У литературоведческого анализа обычно библиографическое вступление, но существуют варианты.
Типы вступлений
Действие романа "Отцы и дети" Тургенева происходит в 1859 году, за 2 года до отмены крепостного права. Именно в то время...
Творчество Константина Вагинова пребывает в незаслуженном втором плане в поле, что связано с обстоятельствами личности и судьбы автора, жившего в начале 20 века. Возьмем, к примеру, творчество Михаила Булгакова, другого замечательного творца той же эпохи, так же, как Вагинов принадлежавшего к лагерю противников новой власти. Его жизнь, так же, как жизнь Вагинова, была полна ударов и несчастий, однако отношение к его творчеству теперь совершенно иное. О Булгакове думают, что это сильная личность, все преодолевшая, интересная самому Сталину, Считается, что произведения Булгакова, во-первых, всегда принадлежали и теперь принадлежат к большой литературе, а творчество Вагинова долго виделось как принадлежащее литературе второго плана, как явление малого масштаба и – скажем это прямо – как продукт творчества человека слабого, как выражение настроения капитуляции, сдачи и отчаяния.
Историческое
Если произведение имеет исторический контекст, основано на реальных событиях эпохи. Если сочинение о писателе, которому было трудно выйти к читателю, интересен вопрос, почему так получилось.
Семья Михаила Шолохова жила в станице Вёшенской, здесь он слышал истории жизни своей матери, своего отца и взял за основу повествования семейные предания...
Биографическое
Если произведение связано с биографией автора или автопсихологично
Почему же поэма Пушкина "Медный всадник" , написанная Пушкиным в 1830 году, так и не была опубликована при жизни поэта?
Можно рассмотреть вопрос, как выглядит тот или иной автор в культурной среде эпохи.
"Автор под гнетом цензуры не хочет смириться с таким унижением профессионального достоинства; ему все время хочется поднять бунт, предписать новые правила игры, на основе этих правил просчитать ходы и вывести закон полной свободы авторского права на все".
Библиографическое
Если вы делаете анализ произведения, уместно начать с библиографии: когда написано, издано, какие произведения предшествовали, какие писались одновременно
Можно ли считать сон Обломова утраченным раем? Утраченный рай - это отчаяние цивилизованного человека в городском обществе и его мечта о деревенской жизни, это мечта новой цивилизованной деревни о старой деревне с ее патриархальным укладом.
Образ восстания представлен Пушкиным в "Капитанской дочке" как буря, а глава бунтовщиков - волком. "Должно быть, или волк или человек".

Прекрасной метафорой утопической мечты является шпиль ("Шпиль" У. Голдинга
Метафорическое
Собственно, вступление такого рода является раскрытием смысла метафоры относительно анализируемого вами произведения.
Творчество Максима Горького, ставшее связующим звеном между прошлым и будущим русской литературы, вызвало значительный интерес и привлекло внимание различных слоёв общества благодаря новизне манеры и дерзости мысли. В его произведениях нашли отражение мотивы, характерные для литературы XIX века, однако с новым звучанием.
или
"Капитанская дочка" Пушкина была написана в то время, когда все интересовались вопросами чести, дружбы, любви.

Русская литература XX века прошла через ряд значительных изменений, отражающих социальные, политические и эстетические трансформации эпохи, именно в это время творил Маяковский.
Историко-литературное
Рассматриваем место автора и его произведений в ряду других авторов и других произведений. Обозначаем новизну.
“Тихий Дон” Михаила Шолохова представляет собой эпическое полотно, охватывающее судьбы донского казачества в период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Это произведение претендует на статус советских “Войны и мира”, предлагая читателю уникальную панораму исторических событий, увиденных с разных точек зрения. Как и "Война и мир" роман Шолохова изображает яркие характеры определенной эпохи.

12 февраля 1907 г. Анна Григорьевна Достоевская переживала по поводу переделок сюжета Ф.Достоевского и вздохнула: «Не одному автору, а и его наследникам тяжело и обидно видеть, как художественные произведения обезображиваются переделками». Это однако не значит, что переделки всегда безобразны и плохо воспринимаются автором. Вспомним, как Моцарт смеялся, когда его музыку играл слепой музыкант (по словам Сальери "фигляр презренный") в трактире, с какой радостью он хотел познакомить этого музыканта с Сальери. Он - живое свидетельство того, что музыка пошла в народ.
Даже прекрасная ария Ленского с включением имени Ольга - переделка. Но вряд ли плохая. И Пушкин вряд ли был бы против ее.
Вступление-сравнение
Необходимо вспомнить, в каком произведении были те же образы, та же композиция и структура, не бояться проводить смелые аналогии.
Стихотворение "Не то, что мните вы, природа.." написано в связи со спорами немецких романтиков с Гегелем. Тютчев, будучи в русле поэтической и философской жизни Германии, сам принимал в них участие. Согласно Гегелю, дух противоположен природе: дух истории оторвался от природы, человек шел по пути прогресса, все более отрываясь от своего животного состояния. Тютчем с этим не согласен. Под "вы" он понимает Гегеля.
Философское
Используется в том случае, если имеется философский контекст
В "Повестях Белкина" Пушкин, используя мотив возвращения, придает ему и значение вращение вверх - воз-вращение.
Вступление предполагает распаковку слова - всего многообразия его значений.
Когда в 1942 году Анна Ахматова обещала народу от лица интеллигенции: «И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово», – это ее обещание было отнюдь не пафосным, угроза во времена войны была реальной, а «язык» и «свобода» в русской лингвистической традиции синонимичны. Имелось в виду не столько сохранение русского языка как языка литературного, сколько победа над Гитлером, поставившем целью уничтожение русской цивилизации, лишение ее свободы, гибель русского народа.
В каждом бунте много утопического, мессианского, таков был пугачевский бунт в "Капитанской дочке".
Лингвистическое
уместно, когда в теме сочинения есть многозначные слова или понятия
Проза Пелевина, интересная для читателя,  стала объектом пристального изучения современной критики. Многие причисляли его творчество к постмодернизму, это для исследователей стало банально, и тогда появился выход их взглядов за пределы постмодернизма, ведь, как говорит Корнев, «программа Пелевина» радикально отличается от обычных постмодернистских решений, он претендует на ту «суверенную внутреннюю территорию» человека, которую постмодернизм вынес за скобки.
Комплиментарное
Если критики хвалят произведение - этим можно воспользоваться, чтобы подчеркнуть и свою причастность к их мнению
Как только я слышу о дисгармонии между личностью и обществом, сразу вспоминается пятно вместо лица Дон Кихота в картине Сальвадор Дали, которое символизирует отношения общества к незаурядной личности. Эта клякса дает нам понять эмоции общества. Люди не воспринимают его всерьез, для них это пустой человек, пустая клякса. Общество его очернило. Дон Кихот был отважным и справедливым человекам, всегда и везде он искал истину и пытался помочь всем. Не всегда ему это удавалось, иногда даже приводило к печальным последствиям .Именно таким он представлен в стихотворении Мережковского...
Когда я думаю об отчаянии, я вспоминаю картину Васнецова "Аленушка". Сидящая на берегу ручья девушка видится мне символом отчаяния. Но таковы ли герои пьесы Горького "На дне"?
"Мне предложили несколько тем по Пушкину. Почему я выбрал именно Владимира Дубровского? Он яркий. В романе мы видим сначала образ красивого, беззаботного молодого человека, и вдруг - письмо, его лицо меняется, удивление, ужас: "Боже мой! я совсем забыл, что отец-то уже старик". Как он несется домой, как злится, на этого Троекурова, как ненавидит его. Как он мучается потом, когда он видит его дочку, Машу! Какой он грустный и печальный, когда Маша вышла замуж: "Почему, почему все так получилось". Как о жалеет и себя и Машу, которая вышла за старика. Живой, яркий характер. Рассмотрим его более подробно.


Ассоциативное
Ассоциация- первое, что приходит в голову. Прекрасно, если это произведение искусства, в таком случае получается культурологическое вступление-ассоциация.
Герой времени – тема, всегда остающаяся актуальной, о каком именно «времени» бы ни шла речь. Каждое время ищет своих героев, не является исключением и наш XXI век. Кто он, современный герой: Гамлет или Дон-Кихот? Геракл или князь Игорь? Так и представляешь: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!" Так вот и авторы - бегут, запыхались. И все в поисках героя.

Со времен Александра Дюма (девятнадцатый век), придумавшего образ Кадрусса, действовавшего окольными путями, и Михаила Булгакова (двадцатый век), придумавшего образ Берлиоза, мало что изменилось - многие по-прежнему стараются быть в тени, перекладывая ответственность на других - загребать жар чужими руками.
Актуализация темы
Такого рода вступления используются для того, чтобы перейти к обзору современной литературы на заданную тему.


Существует ли сегодня пародия на стихи? Ведь плохих стихов стало столько, что никто их не узнает, пародия не "сыграет". И все-таки на отдельных интернет-ресурсах она есть, для личного пользования завсегдатаев, и там иногда случаются шедевры.
Деактуализация темы
Тема может быть снята в наше время, устареть, никому уже не придет в голову поднимать ее, однако вы можете.
Например, в антиутопиях преобладают абсурд, гротеск, ирония, в баснях - сатира.
Теоретическое
Дается термин, например, комическое. Расшифровывается - комическое основано на несоответствии, далее указывается, на какие виды делится и какой из видов комического присутствует в данном произведении
Например, если мы пишем сочинение на тему "Плох или хорош Обломов", то вспоминаем, что чисто плохих или хороших персонажей нет уже со времен романтизма, не говоря уже о реализме, где через персонажа дается социальная или психологическая проблема. Таковы Чацкий, Онегин, Печорин. Их смело можно назвать предшественниками Обломова. 
Литературоведческое
Дается литературоведческий контекст. Обрисовывается литературная эпоха. Называются авторы, уже бравшие данную тему или характер.
Может ли Хлестаков быть настоящим ревизором?
Мог ли Владимир Дубровский убивать и грабить людей как разбойник? Я очень сомневаюсь.
Парадоксальное
Мы можем удивить читателя, обозначив проблему как парадокс
Помните! Риторические вопросы без введения читателя в курс дела могут показаться наивными и одни, сами по себе, не годятся для вступления.
Д. В. Философов: "...в "На дне", автор сумел обогатить русскую речь, внести в нее некоторые новые обороты, эпитеты, образы... <...> ...Успех у Горького был совершенно особенный. Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видали ни Толстой, ни Чехов. Горький был герой дня, "любимец публики", нечто вроде модного оперного певца, который в течение коротких лет кружит голову своим поклонникам и затем, потеряв голос, сходит со сцены, погружается в забвение. Увлечение Горьким психологически понятно, легко объяснимо. Слишком вовремя появился он, слишком глубокие струны задел он, чтобы не встретить отклика во всей новой России, которая только что начинала просыпаться. Широкой публике казалось, что дарование Горького неисчерпаемо, что развитию его нет пределов, и она подстегивала Горького, щекотала его самолюбие, сделала его своим кумиром. Она не давала ему возможности сосредоточиться, оглянуться, понять самого себя, меру своих сил, характер своего дарования. Драма "На дне" была высшая точка творчества Горького; после нее начинается падение. По всей Европе, можно сказать по всему земному шару, распространяются произведения Горького, даже самые неудачные, и весь мир видит, как писатель все ниже и ниже падает, как он лежит почти "на дне" невероятной банальности и претенциозной риторики..." (Д. В. Философов, "Конец Горького" (1907 г.))
Задание. Составьте комплиментарное вступление к анализу пьесы Горького "На дне", используя данные факты.
Обратная связь
Made on
Tilda