Литературные произведения часто вызывают у читателей живой интерес благодаря ярким и запоминающимся персонажам, чем-то похожих на их знакомых. По-настоящему реалистичное произведение опирается не на выдумку, а на реальные характеры. Вот почему многие из этих персонажей имеют своих прототипов – реальных людей или собирательные образы, которые вдохновили авторов на создание своих героев.
Доктор Лектор в произведении Харриса "Молчание ягнят" - тюремный врач мексиканского города Монтеррей по фамилии Салазар. Харрис познакомился с будущим героем его книги во время посещения тюрьмы в начале 60-х годов, когда собирался брать интервью у одного из заключенных. В то время очарованный прозой Э.По, где психически больные и психиатры зачастую меняются ролями, Харрис приметил одну важную черту, соединяющую опытных психиатров и преступников - внеэмоциональность, то есть врожденное или приобретенное отсутствие эмоциональной сферы и саморефлексии.
Ли, создавая образ Аттикуса Финча — главного героя романа «Убить пересмешника», взяла характер своего собственного отца, Амасу Коулмана Ли, юриста из Алабамы, который, как и Аттикус, представлял чернокожих обвиняемых. Разумеется, себя она тоже не забыла и представила в виде Глазастика - маленькой героини, дочери Аттикуса.
В сказке о Буратино прототипом Карабаса-Барабаса является Мейерхольд, режиссер, который, по мнению А.Толстого, не давал творческой свободы своим актерам, все решал за них.
Одним из ярких примеров прототипа литературного героя является Александр
Чацкий из комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”. Многие литературоведы считают, что образ Чацкого был позаимствован у Петра Чаадаева, философа, мыслителя и публициста, который оказал значительное влияние на интеллектуальную жизнь России начала XIX века.
Чаадаев высказывал критические взгляды на российское общество и правительство, что нашло отражение в монологах Чацкого. Вторым прототипом, несомненно, был сам автор.
Ещё одним интересным примером является Остап Бендер из романа Ильи
Ильфа и Евгения Петрова “Двенадцать стульев”. Прототипом этого персонажа считается Остап Шор, инспектор одесского уголовного розыска и авантюрист,
который стал известен своими приключениями и умением выходить из сложных ситуаций.
Прототипами могут быть не только реальные люди, но и собирательные образы, основанные на наблюдениях автора за окружающим миром. Так, например,
профессор Преображенский из повести Михаила Булгакова “Собачье сердце”
сочетает в себе черты Собакевича из "Мертвых душ" Гоголя и нескольких известных хирургов того времени, в том числе Сергея Воронова,
французского хирурга русского происхождения, который проводил
эксперименты по пересадке тканей и омоложению.
Таким образом, прототипы играют важную роль в создании литературных произведений, обогащая их реальными жизненными историями и делая
персонажей более глубокими и многогранными.