери "фигляр презренный") в трактире, с какой радостью он хотел познакомить этого музыканта с Сальери. Он - живое свидетельство того, что музыка пошла в народ.
Даже прекрасная ария Ленского с включением имени Ольга - переделка. Но вряд ли плохая. И Пушкин вряд ли был бы против ее.
Вступление-сравнение
Необходимо вспомнить, в каком произведении были те же образы, та же композиция и структура, не бояться проводить смелые аналогии.
Например, во вступлении при ответе на вопрос "Считаете ли Вы, что добрые поступки всегда бескорыстны?", нужно понять, почему именно так поставлен вопрос. Ведь есть добрые поступки корыстные и бескорыстные.
Проблемное
Почему так поставлен вопрос?
Представьте капитана корабля: он твёрдо держит штурвал, его взгляд устремлён к горизонту, а за спиной бушуют волны. Он не просто ведёт судно — он отвечает за жизни тех, кто доверился ему. А теперь перенесите этот образ на страницы пушкинской повести. «Капитанская дочка» — звучит почти как «дочь капитана корабля», не правда ли? Только вместо океана здесь бескрайние степи, вместо парусов — крепостные стены, а вместо шторма — пугачёвский бунт. Маша Миронова, хрупкая «капитанская дочка», оказывается таким же «штурманом» чести, как её отец. Она не управляет кораблём, но ведёт сквозь хаос предательства и страха свою главную ценность — человеческое достоинство. Её «навигационная карта» — это верность слову, а «компас» — совесть. Разве не в этом суть настоящего капитана: не бояться бурь, а оставаться собой, даже когда мир переворачивается с ног на голову?
Детских ассоциаций
Сочинение на тему: В чем смысл заглавия "Капитанская дочка"?
Помните! Риторические вопросы без введения читателя в курс дела могут показаться наивными и одни, сами по себе, не годятся для вступления.
Варианты вступлений к сочинению «Полезно или вредно быть фантазёром»
Философский заход (от общего к частному)
Что такое фантазия? Это мост между реальным и возможным, пространство, где рождаются идеи, образы, миры. Способность фантазировать присуща каждому, но её роль в жизни человека неоднозначна. Где грань между творческим воображением и бегством от реальности? Попробуем разобраться, полезно или вредно быть фантазёром.
Через вопрос‑провокацию
Представьте человека, который постоянно погружён в свои грёзы: он забывает о делах, путает мечты с действительностью, живёт «не здесь». Полезен ли такой дар — или это путь к разочарованию? Вопрос о ценности фантазии не нов, и ответ на него требует взвешенного подхода.
От определения к проблеме
Фантазёр — это человек, наделённый богатым воображением, способный создавать в уме яркие образы и сюжеты. Но всегда ли эта способность идёт на пользу? Иногда фантазия вдохновляет и ведёт к открытиям, а иногда уводит от реальности. В чём же заключается её подлинная ценность?
Историко‑культурный контекст
С древних времён люди рассказывали мифы и сказки, придумывали небывалые миры и героев. Фантазия была и остаётся двигателем культуры. Однако уже античные философы предупреждали: чрезмерное увлечение грёзами может лишить человека связи с действительностью. Так где же баланс?
Личный ракурс (без «я», но с вовлечением читателя)
Каждый из нас хоть раз погружался в мир собственных фантазий: представлял иной исход событий, рисовал в уме идеальные картины будущего, сочинял истории. Но что, если эти грёзы начинают вытеснять реальность? Полезно или вредно быть фантазёром — вопрос, который касается каждого.
Через антитезу
Фантазия — это и дар, и ловушка. Она может стать источником творчества и вдохновения, а может превратиться в способ избежать ответственности и трудностей. В этом противоречии — суть проблемы: быть фантазёром полезно, пока ты контролируешь воображение, а не оно тебя.
От примера‑иллюстрации
Вспомним Дон Кихота, который, увлёкшись рыцарскими романами, отправился совершать подвиги в мире, где их уже не ждали. Его фантазия благородна, но приводит к нелепым и опасным ситуациям. Этот образ помогает увидеть двойственность природы фантазии: она возвышает — и одновременно отдаляет от реальности.
Аксиоматический старт
Воображение — неотъемлемая часть человеческой природы. Без него не было бы искусства, науки, прогресса. Но как любая сила, фантазия требует меры и осознанности. Разберёмся, в каких случаях она становится ресурсом, а в каких — помехой.
Через актуальность темы
В эпоху цифровых технологий и бесконечного потока контента грань между реальностью и вымыслом становится всё тоньше. Умение фантазировать — ценный навык, но и риск уйти в иллюзорный мир вырос. Поэтому вопрос о пользе и вреде фантазии звучит особенно остро.
От парадокса
Казалось бы, фантазёры — мечтатели, далёкие от дела. Но именно они часто становятся изобретателями, писателями, учёными. Как так? Может быть, фантазия — не слабость, а особая форма силы? Попробуем найти ответ, взвесив плюсы и минусы жизни в мире грёз.

Примеры вступлений (по роману в стихах "Евгений Онегин")
«Кто виноват в гибели Ленского: ответственность героев и роль среды»
Примерные вступления к сочинению «Кто виноват в гибели Ленского: ответственность героев и роль среды»
Аналитическое (с опорой на конфликт и эпоху)
Смерть Владимира Ленского в «Евгении Онегине» — не случайность, а закономерный итог столкновения романтической души с жёсткими нормами светского общества. Вопрос о виновности здесь многослоен: за трагедией стоят и личные решения героев, и незримая сила кодекса чести, диктующего поступки. Попробуем разобраться, кто и в какой мере ответственен за гибель поэта.
От авторского замысла
Пушкин не даёт однозначного ответа на вопрос, кто виноват в смерти Ленского, — и именно эта неоднозначность делает эпизод столь значимым. Через дуэль автор показывает, как частная ссора, подогретая самолюбием и условностями, оборачивается необратимой трагедией. Рассмотрим, какие фигуры и обстоятельства привели к роковому выстрелу.
Через антитезу характеров
Онегин и Ленский — два полюса пушкинского романа: холодный скептик и пламенный романтик. Их дружба хрупка, потому что основана не на близости мировоззрений, а на скуке провинциальной жизни. Когда эта хрупкая связь рвётся, срабатывает механизм дуэли — и за ним видны не только личные ошибки, но и давление среды, где честь важнее жизни.
С акцентом на ритуал дуэли
Дуэль в XIX веке — не просто поединок, а сложный социальный ритуал со строгими правилами. В сцене дуэли Пушкина каждый шаг подчинён этому ритуалу, который словно сам ведёт героев к трагедии. Но значит ли это, что персонажи лишены выбора? Разберёмся, где заканчивается воля обстоятельств и начинается личная ответственность.
Философско‑нравственный заход
Можно ли было избежать смерти Ленского? Этот вопрос ставит нас перед дилеммой: где грань между соблюдением кодекса чести и сохранением человеческой жизни? В гибели поэта виноваты не только Онегин или Зарецкий — виновата система, где формальная «честь» оказывается весомее дружбы и разума. Однако и личные поступки героев играют решающую роль.
От детали к обобщению
32 шага, 10‑шаговый барьер, опоздание Онегина, молчание перед выстрелом — каждая деталь дуэли несёт смысл. Эти штрихи складываются в картину, где трагедия выглядит почти неизбежной. Но так ли это? Проанализируем, как личные решения и внешние обстоятельства сплетаются в роковой узел.
Через образ Зарецкого
Секундант Зарецкий — не просто второстепенный персонаж, а олицетворение дуэльной машины, которая превращает ссору в убийство. Его бездействие (или сознательное попустительство) становится одним из звеньев цепи, ведущей к гибели Ленского. Но может ли один человек остановить этот механизм, если сами герои уже сделали свой выбор?
С опорой на психологию героев
Ленский умирает не только от пули Онегина — он погибает из‑за собственной горячности, идеализма и неумения увидеть реальность за романтическими грёзами. Онегин же, хоть и стреляет, тоже жертва: его цинизм и равнодушие — броня, которая в итоге не спасает ни его, ни друга. Так кто же виноват? Попробуем распределить ответственность без упрощений.
Историко‑культурный контекст
В начале XIX века дуэль была не просто способом разрешить конфликт, а своего рода «театром чести», где каждый жест имел значение. Пушкин показывает, как этот театр оборачивается трагедией: правила игры оказываются сильнее человеческих чувств. Но означает ли это, что герои лишены свободы воли? Разберёмся на примере судьбы Ленского.
Провокационный вопрос
Если бы Онегин отказался от дуэли, стал бы он «трусом» — или героем? А если бы Ленский проявил снисхождение, остался бы он романтическим идеалом? Эти вопросы обнажают парадокс: в мире, где честь измеряется выстрелом, даже лучшие намерения могут привести к катастрофе. Кто же в итоге несёт ответственность за смерть поэта?

Д. В. Философов: "...в "На дне", автор сумел обогатить русскую речь, внести в нее некоторые новые обороты, эпитеты, образы... <...> ...Успех у Горького был совершенно особенный. Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видали ни Толстой, ни Чехов. Горький был герой дня, "любимец публики", нечто вроде модного оперного певца, который в течение коротких лет кружит голову своим поклонникам и затем, потеряв голос, сходит со сцены, погружается в забвение. Увлечение Горьким психологически понятно, легко объяснимо. Слишком вовремя появился он, слишком глубокие струны задел он, чтобы не встретить отклика во всей новой России, которая только что начинала просыпаться. Широкой публике казалось, что дарование Горького неисчерпаемо, что развитию его нет пределов, и она подстегивала Горького, щекотала его самолюбие, сделала его своим кумиром. Она не давала ему возможности сосредоточиться, оглянуться, понять самого себя, меру своих сил, характер своего дарования. Драма "На дне" была высшая точка творчества Горького; после нее начинается падение. По всей Европе, можно сказать по всему земному шару, распространяются произведения Горького, даже самые неудачные, и весь мир видит, как писатель все ниже и ниже падает, как он лежит почти "на дне" невероятной банальности и претенциозной риторики..." (Д. В. Философов, "Конец Горького" (1907 г.))
Задание. Составьте комплиментарное вступление к анализу пьесы Горького "На дне", используя данные факты.
Обратная связь