Натюрморт – изображение вещей, чего-либо неживого - «мертвой природы».
Натюрморт – это жанр искусства, который привлекает внимание своей простотой и глубиной. Он позволяет художнику выразить свои чувства и эмоции через предметы, окружающие нас в повседневной жизни. В художественной литературе натюрморт не жанр, а прием, он играет важную роль, поскольку помогает автору создать атмосферу, настроение и передать свое видение мира.
Изображая предмет, писатель часто оживляет его, придает ему душу - это дань древней мифологии, когда человек видел весь мир живым, создавал культ вещей. Не исключение и нынешние люди: некоторые вещи они наполняют особым смыслом, видят в них душу, разговаривают с ними.
«Перед ним стоял флакон с духами Пелисье. Золотисто-коричневая жидкость, мерцавшая в
солнечном свете, была прозрачной, без малейшей мути. Она выглядела совершенно невинно, как светлый чай, — и все же кроме четырех пятых частей спирта она содержала одну пятую часть таинственной смеси, которая могла привести в возбуждение целый город. Эта смесь в свою очередь состояла, вероятно, из трех или тридцати различных веществ, находившихся в некоем вполне определенном (из бесконечного числа возможных) объемном соотношении друг с другом. Это была душа духов — если, говоря о духах этого холодного как лед предпринимателя Пелисье, уместно упоминать о душе, — и ее строение нужно было сейчас выяснить». (П. Зюскинд)
В некоторых произведениях вещи представлены как люди. Такая персонификация – игра с образами знакомой читателю исторической реальности. Так М. Осоргин делит вещи по принципу социального расслоения современного ему общества: мещане, эксплуататоры, трудящиеся, паразиты-баре, пьяницы, актеры. Разумеется, это сатирический прием – показывать натюрморт через общество людей.
«Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца,— но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах,— и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка. Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,— живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной» (М.Осоргин «Пенсне»).
Может ли стать портретная деталь – вещью? Пейзаж – вещью? Конечно, если это «Нос» Гоголя. Был нос у майора Ковалева – оказался в хлебе у цирюльника Ивана Яковлевича. Конечно, «гроба с размытого кладбища» - были внутри пейзажа, стали натюрмортом. Такое сочетание современные литературоведы называют синергией. Слово взято из богословия, означает совместную работу Бога и человека по обустройству мира. В более узком значении – соединение различных средств художественной изобразительности для создания единого образа. В широком значении – единение поэта с природой и Богом, как в стихотворении М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Там полная гармония пустыни, которая внемлет богу, звезда со звездой, кремнистый путь и путь поэта, боль о Вселенной – и нет натюрморта там, где все живое, ты сам лишь часть пейзажа даже в своем вечном сне. Ничто не мертво.
И «Русский огонек» Рубцова – бескрайнее снежное мертвое поле соответствует его душе – и опять божественный промысел – огонек, который соответствует просвету в его судьбе. Люди такие, что нельзя здесь погибнуть даже в кромешной мгле. Они всегда кого-то ждут.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой.
И опять нет натюрморта, фотографии внутри избы, куда пришел путник – и они как живые, с особым смыслом пребывания здесь поэта, ожидания, незапертых дверей.
У Николая Гумилева для описания натюрморта – часов с остановившимся маятником используется сравнение – элемент пейзажа- луна:
Но вечером... О, как она страшна,
Ночная тень за шкафом, за киотом,
И маятник, недвижный, как луна,
Что светит над мерцающим болотом!
Синергия – божественное в обыденном, житийственном, элемент спасения. Элемент спасения – песни матери, пушкинский дуб у Лукоморья – покой.
Задание 1. Прочитайте стихотворение С.Есенина «Ус». Определите момент перехода портретной детали в натюрморт. Докажите, что эта баллада несет в себе элементы бунтарства и одновременно обреченности.
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась мать с верным сыном.
«Ты прощай, мой сын, прощай, чадо,
Знать, пришла пора, ехать надо!
Захирел наш дол по-над Доном,
Под пятой Москвы, под полоном».
То не водный звон за путиной —
Бьет копытом конь под осиной.
Под красневу дремь, под сугредок
Отвечал ей сын напоследок:
«Ты не стой, не плачь на дорогу,
Зажигай свечу, молись богу.
Соберу я Дон, вскручу вихорь,
Полоню царя, сниму лихо».
Не река в бугор била пеной —
Вынимал он нож с подколена,
Отрезал с губы ус чернявый,
Говорил слова над дубравой:
«Уж ты, мать моя, голубица,
Сбереги ты ус на божнице;
Окропи его красным звоном,
Положи его под икону!»
Гикал-ухал он под туманом,
Подымалась пыль за курганом.
А она в ответ, как не рада:
«Уж ты сын ли мой, мое чадо!»
*
На крутой горе, под Калугой,
Повенчался Ус с синей вьюгой.
Лежит он на снегу под елью,
С весела-разгула, с похмелья.
Перед ним все знать да бояры,
В руках золотые чары.
«Не гнушайся ты, Ус, не злобуй,
Подымись, хоть пригубь, попробуй!
Нацедили мы вин красносоких
Из грудей из твоих из высоких.
Как пьяна с них твоя супруга,
Белокосая девица-вьюга!»
Молчит Ус, не кинет взгляда, —
Ничего ему от земли не надо.
О другой он земле гадает,
О других небесах вздыхает…
*
Заждалася сына дряхлая вдовица,
День и ночь горюя, сидя под божницей.
Вот прошло-проплыло уж второе лето,
Снова снег на поле, а его все нету.
Подошла, взглянула в мутное окошко…
«Не одна ты в поле катишься, дорожка!»
Свищет сокол-ветер, бредит тихим Доном.
«Хорошо б прижаться к золотым иконам…»
Села и прижалась, смотрит кротко-кротко…
«На кого ж похож ты, светлоглазый отрок?..
А! — сверкнули слезы над увядшим усом. —
Это ты, о сын мой, смотришь Иисусом!»
Радостью светит она из угла.
Песню запела и гребень взяла.
Лик ее старческий ласков и строг.
Встанет, присядет за печь, на порог.
Вечер морозный, как волк, темно-бур…
Кличет цыплят и нахохленных кур:
«Цыпушки-цыпы, свет-петушок!..»
Крепок в руке роговой гребешок.
Стала, уставилась лбом в темноту,
Чешет волосья младенцу Христу.
Несомненно, синергия здесь в прямом и переносном значении. – сын для матери обретает божественную сущность, для Есенина таковой является сущность бунтаря. Ус, обрезанный ножом, обрел предметную сущность и стал фетишем. Соединил воспоминания о себе с божьим ликом. И момент перехода между жизнью и смертью – сугубо лермонтовский. Это не совсем смерть, но уже и не жизнь.
Иосиф Бродский читает стих Сергея Есенина о разбойнике, отрезавшем свой ус и сунувшим его за икону, и пишет заголовок своего отрывка: "Натюрморт". Можно, конечно, дать ссылку, но Гоголь же не давал, когда вырисовывал в своем "Ревизоре" "Страшный суд" Микеланджело. Значит, рано или поздно догадаются, что читал, на что смотрел, когда рассуждал о мертвой и живой природе. Как эти две природы в ноосфере, однако, переплелись. Икона, ус - портрет это или натюрморт, что бы более подходило для определения? «Портретонатюрморт»? Синергия.
Метафоры мать-Богородица, сын - Христос. Странные сближения. Уж не нарочно ли? Зачем Бродский закинул эту отсылку в конец рассуждения о людях и вещах? Натюрморте? Что там было у Есенина? Ус. Он предмет или тело, если отрезан? Распятие, икона - это вещь? Этот предметный, опредмеченный "бог земного круга" по мысли Пушкина, еще раньше перешедший от предметности и вещности к рождению бога. Не того, который жил... но который умер и выжил. Вещь на высшей стадии всех и всяческих эволюций когда она через свое бессмертие соединяет мир ушедших с миром печалящихся о них.
Гикал-ухал он под туманом,
Подымалась пыль за курганом.
А она в ответ, как не рада:
"Уж ты сын ли мой, мое чадо!" (Сергей Есенин)
Мать говорит Христу:
- Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой? (Иосиф Бродский)
Села и прижалась, смотрит кротко-кротко...
"На кого ж похож ты, светлоглазый отрок?..
А! - сверкнули слезы над увядшим усом. -
Это ты, о сын мой, смотришь Иисусом!"
(Сергей Есенин)
И все-таки портрет. Он же - очевидная кличка бунтовщика. Имя, вещь, бытие. Мать перед портретом сына или бога? У всех матерей в младенце-Христе есть что-то родное. Отсюда литературные реминисценции.
И эта особенная часть в монтажной композиции "Натюрморта": "Мать говорит Христу...". Разве не все равно, распятие - это портрет или натюрморт? "Разницы, диво, нет". Мир вещей соединяет с миром людей простой предмет, на котором не ясно, умер или жив Христос. Он мертвое тело или живая душа?
Задание 2. Прочитайте стихотворение Бродского «Натюрморт». Найдите в нем предметные детали и поясните, к чему они относятся: времени, пространству, быту, интерьеру, пейзажу, психологии? Найдите метафизические и поэтические переклички у Бродского с Есениным.
Задание 3. Прочитайте отрывок из поэмы «Мертвые души» Гоголя. Поясните, как интерьер бала может превратиться в натюрморт – кусок сахара. Зачем он так делает? Как это описание связано с заглавием «Мертвые души»?
«Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая клюшница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостию старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где вразбитную, где густыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь и опять прилететь с новыми докучными эскадронами».
Вы хотите произвести впечатление – появиться на балу в фраке, - а вы всего лишь муха на сахаре соблазнов.
Переделайте текст-описание в текст-повествование, затем в текст-рассуждение.
Задание 4. Прочитайте стихотворение «Пророк» Пушкина. Подумайте, в каком значении к этому стихотворению может быть употреблено слово «синергия»? Где происходит соединение божественного с человеческим? Какие части портрета (тела человека) Пушкин изобразил как вещи?
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Задание 5. Сочините свой «отрывок» используя соединение различных деталей (синергию).
Сравните «Пророк» Пушкина с «Пророком» Лермонтова по вопросам:
● История создания.
● К каким литературным направлениям и жанрам вы бы их отнесли?
● Понравились или не понравилось прочитанные произведения современникам, вам?
● Сюжет. Центральная фигура. Где и когда происходят изображенные события?
● Какая тема их объединяет? В чем разница звучания этой темы?
● Есть ли перекличка в сюжете, мотивах?
● Какие места в каждом произвели на тебя наиболее сильное впечатление?
● Каков язык произведений?
● Каков эмоциональный ореол?
● Символика цвета.
● Как в произведениях реализуются оппозиции верх-низ, запад-восток?
● Над какими вопросами произведения заставили задуматься?
● Какова основная мысль произведений?
● Кому ты советуешь прочитать эти произведения и почему?
Подсказка. Чтобы написать о языке произведений, сделайте лингвистическое упражнение из олимпиадных заданий: прокомментируйте пары слов, с полногласием и неполногласием. Что общего в каждой паре?
Набережная - безбрежная, сберегательный - пренебречь, наволочка - навлекать, облако - оболочка; воротник - возвратить, ворота -вратарь, заголовок - заглавие, главный, глава, голова; голосистый - возглас; загородный - заградительный, перегородить - преградить; деревянный - древесный; дорожить - драгоценный; жеребьёвка - жребий; заполнить - пленный; здоровый - здравница; золотой - златоглавая; укоротить - краткий; молодость - младенец, молочный - Млечный путь; обморочный - мрачный; оборона - бранить; наоборот - обратить; ошеломить - шлем; полотно - платок; порожний - праздный; привередливый - вредный; середина - средний; смородина - смрадный; солод - сладкий; сторожить - стража; теребить - требовать; холодный - прохладный; хоромы - храм; похороны - хранение; чередование - учреждение, через - чрезмерный.
Старославянизмы- с их неполногласием есть и в стихотворении Пушкина «Пророк». Найдите их. Зачем Пушкин их использует? Этот ли прием у Лермонтова?